Устройство для включения сцепления и передачи

 

Использование: в системах управления сцеплением и коробкой передач транспортного средства. Сущность изобретения; оснащенное сервоприводом устройство для включения сцепления и передачи для коробки (2) передач автомобиля с предварительным выбором передачи и сменой передачи, которая инициируется водителем посредством нажатия на педаль (4) сцепления, и обратным извещением для водителя о включении передачи в коробке (2) передач после выполнения операции переключения передачи. На педали (4) сцепления расположено механически соединенное с ней защитное устройство (19), которое удерживает нажатую педаль сцепления (положение 31), если с целью переключения передачи в коробке (2) передач производится включение передачи. Педаль (4) сцепления удерживается в зафиксированном положении до тех пор, пока в коробке передач не будет вновь включена передача 4 з.п.ф-лы, 3 ил сл С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з B 60 К 41/22

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

63Г О!,Гак бл

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ .,,- .".-. ",,"","

К ПАТЕНТУ

2,1 (86) РСТ/EP 88/00727 от 16.08.88 (21) 4743101/11 (22) 21,02,90 (31) Р 3728057.0 (32) 22,08,87 (33) DE (46) 07,10,92. Бюл, М 37 (71) Цанрадфабрик Фридрихсхафен АГ(DE) (72) Иорберт Лемп и Райнер Петцольд (DE) (56) Заявка Великобритании

N 2057602, кл. F16 Н 5/40, 1981. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ

СЦЕПЛЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ (57) Использование: в системах управления сцеплением и коробкой передач транспортного средства. Сущность изобретения; оснащенное сервоприводом устройство для

» Ы2, 1768027 А3 включения сцепления и передачи для коробки (2) передач автомобиля с предварительным выбором передачи и сменой передачи, которая инициируется водителем посредством нажатия на педаль (4) сцепления, и обратным извещением для водителя о включении передачи в коробке (2) передач после выполнения операции переключения передачи. На педали (4) сцепления расположено механически соединенное с ней защитное устройство (".9), которое удерживает нажатую педаль сцепления (положение 31), если с целью переключения передачи в коробке (2) передач производится включение передачи. Педаль (4) сцепления удерживается в зафиксированном положении до тех пор, пока в коробке передач не будет вновь включена передача. 4 з.п,ф-лы, 3 ил

1768027

Изобретение касается оснащенного сервоприводом устройства для включения сцепления и передачи для коробок передач автомобилей с предварительным выбором передачи и инициацией процесса смены передачи при нажиме водителем на педаль сцепления, а также с выдачей обратного сообщения в случае, если после переключения осуществляется включение передачи коробки передач, Такие устройства для включения передачи, в случае которых водитель или также электронное устройство лишь выбирает передачу, а переключение коробки передач осуществляется уже не самим водителем с помощью рукоятки для переключения пере— дач, а вспомогательным сервоустройством для сцепления, известны в различных конструктивных исполнениях, например, в следующих публикациях; — стандарт номенклатуры для электропневматического устройства переключения (E S); — Easyshift — для коробки передач с синхронизаторами F 43546/RT 34000-8,85; — стандарт номенклатуры для автоматизированного устройства переключения с предварительным выбором (AVS) для коробки передач с синхронизаторами F 32437/RT

3431-8,85; — электронно-пневматическое устройство переключения (EPS) для грузовых автомобилей фирмы "Даймлер-Бенц АГ" номер по каталогу 6510302300, от 3.86; — материалы фирмы "Скания", "Облегчение переключения с помощью компьютера", с.4, столбец 2, второй абзац.

В случае всех этих конструктивных исполнений размыкание и замыкание сцепления и, следовательно, приводной ветви между двигателем и коробкой передач осуществляется водителем путем нажатия на педаль сцепления, Вто время,,как при включении передачи с помбщью рычажного механизма переключения водитель на основании прямого контакта с органами переключения коробки передач распознает включение передачи, при использовании оснащенного сервоприводом устройства переключения отсутствует информация, возникающая в совокупности со срабатыванием переключательного рычага и рычажного механизма переключения. Для своевременного обслуживания сцепления, в частности для замыкания сцепления после выполнения операции переключения в коробке передач, известны акустические, оптические и гаптические (распознаваемые с помощью органов осязания) обратные извещения, цель которых заключается в обеспе20

55 чении возможности незамедлительного замыкания приводной ветви водителем сразу же после завершения процесса переключения в коробке передач, Однако именно это стремление к по возможности скорейшему замыканию приводной ветви может привести также и к трудностям. Если водитель, не дожидаясь, например, обратного сообщения о включении передачи в коробке передач, замыкает сцепление при не включенной передаче, то в этом случае коробка передач находится в нейтральном положении. В таком случае приводная ветвь не является замкнутой, несмотря на то, что сцепление находится в состоянии замыкания, В большинстве случаев повторное включение передачи с использованием педали сцепления даже затрудняется, так как перед выполнением операции переключения необходимо вновь осуществить синхронизацию масс коробки передач, Таким образом, в резул ьтате та кого и рин ци па желаемое водителем ускорение процесса переключения замедляется или в результате дальнейших ошибочных операций обслуживания переключение передачи становится полностью невозможным.

Поэтому задачей изобретения является такое усовершенствование оснащенного сервоприводом сцепления по or раничительной части пункта 1, при котором сцепление по ограничительной части пункта 1, при котором сцепление может быть замкнуто только после полного выполнения операции переключения, За счет расположения защитного устройства в области педали сцепления и удержания этой самой педали в нажатом положении до момента включения передачи несложным образом предотвращается перевод коробки передач в нейтральное положение. При преднамеренном отпускании педали сцепления на ногу водителя не воздействует усилие возврата, в результате чего водитель незамедлительно может распознать ошибку обслуживания и исправить ее. В частности, он может всегда мягко осуществлять процесс включения, так как его нога остается в положении размыкания педали сцепления или выходит из этого положения размыкания лишь на непродолжительное время или на незначительное расстояние, Дополнительных устройств для мягкого включения сцепления не требуется даже в случае ошибочного обслуживания, поскольку водитель незамедлительно распознает ошибку и не только в исходном положении педали сцепления.

С целью обеспечения возврата педали сцепления при постановке автомобиля на

1768027 стоянку без включенной передачи в свое исходное положение необходимо соединить защитное устройство с рукояткой контроллера, которая не изменяет своего положения в режиме движения вперед с 5 целью переключения передачи.

Защитное устройство может представлять собой фиксирующее устройство с силовым и/или геометрическим замыканием и приводиться в действие с помощью элект- 10 рических или гидравлических исполнительных узлов, предпочтительно с помощью сжатого воздуха. Срабатывание с помощью сжатого воздуха является предпочтительным по той причине, что в распоряжении 15 уже имеется источник сжатого воздуха для сервосистемы сцепления. Особенно предпочтительным является также, например, выполнение фиксирующих или зажимных поверхностей в форме зубьев пилы, так как 20 при незначительной величине усилий зажима на основании геометрического замыкания достигаются довольно высокие усилия возврата применительно к педали сцепления и при наличии достаточно мелких"зубь- 25 ев может осуществляться зажим в почти любом положении педали сцепления, Изобретение не ограничено комбинацией признаков пунктов формулы изобретения. В распоряжении специалиста 30 находятся дальнейшие целесообразные комбинационные возможности пунктов и отдельных признаков пунктов, вытекающие из постановки задачи, Цель изобретения — повышение надеж- 35 ности работы, На фиг.1 представлена схема оснащенного сервоприводом устройства для сцепления, снабженного защитным устройством в области педали сцепления; на фиг,2 — пред- 40 ставлена схема защитного устройства, выполненного в качестве фиксирующего устройства с силовым или геометрическим замыканием, приводимого в действие с помощью рабочей среды; на фиг,3 — представ- 45 лена схема фиксирующего устройства с силовым или геометрическим замыканием, приводимого в действие с помощью магнита.

Между приводным двигателем 1 и ко- 50 робкой 2 передач автомобиля на фиг,1 рас-! положено сцепление 3, которое приводится в действие с помощью педали 4 сцепления при помощи вспомогательного усилия. С этой целью педаль 4 сцепления механиче- 55 ски соединена с цилиндром-датчиком 5. От последнего проходит напорная линия 6 к перемещающему цилиндру 7 для сцепления

3 и напорная линия 8 к управляющему вентилю 9, который через пневматические линии 10 соединен с источником 4 рабочей среды и через пневматическую линию 12 соединен с перемещающйм цилиндром 7.

Следующая пневматическая линия 13 проходит от источника 11 рабочей среды к защитному устройству. Позицией 14 обозначен электронный блок, который с помощью электрических линий 15, 16, 17 соединен, по меньшей мере, с коробкой передач, исполнительным устройством 18 и защитным устройством 19. Исполнительное устройство 18 представляет собой главным образом многопозиционный переключатель или рычаг, позволяющий осуществлять перемещение в положении движения вперед D, движения назад К и нейтральное положение N. На фиг.2 защитное устройство

19 изображено в качестве фиксирующего устройства 20 с силовым и/или геометрическим замыканием. Давление зажима или фиксации прокладывается с помощью цилиндра 21, приводимого в действие с помощью рабочей среды, предпочтительно пневматического цилиндра, который с помощью магнитного вентиля 22 может быть соединен с источником 11 рабочей среды линией 23 или деаэрационной линией этого магнитного вентиля. Педаль 1 поршневым штоком 24 связана с цилиндром-датчиком 5.

На фиг.3 защитное устройство выполнено в качестве фиксирующего устройства 25 с силовым и геометрическим замыканием, зажимные элементы 26 на поршневом штоке и колодках 28 выполнены в форме зубьев пилы и обеспечивают при зажиме с помощью электромагнитов 29 блокиро зку с геометрическим замыканием. Вследствие относительно мелких зубьев зажимных элементов зажим с силовым и геометрическим замыканием может осуществляться на протяжении всего пути перемещения, За счет пригодного выбора профиля зажимных элементов педаль 4 сцепления может фиксироваться в нажатом положении с приложением относительно малых усилий зажима. Педаль сцепления находится в положении 30 покоя или в исполнительном положении 31, С коробкой передачи связан пере кл ючател ь 32.

Принцип работы сцепления заключается в следующем, При нажатии педали 4 сцепления и выводе ее из положения 30 покоя в цилиндредатчике 5 осуществляется передача рабочего средства через линию 6 и 8 к перемещающему цилиндру 7 сцепления 5 и к управляющему вентилю 9. В резульгате этого осуществляется закрывание деаэрационной линии управляющего вентиля и сжатый воздух направляется от источника 11 рабо1768027 чей среды по линии 10, 12 к перемещающему цилиндру. Сжатый воздух шунтирует возвратную пружину перемещающего цилиндра 7 и не изображенные замыкаю щие пружины сцепления 3 и размыкает последнее, Одновременно со срабатыванием педали сцепления и ее выводом из положения 30 покоя в исполнительное положение 31 ко-. робка 2 передач переводится, как известно, 10 в нейтральное положение и осуществляется включение передачи, вновь выбранной на основании предварительного выбора или электронной схемой. В течение того времени, когда в коробке 2 передач не включена ни одна передача, с помощью переключателя 32 осуществляется активация защитной схемы 19 и педаль сцепления удерживается в исполнительном положении 31, Как показывает фиг.2, эта возможность достигается с помощью фиксирующего устройства 20 с силовым и/или геометрическим замыканием, которое фиксирует, например, поршневой шток 24. Информация о том, что в коробке передач не включена ни одна передача, передается через переключатель 32 и электронный блок 14 или также непосредственно на магнитный вентиль 22, а затем осуществляется при этом при помощи пневматического цилиндра 21. С помощью переключателя 32 можно также через электронный блок 14 или непосредственно произвести включение электромагнита 29, который обусловливает зажим и фиксацию с геометрическим замыканием зажимных элементов 26. В течение времени зажима защитного устройства 19 водитель не ощущает более усилия возврата педали сцепления. За счет этого он может несложным образом определить, что в коробке передач не включено ни одной передачи, что надежно препятствует возврату педали сцепления,. При включении передачи в коробке передач активация магнитного вентиля 22 или электромагнита 29 устраняется и оба переводятся назад в их исходное положение, например, под воздействием пружины, которая используется для устранения зажима. Теперь водитель может обычным образом вновь включать сцепление и в зависимости от потребности возвращать педаль сцепления в положение 30 покоя быстрее или медленнее, Помимо подлежащего выполнению процесса переключения передачи педаль 3 сцепления может переводиться в положение 30 покоя также посредством срабатывания исполнительного устройства 18, при этом защитное устройство 19 шунтируется в положении нейтрали с тем, чтобы обеспечить возможность уста15

55 новки автомобиля на стоянку без включенной передачи, Формула изобретения

1. Устройство для включения сцепления и передачи, содержащее сервопривод для коробки передач автомобиля с предварительным выбором и сменной передачи, инициируемой водителем посредством нажатия на педаль управления сцеплением, и с обратной сигнализацией для водителя, если после переключения в коробке передач включена передача, а также защитное устройство, расположенное между педалью сцепления и исполнительным цилиндром для сцепления, препятствующим включению сцепления, если в коробке передач не включена передача, о т л и ч а ю ш е е с я тем, что, с целью повышения надежности в работе, оно снабжено механически соединенным с педалью сцепления защитным устройством, выполненным в виде блокирующего устройства с силовым и/или геометрическим замыканием, с возможностью управления им электронным блоком, при этом включенная педаль сцепления сначала отпускается для возврата в исходное положение, если посредством выключателя сигнал передается на электронный блок, после чего в коробке передач включается передача, или если посредством соединенного с электронным блоком исполнительного устройства коробка передач переведена в свое нейтральное положение, 2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что исполнительным устройством является рычаг управления автоматической коробкой передач или переключатель для перевода в движение передним ходом, движение задним ходом или в нейтральное положение, в котором осуществляется запуск транспортного средства.

3, Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что блокирующее устройство выполнено с возможностью удержания его в нажатом положении с силовым и/или геометрическим замыканием посредством приводимого в действие рабочей жидкостью цилиндра.

4. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что блокирующее устройство выполнено с возможностью удержания его в нажатом положении с силовым и геометрическим замыканием посредством электромагнита.

5, Устройство по п,4, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что колодки и шатун для образования блокирующего устройства с геометрическим замыканием имеют соответственно выполненную в виде зубьев пилы поверхность, 1768027

35

45

Составитель А.Баранов .Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор С,Патрушева

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 3560 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Устройство для включения сцепления и передачи Устройство для включения сцепления и передачи Устройство для включения сцепления и передачи Устройство для включения сцепления и передачи Устройство для включения сцепления и передачи 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к гидромеханическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам управления муфтой сцепления и коробки передач самоходной машины, преимущественно самоходного зерноуборочного комбайна

Изобретение относится к устройствам для автоматического управления сцеплением транспортного сердства

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к трансмиссии тракторов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортных средствах

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в мотоциклах, мотороллерах, мопедах и других транспортных средствах с педальным переключением передач
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к управлению коробкой передач и сцеплением автомобиля

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к устройствам управления их коробками передач и механизмам переключения передач

Изобретение относится к транспортным средствам и касается управления его трансмиссии

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления гидроподжимными фрикционными муфтами ступенчатых коробок передач транспортных средств

Изобретение относится к устройствам управления, в частности, для автомобилей с двигателем, системой передачи крутящего момента, как, например, фрикционное сцепление, и коробкой передач

Изобретение относится к машиностроению, в частности к шестеренчатым коробкам передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на различных видах транспорта, а также в устройствах и механизмах для безударного включения ведомых валов

Изобретение относится к управлению тормозами машины и может быть использовано для ограничения скорости и исключения движения без водителя
Наверх