Коленчатый вал

 

Использование: в дпигатслестроении, а именно в конструкциях коленчатого вала, и может найти применение при производстве и ремонте коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания. Сущность изобретения: коленчатый вал двигателя внутреннего сгорания содержит коренные и шатунные шейки с каналами для подвода смазки и охватывающие шейки накладки в форме частей втулки с разъемом в осевой плоскости. Накладки изготовляются из упругого материала . Каждая накладка на контактирующих в плоскости разъема поверхностях имеет полукольцевые выступ, которые попарно устанавливаются в гнездах, выполненных на выходе каналов подвода смазки шейки коленчатого вала. Гнезда выполнены в виде отверстия, соосного выходящему отверстию канала, и по диаметру равны внешнему диаметру полукольцевых выступо з, а по глубине - высоте выступов. При стыковке полукольцевые выступы образуют канал по диаметру, равный выходящему отверстию канала смазки шейки вала, вокруг которого на наружной поверхности каждой из частей втулки соосно внутреннему отверстию выступа выполнены полуовальные выемки, большая ось которых расположена перпендикулярно образующей шейки. Количество накладок, являющихся частями втулки, равно количеству выходных отверстий каналов подвода смазки на шейке коленчатого вала, 2 з.п. ф-лы, 3 ил. е СО С

< БО«, 1754941 А1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (Я)5 F 16 С 3/14

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4852269/27 (22) 19.07.90 (46) 15.08.92, Бюл, М 30 (72) В.К,Фролов и В.B.Завару ев. (53) 621;43 (088.8) (56) Заявка Великобритании

М 2163526, кл. F 16 С 3/06, 1986..

Изобретение относится к двигателест- . стия, открывающие выходы каналов для роению, а именно к конструкциям коленча- смазки. K недостаткам данной конструкции того вала, и может найти применение при коленчатого вала прежде всего следует отпроизводстве и ремонте коленчатых валов:: нести то, что полувтулки фиксируются на двигателей внутреннего сгорания.. шейке вала эа счет дополнительно выполИзвестен коленчатый вал, выбранный в . ненных йрофилированных гнезд, что отрикачестве прототипа предлагаемого техниче- цательно сказывается йа прочностных ского решения, где участок шейки коленча- . характеристиках вала и, следовательно., на того вала окружают две полувтулки„. егодолговечности. крометого,данная конобразующие подшипник, Каждая полувтул- струкция вала имеет отраниченную область ка снабжена профилированным высту- применения, так как нормальная работопом, который входит в специальйое способность вала обеспечивается при его профилированное гнездо, выполненное вращении только в одном направлении (в на краю шейки, примыкающей к галтели . сторону выступов втулки) вследствие того, . вала. Полувтулки имеют сквозные отвер- что полувтулки имеют выступы только на

wmk

1 (54) КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ (57) Использование: в двигатслестроении; а именно в конструкциях коленчатого вала, и может найти применение при производстве и ремонте коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания. Сущность изобретения: коленчатый вал двигателя внутреннего сгорания содержит коренные и шатунные шейки с каналами для подвода смазки и охватывающие шейки накладки в форме частей втулки с разьемом в осевой плоскости.

Накладки изготовляются из упругого материала. Каждая накладка на контактирующих

2 в плоскости разъема поверхностях имеет полукольцевые выступа. которые попарно устанавливаются в гнездах; выполненных на выходе каналов подвода смазки шейки коленчатого вала. Гнезда выполнены s виде отверстия, соосйого выходящему отверстию канала, и по диаметру равны внешнему диаметру полукольцевых выступов, а. по глубине — высоте выступов. При стыковке полукольцевые выступы образуют канал по диаметру, равный выходящему отверстию канала смазки шейки вала, вокруг которого на наружной поверхности каждой из частей втулки соосно внутреннему отверстию выстуйа выполнены полуовальные выемки, большая ось которых расположена перпендикулярно образующей шейки. Количество накладок, являющихся частями втулки, равно количеству выходных отверстий каналов подвода смазки на шейке коленчатого вала.

2 з.ri. ф-лы, 3 ил.

1754941 одном конце, в то время как второй конец выполнен гладким, Обратное вращение вала может вызвать задир вкладышей шатуна из-за неустойчивой позиции свободных концов полувтулок, что в свою очередь приве- 5 дет к выходу всего агрегата из строя;

Целью изобретения является увеличеt-tvie ресурса, повышение надежности и упрощение конструкции коленчатого вала.

Поставленная цель достигается тем, что 10 в коленчатом early, содержащем коренные и шатунные шейки с каналами для подвода смазки, охватывающие шейки накладки в форме частей втулки с разьемом в осевой плоскости, накладки, выполненные из упру- 15 гого материала, на своих концах, стыкующихся друг с другом, имеют полукольцевые выступы, которые попарно устанавлйваются в гнездах, выполненных на выходе каналов для подвода смазки шейки коленчатого 20 вала, гнезда представляют собой расширенные отверстия, расположенные соосно выходящему .отверстию канала, и по диаметру равны внешнему диаметру полукольцевых выступов, а по глубине равны высоте 25 выступов на краях накладок, голукольцевые выступы при стыкковке друг с другом образу: ют составной циллндрический выступ с центральйым отверстйем, равным диаметру выходящего отверстия канала, для беспре- 30 пятственного прохода смазки к трущимся поверхностям накладок и шатунных вкла,дышей, На внешних сторонах накладок, соосно отверстию, образованному состыко: ванными полукольцевыми выступами, вы- 35 .полнены овальные выемки, большая ось которыи располбжена перпейдикулярно образующей шейки. Выемки способствуют равномерному распределению смазки на трущихся поверхностях. Количество накладбк; являющихся частями втулки, равно количеству выходных отверстий каналов для подвода смазки на шейке коленчатого вала.

Таким образом, оба конца каждой накладки за счет своих полукольцевых выступов и гнезд в каналах для подвода смазки фиксируются на шелке коленчатого вала в определенном положении, обеспечивающем продольную, радиальную и поперечную устойчивость.

Отличие предлагаемой конструкции состоит в том; что накладки, выполненные иэ упругого материала, на своих концах, стыкующихся друг с другом, имеют полукольцевые выступы, которые попарно устанавливаются в гйезда, выполненные на выходе каналов для подвода смазки, и образуют составно" ;рический выступ с центральным отверстлем, вокруг которого на наружных поверхностях накладок выполиены овальные выемки для равномерного распределения смазки йа трущихся noaeðõностях накладок и шатунных вкладышей, Кроме того, для фиксации накладок на шейках коленчатого вала в радиальном, продольном и поперечном направлениях в конструктивных элементах вала не требуется использовать какие-либо дополнительные проточки или отверстия, кроме тех, что уже существуют, предусмотренные первоначальной конструкцией вала.

На фиг.1 изображена шейка коленчатого вала с установленными на ней накладками (разрез шейки в плане); на фиг.2 — шейка коленчатого вала с накладками, поперечный разрез; на фиг,3 — накладки, общий вид.

Коленчатый вал содержит коренные и шатунные шейки 1, в которых предусмотрены каналы 2 для подвода смазки, щеки 3, сменные накладки 4 имеют вид частей втулки и выполнены иэ упругого материала (например, сталь 60Г), накладки 4 имеют. полукольцевые выступы 5, которые попарно устанавливаются в гнезда, выполненные на выходе каналов 2. Полукольцевые выступы

5 при стыковке друг с другом и установке в гнезда образуют составной цилиндрический выступ с центральным отверстием 6 для беспрепятственного прохода смазки к трущимся поверхностям. На внешних сторонах накладок вокруг отверстия 6 находятся овальные выемки 7. Выемки расположены таким образом, что большая ось овала. расположена перпендикулярно образующей шейки..

Монтаж накладок 4 на шейку коленчатого вала 1 производится путем простого на-. движения каждой из них на шейку 1 вплоть до того, пока полукольцевые выступы 5 не войдут в гнезда и тем самым не обеспечат плотное сопряжение поверхности шейки 1 с внутренней поверхностью накладки 4, В процессе работы накладки 4 неподвижно фиксируются в продольном, радиальном и поперечном направлениях на шейках

1 коленчатого вала за счет эффективного действия полукольцевых выступов 5 в гнездах, плотного сопряжения внутренней поверхности накладки 4 с поверхностью шейки 1, а также за счет упругих свойств материала, из которого сделаны накладки, не позволяющих полукольцевым выступам 5 самопроизвольно выйти из гнезда. При.необходимости демонтаж накладок 4 производится следующим образом. Используя спицеобразный инструмент, который через отверстие 6 подводят под полукольцевой .выступ 5 накладки 4,. и прилагая усилия, направленйые от шейки, выводят полукольцевой выступ 5 иэ гнезда, тем самым осво t754941 бождая накладку 4 от зацепления с шейкой

1 коленчатого вала.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что предлагаемая конструкция коленчатого вала более ремонтопригодна, чем все уже известные конструкции коленчатых валов, имеющих на шейках каналы для подвода смазки к трущимся поверхностям, так как для замены комплекта накладок у предлагаемой конструкцйи вала потребность в использовании дополнительного оборудования, материалов и инструмента полность отсутствует.

: Данный коленчатый вал целесообразно испольэовать на всех двигателях внутреннего сгорания, имеющих коленчатые валы с коренными и шатунными шейками, снабженными каналами для подвода смазки к трущимся поверхностям.

Формула изобретения

:1, Коленчатый вал, содержащий коренные и шатунные шейки с каналами для подвода смазки и охватывающие шейки накладки в виде частей втулки с разъемом в осевой плоскости с фиксирующими элементами, размещенными в гнездах, выполненных на шейках, о тл и ч à ю щи с я тем, что, с целью-увеличения ресурса; повышения надежности и упрощения конструкции, 5 гнезда выполнены в виде отверстия. соосйого выходящему отверстию канала, фиксиру. ющие элементы выполнены в виде полукольцевого выступа, наружный диа- метр которого равен диаметру гнезда, а

10 внутренний — диаметру выходящего отверстия канала, при этом йакладки выполненй из упругого материала, выступы размещень: на контактирующих в плоскости разъема поверхностях частей втулки, а количество час15 тей втулки равно количеству вйходных отверстий каналов на собтветствующей шейке.

2, Вал по п.1, отличающийся тем, что наружная поверхность части втулки

20 снабжена выемками, соосными внутреннему отверстию выступа. . 3. Вал по п,2, отличающийся тем, что выемки выполнены в виде полуовала, большая ось которого расположена перпен25 дикулярно образующей шейки.

"75494 1

Составитель 8. Фролов ..

Редактор В, Фельдман Гехред М,Моргентал Корректор 8. Петраш Заказ 2877: Тираж: Подписное

8НЙИПИ Государственного комитета по изобретейиям и открытиям при ГКНТ СССР

113036, Москва, Ж-З6, Раушская наб.. 4/6

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Коленчатый вал Коленчатый вал Коленчатый вал Коленчатый вал 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может быть использовано в конструкциях двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению , преимущественно к двигателестроению, в частности к коленчатым валам

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может быть использовано в конструкциях двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к двигателестроению, в частности к коленчатым валам V-образных двигателей внутреннего сгорания, имеющим два шатуна на шатунной шейке

Изобретение относится к двухтактным двигателям с кривошипно-камерной продувкой и совместной с топливом системой смазки

Изобретение относится к энергетическому машиностроению, а именно - к двигателестроению, и может быть использовано в конструкции поршневых двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве коленчатых валов V-образного восьмицилиндрового двигателя с углом между кривошипами 90°

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при изготовлении коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания и поршневых компрессоров, содержащих в шатунной шейке полости для центробежной очистки масла

Вал // 2084714
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в частности, в автомобилестроении, самолетостроении, тракторостроении и т.п

Изобретение относится к двигателестроению, а конкретно к устройствам смазки двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в многоцилиндровых двигателях внутреннего сгорания с литыми коленчатыми валами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коленчатых валах компрессоров и двигателей внутреннего сгорания
Наверх