Силовая установка транспортного средства

 

Изобретение позволяет упростить конструкцию силовой установки и снизить энергопотребление при ее эксплуатации. Модульные двигатели силовой установки выполнены одинаковыми, снабжены системой запуска, а их системы охлаждения гидравлически связаны. Кинематическая связь 2 между рабочими валами двигателей осуществлена при помощи выключаемой муфты, содержащей ведущую часть 14 и ведомую часть 15 и последовательно срабатывающие заклинивающие механизмы (ЗМ). ЗМ, срабатывающий первым (при включении муфты ), содержит подвижное относительно ведущей части 14 кольцо 16, связанное поводками с подпружиненными сухарями 19. ЗМ, срабатывающий после уравнивания частот вращения еалов двигателей, содержит центробежные грузы 23, установленные в пазах 24 ведомой масти 15 муфты нз осях 20, и связанные с ними заклинивающие ролики 26. 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

flO ИЭОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР б

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

26;5ил, (21) 4695532/06 (22) 06.06.89 (46) 07.09.92. Бюл. ¹ 33 (75) Ю.Б.Тохтиев и В.Ю.Тохтиев (56) Заявка Франции ¹ 2489414, кл. F 02 В 73/00, опубл. 1982. (54) СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение позволяет упростить конструкцию силовой установки и снизить энергопотребление при ее эксплуатации.

Модульные двигатели силовой установки выполнены одинаковыми, снабжены системой запуска, а их системы охлаждения гидрэвлически связаны. Кинематическая связь

Изобретение относится к области машиностроения, в частности кдвигателестроению, и может быть использовано в транспортных средствах в качестве силовой установки.

Целью изобретения является упрощение и снижение энергопотребления.

На фиг,1-5 представлена предлагаемая силовая установка.

Силовая установка транспортного средства содержит кинематически связанные между собой двигатели 1 и 2 внутреннего сгорания с рабочими валами 3 и 4, причем систему 5 запуска (например стартер) имеет только модульный двигатель 1, а система 6 охлаждения, сообщенная с теплообменником 7, и система выпуска отработаваих газов (на чертеже не показана) гидравличеаки объединены. Модульные двигатели 1, 2 жестко соединяются между собой картерами, при этом картер двигателя 1 жестко связан с картером 8 сцепления и коробкой передач, „„. Ж„„1 760989 А3 (я)з F 02 В 73/00 Р 02 0 25/04 между рабочими валами двигателей осуществлена при помощи выключаемой муфты, содержащей ведущую часть 14 и ведомую часть 15 и последовательно срабатывающие заклинивающие механизмы (3M). ЗМ, срабатывающий первым (при включении муфты), содержит подвижное относительно ведущей части 14 кольцо 16, связанное поводками с подпружиненными сухарями 19.

3М, срабатывающий после уравнивания частот вращения валов двигателей, содержит центробежные грузы 23, установленные в пазах 24 ведомой части 15 муфты на осях 26, и связанные с ними заклинивающие ролики а система 5 запуска установлена на картере

8 сцепления. Генератор 10 тока и насос 11 системы 6 охлаждения имеют привод от ( первичного вала (на чертеже не показан) коробки 9 передач. Кроме того, на силовой установке установлен элемент управления выключаемой муфтой, например соленоид

12, приводящий в действие по команде оператора выключаемую муфту 13, которая кинемэтически связывает рабочие валы 3, 4 двигателей 1 и 2. Муфта выполнена в виде соответственно установленных на валах 3 и

4 ведущей и ведомой частей 14 и 15, снабженных заклинивающими механизмами.

Один из заклинивающих механизмов содержит кольцо 16, установленное на ведущей части 14 с возм жностью ограниченного углового перемещения вокруг своей продольной оси и соединенного поводками 17 с подпружиненными относительно ведущей части 14 пружинами 18 подвижными сухарями 19, установленными между ведущей час1760989

40 тью 14 и ведомой частью 15 муфты 13, Другой заклинивающий механизм выполнен в виде центробежного механизма, имеющего шарнирно закрепленные на осях 20, установленные на ведомой части 15 муфты 13 и подпружиненные относительно нее пружинами 21 и 22 центробежные грузы 23, расположенные в кольцевой канавке 24 ведомой части 15 муфты 13, В пазах грузов

23 размзщены своими кольцевыми проточками ролики 25, которые, в свою очередь, размещены между ведущей и ведомой частями муфты 13.

Силовая установка работает следующим образом, Сначала запускается и работает модульный двигатель I, который и движет транспортное средство, затем, при необходимости, например при увеличении нагрузки, оператор включает соленоид 12, который воздействует на муфту13, При этом подтормаживается и смещается по окружности вокруг своей продольной оси кольцо

16 относительно ведущей части 14 муфты

13. Поводок 17 перемещает подвижный су.харь 19, имеющий клиновидную форму,. и блокирует ведущую и ведомую части муфты

13. Вследствие чего происходит разгон и запуск модульного двигателя 2. Ведомая часть 15 вместе с валом 4 двигателя 2 уравнивает свою частоту вращения с ведущей частью 14 и происходит разблокировка ве.дущей и ведомой частей муфты 13 возвратом сухарей 19 под действием пружин 18 в исходное положение. Затем центробежные грузы 23, преодолевая сопротивление пружины 21, сдвигают заклинивающие ролики.

25 и происходит вторичная блокировка ведущей и ведомой частей муфты 13, но для передачи усилия в обратном направлении, т.к. практически включаемый модульный двигатель 2 имеет меньшее сопротивление набору оборотов (увеличению частоты вращения вала), чем постоянно работающий модульный двигатель 1, нагруженный валом отбора мощности (на чертеже не показан), Таким образом может быть создан единый силовой узел из двух или более модульных двигателей.

Реализация описанного устройства позволит осуществить конструкцию двигателя необходимой мощности путем набора определенного количества модульных двигателей. Это допускает создание гаммы двигателей для легкового или грузового . транспорта с использованием стандартного модульного двигателя, Возможность использования в определенный момент необходимой мощности приводит к значительной зкономии топлива, сопоставимой со степенью загруженности транспортного средства. Пропорционально зкономии топлива происходит экономия смазочных материалов и увеличение ресурса двигателя.

Соответственно экономии топлива уменьшится выброс вредных ве.цеств в атмосферу. Технологичность изготовления стандартного модуля,не имеющего больших обьемных и сложных в изготовлении деталей,повышает возможность увеличения производительности труда при изготовлении.

Использование же выключаемой механической муфты снизит энергопотребление при эксплуатации модульной силовой установки по сравнению с применяемыми электромагнитными муфтами.

Формула изобретения

Силовая установка транспортного средства, содержащая по меньшей мере один неотключаемый двигатель внутреннего сгорания и один отключаемый двигатель внутреннего сгорания, выполненные одинаковыми и имеющими систему запуска и системы охлаждения и выпуска отработавших газов, выключаемую муфту с ведущей и ведомой частями, связывающую рабочие валы двигателей и элемент управления выключаемой муфтой, при этом система запуска связана с рабочим валом неотключаемого двигателя, а системы охлаждения отключаемого и неотключаемого двигателей гидравлически связаны между собой, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью упрощения и снижения энергопотребления, выключаемая муфта выполнена с двумя последовательно срабатывающими заклинивающими механизмами, один из которых выполнен в виде кольца, установленного на ведущей части муфты с возможностью ограниченного углового перемещения, подпружиненных относительно кольца сухарей, установленных между ведущей и ведомой частями муфты с возможностью взаимодействия с последней и связанных с кольцом поводками, а другой заклинивающий механизм выполнен в виде центробежного механизма, грузы которого шарнирно установлены в кольцевой канавке ведомой части муфты и подпружинены относительно нее и ролики, размещенные между ведущей и ведомой частями муфты с воэможностью взаимодействия с ними, причем ролики выполнены с кольцевыми проточками, а в грузах центробежного механизма выполнены пазы, сопряженные с кольцевыми проточками роликов.

760989

1760989

ОЬИ ) Составитель П, Мурашев

Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор Н. Гунько

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3195 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР.

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Силовая установка транспортного средства Силовая установка транспортного средства Силовая установка транспортного средства Силовая установка транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить точность регулирования системы путем предотвращения цикличного подключения второго двигателя (Д)

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателям внутреннего сгорания, собираемым из отдельных модулей

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет увеличить коэффициент полезного действия двигателя и расширить его функциональные возможности

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к комбинациям двух или более двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к двигателям внутреннего сгорания, и также может найти применение при проектировании паровых, гидравлических и пневматических двигателей

Изобретение относится к машиностроению, а именно к гибридным силовым установкам

Изобретение относится к двигателю внутреннего сгорания

Изобретение относится к моторостроению и представляет собой мощное энергетическое устройство, которое может быть применено как привод электрического генератора (например, на ГРЭС), как стационарная энергетическая установка для энергоемких устройств, требующих вращения, а также в качестве двигателей судов и другой самой разнообразной подвижной техники

Изобретение относится к конструкции двигателей внутреннего сгорания, а именно к конструкции многофункциональных модульных двигателей внутреннего сгорания, а также может найти применение в конструкциях поршневых машин

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателям внутреннего сгорания, собираемым из отдельных модулей

Изобретение относится к моторному транспортному средству с двумя приводами, кинематически подсоединяемыми к одной трансмиссии
Наверх