Гидромеханическая коробка передач транспортного средства

 

Использование: в области транспортного машиностроения, а более конкретно в трансмиссиях транспортных средств. Сущность изобретения: коробка передач содержит входной вал /2/, промежуточные валы /4, 5 и 6/, выходной вал /3/, связанные между собой посредством шестерен и шести фрикционных муфт /10, 16/ и /26/ и /17, 20/ и /12/. При включении одной из трех муфт /10, 16/ или /26/ и одной из трех муфт /17,20/ или /12/ обеспечивается кинематическая связь входного вала 2 и выходного вала 3 и передача крутящего момента на последний. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 0 16 Н 59/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4893242/11 (22) 2 1, 12,90 (46) 07.09.92,Бюл. М 33 (71) Московское научно-производственное объединение по строительному и дорожному машиностроению (72) В.И,Страж, В,И,Силяков, П.М,Гарбер и

B.Н.Волков (56) Авторское свидетельство СССР

М 1207826, кл. В 60 К 17/08, 1986 r.

Патент США М 4145935, кл. F 16 Н 3/08, 1977. (54) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области .транспортного машиностроения, а более конкретно к трансмиссиям транспортных средств.

Известна гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выходной, промежуточные и входной валы с закрепленными на них шестернями и муфтами включения передач.

Недостатком известной конструкции является невозможность изменения передач в широком диапазоне и. как следствие, невозможность ее применения в тяжелых транспортных средствах.

Известна также гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выходной, промежуточные и входной валы, на последнем из которых жестко закреплена первая шестерня, кинематически связанная со второй шестерней, свободно установленной на первом. Ж 1759707 А1 (57) Использование; в области транспортного машиностроения, а более конкретно в трансмиссиях транспортных средств. Сущность изобретения: коробка передач содержит входной вал /2/, промежуточные валы

/4, 5 и 6/, выходной вал /3/. связанные между собой посредством шестерен и шести фрикционных муфт /10, 16/ и /26/ и /17, 20/ и /12/. При включении одной из трех муфт /10, 16/ или /26/ и одной из трех муфт

/17, 20/ или /12/ обеспечивается кинематическая связь входного вала 2 и выходного вала 3 и передача крутящего момента на последний, 1 з.п.ф-лы, 3 ил. промежуточном валу и связанной с ним посредством первой фрикционной муфты, на первом промежуточном валу расположены также третья шестерня; установленная на нем свободно и связанная с ним посредством второй фрикционной муфты, и четвертая шестерня. жестко закрепленная на нем и кинематически связанная с пятой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу и кинематически связанной с шестой шестерней, установленной на третьем промежуточном валу, на котором также размещены третья и четвертая фрикционные муфты для связи седьмой и восьмой шестерен с третьим промежуточным валом, на втором промежуточном валу размещена пятая фрикционная муфта для соединения этого вала с девятой шестерней, а на выходном валу жестко закреплена десятая шестерня, кинематически связанная с восьмой шестерней, и одиннадцатую шестерню /2/.

1759707

Недостатком данной коробки передач является невозможность изменения передач в широком диапазоне и поэтому невозможность ее применения в трансмиссиях тяжелых машин.

Целью изобретения является устранение отмеченных недостатков, а именно расширение кинематического диапазона передач.

Указанная цель достигается тем, что гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выходной, промежуточные и входной валы, на последнем из которых жестко закреплена первая шестерня, кинематически связанная со второй шестерней, свободно установленной на первом промежуточном валу и связанной с ним посредством первой фрикционной муфты, на первом промежуточном валу расположены также третья шестерня, установленная на нем свободно и связанная с ним посредством второй фрикционной муфты, и четвертая шестерня, жестко закрепленная на нем и кинематически связанная с пятой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу и кинематически связанной с шестОй шестерней, установленной на третьем промежуточном валу, на котором также размещены третья и четвертая фрикционные муфты для связи седьмой и восьмой шестерен с третьим промежуточным валом, на втором промежуточном валу размещена пятая фрикционная муфта для соединения этого вала с девятой шестерней, а на выходном валу жестко закреплена десятая шестерня, кинематически связанная с восьмой шестерней, а одиннадцатую шестерню, снабжена двенадцатой шестерней жестко соединенной со второй шестерней и кинематически связанной с седьмой шестерней, шестая шестерня жестко закреплена на третьем промежуточном валу, восьмая шестерня кинематически связана с девятой шестерней, и,одиннадцатая шестерня жестко закреплена,на выходном валу и кинематически связана :с третьей шестерней, а также тем, что она снабжена тринадцатой шестерней, установленной на втором промежуточном валу и кйнематически связанной со второй шестерней и шестой фрикционной муфтой, установленной на втором промежуточном валу для связи его с тринадцатой шестерней.

Наличие в совокупности существенных признаков формулы указанных отличительных признаков является доказательством соответствия заявляемого технического решения критерию "новизна", 5

Что касается совокупности признаков, изложенных в отличительной части формулы изобретения, то не найдено аналогов, использующих такие признаки, поэтому следует считать, что предложенное техническое решение соответствует критерию "существенные отличия".

При использовании объекта в народном хозяйстве, по сравнению с прототипом, обеспечивается расширение возможностей коробки передач, это обусловливает соответствие предложения критерию "положительный эффект".

На фиг. 1 представлена схема гидромеханической коробки передач с пятью фрикционными муфтами.

На фиг. 2 — то же, но с шестью фрикционными муфтами.

На фиг. 3 — гидравлическая схема управления фрикционными муфтами на примере коробки передач по фиг. 2.

Гидромеханическая коробка передач транспортного средства содержит установленные в корпусе 1 входной вал 2, выходной вал 3, промежуточные валы 4, 5 и 6. Валы 2, 4, 3, 5 и 6 установлены в корпусе 1 параллельно в подшипниках 7.

На входном валу 2 жестко закреплена первая шестерня 8, кинематически связанная со второй шестерней 9, свободно установленной на первом промежуточном валу

4 и соединенной с ним посредством первой фрикционной муфты 10.

На первом промежуточном валу 4 расположены также третья шестерня 11, установленная на нем свободно и связанная с ним посредством второй фрикционной муфты 12, и четвертая шестерня 13, жестко закрепленная на нем и кинематическ связанная с пятой шестерней 14, жесткс закрепленной на втором промежуточном валу 5 и кинематически связанной с шестоР шестерней 15, установленной на третьем промежуточном валу 6, на котором также размещены третья 16 и четвертая 17 фрикционные муфты для связи седьмой 18 v восьмой 19 шестерен с третьим промежуточным валом 6.

На втором промежуточном валу 5 раз. мещена пятая фрикционная муфта 20 дл соединения этого вала с девятой шестерне

21.

На выходном валу 3 жестко закреплень десятая шестерня 22, кинематически свя. занная с восьмой шестерней 19, и одиннад. цатая шестерня 23, кинематическ связанная с третьей шестерней 11. Двенад цатая шестерня 24 жестко соединена сс второй шестерней 9 и кинематически связа на с седьмой шестерней 18. Шестая шестер

1759707

55 ня 15 жестко закреплена на третьем промежуточном валу 6, а восьмая шестерня 19 кинематически связана с девятой шестерней 21.

В коробке передач могут быть также смонтированы тринадцатая шестерня 25, устанавливаемая на второй промежуточный вал 5 и кинематически связываемая со второй шестерней 9, и шестая фрикционная муфта 26, устанавливаемая также на втором промежуточном валу 5 для связи его с тринадцатой шестерней 25, Включение каждой из шести фрикционных муфт (фиг. 2) осуществляется посредством гидросистемы управления коробкой передач, включающей насос 27, всасывающая линия которого соединена с гидробаком 28, а нагнетательная — с двумя группами последовательно соединенных гидрораспределителей 29 — 34, первые три из которых — гидрораспределители 29, 30 и 31 гидравлически соединены с фрикционными муфтами 10, 16 и 26 соответственно, а гидрораспределители 32, 33 и 34 — с муфтами 17, 20 и 12 соответственно. Защита насоса 27 осуществляется посредством предохранительного клапана 35, установленного в напорной линии насоса 27.

Работа гидромеханической коробки передач транспортного средства осуществляется следующим образом: выбор требуемого диапазона передач или направления вращения выходного вала

3 осуществляют включением одной из трех фрикционных муфт 16, 10 или 26, производимым при помощи гидрораспределителей

30, 29 или 31.

При этом крутящий момент от входного вала 2, через шестерни 8 и 9; 9 и 25; 24 и 18 подается на муфты 10, 26 и 16. В зависимости от включения той или иной муфты во вращение приводится первый, второй или третий промежуточный вал.

Так,при включении муфты 10 будет вращаться первый промежуточный вал 4, муфты 26 — второй промежуточный вал 5, а муфты 16 — третий промежуточный вал 6.

Частота вращения выходного вала 3 будет зависеть от того, какая из трех других муфт 20, 17 и 12 будет также включена

Если будет включена муфта 20, то крутящий момент от вала 5 будет передаваться через муфту 20 на шестерню 21 и далее через шестерни 19 и 22 на выходной вал 3.

При включении муфты 17 крутящий момент от вала 6 через муфту 17 и шестерню

19 передается на шестерню 22 и на выходной вал 3, Включением муфты 12 обеспечивается передача момента от промежуточного вала

5 0

2г30

4 через муфту 12 на шестерни 11 и 23 и далее на выходной вал 3.

Технико-экономический эффект предложенного технического решения заключается в расширении кинематического диапазона передач гидромеханической коробки передач транспортного средства, что позволяет расширить функциональные возможности ее применения на транспортных средствах.

Формула изобретения

1. Гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выход ной, промежуточные и входной валы, на последнем из которых жестко закреплена первая шестерня, кинематически связанная со второй шестерней, свободно установлен ной на первом промежуточном валу и связанной с ним посредством первой фрикционной муфты, на первом промежуточном валу расположены также третья шестерня, установленная на кем свободно и связанная с ним посредством второй фрикционной муфты, и четвертая шестерня, жестко закрепленная на нем и кинематически связанная с пятой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном в у и кинематически связанной с шестой шестерней, установленной на третьем промежуточном валу, на котором также размещены третья и четвертая фрикционные муфты для связи седьмой и восьмой шестерен с третьим промежуточным валом, на втором промежуточном валу размещена пятая фрикционная муфта для соединения этого вала с девятой шестерней, а на выходном валу жестко закреплена десятая шестерня, кинематически связанная с восьмой шестерней, и одиннадцатую шестерню, о т л и ча ю щ а я с я тем, что, с целью расширения кинематического диапазона передач, она снабжена двенадцатой шестерней, жестко соединенной с второй шестерней и кинематически связанной с седьмой шестерней, шестая шестерня жестко закреплена на третьем промежуточном валу, восьмая шестерня кинематически связана с девятой шестерней, а одиннадцатая шестерня жестко закреплена на выходном валу и кинематически связана с третьей шестерней.

2. Коробка передач по и, 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что она снабжена тринадцатой шестерней, установленной на втором промежуточном валу и кинематически связанной с второй шестерней и шестой фрикционной муфтой, установленной на втором промежуточном валу для связи его с тринадцатой шестерней.! 1

1!

I

Г/ Я

1759707

tz

Гидромеханическая коробка передач транспортного средства Гидромеханическая коробка передач транспортного средства Гидромеханическая коробка передач транспортного средства Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым в конструкциях самоходных машин

Изобретение относится к машиностроению , а именно к механизмам переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в системе управления ступенчатой коробкой передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к системам командного и автоматического переключения передач транспортных средств с механической ступенчатой трансмиссией

Изобретение относится к механизмам переключения коробок передач

Изобретение относится к машиностроению , к методам изготовления соединения деталей, в частности к способам приклейки кронштейнов к корпусу изделия

Изобретение относится к транспортным и дорожно-строительным машинам

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к устройствам переключения ступеней в их коробках передач, осуществляемым фрикционными муфтами, включаемыми с помощью гидроцилиндров при подаче в них масла под давлением

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к автоматическим приводам транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике и касается создания механизма управления коробкой перемены передач инвалидами при наличии дистанционного привода

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к электрическим ручным перфораторам и сверлильным машинам, применяемым в строительстве, в геологоразведочных и буровзрывных работах

Изобретение относится к механизмам управления коробками передач транспортного средства

Изобретение относится к автоматическому переключению передач в зависимости от скорости велосипеда

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для управления коробкой передач транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройству и способу блокировки переключения многоскоростной коробки передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для электрического дистанционного управления механическими коробками передач
Наверх