Устройство управления транспортным средством

 

Использование: управление транспортными средствами с индивидуальным электроприводом ведущих колес. Сущность: устройство содержит два ведущих колеса 1 и 2 с индивидуальными тяговыми двигателями 3 и 4, питаемыми от общей схемы управления 6, управляющий рычаг 9, связанный с задатчиками 10 и 11 скорости и рассогласования скоростей приводных двигателей, блок выделения модуля 12, блок деления 13, источник регулируемого напряжения 14 и инвертор 15. задатчик скорости запитан напряжением , обратно пропорциональным выходному сигналу задатчика рассогласования скоростей тяговых двигателей левого и правого колес, поэтому при задании резкого поворота поступательная скорость транспортного средства автоматически снижается . 1 ил., en с VI о о VI ю ел

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

09) (11) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

bëåá0 () 5лергд

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4882535/11 (22) 16.11.90 (46) 07.10.92. Бюл. М 37 (75) Б,С.Бройдо (56) Авторское свидетельство СССР

N- 1691168, кл. В 60 1 15/04, 21.08.89. (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ (57) Использование: управление транспоргными средствами с индивидуальным электроприводом ведущих колес. Сущность: устройство "..одержит два ведущих колеса 1 и 2 с индивидуальными тяговыми двигателя(я)ю В 60 L 15/04, В 62 D 15/00 ми 3 и 4, питаемыми от общей схемы управления 6, управляющий рычаг 9, связанный с задатчиками 10 и 11 скорости и рассогласования скооостей приводных двигателей, блок выделения модуля 12, блок деления 13, источник регулируемого напряжения 14 и инвертор 15. задатчик скорости запитан напряжением, обратно пропорциональным выходному сигналу задатчика рассогласования скоростей тяговых двигателей левого и правого колес, поэтому при задании резкого поворота поступательная скорость трансIlopTMoI 0 средства автоматически снижается. 1 ил.

Чп ь1/

"". 766725

Изобретение относится к управлению транспортными средствами с двумя ведущими колесами с индивидуальным электроприводом и может быть использовано для управления инвалидными колясками, электропогрузчиками и т.п.

Известно устройство для управления электроприводом транспортного средства, содержащее два блбка управления тяговыми двигателяМ ведущих колес, каждый из которых имеет аналоговый и релейный вход задания соответственно скорости и направления вращения тягового двигателя, управляющий рычаг, выполненный с возможностью вращения относительно двух взаимно перпендикулярных осей, с каждой из которых связан соответственно задатчик скорости и задатчик рассогласования скоростей тяговых двигателей, выполненные в виде потенциометров, два сумматора, два пороговых элемента и инвертор, причем выход первого потенциометра подключен к первым входам обоих сумматоров, а выход второго потенциометра — к входу инвертора и второму входу первого сумматора, причем второй вход второго сумматора соединен с выходом инвертора, а выходы сумматоров — с аналоговыми входами блоков управления и входами пороговых элементов, к выходам которых подключены релейные входы блоков управления (1).

Указанное устройство принято - качестве прототипа. Отметим, что в прототипе совокупность блоков управления тяговыми двигателями, двух сумматоров и инвертора представляет собой схему управления, имеющую один вход (точка соединения первых входов обоих сумматоров) для задания скорости совместного вращения тяговыхдвигателей и второй вход (точка соединения входа инвертора и второго входа первого сумматора) для задания рассогласования скоростей тяговых двигателей и два выхода для подключения тяговых двигателей, Недостаток прототипа заключается в том, что поскольку скорость совместного вращения и рассогласование скоростей тяговых двигателей задаются независимо друг от друга, то при большой скорости движения и большом рассогласовании скоростей (малом радиусе поворота) возможно опрокидывание транспортного средства за счет центробежной силы.

С целью устранения указанного недостатка дополнительно предусмотрены блок деления, блок выделения модуля и инвертор,.причем выход потенциометра задатчика рассогласования скоростей подключен к первому входу блока деления, выход источника регулируемого напряжения подключен к второму входу блока деления, выход которого подключен к первому питающему зажиму потенциометра задатчика скорости и

5 через инвертор — к второму питающему зажиму указанного потенциометра.

На чертеже представлена схема предлагаемого устройства управления, Транспортное средство содержит два

10 ведущих колеса 1 и 2 с электродвигателями

3 и 4, подключенными к питаемой от аккумулятора 5 схеме управления 6, которая имеет вход 7 для задания скорости совместного вращения тяговых двигателей и вход 8 для

15 задания рассогласования скоростей левого и правого двигателя. Управляющий рычаг 9, который может перемещаться относительно двух взаимно перпендикулярных осей в направлениях вперед-назад" и "влево-впра20 Bo" механически связан с движками соответственно потенциометра 10 задания скорости совместного вращения обоих двигателей, движок которого подключен к входу

7 схемы управления 6, и движком питаемого

25 от аккумуляторной батареи потенциометра

11 -адания рассогласования скоростей обоих двигателей, движок которого подключен к входу 8 схемы управления и через блок выделения модуля 12 к первому входу блока

30 деления 13, к второму входу которого подключен источник регулируемого напряжения 14. Выход блока деления подключен соответственно непосредственно и через инвертор 15 к двум зажимам питания потек35 циометра 10, Физические основы работы устройства управления поясняются векторной диаграммой на чертеже, где V>, Ч, — скорость поступательного движения левого и правого

40 колеса; Ч вЂ” скорость центра симметрии коляски; ЛЧ вЂ” рассогласование скоростей левого и правого колеса, 2! — расстояние между колесами 1 и 2. При скорости движения V центробежная сила, действующая на

45 коляску с массой m при повороте с радиусом

R, равна

m V R

В свою очередь, как следует из рассмотрения векторной диаграммы, кривизна траектории тележки при рассогласовании равна (2)

R 2 VI

Из (1) и (2) следует

1766725

Fmax

m I

2 I 1

Vmax = ь ч

2I F

mmmV (3)

Максимально допустимая центробежная сила по условию опрокидывания коляски равна где h — высота расположения центра тяжести транспортного средства или с учетом (3) максимально -допустимая скорость при данном рассогласовании скоростей равна

Отсюда следует, что при фиксировании I допустимая скорость зависит не только от рассогласования Л V, но и от высоты центра тяжести транспортного средства.

В соответствии со сказанным напряжение питания потенциометра 10 должно изменяться обратно пропорционально скорости движения V, поэтому выходной сигнал V с движка потенциометра 11 через блок выделения модуля 12 подключен к входу делителя блока деления 13, а вход делимого — к выходу источника регулируемого напряжения 14, выходной сигнал которого устанавливают равным 2gl th, При этом напряжение питания потенциометра 10 (а следовательно, скорость V при максимальном отклонении управляющего рычага "вперед" или "назад") не может превышать Vmax для заданного рассогласования Л Ч.

Устройство работает следующим образом.

При выведении управляющего рычага 9 из нейтрального положения (например, "вперед-вправо") на входы 7 и 8 схемы управления поступают сигналы задания V u

h, V, пропорциональные углам отклонения управляющего рычага от нейтрального положения в направлении "вперед" и

"вправо", Соответственно, левое колесо ускоряется, а правое замедляется относительно средней скорости V и транспортное средство поворачивается вправо.

Напряжение Л V через блок выделения модуля 12 подается на вход делимого блока деления 13 и, поскольку на вход делителя блока 13 одновременно с выхода источника регулируемого напряжения 14 поступает, как указывалось выше, напряжение, пропорциональное 2gl /h, то напряжение питаг ния потенциометра 10, а следовательно, и скорость поступательного движения транс5

55 портного средства автоматически изменяется обратно пропорционально рассогласованию скоростей Л V левого и правого колес, Таким образом, при малом радиусе поворота автоматически снижается скорость V, что исключает опасность опрокидывания транспортного средства под действием центробежной силы.

Предложенное техническое решение соответствует критерию "существенные отличия", так как включает новые элементы— блок деления с двумя входами, блок выделения модуля, инвертор и источник регулируемого напряжения. Введение укаэанных элементов придает объекту разработки новое положительное качество — устранение опасности опрокидывания транспортного средства на поворотах, что позволяет сделать вывод о соответствии предложения упомянутому критерию.

Формула изобретения

Устройство управления транспортным средством, содержащее два тяговых электродвигателя для привода левого и правого ведущих колес, питаемую от аккумуляторной батареи схему управления указанными двигателями, имеющую два выхода,,к которым подключены указанные двигатели, и два входа, служащие состветственно для задания скорости совместного вращения и рассогласования скоростей тяговых двигателей, управляющий рычаг, выполненный с возможностью вращения относительно двух взаимно перпендикулярных осей, с каждой из которых связаны соответственно зэдатчики скорости и рассогласования скоростей ведущих колес, выполненные в виде двух потенциометров, «ыходы которых подключены соответственно к первому и второму входам системы управления, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью предотвращения опрокидывания транспортного средства при малом радиусе поворота и большой скорости движения, оно снабжено блоком деления, блоком выделения модуля, инвертором и источником регулируемого напряжения, причем выход потенциометра задатчика рассогласования скоростей подключен к первому входу блока деления, выход источника регулируемого напряжения подключен к второму входу блока деления, выход которого подключен к первому питающему зажиму потенциометра задатчика скорости и через инвертор — к второму питающему зажиму указанного потенциометра, а оба питающих входа потенциометра задатчика рассогласования скоростей подключены к зажимам аккумуляторной батареи,

Устройство управления транспортным средством Устройство управления транспортным средством Устройство управления транспортным средством 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в рулевых устройствах поворота колес автомобильных полуприцепов большой грузоподъемности

Изобретение относится к транспортным средствам, преимущественно к шахтному пневмоколесному транспорту, и предназначено для перевозки людей и грузов в стесненных подземных условиях

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в самоходных транспортных средствах, где требуются рулевые управления, снабженные указателем угла поворота управляемых колес

Изобретение относится к автомобильному транспорту, а именно к буксирным устройствам, и может быть использовано при буксировке автомобилей с заводов-изготовителей потребителямс Цель изобретения - улучшение управляемости автопоезда и сокращение времени закрепления устройства на буксируемом автомобиле

Изобретение относится к транс- .лортному и сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано при создании систем управления транспортных средств и сельскохозяйственных агрегатов

Изобретение относится к устройствам для принудительного возвращения управляемых колес в нейтральное положение

Изобретение относится к области электропривода транспортных средств

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для импульсного управления тяговым приводом электроподвижного состава, преимущественно для рудничных электровозов

Изобретение относится к электрифицированному транспорту, а именно к регуляторам тока тяговых электродвигателей постоянного тока

Изобретение относится к транспорту, а именно к автоматическому регулированию тока электродвигателей постоянного тока транспортных средств

Изобретение относится к транспорту, а именно к автоматическому регулированию тока электродвигателей постоянного тока транспортных средств, и обеспечивает повышение надежности

Изобретение относится к области импульсного управления двигателями постоянного тока и предназначено преимущественно для управления тяговым приводом рудничных электровозов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано на железнодорожном транспорте
Наверх