Автосцеп для соединения плунжера глубинного насоса со штангами

 

- „„5U„„ 1773287 АЗ

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧ ЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ОРИ ГКНТ СССР (Н)5 F 04 8 17/02

Ц A g ° Ъ. ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

r>

Ъ

1 :,:-:.-. :::.: " :: . - .-: - .:: - ::: 2. (21) 4837199/29: - --: :. ::: . :: (57) Использование: оборудование для до(22) 11.06.90: : ::. —::::. . : бычи нефти штанто»вь!ми скважинными на(46) 3010.92. Бюл, %40 . ..-:.;: . сосами. Сущность изобретения: автосцеп (71) Сибирский научно-исследовательский . содержит верхний переводник 25, соеди институт нефтяной промышленности .::::. ненный с дополнительным корпусом 9, в . (72) M.È.Êîðàáåëüíèêîâ, E.M.Äîâæoê и:: - котором располагается верхний толкатель

Р.И.Кузоваткин .: .:- .:-::.::,:: . 19. Последний через шарик взаимодейству(73) Сибирский научно-йсследователь»скйй етс нижним толкателем 10, расположенным, - институт. нефтяной промышленности .: - -.. в переводнйке 8. Перевбдник 8 соединен с . - . (56)Ааторское свидетельство СССР::::. ::- корпусом-1 цанги, в котором расположено

fk 218785, кл. Е 21.В 43/00, 1968. -: .; -::; - подпружиненное кольцо 6. Перья цанги (54)АВТОСЦЕП ДЛЯ СОЕДИНЕНЙЯ ПЛУН-::;-: имеют на заплечиках обратную конусность, ЖЕРА ГЛУБИННОГО. НАСОСА СО ШТАН-: соответствующую опорной поверхности .ГАМИ- -:: ..::::, . ".: :, -::-:::. ::: -. --- ступенчатогохвостовика32.бил.

Z8

29."

13

i0

О

1773287

40 сопротивления путем уменьшения наружного диаметра устройства.. 45 цангосый захват с фиксиру,ощим механиэ- 50 центральным отгерстием, соединенным дополнительн1-. м корпусом с впутранней сту- 55

Изобретение относится к области нефтепромыслового оборудования, в частности к конструкции автосцепа "для соединения плунжера глубинного штангового насоса со штангами. 5

Известно устройство для соединения глубинно=насосньгх штанг с- плунжером трубного насоса, вкл оча ощее корпус, неподвижну о цангу и стопорящее ее устройство, а также плава ощую захватную цангу.

Однако применение этого устройства не обеспечивает возможности открытия циркуляционного (перепускного) клапана, а также затрудняется процесс отсоединения штанг из-за заклинивания цанг при работе. 15

Известно также устройство для соединения штанг с подземным оборудованием в скважине, включающее захватный наконечник, узел сцепления, толкатель и фиксатор с вкладышами, . 20

Недостатком такого устройства являе1.-: ся необходимость выполнения вращательных движений наконечника для его стопорения (фиксации), что вызывает определенные трудности в глубоких наклонно направленных скважинах, когда штанговая . колонна имеет протяженный контакт со стенкой насосно-компрессорных труб и требует приложения значительных крутящих моментов. .:: . 30

Известно устройство для соединения плунжера глубинного насоса со штангами, взятое в качестве прототипа, содержащее цанговый захват, сердечник (хвостовик), фиксатор, выполненный в виде подпружи- 35 ненного кольца.

К недостаткам устройСтва следует отнести надежность захвата и возможность самоотцепа при длительных возвратно-поступательных движениях плунжера насоса

Целью изобретения является повышение эксплуатационной надежности автосцепа, а также снижение гидравлического

Укаэанная цель достигается тем, что в известном устройстве для соединения плунжера глубинного насоса со штангами, со= держащем соединенный с колонной штанг мом, включащим подпружиненное кОльцо и хвостовик, сов,",иненный с плунжером, автосцеп снабжен верхним переводником с пенчатой полостью большого и малоГб диайетрои L1 польйл нижним переводником с корпусом цап ги, имеющим перья с Опорными повррхнОстями, фиксирующий механизм до полнительно Содвржит падпружинЕнный верхний толкатель со скошенным торцом, установленный в полости дополнительного корпуса, и нижний толкатель со сферическим торцом, установленный в центральном отверстии переводника и снабженный фиксатором, при этом между скошенным торцом верхнего и сферическим торцом нижнего толкателей расположен шар с возможностью вь!хода в пОлОсть большого Див метра при рабочем положении, в полости коРпуса цанги расположено подпружиненное кольцо, нижний толкатель и кольцо установлены с возможностью взаимодействия при рабочем положений автосцепа с хвостовиком, выполненным ступенчатым и имеющим заплечики с Опорной конусной поверхностью, а опорная поверхность перьев цанг выполнена с обратной конусностью, ответной опорной поверхности хвостовика.:

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показан верхний {захватывающий) узел автосцепа; на фиг.2 - нижний и верхний узлы автосцепа в рабочем (сцепленном) положении; на фиг.3— фрагмент автосцепа, характеризующий rioложение толкателей перед "сбросом" шара в кольцевую полость: на фиг,4 — вид по стрелке А на фиг.3, на фиг.5 — схема сил, действующих на шар при взаимодействии . толкателей; на фиг.6 — фрагмент рабочего положения заплечиков хвостовика и цанги.

Верхний узел (фиг.1} автосцепа имеет корпус 1 цанги с перьями 2 в нижней части."

Перья 2 цанги снабжены внутренними заплечиками 3, имеющими опорну о поверхность

4, выполненную с обратной конусностью.

Угол а1 (фиг.6) конусности опорной повер: хности 4 вь(полняют равным 30-45

В корпусе 1 установлена пружина 5 с кольцом 6. Причем кольцо 6 опирается с одной стороны на уступ 7 в корпусе 1, à c другой взаимодействует с пружиной 5.

Корпус 1 посредством резьбы соединен с полым нижним переводником 8, который соединен с дополнительным корпусом 9.

В нижнем переводнике 8 установлен нижний толкатель 10, имеющий нижний торец

11 и верхний сферический торец 12. Нижний толкатель 10 снабжен кольцевой канавкой—

13 и Ограничителем продольного хода, выполненным в виде штифта 14..

Нижний толкатель 10 от произвольного продольного перемещения относительно йижнего переводника 8 застопорен шаромфиксатором 15 и пружинным вйнтом 16. размещенным в радиальном канале 17, с внутренней резьбой 18 (на фиг.2 шар-фиксатор 15 и пружинный винт 16 не показаны).

1773287

6., Для осуществления фиксации нижнего тол- диняют к насосным штангам и путем нара:кателя 10 шар-фиксатор примерно на 1/3 щинания числа насосных штннг опускают своегодиаметраутоплен н кольцевой канав- его в НКТ до сближения упора торца 11 ке 13 нижнего толкателя 10 и прижат пру- толкателя 10 с торцем 35 хнастоника 32. жинным винтам 16. -.: - : .: S При разгрузке насосных штангс захна-гдополнительном корпусе 9 размеще- ным узлом автосцепа на хнастоник32, котаHM .àôõíéé подпружиненный толкать 19, . рый соединен с плунжером насоса, нижний пружина 20 и шар 21; Шар 21 установлен в толкатель 10, шар 21 и верхний толкатель 19 цилиндрическом канале 22, соизмеримом с . с пружиной 2Î относительно корпуса 9 педиаметром шара 21, выполненным соосна с 10 реместятся вверх до упора торца 28 толканижним 10 и верхним 19 толкателями. Вер- . теля 19 о дна 29 цилиндрической расточки хний подпружиненный толкатель 19 выпал- 27 верхнего переводника 25. Шар-фиксатор нен с возможностью своим нижним торцом .15 вместе с пружинным винтом 16 под ей23 „ " о

23, с ошенйым под углам © =15-30, па- -:- . ствием радиальной составляющей осеъой ддесредством шара 21 взаимодействовать с 15. нагрузки, действующей"на поверхности ка- нерхни л сферическим тарцем 12 нижнего,. навки 13 нижнего толкателя 10, смещается . толкателя 10. Причем цилиндрический ка- . . н радиальном направлении От центра к пенал 22 в нижней части выполнен с расширя-: риферии, причем пружинный винт 16 ныталющейся цилиндрической полостью 24 c i кинается наружу и тем самым деблакирует возможностью размещения шара 21 в коль-- 20 дейстние шара-фиксатора15 на нижнийтолценом пространстве. образованном цилин- ... катель 10, дрической полостью 24 и панерхностьо . : Сближение верхнего и нижнгего узлов нижнего-толкателя 10 {фиг.2), К нерхннй ча- автасцепа проводят. до палуче ия сигнала сти дополнительного корпуса 9 йрисаединен : "посадка", который сн»детельстйует о том, что верхний переводник 25 с пр»сОЕдинительНОй 25 длина спущенных с насосом насосно-кампресрезьбой 26 для насосных штанг (на чертежах . - сорных трубсоизмерима сдлинай насосных не показаны). В верхнем переводнике 25 -штанг.Сигнал."посадка"праявляетсебякак . саосно с верхним талкателем 19 выполнена . снижение осенаа растягинающей нагрузки цилиндрическая расточка 27, взаимодейст-,: — на верхний конец насосных штанг (элева- вующая с верхним талкателем 19. Продоль-:30 тор), которая непрерывна регистрируется (н ное движение верхнего падпружинейного процессе спуска штанг) спамащью "индика: . талкателя 19 йыполненц ограниченным: при ..::.:. -тора. веса". После получения сигнала "посаддвижении вверх -упорный торец28 толкате- - ка".производят необходимые ны чсления по ля 19 упирается в дно 29 цилиндрической .. устайанлению длины:подгоначной штанги . расточки 27 верхнего перенодника 25; при 35 (полуштанги), обеспечивающей однонре. движении вниз — упорное кольца 30 верхне- менно нормальную "подгонку" отнаситель - готолкателяупираетсянкальцевойуступ31 .. - нога положения -плуйжера н цилиндре дополнительного корпуса 9..; .:: ..: глубинного насоса и полированного штока, Нижний узел (захватываемая часть) ав- которым заканчиваются насосные штанги, в тосцепа представляет собой хнастоник 32; 40 устьеном сальниковом устрсайстне. выполненный ступенчатым с направляю-; . . После первого сближения(стыконки) уз. щей33 и центрирующей 34 цилиндриче ки-.:: " лов автосцепа в скважине насосные штанги ми поверхностями и ймеющий торец 35 и- вместе с верхним узлом автосцепа приподзаплечики 3О.. - .:., -.-:: Нймают на техналагйчески необходимую неПричем заплечики 36 хнастаника 32 45 л»чину, Обеспечивающую выполнение име от опорную конуснуЮ поверхность 37 - "йадгонки" линейной длины насосных (фиг.б), выполненную с обратной канусно-: штанг (полуштэнг) и полированного штока стью c(> = 30-4".., састнетстгсующей конус- - длине НКТ со штангавым насосам. ности опорной поверхности 4, выполненной 8 этсм случае хвостов«к 32 выходит из на заплечиках 3 цанг» 2... 50 верхней части антасцепа, т.к. заплечики 3

" Автосцеп работает Следующлим абра- цэнг» 2 пр» нахождении шара 21 ме:кду зам. - ., .:; ..; - " .; -,:-", Торцам» тол катслсй 10 и 19 не н сОстОЯнии

: Нижню о захватываемую часть автасце- - охватить заплечики 37 хвостаника 32 из-эа па — хвостов«к 32 соединяют с плунжера,q их пазицйсннага расхождения. Посла этого

-штангавога насоса(нл чертежах не показан) 55 устанэ,"л нается полуштанга с палиранани на насасйо-ка":"рессорных трубах(ИКТ) Опу- ным ш то<с;л, ю

ck867на заданную глуб»ну. — -: при выходе хностонйка 32 иэ верхнего

С ПОМащ" са ПР СОМ»НИТЕЛЬНай рЕЗЬбЫ уЗЛа аНТОСцаПа ВЕрХНИй ПадПруж«НЕННЫй

26 верхний узел а тосцепа(фиг,1) пр«сое- толкатель19подваэдейстьиемrtpy копн 20. сметен с уснлнел1 Р (фнл.З), ct, сщает llllli3 е

1773287 шар 21 и нижний толкатель 10 до упора штифта 14 в торец vaðïóñïîãî переводника

8. При этом под действием радиальной составляющей F (фиг.5) осевой нагрузки Р, развиваемой пружиной 20, шар 21, находящийся в пой>сти кгалого дйаметра 22 (фиг.1), смещается в полость 24 большого диаметра (фиг.2). На фиг.5 показаны: Р.— реакция нижнего толкателя 10 на шар 21; Т вЂ” реакция скошенного торца 23 верхнего толкателя 19, F - результирующая радиальная составляю. щая осевой нагрузки.

После выполнения технологических операций по "подгонке" линейных размеров плунжера, насосных штанг и полированного штока верхний узел зато."цепа (фиг 1) повторно смещают с хвостовиком 32. При этом торец 35 хвостовика 32. совместившись с нижним торцом 11 нижнего толкателя 10, продвигает вверх верхний подпружиненный толкатель 19. Одновремеийо со сжатием пружины 20 верхнего толкателя происходит подъем кольца 5 со сжлтием пружины 5 и охват заплечиков 36 хвостовика 32 внутренними заплечиками 3 перьев 2 цанги. После совпадения опорной

- поверхности 4 заплечиков 3 цанги с заплечиками 36 хвостовика 32 процесс автосцепа заканчивается и насос запуска от s работу.

Подъем насоса из скважины производят

8 следующей последовательности. Поднимают насосные штанги совместно с автосцепом и плунжером насоса, затем поднимают насосно-компрессорные трубы с цилиндром насоса.

Повышение эксплуатационной надежности предложенного автасцепа достигается благодаря прлменению дополнительных деталей в сочетании С их навой кинЕМатИЧЕ. ской связью, а также формой выполнения деталей. Так, выполнение узла сцепления, имеющего заплел;;л с Обратной конусностью опорньгх поверхностей, которые при

- своем смыкании и последующей работе остаются В напряженном состоянии {т.е. не

Отрываются друг от друга), способствует длительной и б- зстказ" a . работе.

Технологичсское расц пление автссце па для штанговмх-насосов с диаметром плунжера, соизмеримым с гйутренним диаметром НУТ, производить не требуется, т.е. по@,ем плунжера можно производить вместе с автосцепом, таким образом, автосцеп выполняет роль однократно соединяемого в скважине узла, сохраняя при этом высокую надежность срабатывания при сцеплении.

Использование в автосцепе новой кинематической связи деталей позволило без ущерба для прочности и надежности работы автосцепа уменьшить его наружный диаметр, а следовательно, и гидравлическое сопротивление при работе его в НКТ.

Формула изобретения

Автосцеп для соединения плунжера глубинного насоса со штангами, содержащий

15 соединенный с колонной штанг цанговый захват с фиксирующ!Им механизмом, включающим подпружиненное кольцо и хвостовик, соединенный с плунжером. о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности и снижения гидравлического сопротивления путем уменьшения наружного диаметра, автосцеп снабжен верхним переводником: с центральным отверстием, соединенным дополнительным корпусом с внутренней ступенчатой полостью большого и малого диаметров и полым нижним: переводником с корпусом цанги, имеющим перья с опорными поверхностями, фиксирующий механизм дополнительно содержит подпружиненный верхний толкатель со скошенным торцом, установленный в полости дополнительного корпуса, и. нижний толкатель со

35 сферическим гордо 4, установленный в центральном отверстии нижнего переводника и снабженный фиксатором, при этом между скошенным:торцам верхнего и сферическим торцом нижнего толкателей располобольщего диаметра при рабочем положении; в. полости корпуса цанги расположено подпружиненное кольцо, нижний толкатель

M кольцо установлены с возможностью вза" имодейСтвия при рабочем положении автосцепа с хвостовиком, выполненным ступенчатым и имеющим заплечики опорной конусной поверхности, а опорная noeepxHocTb перьев цанг выполнена с

50 обратной конусностью, ответной опорной поверхности хвостовика.

40 жен шар с вазможностью-выхода в полость

17732S7

1773287

Составитель Л;Беааенко

Техред M.Mîðãåíòàë Корректор В.Петраш

Редактор

Производственно-издательский ком инат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 301

Заказ 3354 Тираж Подписное™

ВНИИПИ Государственного комитета ао изобретениям и открытиям при ГКЙТ СССР

1)3035, Москва. Ж-35. Раушская наб., 4/5

Автосцеп для соединения плунжера глубинного насоса со штангами Автосцеп для соединения плунжера глубинного насоса со штангами Автосцеп для соединения плунжера глубинного насоса со штангами Автосцеп для соединения плунжера глубинного насоса со штангами Автосцеп для соединения плунжера глубинного насоса со штангами Автосцеп для соединения плунжера глубинного насоса со штангами 

 

Наверх