Устройство для испытания образцов конструкций аэродромных или дорожных покрытий на усталостную прочность

 

Использование: аэродромное или дорожное строительство. Сущность изобретения: устройство содержит металлический цилиндр, размещенную в нем на сжимаемом элементе металлическую гильзу с отверстиями на ее поверхностях. Цилиндр и гильза образуют полости, нижняя из которых посредством водоотводной трубки соединена с гидрокомпенсатором. Устройство содержит приспособление для создания статических и динамических нагрузок. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

|5|}5 6 01 N 33/42

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4838461/33 (22) 12.06,90 (46) 30.08.92, Бюл, |ч . 32 (71) Киевский институт инженеров гражданской авиации им. 60-летия СССР (72) И. В. Цип риано вич, И. А, Белинский, В.И.Веревкин, С.Н.Каратеев и Н.В.Старченко (56) Авторское свидетельство СССР

N. 299752, кл, 6 01 N 33/42, 1968, Авторское свидетельство СССР

N. 968762, кл. 6 01 |ч 33/42 1980. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ОБРАЗЦОВ КОНСТРУКЦИЙ АЭРОДРОМНЫХ

Изобретение относится к испытаниям конструкций аэродромных или дорожных покрытий, работающих в переувлажненном состоянии; и может быть использовано в аэродромном или дорожном строительстве.

Известно устройство для определения давления грунта, содержащее металлический цилиндр | приспособление для создания статических и динамических нагрузок.

Недостатком этого устройства является то, что оно не обеспечивает точности и достоверности результатов испытаний, так как моделируемая в нем работа покрытия не приближена к натурным условиям.

Наиболее близким к заявленному является. устройство для аэродромных или дорожных покрытий, содержащее металлический цилиндр и размещенное на нем приспособление для создания статических и динамических нагрузок.

„„. Ж„„1758553 A 1

ИЛИ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ HA YCTAJIOСТНУЮ ПРОЧНОСТЬ (57) Использование: аэродромное или дорожное строительства. Сущность изобретения: устройство содержит металлический цилиндр, размещенную в нем на сжимае.мом элементе металлическую гильзу с отверстиями Hà ее поверхностях. Цилиндр и гильза образуют полости, нижняя иэ которых посредством водоотводной трубки соединена с гидрокомпенсатором. Устройство содержит приспособление для создания статических и динамических нагрузок. 1 ил.

Недостатком известного устройства является то, что оно не обеспечивает точности и достоверности результатов испытаний, так как моделируемая в нем работа покрытия не приближена к натурным условиям.

Цель изобретения — повышение точности и достоверности испытаний за счет при- Ж ближения их испытаний к натурным Ql воздействиям. Q1

Достигается цель тем; что устройство (,А) снабжено металлической гильзой с отверстиями на ее поверхностях, сжимаемым элементом, фильтрующим экраном и гидрокомпенсатором, при этом металлическая гильза размещена на сжимаемом элементе внутри металлического цилиндра с образованием полостей между его стенкой и дном, фильтрующий экран размещен на внутренней стенке металлической гильзы, а полость между дном цилиндра и гильзой

1758553 посредством водоотводной трубки соединена с гидрокомпенсатором, На чертеже показан вид устройства при нагружении образца покрытия.

Устройство содержит металлический цилиндр 1 с размещенным на нем приспособлением 2 для создания статических и динамических нагрузок, В нижней части металлического цилиндра 1 уложен опорный сжимаемый элемент 3, на который установлена металлическая гйльза 4 с отверстиями

5, расположенными раЪномерно по всей поверхности. Металлическая гильза 4 имеет с внутренней стороны фильтрующий экран 6.

Металлическая гильза 4 образует боковую и нижнюю полости 7,8 между стенкой и дном металлического цилиндра 1, причем нижняя полость 8 через водоотводную трубку 9 соединена с гидрокомпенсатором 10, Устройство работает следующим образом, В металлическую гильзу 4 помещают грунт естественного основания (при необходимости его уплотняют), остальную часть металлической гильзы заполняют образцом испытываемого покрытия. Для удобства помещения и извлечения образца покрытия металлическая гильза 4 может быть разъемной. На опорный сжимаемый элемент 3 устанавливают металлическую гильзу 4 с образцом покрытия. В металлический цилиндр 1 и гидрокомпенсатор 10 заливают воду, которая заполняет полости 7,8 между стенками и дном цилиндра и гильзы 4, В таком положении образец покрытия выдер. живают определенное время для установления гидравлической связи между водой в порах образца и водой, находящейся в полостях 7,8, После этого приспособлением 2 создают требуемое усилие. фиксируемое динамометром сжатия. Слои образца подвергают сжатию, в связи с чем в них увеличивается поровое давление воды, фиксируемое датчиками noporoaoro давления. Вместе со сжатием образцов покрытия сжимается опорный сжимаемый элемент 3 (например, резиновое кольцо) и часть воды, находящаяся в нижней полости 8, вместе с водой, содержащейся в порах естественного основания и покрытия. отжимается через водоотводную трубку 9 в гидрокомпенсатор 10, а также через отверстия 5 в металлической гильзе 4 {отверстия 5 находятся на боковой поверхности и днище гильзы 4) в

5 полости 7,8. После снятия нагрузка происходит разгрузка образца. В результате уп10

50 ругого последействия естественного основания образца и опорного сжимаемого элемента 3 создается разряжение в гидросистеме, Поровое давление воды в образце снижается. Вода из гидрокомпенсатора 10 возвращается в полости 7,8 цилиндра 1 и поры образца покрытия. Этим моделируются присосно-отсосные явления, образующиеся в реальной работе покрытий и их естественных оснований, и связанные с ними пульсационная фильтрация воды в порах материала покрытий и колебание в них поpoeoro давления, Через определенные интервалы времени конструкция покрытия вновь и вновь подвергается нагрузке. что вызывает повторение описанных процессов, По изменению прочности образцов покрытия. прошедших испытание в приборе, на одноосное сжатие оценивают усталостную прочность покрытий и их ресурс.

Формула изобретения

Устройство для испытания образцов конструкций аэродромных или дорожных покрытий на усталостную прочность, содержащее металлический цилиндр и размещенное на нем приспособле ие для создания статических и динамических нагрузок. измерительные приспособления, о т л и ч à ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности и достоверности испытаний за счет приближения их к натурным воздействиям, устройство снабжено металлической гильзой с отверстиями xa ee поверхностях, сжимаемым элементом, фильтрующим экраном и гидрокомпенсатором. при этом металлическая гильза размещена на сжимаемом элементе внутри металлического цилиндра с образованием полостей между его стенкой и дном, фильтрующий экран размещен на внутренней стенке металлической гильзы, а полость между дном цилиндра и гильзой посредством водоотводной трубки соединена с гидрокомпенсатором.

1758553

Составитель M.Ñëèíüêî

Редактор Т.Пилипенко Техред Ы.Моргентал Корректор M. Максимишинец

Заказ 2996 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Устройство для испытания образцов конструкций аэродромных или дорожных покрытий на усталостную прочность Устройство для испытания образцов конструкций аэродромных или дорожных покрытий на усталостную прочность Устройство для испытания образцов конструкций аэродромных или дорожных покрытий на усталостную прочность 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству автомобильных и железных дорог на сжимаемых основаниях, например на болотах

Изобретение относится к строительным материалам, а именно к устройствам для их испытания

Изобретение относится к литейному производству, в частности к методам контроля и регулирования свойств оборотных формовочных смесей

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к устройствам для изучения гидродинамических характеристик поверхности покрытий

Изобретение относится к области дорожного и аэродромного строительства, а именно к испытаниям асфальтобетона

Изобретение относится к сельскому хозяйству, а именно к мелиоративному почвоведению и гидрогеохимии, и может быть использовано при исследованиях почвенных растворов, обменного поглощающего комплекса

Изобретение относится к строительству , в частности к испытаниям материалов дорожных покрытий

Изобретение относится к области испытания дорожно-строительных материалов

Изобретение относится к области испытаний и определения свойств материалов и может быть использовано в технологии строительных конгломератных материалов и изделий на их основе

Изобретение относится к контролю содержания битума в дорожных эмульсиях

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к способам определения характеристик механических свойств дорожно-строительных материалов

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к способам определения характеристик механических свойств дорожностроительных материалов

Изобретение относится к испытаниям и определению свойств материалов и может быть использовано в технологии абразивных изделий, огнеупоров, композиционных и строительных материалов, а также в других производствах, где существует необходимость оптимизации состава сыпучих смесей и регулирования плотности их упаковки

Изобретение относится к области дорожного строительства, а именно к оборудованию для испытаний материалов, в частности асфальтобетона, на усталость при циклических динамических воздействиях, и может быть использовано в автодорожном хозяйстве, строительстве аэродромов, строительной индустрии. Установка содержит каркас, подъемный стол, выполненный с возможностью изменения высоты, узел позиционирования балки-образца, узел нагружения балки-образца, выполненный с возможностью приложения циклической динамической нагрузки и возможностью измерения перемещений и нагружающего усилия, содержащий шатунно-ползунный механизм. Узел позиционирования балки-образца содержит зажимные захваты, установленные по концам балки-образца параллельно поперечной оси симметрии каркаса и промежуточное упругое основание, выполненное в виде емкости, заполненной модельным грунтом с возможностью плотного контактирования с обращенной к нему плоскостью балки-образца. Нагружающий элемент узла нагружения балки-образца выполнен с возможностью его позиционирования в середине балки-образца. Технический результат: повышение достоверности оценки параметров прочностной усталости асфальтобетона при циклических динамических воздействиях, а также снижение материалоемкости конструкции. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к способу исследования загрязнений поверхности линейных сооружений и предназначено, в частности, для исследования загрязненной территории на поверхности железнодорожного пути. Способ отбора проб для исследования загрязненного участка железнодорожного пути включает определение максимально загрязненного участка на железнодорожном пути, определение количества отбираемых точечных проб, отбор точечных проб загрязненного участка и составление объединенной пробы. При отборе точечных проб загрязненного участка выбирают малую и большую ось полуэллипсов, причем малая ось определяет начало области локального загрязнения, а большая ось определяет ее протяженность. На данных осях определяют точки для отбора проб, для чего малую ось полуэллипсов делят на три равных отрезка, на границах которых определяют точки для отбора проб, а точки для отбора проб на большой оси полуэллипсов определяют по формуле А1=l·(n-1/2), м где l - половина длины малой оси полуэллипсов, м; n - номер полуэллипса, начиная от малой оси полуэллипса. Затем перпендикулярно малой оси полуэллипсов из концов центрального отрезка строят прямые линии и на пересечении этих линий с полуэллипсами определяют точки для отбора проб по формуле А3,4=(0,943·l)·n, м где l - половина длины малой оси полуэллипсов, м; n - номер полуэллипса, начиная от малой оси полуэллипса. Из половины крайних отрезков, разделяющих малую ось полуэллипсов, перпендикулярно строят прямые линии, на пересечении этих линий с полуэллипсами определяют точки для отбора проб по формуле А2,5=(0,745·l)·n, м где l - половина длины малой оси полуэллипсов, м; n - номер полуэллипса, начиная от малой оси полуэллипса. При этом количество отбираемых проб определяют согласно формуле N=a1+a2·р+а3·р, шт. где N - количество отбираемых проб по методу полуэллипсов; a1 - количество отборов на выбранной малой оси полуэллипса; a2 - количество отборов на полуэллипсе; а3 - количество отборов на большой оси полуэллипса; р - количество полуэллипсов. Технический результат заключается в получении достоверной информации о степени загрязненности участка железнодорожного пути, а также определении динамики изменения загрязненности участка железнодорожного пути на любой его протяженности. 3 пр., 4 табл., 4 ил.
Наверх