Способ получения дизельной фракции

 

Использование: нефтехимия. Сущность: исходный мазут подвергают термоконтактному крекингу в присутствии катализатора - обогащенной железной руды, взятой в виде окатышей и концентрата, и водяного пара при 490-570°С, Полученную дизельную фракцию гидроочищают при 340-420°С, 3-10 МПа, объемной скорости 0,5-10 ч и расходе водорода 500-1500 нм3/м3. 5 табл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 С 10 G 69/04

ГОСУДАРСТВЕй ЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1;,)

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ "„ ;, ": ".И; ) r (g

К ПАТЕНТУ (21) 4860722/04 (22),25.06.90 (46) 23,10.92. Бюл. № 39 (71) Уфимский нефтяной институт (72) Э..Г.Теляшев, P P.Båçèðoâ, С.А.Обухова, P.M,Усманов, Г.Г.Теляшев и У.Б.Имашев (73) Э.Г.Теляшев (56) Конь Ю.С.. Конь M.ß. Переработка остаточного сырья на установках каталитического крекинга эа рубежом. — M.: ЦНИИТЭнефтехим, 1988, 75 с.

Мархевка В.И. и др. Химия и технология топлив и масел. 1990, ¹ 1, с. 3-5.

Изобретение относится к нефтепереработке и может использоваться.при производстве моторных топлив и переработке нефтяных остатков.

Известен способ получения дизельной фракции путем термокаталитической пере. работки нефтяных остатков (1).

Наиболее близким по технической сущности является способ получения дизельной фракции путем адсорбционно-контактной очистки мазута на мелкодисперсном контактном материале (адсорбенте) (2) при температуре 505...540 С, кратности циркуляции адсорбента 6,4...20,8 кг/кг и времени контактирования 0,4...0,7 с, Однако указанный способ обладает рядом существенных недостатков — невысокий выход дизельной фракции, высокая стоимость специально приготовленного адсорбента и необходимость специальной утилизации адсорбента с осажденными металлами, Целью изобретения является увеличение выхода целевой фракции. Укаэанная цель достигается тем, что мазут подвергается двухступенчатой переработке, включаюа9> Ы2<и> 1771482 АЗ (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОЙ

ФРАКЦИИ (57) Использование: нефтехимия. Сущность: исходный мазут подвергают термоконтактному крекингу в присутствии катализатора — обогащенной железной руды, взятой в виде окатышей и концентрата, и водяного пара при 490-570 С, Полученную дизельную фракцию гидроочищают при 340-420 С

3 — 10 МПа, объемной скорости 0,5-10 ч

-1 и расходе водорода 500-1500 нм /м .

5 табл. щей термокаталитическую переработку на природном желеэоокисном катализаторе (железорудные окатыши, концентрат) в присутствии водяного пара и.гидроочистку образующейся дизельной фракции. На первой стадии происходит очистка сырья от асфальто-смолистых веществ и металлов с образованием газа, бензина и газойлевой фракции. При гидроочистке дизельной фракции происходит облегчение фракционного состава с образованием значительного количества дизельной фракции.

Преимуществом предлагаемого способа получения дизельной фракции является высокий выход дизельной фракции на мазут, низкая себестоимость продукции иэ-за двшевизны железорудного катализатора и возможности реализации его как сырья металлургических процессов, Термокаталитическая переработка осуществляется при температуре 490...570 С.

Гаэойлевая фракция с началом кипения от .180 до 300 С подвергается гидроочистке при температуре 340...420 С, давлении 3,0...10,0 МПа, подаче водорода 500

1771482

Т а б л и ц а 1

Физико-химические свойства Западно-Сибирского мазута

Таблица 2

Характеристика железорудных окатышей... 1500 нм /м сырья, объемной скорости э з подачи сырья 0,5...10,0 ч " в присутствии катализатора.

Варианты осуществления способа получения дизельной фракции рассмотрены в примере.

Пример. Сырье — мазут Западно-Сибирских нефтей подвергается термоконтактному крекингу на железорудных окатышах при температуре 490...570 С, объемной скорости подачи сырья 1,25 ч, массовом отношении водяной пар:сырье — 1:1. Характеристики сырья и катализатора приведены втабл, 1 и 2.

Состав катализатора «его свойства соответствуют ТУ-149 278-84 "Технические условия на окатыши Соколово -Сорбайского горно-обогатительного комбината".

Показатели качества образующихся при термокантактном крекинге.мазута на железорудных окатышах продуктов приведены в табл. 3.

Результаты переработки Западно-Си» бирского мазута на желеэорудных окатышах приведены в табл. 4.

Фракция 200...360 С подвергается гидроочистке при температуре 340...420 С, давлении 3,0 — 10,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 0,5...10,0 ч " и подаче водоро5 да 500...1500 нм /M на алюмоникельмолибденовом катализаторе ГС-168 LLlY.

Результаты гидроочистки приведены в табл. 5.

Формула изобретения

Способ получения дизельной фракции путем термокантактного крекинга мазута в присутствии оксидного катализатора, а т.15 л и ч а ю щ: и й с я тем; что, с целью увеличения выхода целевого продукта, в качестве катализатора используют обогащенную железную руду в виде окатышей или концентрата, процесс осуществляют в присутствии

20 водяного пара при 490-570 С и полученную дизельную фракцию дополнйтельно под.вергают гидроочистке при температуре

340-420 С, давлении 3-10 МПа, объемной скорости 0 5-10 ч и расходе водорода

25 500-1500 нм /м з з

1771482

Таблица 3

Значение

Показатель

1,15

6,60

0,14

8,75

37,50

10,38

18,10

2,95

13,28

0,85

100,00

0,8529

0,359

73,18

28,81

0,8992

1,10

5,82

0,981

2,55

16,16

Таблица 4

Газ

Химический состав, мас.7:

Н2>

СО+ С02

Н2

СН4

С2 f4

C2Hg

СзН6

СзНа

С4На

С4Н ю

Сумма

Фракция НК ... 200 С

Плотность при 20 С, г/см

Содержание серы, мас.%

Иодное число, г/100 г

Массовая доля непредельных, мас., - Фракция 200 ... 360 С

Плотность при 20 С, г/смз

Содер>кание серы, мас.

Вязкость кинематическая при 50 С, сСт

Фракция 360 С ... KK

Плотность при 20 C. г/см з

Содержание серы, мас. (Кокс емость, мас. .

Продолжение табл. 2

1771482

Таблица 5

Составитель

Техред М.Моргентал Корректор М. Андрушенко

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент". г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3754 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5

Способ получения дизельной фракции Способ получения дизельной фракции Способ получения дизельной фракции Способ получения дизельной фракции 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к способам получения дизельных топлив из продуктов прямой перегонки нефти и вторичного происхождения

Изобретение относится к жидким углеводородным топливам и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к способам переработки газовых конденсатов и может быть использовано в нефте- и газоперерабатывающей промышленности
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к способу получения моторных топлив
Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности к способу переработки нефтяного сырья с получением дизельных топлив, отвечающих современным требованиям уровня качества (Евро-4 и Евро-5)

Изобретение относится к получению моторных топлив и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности для получения высокооктановых низкосернистых бензинов

Изобретение относится к технической области крекинга углеводородного сырья
Наверх