Тяговый электропривод транспортного средства

 

Использование: железнодорожный транспорт, устройства управления транспортными средствами, которые имеют автономный источник постоянного тока ограниченной мощности Сущность изобретения , электропривод содержит подключен ные параллельно источнику постоянного тока группы тяговых электродвигателей с обмотками последовательного возбуждения , реверсивные переключатели, задатчики направления движения транспортного средства и диоды, которые соединены между собой параллельно-последовательно и образуют диодные блоки Каждый диодный блок подключен к общим выводам обмоток возбуждения и к определенному выводу соответствующего реверсивного переключателя и имеет такое котичество последовательно соединенных диодов которое удовлетворяет определенному условию , учитывающему технические характеристики экипажной части и тяговых электродвигателей транспортного средства . 1 ил. сл А

COIO3 СОВЕ! СКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕ Г

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ о

i (Л

j О © ф

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4727710/11 (22) 11.08.90 (46) 07.09.92. Бюл, ¹ 33 (71) Уральское отделение Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (72) Г.Я,Белобаев и О.И.Новиков (56) Авторское свидетельство СССР

N 1400919, кл. В 60 1 11/02, 1986.

Авторское свидетельства СССР

¹ 619375, кл, В 60 L 3/10, 1976. (54) ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Использование: железнодорожный транспорт, устройства управления транспортными средствами, которые имеют автоHOMHbIA HCTOVH11K IlOCTOIIHHOI 0 TOKB ограниченной мощности. Сущность изобреИзобретение относится к транспорту, в частности K тяговым многадвигагельным электроприводам рельсовых транспортных средств, и предназначено для регулирования параметров (скорость. сила тяги) и режимов движения.

Известны устройства регулирования режима движения рельсового транспортного средства путем принудительного перераспределения тока и соответственна силы тяги тяговых двигателей с учетом неравномерности механической нагрузки их колесных пар, Принудительное перераспределение силы тяги осуществляется при помощи резисторов, которые включаются в цепи тяговых двигателей, вращающих разгруженные колесные пары. В этих резисторах рассеивается большая мощность, «io увеличивает расход электроэнергии, требуег использо,, SU 1759674 тения: электрапривод содержит подключен ные параллельна источнику постоянного така Группы тяговых электродвигателей с обмотками последовательного возбуждения, реверсивные переключатели, задатчики направления движения транспортного средства и диоды, которые соединены между собой параллельно-последовательно и образуют диодные блоки. Каждый диодный блок подключен к общим выводам обмоток возбуждения и к определенному выводу соответствующего реверсивного переключателя и имеет такое кали«ест во последова ельно соединенных диодов, которое удовлетворяет определенному условию, учитывающему 1ехнические характеристики экипажной части и тяговых электродвигателей транспортнога средства. 1 ил. вания электрооборудования с повышенным массогабаритными парамеграми (1)., Наиболее близким к изобретению по совокупности технических средств является устройство (2}, в котором требуемое с учетом неравномерности механической нагрузки колесных пар и изменений условий их сцепления с рельсами перераспределение мощности и силы тяги между тяговыми двигателями обеспечивается цепями. выполненными из последовательно соединенных диодов и резисторов. Такие цепи подключаются параллельно обмоткам возбуждения тяговых двигателей. которые вращают разгруженные колесные пары. В этих шунтирующих цепях диоды выполняют функции разделительных элементов. а сопротивление резисторов определяет характер перераспределения силы тяГи f18æä тяГО1759674 выми двигателями, вращающими по-разному нагруженные механически колесные пары. Так как сопротивление резисторов шунтирующих цепей не регулируется при изменении режима движения транспортного средства, то известное устройство улучшает его тяговые свойства только при определенных условиях, когда фактические условия сцепления и характер неравномерности механической нагрузки колесных пар соответствует сопротивлению резисторов шунтирующих цепей.

Целью изобретения является улучшение тяговых свойств транспортного средства путем повышения качества перераспределения мощности между тяговыми двигателями, которые вращают поразному нагруженные механически колесные пары.

Сущность изобретения заключается в том, что тяговые двигатели постоянного тока последовательного возбуждения соединяют параллельно-последовательно таким образом, что их каждая параллельная цепь содержит группы из четного количества соединенных последовательно тяговых двигателей, В каждой такой группе одна половина двигателей вращает разгруженные, вторая половина — догруженные колесные пары, При помощи контактов реверсивных переключателей обмотки тяговых двигателей, вращающих разгруженные колесные пары. шунтируют тяговыравнивающими цепями, выполненными из диодов, Такие тяговыравнивающие цепи имеют нелинейную вольтамперную характеристику и поэтому стабилизируют напряжение и ток обмоток возбуждения, Уровень стабилизации напряжения и тока определяется количеством последовательно соединенных диодов, Если количество диодов, выбрать определенным образом с учетом их параметров (пороговое напряжение, динамическое сопротивление) и технических данных тяговых двигателей и механической части (тележки, колесные пары, механическая передача) транспортного средства, то можно обеспечить уровень стабилизации, необходимый для оптимального перераспределения мощности и тяговых усилий двигателей при реально возможных неравномерностях механической нагрузки на колесные пары и условиях их сцепления с рельсами.

На чертеже показана принципиальная электрическая схема силовых цепей электропривода.

Злектропривод состоит из источника 1 напряжения постоянного тока, Bblnîëíeíного в виде генератора 2 переменного тока и выпрямителя 3, последовательно с кото10

55 версивных переключателей цепи 9 и 10 подключаются параллельно обмоткам возбуждения тяговых двигателей. вращаю-. щих разгруженные механически колесные пары. Полярность напряжения обмоток возбуждения, параллельно которым подключены цепи 9 и 10, всегда совпадает с рым включены группы тяговых двигателей с якорными обмотками 4.1 — 7,1 и обмотками

4.2-7.2 последовательного возбуждения.

Реверсивный переключатель с контактами

8,1 — 8.4 и 8.5-8.8 включен в цепи питания обмоток 4.1-7.1 возбуждения тяговых двигателей. Между общими выводами обмоток возбуждения 4.2, 5.2 и 6.2, 7.2 и объединенным выводом контактов реверсивного переключателя подключены тяговыравнивающие цепи 9 и 10, выполненные иэ диодов, На схеме не показаны обмотки управления реверсивных переключателей, Источник 1 имеет не показанное на схеме устройство для автоматического поддержания постоянной мощности, которая поступает к тяговым двигателям. В злектроприводе количество цепей с тяговыми двигателями может быть любым. В каждую такую цепь включено любое четное количество тяговых двигателей. Одна (вторая) половина соединенных последовательно тяговых электродвигателей в каждой цепи вращает колесные пары, которые механически разгружаются (догружаются) из-за перераспределения сцепного веса транспортного средства под действием возникающих при его движении опрокидываю.щих моментов, приложенных к кузову и тележкам транспортного средства.

Каждая из цепей 9 и 10 имеет в общем случае любое количество диодов, соединенных по последовательно-параллельной схеме. Количество параллельных цепей с диодами зависит от того, как соотносится их допустимый ток с рабочим током в схеме электропривода. Число последовательно соединенных диодов выбирают с учетом их параметров и технической характеристики транспортного средства.

Злектропривод работает в следующей последовательности.

В зависимости от требуемого направления движения транспортного средства подают напряжение на соответствующие обмотки управления реверсивных переключателей. Реверсивные переключатели замыкают группы контактов 8.1, 8.3 и 8.5, 8.7 или

8.2. 8.4 и 8.6. 8,8. Таким образом обеспечивается направление вращения тяговых двигателей, нужное для требуемого направления движения транспортного средства. После замыкания контактов ре1759674 проводящим направлением их диодов. Если напряжение обмоток возбуждения превышает суммарное пороговое напряжение последовательно соединенных диодов цепей

9 и 10, то по ним протекает ток. Величина 5 этого тока ограничивается результирующим динамическим сопротивлением диодов цепей 9 и 10.

При трогании транспоотного средства с места, когда ток тяговых двигателей имеет 10 большую величину и их сила тяги ограничивается сцеплением ко".åñíûõ пар с рельсами, напряжение обмоток возбуждения превышает суммарное пороговое напряжение цепей 9 и 10 и по ним протекает ток. В 15 результате шунтирующего действия цепей 9 и 10 уменьшаются ток возбуждения и ЭДС тяговых двигателей, которые вращают разгруженные механически колесные пары. Так как при этом мощность источника 1 сохра- 20 няет постоянную величину, то происходит перераспределение ЭДС и мо.цности тяговых двигателей с учетом механической нагруженности вращаемых ими колесных пар.

У двигателей, вращающих механически раз- 25 груженные (догруженные) колесные пары, ЭДС.и мощность уменьшаются (увеличиваются), При одинаковой частоте вращения всех тяговых двигателей транспортного средства, что, как правило, соблюдается, тя- 30 говые усилия двигателей перераспределяются пропорционально их реализуемым мощностям.

В результате этого обеспечивается со- .35 ответствие между тяговыми усилиями двигателей и неодинаковыми механическими нагрузками колесных пар при изменяющихся условиях их сцепления с рельсами. Таким образом повышается качество перераспределения мощности и тяговых усилий между двигателями, что позволяет улучшить тяговые свойства транспортного средства.

По мере роста скорости транспортного средства токи тяговых двигателей уменьшаются и достигают таких значений, при которых сцепление колесных пар перестает ограничивать силу тяги транспортного средства, При этих токах напряжения обмоток возбуждения снижаются до значений, не превышающих суммарного порогового напряжения тяговыравнивающих цепей. ток в этих цепях не протекает и их шунтирующее действие прекращается. При движении транспортного средства в таком режиме мощность тяговых двигателей ограничивается мощностью источника 1, которая распределяется поровну между всеми двигателями транспортного средства.

Формула изобретения

Тяговый электропривод транспортного средства, содержащий подключенные параллельно к источнику напряжения постоянного тока группы из четного числа соединенных последовательно тяговых двигателей постоянного тока последовательного возбуждения, реверсивные переключатели, подключенные к обмоткам возбуждения тяговых двигателей, тяговыравнивающие цепи, включенные между общими вы водами обмоток воз бужден и я и объединенными выводами реверсивных переключателей, отличающийся тем. что, с целью улучшения тяговых свойств, повышения качества перераспределения мощности между тяговыми двигателями, тяговыравнивающие цепи выполнены в виде последовательно включенных диодов.

1759674

Составитель О.Новиков

Техред M,Mîðãåíòàë Корректор Н. Бучок

Редактор Л.Волкова

Г1роизводственно-издательский комбинат "Патент". г. У;кгород, ул.f агарина. 101

Заказ 3145 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Тяговый электропривод транспортного средства Тяговый электропривод транспортного средства Тяговый электропривод транспортного средства Тяговый электропривод транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортной автоматике и, являясь усовершенствованием изобретения по авт.св

Изобретение относится к области транспорта , в частности к тяговым электроприводам автономных транспортных средств, и направлено на снижение расхода топлива Тяговый электропривод карьерного самосвала 1 содержит тепловой двигатель 2, во всасывающем воздушном тракте которого установлены блок 3 промежуточного охлаждения , турбокомпрессор 4, тормозные резисторы 5 и воздушный фильтр 6, сообщенные между собой патрубками 7-9

Изобретение относится к транспорту, в частности к устройствам для регулирования возбуждения тягового генератора дизель-генераторной установки тепловозов и направлено на повышение надежности

Изобретение относится к транспорту, в частности к устройствам автоматического регулирования тяговых усилий

Изобретение относится к транспорту и позволяет снизить массогабаритные показатели и потери электроэнергии

Изобретение относится к тяговым, транспортным и сельскохозяйственным самоходным машинам с электромеханическими трансмиссиями, именно к машинам с многопоточными, в частности двухпоточными, трансмиссиями с тяговыми электрическими машинами переменного тока, способным работать в режиме передвижной электростанции

Изобретение относится к устройствам автоматики железнодорожного транспорта, в частности к устройствам для регулирования возбуждения тягового генератора тепловоза при изменении режимов его работы

Изобретение относится к устройствам для регулирования напряжения тягового генератора и тепловоза и обеспечивает повышение долговечности генератора

Изобретение относится к транспорту и может быть использовано, например, в тепловозах, дизель-электрических карьерных автосамосвалах

Изобретение относится к системе привода для транспортного средства, включающий по меньшей мере одно ведущее колесо и средства для вырабатывания сигнала управления скоростью вращения указанного ведущего колеса, содержащей: электродвигатель, механически связанный с указанным ведущим колесом; перезаряжаемый аккумулятор электроэнергии; двигатель внутреннего сгорания; генератор электроэнергии, механически связанный с указанным двигателем внутреннего сгорания; средства передачи электроэнергии, электрически связанные с указанным электродвигателем, с указанным генератором и с указанным аккумулятором для передачи первого потока электроэнергии между аккумулятором и электродвигателем, второго потока электроэнергии между генератором и электродвигателем и третьего потока электроэнергии между генератором и аккумулятором; средства для вырабатывания первого измерительного сигнала, отражающего количество электроэнергии в аккумуляторе

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано на автономных транспортных средствах - тепловозах, газотурбовозах и дизель-поездах с тяговым электроприводом

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в комбинированных энергоустановках на основе конденсаторов с двойным электрическим слоем

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способу регулирования электропередачи тепловозов с автономным тепловым двигателем, тяговым генератором и электродвигателями постоянного тока

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей бесщеточных электродвигателей

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способу регулирования напряжения вспомогательного генератора переменного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах электропитания подвижных объектов, требующих два уровня напряжения при одном источнике питания

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в автономных объектах, в частности в автомобилях для генерирования электрической энергии и запуска приводного двигателя

Трицикл // 2302970
Изобретение относится к микроавтомобилям

Изобретение относится к области преобразуемых транспортных средств
Наверх