Упругая опора

 

Использование машиностроение для повышения износостойкости подшипников быстровращающихся роторов Сущность изоЗретения в качестве упругого элемента используется пакет упругих колец, расположенный между подвижными и неподвижными корпусами с радиальными выступами ступенчатого профипя Каждая ступень радиального выступа взаимодействует с ответным упругим кольцом пакета 3 ил

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

isiis F 16 С 27/04, 35/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРE t EHNRM И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГККТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4842469/27 (22) 20.04.90 (46) 15.09,92. Бюл. ¹ 34 (71) Житомирский филиал Киевского политехнического института (72) О, Ф.Терновой (56) Алексеев Н.И. и др, Опоры быстровращающихся шпинделей в станкостроении.

Обзор, М„НИИМаш, 1978, с. 23.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех областях народного хозяйства для повышения износостойкости подшипников быстровращающихся роторов, а также для прохождения критических частот вращения при работе роторов в зарезонансных зонах, s частности при конструировании разгонных стендов.

Известны упругие опоры и упругие кольца, применяемые для повышения износостойкости подшипников и для прохождения критических частот вращения при работе в зарезонансных зонах (авт, св. ¹ 406048. кл.

F 16 С 27/04. ¹ 358556, кл. F 16 С 35/06).

Известна также упругая опора с гладкостенным кольцевым упругим элементом, которая может работать в низком диапазоне переменных нагрузок в пределах жесткости упругого кольца.

Недостатком данной опоры является и то, что она имеет постоянную жесткость. которая не зависит от усилий, создаваемых ротором, что значительно сужает область применения данной опоры.,»5U „, 1762008 А1 (54) УПРУГАЯ ОПОРА (57) Использование; машиностроение. для повышения износостоикости подшипников быстровращающихся роторов. Сущность изобретения: в качестве упругого элемента используется пакет упругих колец, расположенный между подвижными и неподвижными корпусами с радиальными выступами ступенчатого профиля. Каждая ступень радиального выступа взаимодействует с ответным упругим кольцом пакета. 3 ил.

Одним из недостатков данной опоры является и то. что для ее удовлетворительной работы необходима очень высокая соосность подшипниковых oflop, в противном случае перекос вызывает возбуждение побочных форм колебаний в системе, что резко снижает долговечность элементов опоры.

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей опоры за счет изменения жесткости опоры в зависимости от нагрузок на подшипник. что дает возможность проходить критические зоны вращения ротора с различными резонансными характеристиками. а также увеличе ние долговечности подшипников.

На фиг. 1 изображен общий вид упругой опоры переменной жесткости и увеличенный вид упругих элементов: на фиг. 2 — то же, вариант; на фиг. 3 — узел! на фиг. 1.

Цель достигается тем, что в виде упругого элемента используется пакет колец 2. 4.

5. 6. 7. 8, 9. а корпус подшипникового узла снабжен тремя и более (в зависимости от конструктивных особенностей) выступов по наружному диаметру узла, причем профиль выступа выполнен ступенчато.

1762008

Существенные отличительные признаки и вариант

1 олец а корпуса— атый сткость в узки ождения через ротором с разно частотными

Неподвижный корпус опоры 3 снабжен таким же количеством равномерно расположенных внутренних выступов, профиль которых выполнен в виде прямой, т,е, по выступам выполняется окружность с диаметром равным наружному упругих колец.

Подвижный корпус 1 и неподвижный корпус опоры 3 размещены с взаимным смещением на 0,5 углового шага между выступами, Ступенчатый профиль выступов подвижного корпуса 1 выполняется так, что между упругими кольцами и соответствующими ступенями выступов образованы зазоры, Таким образом, в начальный момент корпус подшипников 1 (фиг. 1) через выступы имеет контакт только с одним центральным кольцом в точках максимального диаметра профиля выступов. Центральное (базовое) упругое кольцо 2 расчитывается на минимально необходимую жесткость по методике 1 с. 20 — 24.

При увеличении нагрузок на подшипниковый узел увеличивается амплитуда колебаний и при достижении величины д1 = д1 .

I т,е, величины зазора между следующей парой колец и уступами профиля выступов, в работу выступает пара колец 8 — 5, увеличивается тем самым жесткость опоры на расчетную величину, равную жесткости данных колец.

При дальнейшем увеличении нагрузок, а соответственно и амплитуды колебании, в работу вступает следующая пара упругих колец 6 — 7, увеличивая жесткость oflopol, чем

5 и достигается поставленная цель.

Технико-экономическая эффективность заключается в следующем: расширение функциональных возможностей опоры за счет изменения жесткости

10 в зависимости от нагрузок на подшипник, что дает возможность проходить критические зоны вращения ротора для работы в зарезонансных зонах; увеличение долговечности подшипни15 ко в.

Формула изобретения

Упругая опора, состоящая из концентрично расположенных наружного и

20 внутреннего корпусов с радиальными выступами и упругой втулки между ними, о т— л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, упругая втулка выполнена в виде пакета

25 расположенных в осевом направлении колец, при этом каждый выступ выполнен со ступенчатым профилем с симметричным расположением ступеней относительно его выполненной на большем диаметре цент30 ральной ступени с возможностью взаимодействия каждой ступени с ответным упругим кольцом пакета.

1762008

1

/

С/

/

/ г (-1 Ф / г /

Редактор Н.Сильнягина

Заказ 3245 T.< раж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб.. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент". г. Ужгород. ул.Гагарина. 101

/

/ /

/

/ г-, /

Р / ! / /

)

/ / / у / ! /

/ /,.,/ ! / Cw

Фиг. У

Составитель Т.Хромова

Техред М.Моргентал Корректор С.Пекарь

Упругая опора Упругая опора Упругая опора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к подшипниковым узлам и может быть испо-льзовано при создании опор высокоскоростных машин, например, турбокомпрессоров Целью изобретения является повышение надежности Внутреннее кольцо 1 подшипника качения установлено на вал 2 и снабжено средствами передачи крутящего момента - втулками ,8,9 посредством шлицев 7 Передача крутящего момента от втулки 8 (например турбины) к втулке 9 (например, крыльчатке центробежного насоса) осуществляется через внутрен нее кольцо 1, а к крыльчатке 12 - через шлицевое соединение 10, вал 2 и шлицевое соединение 11

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, в конструкциях электрических машин

Опора вала // 1733746
Изобретение относится к машиностроению , а именно к опорам валов, совершаю i 8 щих гирационное движение

Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам для гашения колебаний подшипниковых опор турбомашин авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в упругих подшипниковых опорах роторов машин с переменным режимом работы
Наверх