Передача с промежуточными звеньями

 

СОЮЗ СО8ЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) 1772487 À1 (s1>s F 16 Н 25/04

ГОСУДАРСТ8ЕННЫИ КОМИТЕТ

flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

5 5

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4827459/28 (22) 22.05.90 (46) 30,10.92. Бюл. М 40 (71) Томский филиал Научно-исследовательского института технологии машиностроения и Томский политехнический институт им. С.М,Кирова (72) А.Е.Беляев, Б.Г,Хохряков, В.B.Êðèâoøåев и П.B,Èëüèí (56) Авторское свидетельство СССР

М 1335757, кл. F 16 Н 1/00, 1985.

Авторское свидетельство СССР

М 1392295, кл, F 16 Н 1/00, 1987. (54) ПЕРЕДАЧА С ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ

ЗВЕНЬЯМИ (57) Изобретение относится к машиностроению и может применяться в приводах высокоточных и тяжелонагруженных машин.

Целью изобретения является автоматическое устранение мертвого хода в передаче на протяжении всего срока ее службы. Передача содержит корпус 1 с центральным зубчатым колесом 2, где на упругой опоре 3 установлен ведущий вал 4, соединенный с двумя эксцентрично и симметрично расположенными дисками 5, взаимодействующими с шариками 6, которые размещены в радиальных пазах обоймы 7, совмещенной с выходным валом 8. При этом соседние ряды шариков смещены в окружном направ1772487

10 лении относительно друг друга на угол, кратный их шагу, Геометрические размеры дисков 5, шариков 6 и центрального колеса 2 таковы, что в собранной передаче ось ведущего вала 4 наклонена к оси центрального

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах высокоточных и тяжелонагруженных машин.

Известен передача с промежуточными звеньями, содержащая корпус, двухдисковое водило, установленное на входном валу, промежуточные звенья в виде трехрядной роликовой цепи, взаимодействующей первыми вторым. рядами с дисками и с закрепленной на корпусе двух венцовой звездочкой с внутренними зубьями. При этом каждое звено первого и второго рядов цепи выполнено с дополнительным .роликом, контактирующим с соответствующим. диском водила, а ось дополнительного ролика параллельна осям основных роликов, размещена в плоскости симметрии звена и смещена к центру передачи, Недостатком этой передачи, является ее невысокая кинематическая точность, обусловленная наличием в ней мертвого хода, величина которого зависит от погрешностей изготовления, сборки и износа несущих элементов передачи. Кроме того, величина мертвого хода в этой передаче дополнительно увеличивается за счет зазоров, имеющихся в многочисленных сопряжениях роликов с боковыми пластинами цепи.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является передача с промежуточными звеньями, содержащая корпус, ведущий и ведомый валы, кулачок, установленный на ведущем валу, неподвижное центральное колесо с внутренними зубьями и обойму, жестко связанную с ведомым валом. В пазах обоймы рядами в шахматном порядке размещены промежуточные звенья для взаимодействия с кулачком и центральным колесом, при этом соседние ряды смещены в окружном направлении на угол меньший углового шага звеньев, а центральное колесо выполнено в виде набора колец, крайние из которых смещены в окружном направлении относительно средних на тот же угол, Недостатком этой передачи является ее невысокая кинематическая точность, обусловленная тем, что суммарный зазор между зубьями центрального колеса, промежуточколеса, за счет чего постоянно нагружена упругая опора 4, которая, стремясь занять первоначальное положение, выбирает зазоры в передаче и компенсирует появляющийся износ рабочих элементов, 2 ил, ными звеньями, пазами обоймы и кулачком приводит к появлению мертвого хода в передаче, в переделах которого отсутствует кинематическая связь входного и выходного валом, т.е, на этом участке передача неуправляема. Величина мертвого хода не постоянна и зависит от погрешностей изго овления несущих элементов передачи и от их износа в процессе работы. Исключить зазоры, появляющиеся при сборке передачи, нельзя, т.к. при отсутствии зазоров между несущими элементами ее практически невозможно собрать, а полностью устранить явление износа также не представляется возможным.

Другим недостатком этой передачи является ее большая виброактивность на больших скоростях. Это обусловлено тем, что кулачок, соединенный с входным валом, есть неуравновешенное относительно оси вращения тело, которое и является источником вибраций. Таким образом невысокая кинематическая точность упомяну ых передач с промежуточными звеньями, обусловленная наличием мертвого хода, ограничивает их широкое применение в приводах, -например, космических аппаратов, промышленных роботов, дозирующих устройств химических производств и т,п., где требуется сочетание высокой кинематической точности с большой несущей способностью.

Целью изобретения является автоматическое устранение мертвого хода в зацеплении;

Это достигается тем, что в известной передаче, содержащей корпус, ведущий и ведомый валы, кулачок, установленный на ведущем валу, неподвижное центральное колесо с внутренними зубьями и обойму, жестко связанную с ведомым валом, размещенные в пазах последней рядами промежуточные звенья для взаимодействия с кулачком и центральным колесом, кулачок выполнен в вида двух дисков, эксцентрично и симметрично установленных на ведущем валу, соседние ряды промежуточных звеньев смещены в окружном направлении на угол, не кратный половине их углового шага, ведущий вал установлен в корпусе на упругой опоре, при этом удвоенная сумма мак20

1772487

55 симального диаметра промежуточного звена, радиуса диска и его эксцентриситета относительно оси ведущего вала или превышает диаметр впадин зубьев центрального колеса.

Предлагаемое устройство обеспечивает постоянное автоматическое устранение зазоров в передаче, появляющихся по причине неточностей изготовления деталей передачи, ее сборки и последующего износа в процессе работы.

В предложенной конструкции соседние ряды промежуточных тел смещены в окружном направлении на угол, не кратный их половине углового шага, На фиг.1 изобра>кена планетарная передача с промежуточными звеньями, оснащенная устройством автоматического устранения зазоров; на фиг.2 — поперечное сечение А — А на фиг.1, Передача с промежуточными звеньями (фиг.1) имеет корпус 1 с неподвижно закрепленным в нем центральным зубчатым колесом 2 с внутренними зубьями. В корпусе на упругой опоре 3 установлен ведущий вал 4, выполненный заодно с двумя эксцентрично и симметрично установленными на этом валу дисками 5, взаимодействующими с шариками 6 (промежуточными звеньями), которые размещены в радиальных пазах обоймы 7, совмещенной с ведомым валом 8.

Соседние ряды шариков 6 смещены в окружном направлении друг относительно друга на угол не кратный половине их углового шага. При этом величина С,, являющаяся удвоенной суммой диаметра шарика 6, радиуса диска 5 и его эксцентриситета относительно оси ведущего вала 4, равна или превышает диаметр впадин, зубьев центрального колеса 2. Сборка передачи при введении во взаимодействие зубьев центрального колеса 2, шаров б, пазов обоймы

7 и дисков 5 осуществляется в положении, когда ось ведущего вала 4 наклонена к оси центрального колеса 2 так, что проекция размера С на плоскость, перпендикулярную оси центрального колеса 2, уменьшается. При этом сопряжение упомянутых деталей с центральным колесом 2, осущестsJIsl8TcH с зазором, поскольку взаимодействие деталей происходит по проекциям действительных размеров, упругая опора 3, смонтированная в корпусе, стремится установить ось ведущего вала 4 в положение, совпадающее с направлением оси центрального колеса 2, но в силу своей упругости она поворачивает ось этого вала лишь до момента полного устранения зазоров в передаче, не достигнув поло>кения совпаде10

35 ния осей ведущего вала 4 и центрального колеса 2.

Зазоры в передаче устраняются за счет того, что при приближении оси ведущего вала 4 к положению совпадения с осью центрального колеса 2, проекция размера С увеличивается, за счет чего происходит сближение всех контактирующих рабочих поверхностей до их соприкосновения, Передача работает следующим образом.

При вращении ведущего вала 4, его ось совершает процессирующее движение относительно оси центрального колеса 2, однако эта неоднозначность положения легко устраняется муфтой компенсирующего типа. Вместе с ведущим валом 4 перемещаются диски 5, совершающие орбитальное движение по окружностям с радиусами, равными эксцентриситетам этих дисков, при этом шарикам 6 сообщается радиальное перемещение и они одновременно взаимодействуют как с центральным колесом 2, так и с обоймой 7., в результате чего происходит непрерывный поворот обоймы 7 относительно неподвижного центрального колеса

2, а через обойму 7 вращение передается на ведомый вал 8. В работающей и остановленной передаче упругая опора 3, постоянно находится в нагруженном состоянии и устраняет зазоры в передаче, стремясь совместить ось ведущего вала 4 с осью центрального колеса 2. При возникновении износа рабочих поверхностей, упругая опора 3 постоянно компенсирует величину этого износа, устраняя появление мертвого хода в передаче на протяжении всего срока ее службы.

На фиг.2 изображен поперечный разрез планетарной передачи с промежуточными телами качения — шариками. Вместо шариков в передаче могут использоваться промежуточные звенья другой формы, например бочкообразные ролики, Предлагаемое устройство обеспечивает автоматическое устранение зазоров в зацеплении (мертвого хода) передачи, обусловленного точностью изготовления ее деталей, автоматическое устранение мертвого хода в передаче, появляющегося под действием износа ее рабочих элементов, повышает собственную кинематическую точность передачи за счет уменьшения погрешностей ее изготовления под действием приработки и усреднения уменьшающихся ошибок в многопарном зацеплении и КПД передачи от действия приработки рабочих элементов без появления мертвого хода в надь.

1772487

Составитель Б.Хохряков

Редактор Л.Народная Техред M,Mîðãåíòàë Корректор С.Лисина

Заказ 3831 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Формула изобретения

° Передача с промежуточными звеньями, содержащая корпус, ведущий и ведомый валы, кулачок, установленный на ведущем валу, неподвижное центральное колесо с внутренними зубьями и обойму, жестко связанную с ведомым валом, размещенные в пазах последней рядами промежуточные звенья для взаимодействия с кулачком и центральным колесом, отличающаяся тем, что, с целью автоматического устранения зазоров в зацеплении, кулачок вынолнен в виде двух дисков, эксцентрично и симметрично установленных на ведущем валу, соседние ряды промежуточных звеньев смещены в окружном направлении íà yron, 5 на кратный половине их углового шага, а ведущий вал установлен s корпусе на упругой опоре, при этом удвоенная сумма максимального диаметра промежуточного звена, радиуса диска и его эксцентриситета

10 относительно оси ведущего вала равна или превышает диаметр впадин зубьев центрального колеса,

Передача с промежуточными звеньями Передача с промежуточными звеньями Передача с промежуточными звеньями Передача с промежуточными звеньями 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , к приводам высокоточных машин

Изобретение относится к механизмам для преобразования поступательного движения во вращательное

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам сборки виброгенератора эксцентриковой кругосинусоидной передачи

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для преН образования равномерного вращательного движения в неравномерное

Изобретение относится к машиностроению , в частности, к устройствам для преобразования равномерного вращательного движения в неравномерное вращательное

Изобретение относится к машиностроению , а конкретно к машинам, гдеиспользуются кулачково-коромысловые механизмы с силовым замыканием

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к механизмам для разделения вращательного движения способом передачи движения с одного вала на два других

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для преобразования равномерного и неравномерного вращения в прерывистое с остановками

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для преобразования равномерного вращательного движения в неравномерное вращательное и наоборот

Изобретение относится к машиностроению и применимо, в частности, в оборудовании для производства электронной техники

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для преобразования неравномерного вращательного движения в равномерное и наоборот. Механизм содержит корпус (1), ведущий вал (2), являющийся валом отбора мощности, полый вал (3), установленный соосно ведущему, и узел преобразования движения. Узел преобразования движения выполнен в виде установленного в корпусе соосно валам диска (4), в центре которого выполнена профилированная дорожка качения (5). Между валом (2) и дорожкой качения размещено четное количество роликов, половина из которых вращаются вокруг собственной оси и попарно и крестообразно жестко связаны через кронштейны (10) и (11) с ведущим и полым валами. Остальные ролики свободно расположены между дорожкой качения (5) и жестко связанными роликами. Обеспечивается повышение надежности и КПД механизма. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для передачи вращательного движения с ведущего вала на ведомый с одновременной защитой механизмов от перегрузок, превышающих расчетные. Муфта предохранительная снабжена ромбическим шарнирным четырехзвенником, на боковых вершинах которого смонтированы подшипниковые узлы с промежуточными шкивами, взаимодействующими с ведомым и ведущим шкивами посредством ременной передачи. Нижний узел четырехзвенника выполнен неподвижным с размещенным в нем ведущим валом, а верхний узел подвижным с пальцем, взаимодействующим с направляющим механизмом и связанным посредством пружины с корпусом муфты. Достигается упрощение конструкции предохранительной муфты. 3 ил.

Настоящее изобретение относится к машиностроению, а конкретнее к механическому составному вариатору скорости с эксцентрическими массами. Составной вариатор содержит единый ведущий вал (АМ), снабженный кулачком (СU), состоящим из круглого диска, эксцентрически закрепленного на ведущем валу, который приводит ведомый вал (АС) во вращение с промежуточным положением ряда эксцентрических масс. Каждая из указанных масс состоит из круглого диска с эксцентрическим круглым отверстием, в котором другая масса меньших размеров помещается соразмерно. Большая масса помещается и вращается внутри эксцентрического отверстия кольца (А), соединенного болтами с фланцем (FL) и контрфланцем (CFL), соответственно закрепленных на ведомом валу (АС) и ведущем валу (АМ). При этом кулачок составного вариатора соединён с первыми массами всех отдельных вариаторов. Достигается уравновешивание конструкции в каждой динамической конфигурации. 3 ил.
Наверх