Резьбовое соединение

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ (21) 4765426/27 (22) 08.12,89 (46) 30,09.92. Бюл, N. 36 (71) Производственное объединение "Арсенал" им. М. В, Фрунзе (72) А, В, Виноградов, Л, С. Забродченко, Г. К. Комаров, Б, В. Марфин и Л. Н, Яковлев (56) Основы расчета и конструирования деталей и механизмов летательных аппаратов.

Под ред. Кестельмана В, Н. и Рощина

Г, И. М,; Машиностроение, 1989, с. 326, рис. ,20.6 вариант Н, 5U 1765559 А1 (я)5 F 16 В 39/10, 39/12 (54) РЕЗЬБОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ (57) Изобретение относится к машиностроению, к стопорению резьбовых соединений, Цель изобретения — повышение надежности стопорения и точности фиксации. Диски 2 и

8 гаек 1 и 7 и шайба между ними образуют пакет, на боковой поверхности которого выполнены прорези. Участок пакета между прорезями наклонно смещен к плоскости пакета, Выступ шайбы размещен в пазу болта. Это обеспечивает жесткое стопорение при отсутствии внешних воздействующих сил в процессе стопорения, 2 з. и, ф-лы, 3 ил.

1765559

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано, в частности, для взаимного стопорения трех деталей: резьбового стержня, регулируемоо узла (гайки), контргайки, Известно, что резьба в силовых соединениях должна быть затянута. Незатянутые резьбовые соединения быстро выходят из строя, особенно в условиях циклических динамических нагрузок и при повышенных уровнях вибрации.

Наиболее близким техническим решением является резьбовое соединение, которое включает многолапчатую шайбу, резьбовой стержень со шлицевым пазом, гайку и контргайку, Элементом стопорения являются лапки и внутренний выступ шайбы. Часть лапок многолапчатой шайбы отогнута в пазы левой гайки, часть лапок — в пазы контргайки, внутренний выступ шайбы входит в шлицевой паз резьбового стержня, Недостатком данной конструкции является невозможность беззазорного стопорения. Чтобы лапки шайбы вошли в пазы, их ширина всегда делается меньше ширины пазы, т.е. всегда есть зазор между лапкой и краями паза. На эту величину и сможет повернуться контргайка, только после этого начнет работать элемент стопорения, т.е, точность фиксации контргайки нарушится, а значит, изменится момент затяжки контргайки, и в конечном итоге может измениться точность фиксации регулируемого узла (гайки), Кроме того, при отгибании лапок шайбы в пазы регулируемого узла и контргайки обязательно внешнее силовое воздействие, а регулируемый узел часто не допускаетэтого.

Элементы стопорения данной конструкции обладают небольшой жесткостью и небольшой величиной работы расстопаривания.

Кроме того, в реальных условиях при установке на изделиях, доступ к регулируемому узлу ограничен. Грани регулируемого узла и контргайки могут оказаться ориентированы таким образом, что отгибание на них лапок шайбы окажется затрудненным.

А из-за ограниченного количества лапок шайбы и пазов на регулируемом узле и контргайке они не могут занимать любого взаимного положения, т,е. фиксировать регулируемый узел можно не в любом положении.

Целью предложенного изобретения является повышение надежности стопорения .и точности фиксации, за счет отсутствия внешних силовых воздействий при стопорении.

Это достигается тем, что резьбовое соединение, содержащее установленные на резьбовом стержне регулируемый узел с внутренней резьбой (гайку), контргайку, 5 расположенную между ними шайбу с внутренним выступом, размещенным в продольном шлицевом пазу резьбового стержня и элемент стопорения.

Торцы регулируемого узла (гайки) и

10 контргайки, обращенные к шайбе, выполнены с дискообразными элементами из пластичного материала, образующими с шайбой пакет. Выполнение дисков и шайбы сплошными позволяет осуществлять любое

15 их взаимное расположение.

На наружной боковой поверхности пакета после фиксации регулируемого узла контргайкой выполнены прорези, а элемент стопорения выполнен в виде участка пакета, 20 расположенного между прорезями, наклонно смещенного к плоскости пакета.

Сквозные надрезы пакета могут быть любой формы: радиальными, параллельными, криволинейными, выходящими на пери25 ферию пакета или не выходящими, Концы элемента стопорения расположены по разные стороны от пакета с наклоном в сторону противоположную наклону резьбы.

30 Возможно также располагать элемент стопорения по одну сторону от пакета.

На фиг, 1 изображено резьбовое соединение, продольный разрез; на фиг. 2 — вид по стрелке А на резьбовое соединение при

35 расположении концов элементов стопорения по разные стороны от пакета с наклоном в сторону, противоположную наклону резьбы; на фиг, 3 — вид по стрелке А на резьбовое соединение при расположении элемента

40 стопорения по одну сторону от пакета.

Резьбовое соединение (фиг, 1) состоит из регулируемого узла 1 с внутренней резьбой, на торце которого выполнен дискообразный элемент (диск) 2. Регулируемый узел

45 1 установлен на резьбовом стержне 3, имеющем шлицевой паз 4, на стержне выполнена резьба М52хЗ,К диску 2 прижата шайба

5, внутренний выступ 6 которой входит в шлиц 4. Шайба 5 плотно зажата между регу50 лируемым узлом 1 и контргайкой 7 с дискообразным элементом (диском) 8 на торце, обращенном к шайбе. Диск 2, шайба 5, диск

8 образуют пакет, Материал шайбы 5 и дисков 2 и 8 должен

55 быть пластичным, В нашем случае — это сталь 12Х18Н10Т. Толщина и шайбы, и дисков, а значит и толщина пакета зависят от момента откручивания, которому они должны противостоять. Зависимость эта прямая, В нашем случае толщина шайбы 5 и дисков

1765559

8одА

70

Фиг. 3

Составитель Л,Забродченко

Техред М,Моргентал Корректор С.Пекарь

Редактор Л.Народная

Заказ 3372 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород. ул.Гагарина, 101

2 и 8 по 0,8 мм, Они образуют пакет толщиной 2,4 мм, На наружной поверхности пакета выполнены сквозные надрезы 9 (фиг. 2, 3) которые могут быть любой формы: радиальными, параллельными, криволинейными, выходящими на периферию диска или не выходящими, Участок пакета 10, расположенный между прорезями, являющийся элементом стопорения, смещен относительно плоскости пакета или так, чтобы концы элемента стопорения были расположены по разные стороны от пакета с наклоном в сторону, противоположную наклону резьбы (фиг. 2), или так, чтобы элемент стопорения был расположен по одну сторону от пакета, На диске были сделаны надрезаны, выходящие на его периферию, на расстоянии

20 мм и глубиной 10 мм.

Участок пакета между надрезами в нашем случае был смещен относительно плоскости пакета так, что его концы расположены по разную сторону от пакета с наклоном в сторону. противоположную наклону резьбы.

Предлагаемое резьбовое соединение обладает повышенной жесткостью стопорения, большой работой расстопоривания, обеспечивает беззазорное стопорение за счет внутренних сил в элементах конструкции, обеспечивает повышение точности фиксации, так как речь идет о фиксации в любом заданном положении, упрощение

5 контроля стопорения.

Формула изобретения

1, Резьбовое соединение, содержащее установленные на резьбовом стержне гайку, контргай ку, расположен ную между ними

10 шайбу с внутренним выступом, размещенным в продольном пазу резьбового стержня, и элемент стопорения, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью повышения надежности стопорения и точности фиксации, торцы

15 гайки и контргайки, обращенные к шайбе, выполнены с дискообразными элементами из пластичного материала, образующими с шайбой пакет, на наружной боковой поверхности пакета выполнены прорези, а эле20 мент стопорения выполнен в виде участка пакета, расположенного между прорезями, наклонно смещенного к плоскости пакета.

2. Резьбовое соединение по и. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что концы элемента

25 стопорения расположены по разные стороны от пакета с наклоном в сторону, противоположную наклону резьбы.

3. Резьбовое соединение по и. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем. что элемент стопорения

30 расположен по одну сторону от пакета.

Резьбовое соединение Резьбовое соединение Резьбовое соединение 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, к стопорению резьбовых соединений

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для стопорения резьбовых соединений

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах, где необходима частая бесступенчатая регулировка и одновременно велика возможность самоотвинчивания

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к области машиностроения, к механизмам регулировочных винтов

Изобретение относится к машино-, строению, а именно к устройствам для затяжки и стопорения крепежных резьбовых соединений

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к средствам стопорения резьбовых крепежных элементов

Изобретение относится к машиностроению и может применяться для стопорения гаек и болтов с шестигранной головкой, установленных на фланцах и других деталях, имеющих упор в виде стенки или выступа различной конфигурации

Изобретение относится к машиностроению , в частности к резьбовым соединениям со средствами стопорения

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для стопорения гаек на крепежных деталях преимущественно с тарированной затяжкой

Изобретение относится к машиностроению , к резьбовым соединениям со средствами стопорения

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение при сварке агрегатов в помещении, к которым предъявляется требование к чистоте и в котором запрещены все виды механической обработки

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для надежного стопорения подшипникового узла с заданным преднатягом в условиях, ограничивающих осевые габариты

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в высокоресурсных резьбовых соединениях, работающих в условиях вибраций
Наверх