Составное зубчатое колесо

 

Изобретение относится к машиностроению , к составным зубчатым колесам. Цель изобретения - повышение надежности составного зубчатого колеса - достигается за счет увеличения жесткости соединения частей колеса в окружном направлении. Колесо состоит из двух частей 2. 1. выполненных в виде дисков с торцовыми взаимообращенными поверхностями разъема. На упомянутых поверхностях имеются размещенные друг в друге выступы и соответствующие впадины, причем последние выполнены в виде сквозных радиальных прорезей в дисках . Конструкция позволяет демонтировать колесо с вала без разборки агрегата путем разъема частей 1,2 в радиальном напраппе нии. При передаче нагрузки в окружном нг правлении обеспечивается повышенная жесткость соединения частей 1,2, т.к. выступы , входящие во впадины-прорези,испытывают срезающие усилия. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (! 9) (3 1) (я)5 F 16 Н 55/12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

/ (21) 4706360/28 (22) 16,06,89 (46) 07,08,92. Бюл. N 29 (75) А.Я.Звиргад (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 502166, кл. F 16 Н 55/14, 1973.

Авторское свидетельство СССР

¹ 983359, кл, F 16 Н 55/17, 1980.

Патент США

N 4506559, кл. F 16 Н 55/12, 1985. (54) СОСТАВНОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО (57) Изобретение относится к машиностроению, к составным зубчатым колесам. Цель изобретения — повышение надежности составного зубчатого колеса — достигается эа счет увеличения жесткости соединения часИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах разнообразных машин.

Известно составное зубчатое колесо (1), содержащее ступицу и венец, соединенные между собой при помощи соответствующих соединительных средств.

Известно также составное зубчатое колесо (2), содержащее венец и сопряженный с ним сменный торцовый зубчатый диск;

Недостатками известных конструкций являются низкая ремонтопригодность и неудобства при их установке в труднодоступных местах, так как для их монтажа требуется доступ к торцу вращательного вала, а при замене одного неисправного колеса иногда необходимо разобрать весь комплексный механизм.

Известно составное зубчатое колесо (3), в котором его составные части выполнены в виде двух половин для повышения ремон- тей колеса в окружном направлении. Колесо состоит иэ двух частей 2, 1, выполненных в виде дисков с торцовыми взаимообращенными поверхностями-разъема. На упомянутых поверхностях имеются размещенные друг в друге выступы и соответствующие впадины, причем последние выполнены в виде сквозных радиальных прорезей в дисках. Конструкция позволяет демонтировать колесо с вала без разборки агрегата путем разъема частей 1, 2 в радиальном направлении. При передаче нагрузки в окружном направлении обеспечивается повышенная жесткость соединейия частей 1, 2, т.к. выступы, входящие во впадины-прорези, испытывают срезаюсЦйе усйлЮя. 4 ил, топригодности и облегчения установки в труднодоступных местах. Составные части колеса, выполненные в виде двух половин; а более конкретно в виде двух полуколец с возможностью радйальмбго монтажа, соединяютя с помощью входящих друг в друга выступов и выемок.

Недостатком известной конструкции является то, что из-эа поолукольцевой формы составных частей, снабженных выступами и соответствующими углублениями на вэаимообращенных поверхностях разъема, недостаточно высока надежность по причине уменьшения жесткости передачи нагрузки между половинами в окружном направлении,.

Целью изобретения. является повышение надежности за счет увеличения жесткости соединения частей в окружном направлении.

1753121

Цель достигается тем, что в составном зубчатом колесе, содержащем две разъемные относительно друг друга в радиальном направлении колеса части с выступами и соответствующими впадинами на взаимо- 5 обращенных поверхностях рэзьема, согласнр изобретению части выполнены в виде дисков с торцовыми вэаимообращенными поверхностями разъема, а впадины — a виде сквозных радиальных прорезей в дисках, 10

На фиг.1 изображено зубчатое колесо, поперечный разрез; на фиг,2 — зубчатое колесо по фиг.1 в разобранном виде; на фиг,3 — вид слева; на фиг.4 — вид слева в другом модифицированном варианте исполнения, 15

Зубчатое колесо (фиг.1-3) состоит из двух одинаковых частей I и 2, разьемных относительно друг друга в радиальном направлении колеса и выполненных в аиде дисков с соответствующими зубчатыми вен- 20 цами 3 и 4. Часть 1 имеет торцовую поверхность 5 разъема и противоположную впадину в виде сквозной радиальной прорези 6 в диске, проходящей от венца 3 до

oceaoro отверстия 7, и имеющую ширину, 25 равную диаметру отверстия 7. Соответственно часть 2 имеет аналогичную торцовую вэаимообращенную поверхность 8 разъема и сквозную радиальную прорезь 9, причем поверхности 5 и 8 разъема преимуществен- 30 но выполнены за одно целое с соответствующими частями I и 2. Обе части 1 и 2 соединены вместе посредством фиксирующего расположения торцовой поверхности

5 раэьема первой части I в радиальной про- 35 рези 9 второй части 2 и соответственно торцовой поверхности 8 в прорези 6 первой части 1. Фиксация может быть осуществлена посредством болтов, винтов (не показаны), для чего предусмотрены 40 соответствующие отверстия 10, или другим способом — штифтами, заклепками, точечной сваркой, склеиванием и т.д.

Работает зубчатое колесо общеизвестным образом, 45

При монтаже сборка зубчатого колеса благодаря радиальным прорезям 6 и 9 шириной, равной диаметру осевого отверстия

7, может быть осуществлена посредством раздельного свободного надевания каждой части I и 2 на вал (не показан) с их разворотом на 180О, расположением соответствующих торцовых поверхностей 5 и 8 разъема в соответствующих прорезях 9 и 6 и фиксацией обеих частей 1 и 2 при помощи болтов и т.п.

Разборка зубчатого колеса осуществляется в обратной последовательности.

В другом модифицированном варианте исполнения (фиг.4) ширина, например, одной прорези 6 и соответственно торцовой поверхности 8 разъема меньше диаметра осевого отверстия 7, т.е, равна минимальному поперечному размеру вала, имеющего, например, в месте установки колеса срез или паз или меньший диаметр на прилегающем участке, чем обеспечивается самостоятельное удерживание на валу соответствующей части при ее радиальном или аксиальном смещении.

Могут быть предусмотрены также другие взаимно фиксирующие выступы/пазй в зоне сопрягания обеих частей 1 и 2.

Составное зубчатое колесо по предложению обеспечивает получение ожидаемого положительного эффекта — повышение надежности за счет увеличения жесткости соединени частей в окружном направлении, Формула изобретения

Составное зубчатое колесо, содержащее две разъемные относительно друг друга в радиальном направлении колеса части с выступами и соответствующими впадинами на вэаимообращенных поверхностях рэзьема., раэмещенными друг в друге, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности за счет увеличения жесткости соединения частей в окружном направлении, части выполнены в виде дисков с торцовыми вэаимообращенными поверхностями разъема, а впадины — в виде сквозных радиальных прорезей в дисках.

1753121 (РИФ

Составитель А.Звиргзд

Редактор Т.Юрчикова Техред М.Моргентал Корректор В.Петраш

Заказ 2751 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Составное зубчатое колесо Составное зубчатое колесо Составное зубчатое колесо 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в механизмах для передачи движения - вращения, например в приводах тяжелосредних сепараторов , в горно-химической, рудной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к машиностроению , а именно к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах для регулирования взаимного расположения сопрягаемых зубчатых колес Целью изобретения является повышение точности ориентирования зубчатого колеса относительно сопрягаемых с ним зубчатых колес Зубчатое колесо 1 установлено на валу 9 на опорах качения 12

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в конструкциях зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению , а именно к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению , к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в кинематических передачах с изменяемой геометрией элементов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при ремонте крупномодульных зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению, а именно к коробкам передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах

Изобретение относится к системе подвески мотоцикла, а также к звездочке для такой системы

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано при создании новых конструкций зубчатых передач

Изобретение относится к силовым передачам, в частности к приводным блокам зубчатых передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях различных машин и механизмов, где требуется переналадка зубчатого колеса с одного диаметра на другой

Изобретение относится к области машиностроения , а именно к составным зубчатым колесам, содержащим венец и ступицу, сопряженные посредством демпфирующего элемента

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в зубчатых колесах, работающих с ударными нагрузками. Зубчатое колесо содержит тело (1), зубчатый венец с зубьями (2) и пару кольцевых торцевых накладок, укрепленных на теле и перекрывающих торцы зубьев. Зубчатый венец выполнен из отдельных, не связанных между собой зубьев. Каждый зуб (2) укреплен шарнирно в накладках с возможностью проворачивания в обе стороны в плоскости вращения колеса. Между основаниями зубьев и телом выполнены зазоры, заполненные упругим материалом (13). Изобретение направлено на повышение надежности зубчатых колес. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в зубчатых колесах, работающих с ударными нагрузками. Зубчатое колесо, содержит тело (1), зубчатый венец с зубьями (2) и пару кольцевых торцевых накладок, укрепленных на теле и перекрывающих торцы зубьев. Зубчатый венец выполнен из отдельных зубьев (2), не связанных с телом колеса. Каждый зуб (2) установлен в кольцевых накладках посредством оси (8) с возможностью проворачивания на ней в плоскости вращения колеса. Основание каждого зуба представляет собой две плоскости (13, 14), перпендикулярные плоскости симметрии зуба и разнесенные относительно друг друга по высоте зуба. Плоскости расположены между боковыми поверхностями (11, 12) зуба и плоскостью его симметрии. Одна плоскость (13) опирается в ненагруженном ударной нагрузкой состоянии зуба на тело (1) колеса по площадке, выполненной на окружной поверхности тела колеса, перпендикулярной плоскости симметрии зуба и равной по площади проекции основания зуба на тело. Другая плоскость (14), ближе расположенная к вершине зуба, опирается на тело посредством упругой прокладки (16), равной по площади этой плоскости и обеспечивающей проворачивание зуба на его оси при превышении величины действующей на него нагрузки номинального значения. Изобретение направлено на повышение надежности зубчатых колес. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано для изготовления колес зубчатых передач. Способ изготовления зубчатого колеса включает раздельное изготовление тела (1) и венцового колеса, состоящего из обода (2) с расположенным на нем зубчатым венцом с зубьями (3), и последующую их сборку. Тело (1) изготавливают в виде цилиндрического диска диаметром, меньшим, чем диаметр внутренней поверхности обода (2). Обод выполняют со шлицами (4), расположенными на его внутренней поверхности по плоскостям симметрии зубьев (3) зубчатого венца, перпендикулярно торцам (7) обода. Высоту шлицов (4) выполняют большей, чем разница радиусов внутренней поверхности обода и окружной поверхности тела. По окружности тела выполняют пазы (10), ответные по отношению к шлицам обода и с сечением, большим, чем сечение шлицов. Венцовое колесо и тело совмещают соосно друг с другом с расположением их торцов в одной плоскости и фиксируют их в этом положении. Полости между телом и ободом заполняют расплавленным материалом, например пластмассой; выдерживают расплав до затвердевания, после чего с изготовленного зубчатого колеса фиксацию снимают. Изобретение направлено на упрощение процесса изготовления зубчатого колеса и повышение его прочности. 3 ил.
Наверх