Шасси планера

 

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при конструировании шасси планеров. Цель изобретения - повышение эффективности Т шасси. Шасси планера имеет колесо и вилку колеса, шарнирно установленную на силовом элементе фюзеляжа. Штанга с вилкой на одном конце соединена с колесом. Амортизатор - рессорная пластина - одним концом консольно жестко закреплена по полету на силовом элементе фюзеляжа. Свободным концом рессорная пластина шарнирно соединена с другим концом штанги и снабжена буксировочным крюком. Предохранительная лыжа жестко соединена со штангой и установлена с нижней ее стороны. На штанге может быть установлен с возможностью перемещения и фиксации дополнительный буксировочный крюк. Вилка штанги соединена с последней телескопически с возможностью выдвижения и фиксации болтом. 2 з. п. ф-лы, 5 ил. со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (sl)s В 64 С 25/02 4 о

Ы

4 (Л (л) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4849772/23 (22) 11,06.90 (46) 15.09,92. Бюл, N. 34 (71) Экспериментальное объединение "Фотон" (72) К,М, Жидовецкий (73) Акционерное общество "Авиатика" (56) Горбенко К.С„Макаров Ю.В, Самолеты строим сами. — М.: Машиностроение, 1989, с.

125, 126, рис, 97.

Замятин В.М. Планеры и планеризм,M.: Машиностроение, 1974, с. 44, 57 и 59, рис, 1.43, 1.58 и 1.61. (54) ШАССИ ПЛАНЕРА (57) Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при конструировании шасси планеров. Цель изобретения — повышение эффективности

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при конструировании шасси планеров.

Наиболее близким техническим решением является шасси планера, содержащее колесо, вилку колеса, шарнирно установленную на силовом элементе фюзеляжа, и амортизатор.

Однако при малом расстоянии от поверхности ВПП до нижней части фюзеляжа во время посадки неизбежно касание земли носовой частью планера, клевок, приводящий к сокращению ресурса самого планера.

К недостаткам также можно отнести неудобство компоновки амортизатора в ограниченном объеме фюзеляжа.

Целью изобретения является повышение эффективности шасси.

Поставленная цель достигается тем, что шасси планера, содержащее колесо, вилку

„.,5U„„1762753 АЗ шасси. Шасси планера имеет колесо и вилку колеса, шарнирно установленную на силовом элементе фюзеляжа. Штанга с вилкой на одном конце соединена с колесом. Амортизатор — рессорная пластина — одним концом консольно жестко закреплена по полету на силовом элементе фюзеляжа. Свободным концом рессорная пластина шарнирно соединена с другим концом штанги и снабжена буксировочным крюком. Предохранительная лыжа жестко соединена со штангой и установлена с нижней ее стороны. На штанге может быть установлен с возможностью перемещения и фиксации дополнительный буксировочный крюк. Вилка штанги соединена с последней телескопически с возможностью выдвижения и фиксации болтом, 2 з. и. ф-лы, 5 ил, колеса, шарнирно установленную на силовом элементе фюзеляжа, и амортизатор, согласно изобретению, снабжено штангой с вилкой на одном ее конце, соединенной с колесом, амортизатор выполнен в виде рессорной пластины, одним концом консольно жестко закрепленной по полету на силовом элементе фюзеляжа, а другим концом шарнирно соединенной со свободным концом штанги и снабженной буксировочным крюком, при этом передняя часть штанги выполнена изогнутой вверх и снабжена предохранительной лыжей, жестко соединенной с ней и установленной с нижней ее стороны.

Кроме того, штанга может быть снабжена дополнительным буксировочным крюком, установленным на ней с возможностью перемещения по ней и фиксации.

1762753

Вилка штанги может быть прикреплена к последней телескопически с возможностью выдвижения и фиксации болтом.

На фиг. 1 изображено шасси в компоновке на планере; на фиг. 2 — шасси планера, общий вид; на фиг. 3 — вид А на фиг. 2; на фиг. 4 — вид Б на фиг. 2; на фиг. 5 — вид В на фиг. 2.

Шасси планера содержит колесо 1 с вилкой 2, Вилка 2 шарнирно установлена на силовом элементе 3 фюзеляжа 4. Шасси снабжено штангой 5 с вилкой 6 на одном ее конце. Вилка 6 штанги 5 соединена с колесом 1, Амортизатор выполнен в виде рессорной пластины 7, одним концом консольно жестко закрепленной по полету на силовом элементе 3 фюзеляжа 4. Другой конец рессорной пластины 7 шарнирно соединен со свободным концом штанги 5. На рессорной пластине 7 установлен буксировочный крюк 8. Передняя часть штанги 5 выполнена изогнутой вверх и имеет предохранительную лыжу 9, жестко соединенную со штангой 5 и установленную с нижней ее стороны. На штанге 5 может быть установлен дополнительный буксировочный крюк

10. Крюк 10 установлен на штанге 5 с возможностью перемещения по ней и фиксации, Вилка 6 штанги 5 крепится к последней телескопически с возможностью выдвижения и фиксации болтом 11.

Шасси планера выполняет свои функции следующим образом.

Во время взлета с помощью лебедки или буксировкой за самолетом планер перемещается по ВПП, касаясь ее колесом 1. Во время движения по поверхности ВПП нос планера приподнимается — движение происходит на одном колесе 1. При этом удары о неровности ВПП воспринимаются частично пневматиком колеса 1, а часть их передается на вилку 2 колеса 1 и через вилку 6 штанги 5 и через саму штангу 5 на рессорную пластину 7. Рессорная пластина 7 имеет возможность консольно изгибаться с отклонением вилки 2 колеса 1 относительно шарнира ее установки на силовом элементе

3 фюзеляжа 4.

Имея хорошее аэродинамическое качество, планер после непродолжительного разбега отрывается от ВПП. Набрав заданную высоту и скорость, планер в дальнейшем совершает свободный полет.

Выполнив программу полета, планер заходит на посадку и приземляется на поверхность ВПП.

При посадке происходит касание колесоМ 1 поверхности ВПП, при этом благодаря наличию угла выноса увилки 2 назад, восп5

55 ринимаются как вертикальная, так и горизонтальная компоненты возникающих реакций, причем вилка 2 поворачивается вокруг своей оси и через вилку 6, штангу 5 вызывает изгиб рессорной пластины 7. Таким образом, рессорная пластина 7 воспринимает энергию удара о землю при посадке. Далее, за счет высокого расположения центра масс планера, неизбежно происходит переваливание планера на нос и касание им поверхности ВПП предохранительной лыжей 9 с последующей передачей возникающей реакции на рессорную пластину 7, которая при этом стремится изогнуться вверх. Таким образом, один и тот же амортизатор — рессорная пластина 7 — воспринимает реакцию как от предохранительной лыжи 9, так и от колеса 1. Поскольку рессорная пластина 7 не может поглотить энергию, возникающую при ударе, она, энергия, поглощается, частично за счет энергии пневматика колеса 1, частично за счет преодоления сил упругости рессорной пластины 7, но в основном — за счет аэродинамического рассеивания крыльев планера и упругих деформаций его конструкции. Кроме того, рессорная пластина 7 воспринимает пульсацию сил, воздействующих на крюки 8 и 10, возникающих при буксировке планера. Неровности ВПП, удары в колесо 1 от них являются штатными условиями для данного шасси, так как вилка

2 колеса 1, опять же, отклоняясь назад, вызывает консольный изгиб рессорной Ill13стины 7, воспринимающей все удары, В зависимости от загрузки планера, например, от веса пилота, и, следовательно, в зависимости от местоположения его центра масс можно менять точку приложения силы от буксира к планеру, Для этого, перемещая по штанге 5 дополнительный буксировочный крюк 10, выбирают его оптимальное местоположение и фиксируют на штанге 10 в этом положении. Вилка 6 штанги 5 соединена с последней телескопическим соединением, которое позволяет с помощью болта 11, задвигая или выдвигая вилку 6, фиксировать ее в различных положениях, обеспечивая при этом различные углы что необходимо для обеспечения оптимального положения колеса 1 при различных эксплуатационных центровках. Кроме того. данная конструкция шасси эффективно воспринимает передний удар и предохраняет носовую часть фюзеляжа от удара о поверхность ВПП.

Формула изобретения

1, Шасси планера, содержащее колесо, вилку колеса, шарнирно установленную на силовом элементе фюзеляжа, и амортизатор, о т л и ч à lo щ е е с я тем, что, с целью

1762753 повышения эсОф(-:кт и в ности шасси, оно снабжено штангой с вилкой на одном ее конце, соединен нол с колесом. а 4Gpiизагор выполнен в виде рессорной пластины, одним концом консольно жестко закрепленной по полету на силовом элементе фюзеляжа, а другим концом шарнирно соединенной со свободным концом штанги л снабженной буксировочным крюком, при этом передняя часть штанги выполнена изогнутой вверх и снабжена предохранительной лыжей, жестко соединенной с ней и установленной с нижней ее стороны, 2, Шассипоп.1, отличающееся тем, что штанга снабжена допг.лнительным

5 буксировочным крюком, установленным на ней с возможностью перемещения по ней и фи кса ции.

3, Шасси по и. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что вилка штанги соединена с послед10 ней телескопически с возможностью выдви жения и фиксации болтом.

1762753

Составитель К.Жидовецкий

Редактор . Т,Шарганова Техред М.Моргентал Корректор О.Густи

Заказ 3267 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Шасси планера Шасси планера Шасси планера Шасси планера 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к летательным аппаратам, в частности к конструкции шасси

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к органам и устройствам приземления, пробега и разбега тяжелых, широкофюзеляжных самолетов

Изобретение относится к области авиации, более конкретно - к шасси летательного аппарата

Изобретение относится к области авиации, в частности к тормозным колесам шасси самолета

Изобретение относится к авиационной технике и касается посадки самолета на взлетно-посадочную полосу аэродрома

Изобретение относится к авиации и касается посадки самолетов при боковом ветре

Изобретение относится к способу изготовления рычага для шарнирной конструкции, такой как конструкция шасси летательного аппарата. Рычаг содержит главный корпус, проходящий в продольном направлении и содержащий соединительный элемент, выступающий в радиальном направлении из главного корпуса. Согласно способу изготавливают вставку, содержащую основание с выполненным на нем соединительным элементом. Изготавливают оправку, включающую в себя основание вставки, таким образом, чтобы участок наружной стороны этой оправки был ограничен участком наружной стороны основания вставки. Вокруг оправки укладывают один или несколько слоев усилительных волокон. Впрыскивают смолу в слой или слои. Смолу подвергают полимеризации для жесткого соединения слоев усилительных волокон и основания вставки. Изобретение обеспечивает повышение механических свойств изделия при снижении его массы. 4 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к авиационной технике и касается взлетно-посадочных устройств. Шасси самолета содержит закрепленные на корпусе упругие элементы в виде торсионов, установленные на них рычаги правого и левого колес, демпферы, втулки. Причем упругие элементы в виде торсионов шарнирно закреплены в районе плоскости симметрии самолета и ограничены в повороте рычагом, который соединен с единым силовым приводом уборки выпуска шасси. На обратном конце торсионов размешена шестерня, которая входит в зацепление с шестерней шассийной балки и поворачивает ее под действием силового привода на выпуск или на уборку. Достигается простота и надежность конструкции, снижение веса. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх