Способ уравновешивания дирижабля жидким балластом

 

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к воздухоплаванию и дирижаблестроению. Целью изобретения является повышение весовой эффективности дирижабля путем использования в качестве жидкого балласта сжиженного воздуха. Это достигается путем забора воздуха из окружающей среды, которая по мере выработки топлива в полете сжимают, охлаждают атмосферным воздухом, очищают от влаги и углекислого газа, сжижают и сливают в балластные емкости, поддерживая в них нормальное давление. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (s1)s В 64 В 1/70

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4735490/23 (22) 11.07,89 (46) 15.10.92. Бюл, N. 38 (71) Филиал Центрального аэрогидродинамического института им, Н.Е,Жуковского (72) В,П.Зайцев, С.B.ÈBàíoâ и Р,В,Пятышев (56) Патент Франции N 2318783, кл. В 64 В 1/70, 1975. (54) СПОСОБ УРАВНОВЕШИВАНИЯ ДИРИЖАБЛЯ ЖИДКИМ БАЛ.ЧАСТОМ (57) Изобретение относится к авиационной технике, в частности к воздухоплаванию и

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к воздухоплаванию и дирижаблестроению, и представляет собой усовершенствованный способ уравновешивания дирижабля жидким балластом.

Известны способы уравновешивания дирижаблей, полетная масса которых уменьшается за счет расходования топлива при работе силовых установок. Вследствие этого появляется избыточная подъемная сила (всплывная)

Фс = Фс . mnon.g которую необходимо уравновесить для сохранения высоты полета дирижабля, т.е. сохранения условия

Фс = mnong где Фс — статическая подъемная сила дирижабля;

g — ускорение силы тяжести;

mnon — полетная масса (без массы подъемного газа).

Способы уравновешивания можно разделить на две части: в первой уравновешивание производится за счет уменьшения подъемной силы, во второй — за счет стабидирижаблестроению. Целью изобретения является повышение весовой эффективности дирижабля путем использования в качестве жидкого балласта сжиженного воздуха, Это достигается путем забора воздуха из окружающей среды, которая по мере выработки топлива в полете сжимают, охлаждают атмосферным воздухом, очищают от влаги и углекислого газа, сжижают и сливают в балластные емкости, поддерживая в них нормальное давление. 1 ил. лизации полетной массы дирижабля путем накапливания балласта, Уменьшение подъемной силы связано в той или иной степени с потерей подъемного газа, Это неэкономично, учитывая высокую стоимость используемого в современных и перспективных дирижаблях дорогостоящего гелия, Всплывную силу можно также уменьшить за счет отрицательной аэродинамической подъемной силы, создаваемой оперенным корпусом, либо за счет вертикальных составляющих тяги воздушных винтов, Однако это ведет к резкому увеличению расхода топлива, Более рационально накапливать балласт в полете по мере выработки топлива, сохраняя полетную массу дирижабля. Причем, перераспределяя накапливаемый балласт емкостями, расположенными с разных сторон центра масс дирижабля. Так можно изменять угол дифферента, что в некоторых случаях более эффективно, чем, например, с помощью рулей.

В известных способах накопление жидкого балласта — воды производится путем конденсации водяных паров из выхлопных

1768448 газов двигателей или забором водяного балласта при полете над водными пространствами.

Известен способ уравновешивания дирижабля по мере выработки топлива путем 5 накапливания в дирижабле забортного воздуха, Однако весовая эффективность такого способа весьма невысока, Целью изобретения является повышение весовой эффективности дирижабля пу- 10 тем использования в качестве жидкого балласта сжМжен Його атмосферного воздуха,;- . - .;;..;.3

Это достйгается за счет производства непосредственно на борту дирижабля в течение полета жидкого воздуха в количествах, равных расходу топлива в силовых установках дирижабля. Для этой цели атмосферный воздух сжимается в компрессоре, предварительно охлаждается забортным воздухом, очищается от влаги и углекислого газа, сжижается в бортовой холодильной установке и затем сливается в балластировочные емкости, которые должны быть теплоизолированы, т.к, температура жидкого воздуха составляет 1950С.

Причем слив сжиженного воздуха в носовые и кормовые балластировочные баки может быть неодинаковым и зависить от заданного угла дифферента. В случае необходимости изменения угла дифферента накопленный балласт может быть перераспределен между балластировочными баками, а в аварийных ситуациях или при случае изменения высоты полета слит за борт, На чертеже изображена принципиальная схема установки, реализующей предлагаемый способ уравновешивания дирижабля посредством сжижения забортного воздуха и закачки его в балластировочные емкости, расположенные по обеим сторонам центра масс дирижабля, Установка для получения балласта— жидкого воздуха в полете состоит из компрессора 1, который может является компрессором двигателя дирижабля, соединенного на выходе с последовательно расположенными воздуховоздушным теплообменником 2, реверсивным теплообменником-вымораживателем 3, конденсатором 4 и дросселем 5. К выходу теплообмен ника 3 подключен детандер 6, механически, связанный с вентилятором 7, подключенным к теплообменнику 2, После дросселя 5 установлен отделитель жидкости 8, соединенный по жидкостной линии с балластировочными емкостями 9, а по газовой — с выходом из детандера 6, Насос 10 служит для перекачки жидкого воздуха из одной балластировочной емкости в другую при уравновешивании и перерасп15

50 ределении массы дирижабля, а клапан 11— для аварийного сброса балласта.

Установка для сжижения воздуха работает следующим образом.

Воздух из атмосферы сжимается в компрессоре 1, охлаждается в теплообменнике

2 и очищается от влаги и углекислого газа в теплообменнике 3, После теплообменника 3 поток сжатого воздуха разделяется на две части. Одна часть подается в конденсатор 4, где воздух ожижается. Жидкий воздух через дроссель 5 и охладитель жидкости 8 сливается в балластировочные емкости 9, Вторая часть сжатого воздуха после теплообменника 3 поступает в детандер 6, где расширяется и охлаждается. Охлажденный воздух после детандера смешивается с газообразным воздухом, выходящим из отделителя жидкости 8 и емкости 9, и подается в конденсатор 4 и теплообменник 3 для охлаждения и сжижения сжатого воздуха, а затем сбрасывается в атмосферу. Охлаждение сжатого воздуха в теплообменнике 2 осуществляется атмосферным воздухом, прокачи- . ваемым через теплообменник вентилятором 7, приводом которого служит детандер 6.

Масса бортовой установки для сжижения воздуха будет зависеть от ее производительности и давления воздуха за компрессором. Расчеты показывают, что при давлении порядка 1;5 МПа масса основных технологических агрегатов сжижительной установки составит 3,1 — 3,3 кг на производство в час одного килограмма накапливаемого жидкого воздуха. Если же отбор сжатого воздуха будет производиться не от компрессора двигателя, а от специального компрессора, удельная масса сжижительной установки возрастет до 3,6 — 4,3 кг/кг жидк.возд, Расход сжатого - воздуха при этом составит около 11 кг/кг жидкого воздуха.

Выбор типа компрессора будет зависеть от относительного количества отбираемого в систему сжижения забортного воздуха. Существующие гаэотурбинные двигатели рассчитаны на отбор 3 — 4% воздуха, проходящего через компрессор. При увеличении отбора сверх указанной величины параметры двигателя начинают ухудшаться.

В этих случаях необходима установка специального компрессора, привод которого может быть обеспечен как от самого двигателя дирижабля, так и с помощью электродвигателя, Величина получаемого эффекта от применения изобретения зависит от типа дирижабля, его размерности (объема оболочки), назначения, запас: топлива и т.д, и может

1768448

Составитель В.Резник

Техред M.Ìîðãåí Tàë

Редактор А.Бер

Корректор Л.Ливринц

Заказ 3612 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101 быть определена в каждом конкретном случае. ,Формула изобретения

Способ уравновешивания дирижабля жидким балластом, включающий получение 5 жилкого балласта и распределение его no мере выработки топлива по балластным емкостям, отличающийся тем, что, с целью повышения весовой эффективности дирижабля путем использования в качестве жидкого балласта сжиженного воздуха, в процессе полета по мере расходования топлива воздуха, забираемый из окружающей атмосферы, сжимают, охлаждают забортным воздухом, очищают от влаги и углекислого газа, сжижают и сливают в балластные емкости, поддерживая в них нормальное давление.

Способ уравновешивания дирижабля жидким балластом Способ уравновешивания дирижабля жидким балластом Способ уравновешивания дирижабля жидким балластом 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к аэростатическим управляемым летательным аппаратам большой грузоподъемности

Дирижабль // 2178370
Изобретение относится к области воздухоплавательных аппаратов легче воздуха и может быть использовано для производства высокоэффективных дирижаблей полужесткой конструкции

Изобретение относится к воздухоплавательной технике и может быть использовано для маневрирования дирижаблем в вертикальной плоскости
Наверх