Фрикционное устройство

 

Использование: передача крутящего момента . Сущность изобретения: вал и корпус связаны фрикционными дисками Элементы разведения выполнены в виде связанных с дисками источников постоянного магнитного поля, образованных двумя магнитами Элементы разведения всех дисков обращены в направлении их торцов полюсами одноименной полярности. 1 з п. ф-лы, 1 ил

СОЮЗ СОВЕ ТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)ю F 16 D 13/69, 65/38

ГОсудАРстВенный кОмитет

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ.

I (21) 4782855/27 (22) 17.01.90 (46) 30,07.92, Бюл, N 28 (71) Павлодарский индустриальный институт (72) В.А.Дахно и В.В.Дахно (56) Авторское свидетельство СССР

М 1337570, кл. F 16 0 13/69, 1984, Патент ФРГ

1Ф 928135, кл. F 16 D 13/52, 1954.

Изобретение относится к машинострое нию и может быть использовано в автомобилях, тракторах, станках и других транспортных и технологических машинах, Известна конструкция двухдисковой муфты сцепления, содержащая маховик, два фрикционных диска, нажимной и средний диск, нажимные пружины, закрепленный на среднем диске и размещенный в отверстии нажимного диска шток с упором на свободном конце, на котором между нажимным и средним дисками расположена отжимная пружина. Для уменьшения разности величин износа нажимного и.среднего дисков на среднем диске закреплены штоки с упором на свободном конце, проходящим через сквозное отверстие в нажимном диске, На штоках установлены отжимные пружины. Выравнивание износа между менее нагруженным ведомым и более нагруженным ведомым дисками при включении и выключении муфты достигаЕтся тем, что менее нагруженный фрикцион- ный диск вступает в работу раньше более нагруженного фрикционного диска. В процессе эксплуатации фрикционной муфты сцепления имеет место износ фрикционных

Ы2, 1751532 А1 (54) ФРИКЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО (57) Использование: передача крутящего Момента. Сущность изобретения: вал и корпус связаны фрикционными дисками. Элементы разведения выполнены в виде связанных с дисками источников постоянного магнитного поля, образованных двумя магнитами, Элементы разведения всех дисков обращены в направлении их торцов полюсами одноименной полярности. 1 з.п, ф-лы, 1 ил. накладок дисков, что ведет к уменьшению величины усилия затяжки отжимных пружин, а это в свою. очередь — ". изменению режима работы ведомых дисков и, следовательно, к снижению первоначального эффекта, т.е. к увеличению разности износа дисков.

Данная конструкция фрикционной муфты сцепления не позволяет получать равный износ фрикционных накладок по толщине дисков в процессе эксплуатации. Свободное расположение дисков на ведущем валу относительно маховика, среднего и нажимного дисков при отведенном нажимном диске не исключает возможность их контакта, а следовательно, к дополнительному износу ведомых дисков, Нарушение параллельности движения дисков приводит к неравномерному износу ведомых дисков по их радиусу. Длительное нахождение фрикцион ных ведомых дисков в контакте с ведущими дисками при включении и выключении муфты ведет к увеличению нагрева фрикционных наклэдок и, как следствие, к снижению эксплуатационных качеств материала фрикционных накладок.

1751532

40

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство, содержащее вал и .корпус, фрикционно связанные посредством дисков, одна часть которых связана с валом, а другая - с корпусом, причем диски по меньшей мере одной из частей выполнены с фрикционными накладками, а по меньшей мере один промежуточный диск второй части расположен между дисками первой части, а также элементы разведения в виде выполненных на дисках первой части источников постоянного магнитного поля, обращенных к аналогичным источникам смежных дисков этой части полюсами одноименной полярности.

Основными недостатками устройства являются следующие, Фрикционные накладки, выполненные совместно с магнитным порошком, представляют высокоэнергетические постоянные магниты, Максимальная твердость по Бринелю немагнитных материалов промежуточных дисков, работающих в температурном режиме до 250 С (температура в плоскости контакта диска и фрикционной накладки) составляет

НВ = 60 — 70. Твердость частиц материала постоянных магнитов фрикционных накладок составляет Н В = 500 — 600. Следовательно, твердость частиц магнитного порошка ориентировочно в 8 — 9 раз превышает твердость материала промежуточных дисков, В результате этого происходит интенсивное вырывание частиц материала, диска как более мягкого при включении и выключении фрикционного устройства, уменьшается фактическая поверхность контакта дисков с фрикционными накладками, увеличиваются удельные давления в плоскостях контактов, Выкрашивание частиц магнитного порошка и попадание его меж; ду трущимися поверхностями промежуточных дисков и фрикционных накладок способствует дополнительному износу материала дисков, Работа данного устройства на предельном температурном режиме ведет к снижению эксплуатационных качеств магнитного порошка фрикционных накладок, а в итоге — к снижению первоначального эффекта .от действия магнитных фрикционных накладок, Чередование северных и южных полюсов между магнитны.ми фрикционными накладками ведет к возможности неправильной установки одного или нескольких дисков с фрикционными накладками при сборке данного устройства.

Цель изобретения — повышение срока службы путем уменьшения износа и ловышение эксплуатационных качеств путем снижения нагрева при размыкании фрикционного устройства.

Поставленная цель достигается тем, что фрикционное устройство, содержащее вал и корпус, фрикционно связанные посредством дисков, одна часть которых связана с валом, а другая — с корпусом, причем диски по меньшей мере одной из частей выполнены с фрикционными накладками, а по меньшей мере один промежуточный диск другой части расположен между дисками первой части, а также элементы разведения в виде выполненных на дисках первой части источников постоянного магнитного поля, обращенных к аналогичным источникам смежных дисков этой части полюсами одноименной полярности, снабжено дополнительными источниками постоянного магнитного поля, которые расположены на дисках второй части и обращены к источникам смежных дисков обеих частей полюсами одноименной полярности, причем на укаэанном по меньшей мере одном промежуточном диске второй части упомянутый источник выполнен в виде установленных с обеих сторон его торцов двух постоянных магнитов, обращенных один к другому полюсами одноименной полярности, С целью обеспечения взаимозаменяемости имеющиеся источники постоянного магнитного поля выполнены аналогично расположенному на промежуточном диске дополнительному источнику, Сопоставленный анализ с известным устройством показывает, что предлагаемое фрикционное устройство отличается наличием дополнительных источников постоянного магнитного поля и их связями между собой и элементами фрикционного устройства.

Введение дополнительных источников постоянного магнитного поля в предлагаемом фрикционном устройстве с указанными связями между собой и элементами устройства способствуют появлению новых положительных свойств, что приводит к повышению срока службы путем уменьшения износа и повышения эксплуатационных качеств путем снижения нагрева при раэмы-. кании устройства, На чертеже схематически изображено фрикционное устройство, Эрикционное устройство содержит вал и корпус, фрикционно связанные посредством дисков, одна часть которых 3,15 связана с валом, а другая 1, 5, 17 — с корпусом 18.

При этом диски по меньшей мере одной из частей 3,15 выполнены с фрикционными накладками 2, 4, 14, 16, à по меньшей мере один промежуточный диск 5 второй части

17 1г)32

50 расположен между дисками 3, 15. Устройство содержит элементы разведения в виде выполненных на дисках первой части источников 7, 8 и 12, 13 постоянного магнитного поля, обращенных к аналогичным источникам 6, 9, 10, 11 смежных дисков этой части полюсами одноименной полярности, Дополнительные источники 6, 9, 10 и 11 постоянного магнитного поля, расположенные на дисках 1, 5, 17 второй части обращены к источникам смежных дисков обеих частей полюсами одноименной полярности. По меньшей мере на одно поомежуточном диске 5 второй части источник постоянного магнитного поля выполнен в виде установленных с обеих сторон его торцов двух постоянных магнитов 9, 10, обращенных один к другому полюсами одноименной полярности..С целью обеспечения взаимозаменяемости имеющиеся источники постоянного магнитного поля выполнены аналогично расположенному на промежуточном диске дополнительному источнику, Фрикционное устройство работает следующим образом.

В выключенном состоянии фрикционного устройства существующие магнитостатические силы между парами постоянных магнитов 11, 10; 11, 13; 12, 10; 9, 6; 9, 7; 8; 6 обеспечивают равновесие системы в целом.

flpv. перемещении диска 17 в направлении диска 1 (включение устройства) происходит уменьшение воздушных зазоров в первую очередь между парами постоянных магнитов 11, 10 и 11, 13, в результате чего между указанными парами постоянных магнитов увеличиваются их магнитостатические силы. При этом магнитостатические силы, существующие между парами постоянных магнитов 12, 10; 9, 7; 9, 6; 8, 6, становятся по модулю меньше магнитостатических сил, существующих между парами постоянных магнитов 11, 10 и 11, 13..Нарушается динамическое равновесие системы. Система стремится занять новое равновесное состояние посредством перемещения дисков 15, 5, 3 в направлении диска 1. Анализ перемещений дисков 17, 15, 5, 3 показал, что к моменту включения фрикционного устройства перемещения четырех указанных дисков становятся практически равными, что обеспечивает практически одновременное включение в работу всех дисков. Во включенном состоянии фрикционного устройства воздушные зазоры в каждой паре постоянных магнитов становятся наименьшими, а магнитостатические силы принимают максимальные значения, При включении фрикционного устройства, т.е, при перемещении диска 17 в направлении, противоположном диску 1, происходит процесс, обратный указанному.

-Формула изобретения

1, Фрикционное устройство, содержащее вал и корпус, фрикционно связанные посредством дисков, одна часть которых связана с валом, а другая — с корпусом, причем диски по меньшей мере одной из частей выполнены с фрикционными.накладками, а по меньшей мере один промежуточный диск другой части расположен между дисками первой части, а также элементы разведения в виде выполненных на дисках первой части источников постоянного магнитного поля, обращенных к аналогичным источникам смежных дисков этой части полюсами одноименной полярности, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения срока службы путем уменьшения износа и повышения эксплуатационных качеств путем снижения нагрева при размыкании, оно снабжено дополнительными источниками постоячного магнитного поля, которые расположены на дисках второй части и обращены к источникам смежных дисков обеих частей полюсами одноименной полярности, причем на указанном по меньшей мере ЬдНоМ промежуточном диске второй части упомянутый источник выполнен в виде .установленных с обеих сторон его торцов двух постоянных магнитов, обращенных один к другому полюсами одноименной полярности.

2. Устройство по п,1, от л и ч а ю ще ес я тем, что, с целью обеспечения взаимозаменяемости, имеющиеся источники постоянного магнитного поля выполнены аналогично расположенному на промежуточном диске дополнительному источнику.

1751532

12

Г

76

Составитель B. Дахно

Редактор М, Петрова Техред М.Моргентал Корректор Э, Лончакова

Заказ 2681 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Фрикционное устройство Фрикционное устройство Фрикционное устройство Фрикционное устройство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для регулирования зазора в колодочных тормозах транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к конструкциям барабанных тормозов с самоустанавливающимися колодками, может быть использовано в подъемно-транспортных машинах

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть / t

Изобретение относится к экскаВ9 .торостроени1о и может быть использовано в приводах поворота платформы экскайаторов и других маиин

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для передачи крутящего или восприятия тормозного моментов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к муфтам сцепления и может быть использовано в судовых реверс-редукторах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в трансмиссиях машин и станков

Изобретение относится к машиностроению , в частности к двухдисковым включаемым фрикционным .муфтам, и .может быть использовано на тракторах, автомобилях и других транспортных средствах

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для пере17 18 / /// 7 1 8 3 10 дачи или торможения вращения

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для передачи вращения

Изобретение относится к машиностроению , в частности к транспортному машиностроению, и может быть использовано в муфтах сцепления для регулирования положения дисков

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения
Наверх