Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины

 

Сущность изобретения: лобовые части обмотки 1 расположены на массивном стеклотекстолитовом кольцевом элементе 2, расклиненном в цилиндрическом выступе 3 нажимного кольца 4 сердечника 5. Поджатие лобовых частей обмотки 1 к кольцевому элементу 2 осуществляется при помощи внутреннего конического кольца 6, упоров 7, радиальных и аксиальных тяг 8 и 9, пружин 10. Замазка 11 фиксирует относительное положение лобовых дуг в корзинке. Кольцевой элемент 2 снабжен кольцевым выступом 12, охватывающим головки 13 лобовых частей 1 с внешней стороны. Кольцо 14 из стеклотекстолита, установленное с внутренней стороны головок 13 и расклиненное радиально клиньями 15, поджимает головки 13 радиально к кольцевому выступу 12, 6 з.п. ф-лы, 3 ил, сл с П xj О 2 ю О ю

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 Н 02 КЗ/50

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ6

4 (5ь 4 Ch ьэ

C) 1 !

У

-/5 ./

// Ю

Фиг Р

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4858043/07 (22) 08.08.90 (46) 07.10.92. Бюл. N. 37 (71) Ленинградское производственное электрома шиностроительное объединение

"Электросила" им.С.М,Кирова (72) В.И.Иогансен, И.А.Кади-Оглы, В,П.Чернявский и Ю.Ф.Антонов (56) 1. Патент Франции N 1295025, кл. Н 02 K 3/50, 1985, 2. Патент США N. 4501985, кл. H 02 К 3/46, 1984.

3, Авторское свидетельство СССР

Я 588594, кл, Н 02 К 3/50, 1974, (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ ОБМОТКИ СТЯТОРА

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ. Ж 1767620 A 1 (57) Сущность изобретения: лобовые части обмотки 1 расположены на массивном стеклотекстолитовом кольцевом элементе 2, расклиненном в цилиндрическом выступе 3 нажимного кольца 4 сердечника 5, Поджатие лобовых частей обмотки 1 к кольцевому элементу 2 осуществляется при помощи внутреннего конического кольца 6, упоров

7, радиальных и аксиальных тяг 8 и 9, пружин 10. Замазка 11 фиксирует относительное положение лобовых дуг в корзинке, Кольцевой элемент 2 снабжен кольцевым выступом 12, охватывающим головки 13 лобовых частей 1 с внешней стороны. Кольцо

14 из стеклотекстолита, установленное с внутренней стороны головок 13 и расклиненное радиально клиньями 15, поджимает головки 13 радиально к кольцевому выступу

12, 6 з.п. ф-лы, 3 ил, 1767620

20

30

40

55

Изобретение относится к крупному электромашиностроению и может быть использовано в конструкциях электрических машин, в частности в турбогбнераторах большой и средней мощности для крепления лобовых частей обмотки статора.

Известно, что в электрических машинах переменного тока, в особенности турбогенераторах, лобовые части обмотки статора работают в сложных условиях, характеризующихся действием значительных переменных электромагнитных сил, тепловыми деформациями и деформациями и непрерывным изменением первоначальных условий сборки конструкции, связанным с ползучестью и релаксацией напряжений в изоляции и неметаллических деталях крепления, Повышенная вибрация лобовых частей может приводить к истиранию и смятию изоляции; усталостному повреждению медных проводников, Поэтому при разработке конструкции статора особое внимание уделяется системе крепления лобовых частей обмотки с целью обеспечения ее максимальной жесткости, прочности и стабильности свойств во времени.

Известно устройство для крепления лобовых частей обмотки статора мощного турбогенератора 11, в которой лобовые дуги крепятся при помощи планок и радиальных тяг к кронштейнам, расположенным равномерно по окружности с внешней стороны лобовых частей и скрепленным с нажимным кольцом сердечника, У данной конструкции недостаточная жесткость крепления, т.к, кронштейны не образуют монолитной системы.

Более жестки и надежны конструкции

f27, в которых лобовые части крепятся при помощи планок и радиальных тяг к кольцу из изоляционного материала, охватываю .щему лобовые части с внешней стороны и закрепленному через кронштейны на нажимном кольце сердечника. Недостатком конструкций этого типа является высокая трудоемкость изготовления и сборки, необходимость изготовления обмотки статора с переменным шагом по окружности в зоне лобовых частей для размещения радиальных тяг. Кроме того, применение кронштейнов снижает общую жесткость крепления.

В отечественном устройстве, приятом прототип Д/, лобовые части обмотки статора электрической машины крепятся к массивному внешнему изоляционному коническому кольцу при помощи системы упоров, радиальных и аксиальных тяг, пружин и внутреннего изоляционного конического кольца. Внешнее коническое кольцо опирается по всей окружности непосредственно на цилиндрический выступ нажимного кольца сердечника с возможностью аксиального перемещения при тепловом расширении обмотки, Данная конструкция обладает высокой жесткостью и стабильностью (за счет пружинного поджима) крепления лобовых частей обмотки, обеспечивает низкий уровень вибрации и механических напряжений в проводниках.

Недостатком данной конструкции, как и всех упомянутых ранее, является отсутствие специального закрепления головок лобовых частей, содержащих массивные медные наконечники, токовые соединения, штуцеры шлангов для подвода охлаждающей воды, усиленный слой изоляции. И хотя свободный вылет головок невелик, переменные инерционные силы, воздействующие при вибрациях на пайку элементарных проводников и наконечникам, изоляцию и гидравлические соединения, значительны, что определяется большой массой головок. Это может приводить к отдельным нарушениям пайки изоляции, герметичности гидравлических соединений и, как результат, межфазным замыканиям обмотки статора, Целью изобретения является повышение надежности крепления.

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины, включающем кольцевой элемент, охватывающий лобовые части с внешней стороны, кольцевой элемент имеет кольцевой выступ, охваты вающий головки лобовых частей с внешней стороны, с внутренней стороны головок установлено упругое кольцо, поджимающее головки к кольцевому выступу в радиальном направлении, а в тангенциальных промежутках между головками размещены радиально ориентированные клинья.

С целью обеспечения высокой электрической прочности обмотки статора упругое кольцо, радиально поджимающее головки, и клинья, установленные в тангенциальных промежутках между головками, могут быть выполнены из изоляционного матеэиала, В качестве изоляционного материала упругого кольца и клиньев может быть использован стеклотекстолит.

Возможен вариант конструкции, в котором с целью обеспечения радиальното поджатия головок в радиальных зазорах между упругим кольцом и головками установлены клинья из изоляционного материала.

Поверхнос ь упругого кольца, обращенная к головкам, может иметь коническую форму.

Для обеспечения плотного прилегания головок к кольцевому выступу кольцевого

1767620

10

20

55 элемента технологические радиальные зазоры между головками и кольцевым выступом могут быть заполнены изоляционной замазкой.

В тангенциальных промежутках между головками могут быть размещены радиально ориентированные шпильки с гайками из изоляционного материала, крепящие клинья к кольцевому выступу кольцевого элемента.

Новым в данном решении является новая совокупность известных признаков.

Существенность отличий подтверждается тем, что за счет устранения консольного вылета головок посредством дополнительного их крепления к кольцевому выступу кольцевого элемента, охватывающего лобовые части, у конструкции появляется новое свойство, которое отсутствует у известных технических решений, а именно — устранение опасных изгибных деформаций в наиболее повреждаемой зоне— у головок лобовых частей.

Это повышает жесткость и надежность крепления лобовых частей обмотки статора.

Выполнение деталей крепления из изоляционного материала обеспечивает высокую электрическую прочность обмотки статора, Применение в качестве такого материала стеклотекстолита, обладающего высокой механической и электрической прочностью, теплостойкостью, хорошими упругими свойствами и низкой ползучестью, обеспечивает стабильность и долговечность конструкции крепления, механическую и электрическую надежность.

На фиг. 1 показан продольный разрез устройства для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины; на фиг, 2 показаны клинья для тангенциального распора головок; на фиг. 3 — клинья для тангенциального распора головок и шпильки с гайками, крепящие клинья к кольцевому выступу кольцевого элемента, Лобовые части обмотки 1 (фиг. 1) располагаются на массивном стеклотекстолитовом кольцевом элементе 2, расклиненном в цилиндрическом выступе 3 нажимного кольца 4 сердечника 5. Поджатие лобовых частей обмотки 1 к кольцевому элементу 2 осуществляется при помощи внутреннего конического кольца 6, упоров 7, радиальных и аксиальных тяг 8 и 9, пружин 10. Пружины

10 обеспечивают постоянство усилия сжатия лобовых частей 1 между коническими кольцами 2 и 6, Замазка 11 фиксирует относительное положение лобовых дуг в корзинке, а также, заполняя зазоры, обеспечивает равномерное распределение давления на изоляцию лобовых дуг.

Кольцевой элемент 2 снабжен кольцевым выступом 12, охватывающим головки 13 лобовых частей 1 с внешней стороны, Кольцо 14, установленное с внутренней стороны головок 13 и расклиненное радиально клиньями 15, поджимает головки 13 радиально к кольцевому выступу 12, Величина радиального поджатия каждой головки, как показывают расчеты, должна быть не менее

5 Q, где 0 — масса головки, а величина радиальной деформации кольца 14 — не менее 2 мм, Кольцо 14, как и клинья 15, может быть выполнено из немагнитного металла с высоким удельным сопротивлением, покрытого слоем высоковольтной изоляции. Однако наилучшим вариантом конструкции, обеспечивающим одновременно электрическую и механическую надежность, технологичность изготовления и сборки, является выполнение кольца 14 и клиньев 15 из стеклотекстолита.

Замазка 16, заполняющая радиальные зазоры между головками 13 и кольцевым выступом 12 кольцевого элемента 2, обеспечивает плотное прилегание головок 13 к кольцевому выступу 12 и равномерное распределение давления по опорной поверхности.

На фиг. 2 показаны клинья 17 и 18, установленные в тангенциальных промежутках между головками 13. Клинья 17 опираются на кольцевой выступ 12, а клинья 18, забитые с натягом при сборке электрической машины, осуществляют тангенциальный распор головок. При этом длина окружности, на которой располагаются головки 13, стремится увеличиться, а головки 13 плотно прилегают к выступу 12. Последующая установка упругого кольца 14 и забивка клиньев

15 создают силовое радиальное поджатие головок 13 к кольцевому выступу 12.

На фиг. 3 показан вариант конструкции, в которой клин 18 крепится к кольцевому выступу 12 при помощи шпильки 19 и гайки

20, Шпилька 19 и гайка 20 обеспечивают дополнительное поджатие и фиксацию положения клина 18.

Целесообразно шпильки 19 и гайки 20 изготовить из стеклотекстолита, чтобы не снижать электрической прочности конструкции.

Во время работы электрической машины на лобовые части обмотки 1 статора действуют значительные переменные электродинамические силы, вызывающие вибрацию. Однако вследствие высокой собственной жесткости конических колец 2 и 6, 1767620 между которыми сжаты лобовые части 1, и жесткого закрепления внешнего конического кольца 2 в цилиндрическом выступе 3 нажимного кольца 4 сердечника 5 уровень вибрации достаточно низок. Лобовые дуги 5

1, жестко закрепленные на конической поверхности внешнего кольцевого элемента 2, имеют одинаковую с ним амплитуду колебаний. Точно так же головки 13 лобовых частей l, поджатые, к кольцевомУ выступу 12, име- 10 ют одинаковую с ним амплитуду колебаний, Поскольку кольцевой выступ 12 составляет одно целое с внешним кольцевым элементом 2, лобовые дуги 1 в районе головок 13 не испытывают переменных изгибных де- 15 формаций и напряжений, Инерционные силы головок 13 компенсируются креплением к кольцевому выступу 12 и не нагружают медные проводники, пайки, корпусную изоляцию. Тем самым исключаются усталост- 20 ные повреждения указанных элементов обмотки статора, Применение стеклотекстолита в качестве материала упругого кольца, клиньев, шпилек и гаек обеспечивает высокую меха- 25 ническую и электрическую прочность крепления. Предложенная конструкция отличается высокой эффективностью, простотой, технологичностью, 30

По сравнению с прототипом предложенное устройство крепления лобовых частей обмотки статора отличается повышенной надежностью и существенно снижает вероятность аварийных остановов 35 электрической машины из-за повреждений обмотки в районе головок лобовых частей.

Формула изобретения

1, Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической ма- 40 шины, включающее кольцевой элемент, охватывающий лобовые части с внешней стороны, отл ича ющеесятем,что,c целью повышения надежности крепления, кольцевой элемент имеет кольцевой выступ, охватывающий головки лобовых частей с внешней стороны, с внутренней стороны головок установлено упругое кольцо, поджимающее головки к кольцевому выступу в радиальном направлении, а в тангенциальных промежутках между головками размещены радиально ориентированные клинья.

2. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью обеспечения высокой электрической прочности обмотки статора, упругое кольцо, радиально поджимающее головки, и клинья, установленные в тангенциальных промежутках между головками, выполнены из изоляционного материала.

3. Устройство по и. 2, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что в качестве изоляционного материала упругого кольца и клиньев использован стеклотекстолит.

4. Устройст во по пп. 1-3, о т л и ч а ющ е е с я тем, что в радиальных зазорах между упругим кольцом и головками установлены клинья иэ изоляционного материала.

5, Устройство по пп. 1 — 4, о т л и ч а ющ е е с я тем, что поверхность упругого кольца, обращенная к головкам, имеет коническую форму.

6. Устройство по пп. 1-5, о т л и ч а ющ е е с я тем, что технологические радиальные зазоры между головками и кольцевым выступом заполнены изоляционной замазкой, 7. Устройство по пп. 1-6, о т л v ч а ющ е е с я тем, что в тангенциальных промежутках между головками размещены также радиально ориентированные шпильки с гайками из изоляционного материала, крепящие клинья к кольцевому выступу кольцевого элемента.

1767620

Фиг..у

Составитель В,Иогансен

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор А.Козориз

Редактор Т.Федотов

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 3555 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при изготовлении статоров электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к области электромашиностроения и касается конструкции крепления и фиксации на корпусе статора лобовых частей обмотки крупных электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к области электромашиностроения

Изобретение относится к области электромашиностроения

Изобретение относится к области электротехники и касается изготовления роторов электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и крупного электромашиностроения и может быть использовано в производстве гидрогенераторов, а именно в конструкциях бандажных колец

Изобретение относится к области электротехники и касается технологии электромашиностроения, в частности к контролю величин натягов горячей посадки бандажных колец роторов крупных электрических машин, например турбогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения катушек явных полюсов прямоугольной формы статоров явнополюсной электрической машины

Изобретение относится к способу фиксации проводников и катушек обмоток электрических машин и заполнения промежутков в обмотках электрических машин посредством протягивания шнуров-корделей из волокон, образующих фитиль, окруженный упругой и пропускающей пропитку оболочкой, причем распорное средство выбрано таким образом, что его толщина превышает заполняемое свободное пространство, куда оно втягивается и затем пропитывается

Изобретение относится к области электротехники, касается электрических машин и позволяет повысить надежность за счет исключения замыканий электрического тока через лобовые части обмотки и бандажные кольца

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к устройству для крепления концов витков статорной обмотки в динамоэлектрической машине

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в производстве крупных электрических машин с изоляцией "Монолит-4"
Наверх