Тормозное устройство рельсового транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на железнодорожном транспорте в угольной и горнорудной отраслях промышленности , Повышение эффективности торможения осуществляется за счет регулировки степени прижатия тормозного колеса 2 к рельсу, зависящей от усилия на продольной .тяге сцепки, связанной со штоками 12 гидроцилиндра 10. Колеса 2 кинематически связаны с узлом 6 регулирования скорости вращения тормозного колеса, представляющего собой обратимую гидромашину . 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК. Ы,, 1770187 А1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР " @ a4 ИВ7

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ .и лио, ","-"."/

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

4 4

С QQ

m. I (21) 4789085/11 (22) 07.02.90 (46) 23.10.92. Бюл. N. 39 (71) Новочеркасский политехинческий институт им. С.Орджоникидзе (72) В.Д.Ерейский, M.Н.Хальфин, А.В.Осередников и В.С.Исаков (56) Иноземцев В.Г. и др. Тормозное и пневматическое оборудование подвижного состава. M., 1984, с. 169.

Авторское свидетельство СССР

t4 604730, кл. В 61 Н 13/06, 1978. (54) ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на железнодорожном транспорте в угольной и горнорудной отраслях промышленности. Повышение эффективности торможения осуществляется за счет регулировки степени прижатия тормозного колеса 2 к рельсу, зависящей от усилия на продольной, тяге сцепки, связанной со штоками 12 гидроцилиндра 10. Колеса 2 кинематически связаны с узлом 6 регулирования скорости вращения тормозного колеса, представляющего собой обратимую гидромашину. 2 ил.

1770187

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на железнодорожном транспорте в угольной и горнорудной отраслях промышленности.

Известно тормозное устройство подвижного состава подземного транспорта, которым оборудуются вагоны железных дорог, а также специализированные вагоны (думпкоры, хопперы и другие), тормоза могут быть пневматическими, неавтоматическими и автоматическими, и рямодействующими и неп рямодействующими, электропневматическими. . Известно также тормозное устройство железнодорожного транспортного средства, содержащее гидронасос и регулируемый гидроаккумулятор, соединенные через распределительное устройство с цилиндром, шток которого связан с тормозной колодкой, Недостатком указанного устройства является сравнительно низкая эффективность торможения вследствие нерегулируемости тормозного момента и меньшего затормаживающего эффекта тормозной колодки по сравнению с клиновым колесом, Целью изобретения является повышение эффективности торможения и расширение функциональных возможностей путем обеспечения рекуперации кинетической энергии транспортного средства, Достигается это тем, что торможное устройство рельсового транспортного средства, содержащее гидроаккумулятор, подключенный через обратный клапан к первой линии четырехлинейного гидрораспределителя, узел регулирования скорости вращения тормозного колеса, поворотный рычаг, связанный со штоком силового гидроцилиндра, подключенного через трехпозиционный гидрораспределитель к управляющему гидроцилиндру, жестко закрепленному на раме транспортного средства и имеющему противоположно направленные штоки, кинематически связанные с продольной тягой сцепки, снабжено гидробаком, датчиками давления, первый и второй из которых подключены к одной штоковой полости управляющего гидроцилиндра, третий и четвертый — к другой его штоковой полости, а пятый — к гидроаккумулятору, первым отсчетным клапаном, вторым отсечным клапаном с дросселем, установленным в магистрали, соединяющей штоковые полости управляющего гидроцилиндра, подключенным параллельно дополнительному обратному клапану третьим отсечным клапаном, регулируемым дросселем и предохранительным

45 клапаном, подключенными параллельно между первой линией четырехлинейного гидрораспределителя и гидробаком, датчиками скорости тормозного и ходового колес и блоком сравнения, входы которого подключены к датчикам скорости, а выход через усилитель — к управляющему входу регулируемого дросселя, при этом четырехлинейный гидрораспределитель выполнен трехпозиционным, вторая его линия сообщена с гидробаком, третья и четвертая — с выходом и входом узла регулирования скорости вращения выполненного клиновым тормозного колеса, представляющего собой обратимую гидромашину, кинематически связанную с тормозным колесом, а линии управления указанного гидрораспределителя подключены к второму и четвретому датчикам давления, ось тормозного колеса установлена на одном конце поворотного рычага, другой конец которого шарнирно закреплен на оси ходового колеса, силовой гидроцилиндр представляет собой гидроцилиндр двухстороннего действия, трехпозиционный гидрораспределитель выполнен четырехлинейным, первая и вторая линии которого подключены к штоковым полостям управляющего гидроцилиндра, третья и четвертая линии, сообщенные между собой в нейтральной позиции, подключены одна к полости обратного хода силового гидроцилиндра, а другая через параллельно включенные дополнительный обратный клапан и третий отсечной клапан — к полости прямого хода, а управляющие линии указанного гидрораспределителя подключены к первому и третьему датчикам давления.

Существенными признаками изобретения являются следующие.

Ось тормозного колеса установлена на одном конце поворотного рычага, другой конец которого шарнирно закреплен на оси ходового колеса. Силовой гидроцйлиндр представляет собой гидроцилиндр двустороннего действия, шарнирно закрепленный на раме транспортного средства, один шток которого шарнирно соединен с поворотным рычагом, Полости силового гидроцилиндра могут быть гидравлически соединены с полостями управляющего гидроцилиндра че50

55 рез трехпозционный гидрораспределитель, выполненный четырехлинейным, первая и вторая линии которого подключены к штоковым полостям управляющего гидроцилиндра. Отсечной клапан с дросселем установлены в магистрали, соединяющей штоковые полости управляющего гидроцилиндра, Третья и четвертая линии, соединенные в нейтральной позиции, подключены одна к полости обратного хода

1770187

15

45

55 силового гидроцилиндра, другая через параллельно включенные дополнительный обратный клапан и отсечной клапан — к полости прямого хода, а управляющие линии указанного гидрораспределителя подключены к первому и третьему датчикам давления.

Такая система позволяет регулировать степень прижатия тормозного колеса к рельсу в зависимости от усилия на штоках управляющего гидроцилиндра.

Кроме того, регулируемый дроссель и предохранительный клапан подключены параллельно между первой линией четырехлинейного гидрораспределителя и гидробаком, при этом. четырехлинейный гидрораспределитель выполнен трехпозиционным, вторая его линия сообщена с гидробаком, третья и четвертая — с входом и выходом узла регулирования скорости вращения выполненного клиновым тормозного колеса, представляющего собой обратимую гидромашину, кинематически связанную с тормозным колесом, а линии управления укаэанного гидрораспределителя подключены к второму и четвертому датчикам давления, гидроаккумулятор подключен через гидравлически параллельно соединенные обратный и отсчетной клапаны, а также датчик давления к первой линии четырехлинейного гидрораспределителя.

Выполненная таким образом гидросхема позволяет надежно затормаживать клиновое колесо, накапливая при этом энергию, выделяемую в процессе торможения.

При этом выходы блока. сравнения подключены к датчикам скорости вращения тормозного и ходового колес, а выход через усилитель — управляющему входу регулируемого дросселя.

Такая схема слежения позволяет исключить проскальзывания тормозного колеса относительно рельса.

На фиг.1 показана принципиальная схема предлагаемого устройства; на фиг.2— профиль клинового колеса.

Тормозное устройство рельсового транспортного средства содержит ходовые

1 и тормозные 2 колеса, гидроаккумулятр 3, подключенный через обратный клапан 4 к первой линии четырехлинейного гидрораспределителя 5, узел регулирования 6 скорости вращения тормозного колеса, поворотный рычаг 7, связанный со штоком силового гидроцилиндра 8, подключенного через трехпозиционный гидрораспределитель 9 к управляющему гидроцилиндру 10, жестко закрепленному на раме 11 транспортного средства и имеющему противоположно направленные штоки 12, кинематически связанные с продольной тягой сцепки

13, гидробак 14, датчики давления 15 — 19, первый и второй из которых подключены к одной штоковой полостиуправляющего гидроцилиндра 10, третий и четвертый — к другой его штоковой полости, а пятый — к гидроаккумулятору 3, первый отсечной клапан 20, второй отсечной клапан 21 с дросселем 22, установленный в магистрали, соединяющей штоковые полости управляющего гидроцилиндра 20, подключенный параллельно дополнительному обратному клапану 23 третий отсечной клапан 24, регулируемый дроссель 25 и предохранительный клапан 26, подключенные параллельно между первой линией четырехлинейного гидрораспределителя и гидробаком, датчики скорости 27 и 28 тормозного и ходового колес соответственно и блок сравнения 29, входы которого подключены к датчикам скорости, а выход через усилитель 30 — к управляющему входу 31 регулируемого дросселя.

При торможении рельсового транспортного средства под действием сил инерции подвижного состава повышается давление, в зависимости от направления движения, в одной иэ штоковых полостей управляющего гидроцилиндра 10. При движении влево или вправо срабатывают датчики давления 15 и

17 соответственно трехпозиционного гидрораспределителя 9 и 16 или 18, подающие сигнал на установку в! или lll позицию соответственно четы рехлинейного гидрораспределителя 5. Отсечные клапаны 21 и 24 в начальный момент торможения устанавливаются в положение "закрыто". Давление из штоковой полости управляющего гидроцилиндра 10 передается через обратный клапан 23 в полость прямого хода силового гидроцилиндра 8. При этом тормозное колесо 2, опускаясь с поворотным рычагом 7, сцепляется с рельсом и приводит в действие кинематически связанный с ним узел регулирования 6, представляющий собой обратимую гидромашину, который качает рабочую жидкость из маслобака 14 на слив через регулируемый дроссель 25. Степень дросселирования зависит от разности показаний датчиков скорости 27, 28 тормозного

2 и ходового 1 колес соответственно. Разность показаний определяется блоком сравнения 29, выходной сигнал которого, проходя через услитель 30, подается к управляющему входу 31 регулируемого дросселя 25, При появлении проскальзывания тормозного колеса 2 относительно рельса сопротивление перетеканию жидкости через регулируемый дроссель 25 уменьшается, Давление, создаваемое в сливной

1770187 гидромагистрали, передается через обратный клапан 4 гидроаккумулятору 3. При достижении максимально допустимого давления срабатывает предохранительный клапан 26, После остановки транспортного средства, что определяется по показаниям датчика скорости 28, трехпозционный гидрораспределитель 9 и четырехлинейный гидрораспределитель 5 устанавливаются в нейтральное положение, а отсечной клапан

21 открывается. Давление в штоковых полостях управляющего гидроцилиндра 10 выравнивается. Тормозное колесо 2 остается в зацеплении с рельсом. ри трогании транспортного средства отсечной клапан 20 открывается, а четырехлинейный гидрораспределитель 5 устанавливается в крайнюю позицию, соответствующую направлению движения.

Давление, накопленное в гидроаккумуляторе 3 при торможении, используется для вращения тормозного колеса 2.

После разрядки гидроаккумулятора 3, что оп ределяется по показаниям датчика давления 19, отсечной клапан 20 закрывается, четырехлинейный гидрораспределитель 5 устанавливается в нейтральное положение, а отсечной клапан 24 открывается. При этом тормозное колесо 2 выходит из зацепления с рельсом и поднимается вместе с поворотным рычагом 7 под действием возвратной пружины силового гидроцилиндра 8, шарнирно закрепленного на раме 11 транспортного средства. Дроссель

22 служит для смягчения ударных нагрузок и гашения колебаний на продольной тяге сцепки 13 и штоках 12.

Формула изобретения

Тормозное устройство рельсового транспортного средства, имеющего ходовые и тормозные колеса, содержащее гидроаккумулятор, подключенный через обратный клапан к первой линии четырехлинейного гидрораспределителя, узел регулирования скорости вращения тормозного колеса, поворотный рычаг, связанный с штоком силового гидроцилиндра, подключенного через трехпозиционный гидрораспределитель к уп равляющему гидроцилиндру, жестко закрепленному на раме транспортного средства и имеющему противоположно направленные штоки, кинематически связанные с продольной тягой сцепки, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с

5

35 целью повышения эффективности торможения и расширения функцональных возможностей путем обеспечения рекуперации кинетической энергии транспортного средства, оно снабжено гидробаком, датчиками давления, первый и второй из которых подключены к одной штоковой полости управляющего гидроцилиндра, третий и четвертый — к другой его штоковой полости, а пятый — к гидроаккумулятору, первым отсечным клапаном, вторым отсечным клапаном с дросселем, установленным в магистрали, соединяющей штоковые полости управляющего гидроцилиндра, подключенным параллельно обратному клапану третьим отсечным клапаном, регулируемым дросселем и предохранительным клапаном, подключенными параллельно между первой линией четырехлинейного гидрораспределителя и гидробаком, датчиками скорости тормозного и ходового колес.и блоком сравнения, входы которого подключены к датчи:кам скорости, а выход через усилитель — к управляющему входу регул и руемо го дросселя, и ри этом четырехлинейный гидрораспределитель выполнен трехпозиционным, вторая его линия сообщена с гидробаком, третья и четвертая — с входом и выходом узла регулирования скорости вращения выполненного клиновым тормозного колеса, представляющего собой обратимую гидромашину, кинематически связанную с тормозным колесом, а линии управления указанного гидрораспределителя подключены к второму и четвертому датчикам давления, ось тормозного колеса установлена на одном конце поворотного рычага, другой конец которого шарнирно закреплен на оси ходового колеса, силовой гидроцилиндр представляет собой гидроцилиндр двустороннего действия, трехпозиционный гидрораспределитель выполнен четырехлинейным, первая и вторая линии которого подключены к штоковым полостям управляющего гидроцилиндра, третья и четвертая линии, сообщенные между собой в нейтральной позиции, подключены одна к полости обратного хода силового гидроцилиндра, а другая через параллельно включенные дополнительный обратный клапан и третий отсечной клапан — к полости прямого хода, а управляющие линии указанного гидрораспределителя подключены к первому и третьему датчикам давления.

1770187

ФИГ. 2

Составитель А.Осердников

Редактор Г.Бельская Техред М.Моргентал Корректор М.Максимишинец

Заказ 3704 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Тормозное устройство рельсового транспортного средства Тормозное устройство рельсового транспортного средства Тормозное устройство рельсового транспортного средства Тормозное устройство рельсового транспортного средства Тормозное устройство рельсового транспортного средства 

 

Наверх