Судовой волновой движитель
Использование: в судостроении, движители судов, использующие энергию морских волн. Сущность изобретения: движитель выполнен в виде жесткой поворотной рамы 1, подвешенной к подводному борту судна посредством цапф. Криволинейная отклоняющая поверхность выполнена в виде резиновой пластины 7, закрепленной своей задней кромкой на задней стороне рамы 1, пропущенной между валками 2, размещенными на передней стороне рамы 1, и закрепленной своей передней кромкой на кронштейне 8, расположенном перед валками 2. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (192 (112
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ ПРИ ГКНТ СССР К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4866453/11 (22) 18.09,90 (46) 07.09.92. Бюл. И 33 (75) В. Ю, Васильев и Ю. Ф. Сенькин (56) Авторское свидетельство СССР N 982969, кл. В 63 Н 19/02, 1978. (54) СУДОВОЙ ВОЛНОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ (57) Использование: в судостроении, движители судов, использующие энергию морских волн. Сущность изобретения: движитель выИзобретение относится к судостроению, а именно к движителям судов, использующих энергию морских волн. Известен валнадвижитель судна (а, с. 982969, В 63 Н 19/02, 1978 г.), содержащий две симметричные камеры, каждая из которых снабжена вадозабарникам в виде окна, обращенного вверх у верхней. камеры и вниз у нижней, криволинейную отклоняющую поверхность напротив водозаборника и выходное сопла, обращенное назад по ходу судна. Движители размещены на подводных бортах судна вблизи его оконечностей. При вертикальном перемещении оконечности судна в процессе его качки поток воды поступает в один из вадозаборникав, омывает криволинейную поверхность и отклоняется назад, создавая тягу. К числу недостатков известного устройства относятся большая площадь поперечного сечения и соответственно большое гидродинамическае сопротивление; низкая эффективность при малых значениях угла скоса результирующего набегающего потока Р иэ-за горизонтального расположения полнен в виде жесткой поворотной рамы 1, подвешенной к подводному борту судна посредствам цапф. Криволинейная отклоняющая поверхность выполнена в виде резиновой пластины 7, закрепленной своей задней кромкой на задней стороне рамы 1, пропущенной между валками 2, размещенными на передней стороне рамы 1, и закрепленной своей передней кромкой на кронштейне 8, расположенном перед валками 2. 3 ил. водозабарникав, что препятствует плавному отклонению потока на входе в дви>китель; отсутствие автоматического регулирования угла атаки а в зависимости от периодического изменения угла скоса потока P e процессе качки судна, Целью изобретения является повышение эффективности волнадвижителя путем уменьшения гидрадинамического сопротивления, обеспечения плавного отклонения потока по всей длине криволинейной поверхности и автоматического регулирования угла атаки движителя в зависимости ат угла скоса набегающего потока. Для этого волнодвижитель судн.- содержащий криволинейную отклоняющую поверхность, выполнен в виде жесткой рамы, у которой две боковые стороны снабжены обращенными наружу цапфами, шарнирно закрепленными в вертикальных стойках балки, консольна закрепленной на подводном борту судна, а передняя по ходу судна сторона снабжена двумя параллельными валками, причем криволинейная отклоняющая поверхность выполнена в виде 1759726 резиновой пластины, пропущенной между указанными валками и закрепленной своей г вредней KpQMKDA на кронштейне гыполненном на борту впереди упомянутой балки, и задней кромкой закрепленнол на задней стороне рамы. На фиг. 1 представлен движитель в плане при его горизонтальном поло:кении; на фиг. 2 — то же, вид сбоку, на фиг, 3 — вид сбоку при угле атаки а==- 20, Движитель выполнен в виде жесткой рамы 1, передняя сторона которой снабжена двумя параллельными валками 2. Рама 1 посредством цапф подвижно закреплена в гнездах 3 вертикальных стоек 4 балки 5, прикрепленной к борту 6 судна, Пластина 7 из резины прикреплена задней кромкой к раме 1, пропущена между валками 2 и за- креплена передней кромкой на кронштейне 8, параллельном балке 5 и закрепленном на борту б судна, Воздействие на движитель вертикальной составляющей набегаюшего потока поиводит к повороту рамы 1 на угол, пропорциональный углу скоса потока. Возмущающий момент, создаваемый нормальной силой М, уравновешивается моментом, создаваемым силой расгяжения резиновой пластины 7 на участке между кронш гейном 8 и валком 2 рамы, .Увеличение скорости потока при неизменном угле скоса /3 приводит к возрастанию нормальной силы И и возмущающего момента. Однако одновременно увеличивается прогиб резиновой пластины 7 в пределах рамы 1, ее растяжение и соответственно восстанавливающ лй момент, 5 Таким образом, при увеличении скорости набегающего потока пропорционально возрастает сопротивление упругого элемента и угол атаки а остается неизменным, Достижение оптимального угла перекладки I0 движителя обеспечивается подбором поло>кения оси вращения рамы, расстояния ме>кду валками рамы и кронштейном и упругости резиновой пластины, 15 Формула изобретения Судовой волновой движитель, содержащий корпус, внутри которого распоrîæåíà отклоняющая пластина, установленный на балках, выступа:ощих за борт судна, о т л и2О ч а ю шийся Teì, что, с целью улучшения эксплуатационных качест;-;,;:. рпус движителя выполнен в виде П-образной рамы, а одна из балок снабжена вертикальными стойками, на которых шарнирно закреплена 25 упомянутая рама, обращенная свободными концами к второй балке, при этом дв!лжитель снабжен параллельными валками, расположенными на осях, закрепленных на свободных концах указанной рамы, а отклоЗО няющая пластина выполнена из упругоэластичного материала., пропущена через валки и закреплена одним торцом на второй балке, а другим — на полке рамы, 1759726 Составитель В.Васильев Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Н.Тупица Редактор Заказ 3148 Тираж Подписное ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5 Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101