Уплотнение вала

 

Использование: в конструкциях турбомашин различного назначения для уплотнения вращающихся валов. Сущность изобретения: в корпусе установлены аксиально подвижное с нажимной пружиной и на валу вращающееся уплотнительные кольца . На торцовой поверхности вращающегося кольца выполнены спиральные канавки, выходящие на периферию и направленные против вращения вала, Одно из уплотнительных колец выполнено из пористого газопроницаемого материала, на его тыльной поверхности выполнены карманы. В качестве пористого материала применена металлокерамика . 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 J 15/ t6

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4893286/29 (22) 25.12.90 (46) 07.09.92. Бюл. № 33 (71) Сумское машиностроительное научнопроизводственное объединение им.

M.Â.Ôðóíçå и Всесоюзное научно-производственное обьединение турбохолодильной, гаэоперекачивающей и газотурбинной техники (72) Л.В.Черепов, Н,Д.Федоренко, B.Ê.Êðèвонос и В.И.Твердохлебов (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1588966, кл. F 16 S 15/16, 1989, (54) УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано в конструкциях турбомашин различного назначения для уплотнения вращающихся валов.

Целью изобретения является повышение виброустойчивости.

На фиг. 1 представлено предлагаемое уплотнение вала, продольный разрез; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1.

Уплотнение вала содержит установленные в корпусе 1 аксиально подвижное уплотнительное кольцо 2 с нажимной пружиной 3 и на валу 4 вращающееся уплотнительное кольцо 5. Торцовая поверхность

6 вращающегося уплотнительного кольца снабжена спиральными канавками 7, вы-. полненными на периферии кольца 5 и направленными против вращения вала 4.

При этом по меньшей мере одно из уплотнительных колец, преимущественно вращающееся, выполнено из пористого (l9) ((1) 1 7602 1 4 A ) (57) Использование: в конструкциях турбомашин различного назначения для уплотнения вращающихся валов, Сущность изобретения: в корпусе установлены аксиально подвижное с нажимной пружиной и на валу вращающееся уплотнительные кольца, На торцовой поверхности вращающегося кольца выполнены спиральные канавки, выходящие на периферию и направленные против вращения вала, Одно из уплотнительных колец выполнено из пористого газопроницаемого материала, на его тыльной поверхности выполнены карманы, В качестве пористого материала применена металлокерамика. 1 э.п. ф-лы, 2 ил. газопроницаемого материала, например металлокерамики, Уплотнение вала, согласно изобретению, работает следующим образом.

При работе турбомаLUèíы, например, центробежного компрессора высокого давления компримируемый газ попадает в камеру корпуса 1 над вращающимся и аксиально подвижным уплотнительными кольцами 5 и 2. При вращении вала 4 спиральные канавки 7,.выполненные на торцовой поверхности 6 вращающегося уплотнительного кольца 5, воздействуют на газовую среду и повышают ее давление, что приводит к созданию уплотнит ;"ного слоя газовой среды с большей плотно.; о, чем ее параметры в камере корпуса 1 под, =.чотнительными кольцами 2 и 5. Кроме т(.-., компримируемый газ при движении к цент ° ру встречает сопротивление донной части сприльной канавки 7, Указанные силовые факторы позволяют установить и поддерживать стабильную величину торцового уплот1760214

55 нительного зазора порядка 3 мкм на основе равенства гидростатических сил, действующих на наружные поверхности уплотнительных колец 2 и 5, усилия от нажимной пружины 3 и гидродинамической уравновешивающей силы, возникающей за счет воздействия спиральных канавок 7 на газовую среду. Газовая среда при этом разделяет между собой уплотнительные поверхности колец 2 и 5 и при минимальной ее утечке исключает их контакт между собой.

При изменении режимов эксплуатации возможно изменение величины уплотнительного зазора в сторону его уменьшения или увеличения, В этом случае соответственно изменяются силы в уплотнительном слое газовой среды. В обоих случаях результатирующая остается постоянной и, таким образом, независимо от усилий эксплуатации равновесие быстро восстанавливается, восстанавливая тем самым расчетную величину уплотнительного зазора. То есть, сравнительно небольшое изменение уплотнительного зазора приводит к появлению значительных неуравновешенных сил, стремящихся вернуть кольцо.2 в первоначальное положение и восстановить первоначальную величину уплотнительного зазора. При этом уплотнение становится нечувствительным к колебаниям давления и другим механическим воздействиям, таким как осевое перемещение, поскольку между уплотнительными кольцами 2 и 5 нет прямого контакта.

Уплотнение вала обладает самоцентрирующейся способностью, так как при условии отклонения уплотнительного кольца 2 относительно вращающегося кольца 5 на кольцо 2 действует крутящий момент, восстанавливающий параллельность ответных поверхностей уплотнительных колец 2 и 5, Повышение виброустойчивости уплотнения определяется следующим. Компримируемый газ из камеры корпуса 1 поступает в карманы 8, равномерно размещенные по окружности на тыльной стороне

9 кольца 5, и через тело кольца 5 в торцовый зазор между кольцами 2 и 5. Расход газа регламентируется глубиной карманов 8 и толщиной кольца 5: с увеличением глубины уменьшается толщина стенки кольца 5, а следовательно, и сопротивление расходу газа, Пористая конструкция кольца 5 обеспечивает сочетание требуемой газопроницае5

50 мости с достаточной жесткостью. Прогиб кольца 5 под давлением компримируемого газа не должен превышать 1...2 мкм, в противном случае из-за неравномерности уплотнительного зазора снижается несущая способность уплотнительного кольца 5.

Система питания уплотнительного кольца 5 представляет собой совокупность большого числа мельчайших капилляров, через которые компримируемый газ поступает на всю рабочую (торцовую) поверхность 6. Это способствует предотвращению явления

"пневмолотка" и "прилипания", т, е. потери несущей способности при черезмерном нагружении. Кроме того, пористая стенка поглощает энергию колебаний в случае их возникновения.

В предпочтительном варианте уплотнительное кольцо 5 может быть изготовлено методом порошковой металлургии из твердых сплавов, например из карбида вольфрама, т.е, материала с минимальными деформациями в процессе эксплуатации, Аксиально подвижное кольцо 2 может быть изготовлено из материала менее стойкого, например силицированного графита. Возможен вариант изготовления пары уплотнительных колец 2 и 5, одно из которых выполнено из карбида кремния, а другое из нитрида кремния. Может иметь место вариант конструкции уплотнения, когда из пористого газопроницаемого материала изготовляется BKGMB lbHQ подвижное кольцо

5, например из углеграфита или пористого алюминия, последние изготовляются также методом порошковой металлургии, Формула изобретения

1, Уплотнение вала, содержащее установленные в корпусе аксиально подвижное с нажимной пружиной и на валу вращающееся уплотнительные кольца, причем на торцевой поверхности вращающегося кольца выполнены спиральные канавки, выходящие на периферию и направленные против вращения вала, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения виброустойчивости, по меньшей мере одно из уплотнительных колец выполнено из пористого газопроницаемого материала, а на его тыл ьной поверхности выполнены карманы.

2. Уплотнение по и, 1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что в качестве пористого газопроницаемого материала кольца применена металлокерамика.

1760214

Составитель И. Пащенко . Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор С. Патрушева

Заказ 3172 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Уплотнение вала Уплотнение вала Уплотнение вала 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к объемному гидроприводу , и может быть использовано в гидроцилиндрах с повышенными требованиями к исключению наружных утечек рабочей жидкости

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для герметизации соединений элементов оборудования , работающего при высоких температурах и давлениях рабочей среды

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для уплотнения штоков, тяг, валов различных механизмов

Изобретение относится к уплотнительной технике

Поршень // 1675604
Изобретение относится к гидравлическим машинам, а именно к поршням и уплотнениям цилиндропоршневых пар преимущественно для насосов

Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности к устройствам для уплотнения соединения между двумя элементами конструкции, подвижными друг относительно друга, например между двумя створками заслонок

Изобретение относится к нефтяной и газовой промышленности и предназначено для фиксации глубинного оборудования в скважине

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для герметизации вращающихся валов при передаче движения в газовые или жидкостные среды

Изобретение относится к энергетике, преимущественно к роторным двигателям

Задвижка // 2151939
Изобретение относится к параллельной задвижке с корпусом, содержащим входной патрубок и выходной патрубок, расположенный в корпусе шибер, содержащий две затворные пластины и установленный с возможностью перемещения в поперечном направлении относительно патрубков, расположенных на общей оси между двумя противолежащими посадочными поверхностями, причем обе затворные пластины или их уплотнительные поверхности в закрытом положении находятся в плотном контакте с соответствующими прилегающими посадочными поверхностями под воздействием давления среды, введенной в пространство между двумя затворными пластинами или уплотнительными поверхностями
Наверх