Приводное устройство

 

Использование: машиностроение. Сущность изобретения: приводное устройство с приводимой от гидромотора, переключаемой под нагрузкой и выполненной в виде планетарного редуктора двухскоростной коробкой передач, предназначенное, в частности , для передвижного экскаватора и подобных строительных машин, имеет две передачи, которые выборочно включаются и выключаются посредством управляемых гидравлически фрикционных муфт. Обе фрикционные муфты выполнены в виде управляемых давлением масла пружинных сцеплений. Обе фрикционные муфты монтируются одна в другой в радиальном направлении и могут использоваться как для включения передач, так и в качестве стояночного и вспомогательного рабочего тормозов . 6 з.п.ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (86) РСТ/ЕР 89/00240 (08.03.89) (21) 4830990/28 (22) 10,09.90 (46) 07.11.92. Бюл. N 41 (31) 3808067.2 (32) 11,03.88 (33) DE (71) Цанрадфабрик Фридрихсхафен, АГ (DE) (72) Эгон Манн, Хельмут Еймюллер и Зигфрид Штютцле (DE) (56) Патент США

М 4178814, кл. F 16 Н 57/10, 1979, (54) ПРИВОДНОЕ УСТРОЙСТВО (57) Использование: машиностроение. Сущность изобретения: приводное устройство с приводимой от гидромотора, переключаеИзобретение относится к области машиностроения и представляет собой устройство, предназначенное, в частности, для передвижных экскаваторов и подобных строительных машин и приводимой приводным двигателем переключаемой под нагрузкой двухскоростной коробкой передач, переключаемой двумя управляемыми гидравлическими фрикционными муфтами.

Для строительных машин, которые могут ездить со скоростью более 25 км/ч, таких, например, как передвижной экскаватор и колесный погрузчик, существуют сформулированные задатчиком различные предписания и инструкции в отношении тормозов.

Наряду с обыкновенными рабочими тормозами для одноконтурной тормозной системы должны иметься вспомогательные тормоза. Также необходимы стопорные или стояночные тормоза.

„„Я2,, 1775020 А3 (я)5 F 16 Н 57/10,3) /54, 59/04 мой под нагрузкой и выполненной в виде планетарного редуктора двухскоростной коробкой передач, предназначенное, в частности, для передвижного экскаватора и подобных строительных машин, имеет две передачи, которые выборочно включаются и выключаются посредством управляемых гидравлически фрикционных муфт. Обе фрикционные муфты выполнены в виде управляемых давлением масла пружинных сцеплений. Обе фрикционные муфты монтируются одна в другой в радиальном направлении и могут использоваться как для включения передач, так и в качестве cTQяночного и вспомогательного рабочего тормозов. 6 з.п,ф-лы, 3 ил.

Известно приводное устройство, в частности. для передвижных экскаваторов и подобных строительных машин, содержащее приводной двигатель, переключаемую под сД нагрузкой двухстопорную коробку передач. с выполненную в виде планетарного редукта- (у ра. Последний составлен из двух центральных колес с наружными и внутренними зубьями и водила с сателлитами, Две гидравлически управляемые фрикционные муфты выполнены в виде пружинных внер- )лв гоаккумуляторов для выборочного переключения. Одна из муфт установлена между корпусом и центральным. колесом с внутренними зубьями (1).

Целью изобретения является использование для установки на передвижных экскаваторах и подобных строительных машинах приводного устройства, меньшего пространства и упрощение конструкции тормо1775020

55 зов и прокладки гидравлических трубопроводов, Эта цель может быть достигнута с помощью указанного в и. 1 формулы изобретения приводного устройства за счет того, что обе фрикционные муфты приводятся независимо одна от другой и что внутренняя, радиально расположенная, фрикционная муфта устанавливается непосредственно между внутренней и наружной центральными шестернями двухступенчатой коробки передач для выборочной фиксации обеих шестерен друг с другом.

Предпочтительные и целесообразные варианты исполнения приведены в зависимых пунктах формулы изобретения. При использовании фрикционных муфт в качестве стояночного и вспомогательного рабочего тормозов в приводное устройство введен тормозной клапан для стравливания воздуха; фрикционные муфты имеют расположенный между ними общий дискодержатель, который жестко соединен с центральным колесом с внутренними зубьями; для прерывания силовой цепи привода он имеет ступень цилиндрических шестерен и разъединяющую муфту, установленную между последней и корпусом; для отделения полости корпуса с двухскоростной коробкой передач от полости для сбора утечек масла между корпусом и входным валом установлено уплотнительное кольцо, а полость для сбора утечек масла связана с центральным бачком для сбора масла нагнетательным трубопроводом.

На фиг. 1 схематично изображен поперечный разрез приводного устройства; на фиг. 2 — частичный разрез представленного на фиг. 1 устройства s увеличенном масштабе; на фиг. 3 — частичный разрез представленного на фиг. 1 устройства в увеличенном масштабе, для случая его применения на передвижном экскаваторе, В корпусе 1 с возможностью вращейия установлен входной вал 2, который приво.дится от приводного двигателя 3. Приводной двигатель 3 выполнен с бесступенчатым преобразованием числа оборотов и крутящего момента, при начальном числе оборотов равном нулю. Для этой цели особенно подходит гидромотор, но возможно также и применение электродвигателя, Установленная в корпусе 1 двухскоростная коробка передач 4 выполнена в виде планетарного редуктора, имеющего центральное колесо 5 с наружными зубьями, соединенное с входным валом 2 без возможности поворота, центральное колесо 6 с внутренними зубьями и несколько сателлитов 7, которые установлены на водиле 8, Двухскоростная коробка передач 4 включается с помощью двух фрикционных муфт 9 и 10. Обе фрикционные муфты 9 и 10 расположены в радиальном направлении одна в другой, причем в осевом направлении они простираются на одинаковое расстояние. Наружная радиально расположенная фрикционная муфта 10 выполнена в виде тормоза. Обе фрикционные муфты 9 и 10 выполнены дисковыми. Внутренняя радиально расположенная и меньшая фрикционная муфта имеет внутренние диски 11, которые связаны с входным валом

2 без возможности вращения посредством держателя 12. Наружные диски 13 внутренней фрикционной муфты 9 и внутренние диски 14 наружной радиально расположенной и большей фрикционной муфты 10 связаны с наружным центральным колесом 6 без возможности вращения, с помощью дискодержателя 15, Наружные риски 16 наружной фрикционной муфты 10 установлены без возможности вращения в дискодержателе

17, который жестко соединен с корпусом 1.

Внутренняя фрикционная муфта 9 замыкается посредством тарельчатых пружин

18 через поршень 20. Наружная фрикционная муфта 10 замыкается посредством тарельчатых пружин 21 через поршень 22.

Внутренняя фрикционная муфта 9 можетуправляться посредством давления масла, подводимого в цилиндрическую полость 23.

Наружная фрикционная муфта 10 может управляться посредством давления масла, подводимого в цилиндрическую полость 24.

Водило 8 устанавливается на валу 25, который устанавливается в корпусе 1. На валу 25 устанавливается цилиндрическая шестерня 26 таким образом, что она входит в зацепление с соответствующей цилиндрической шестерней 27. Обе цилиндрические шестерни 26 и 27 .образуют ступень 28 цилиндрических шестерен. Цилиндрическая шестерня 27 крепится HB выходном валу 30, который приводит в движение колеса строительной машины.

Между двухскоростной коообкой передач 4 и ступенью 28 цилиндрических шестерен устанавливается разделяющее сцепление 31, посредством которого включается и отключается соединение между двухскоростной коробкой передач 4 и ступенью цилиндрических шестерен 28.

Далее описывается работа приводного устройства, В положении покоя транспортного средства обе фрикционные муфты 9 и 10, выполненные в виде пружинных сцеплений, замкнуты усилием тарельчатых пружин 18 и

1775020

21. В результате этого колеса двухскоростной коробки передач 4 блокируются. Устройство работает как стояночный тормоз.

Для включения первой передачи внутренняя радиально расположенная фрикционная муфта 9 размыкается за счет того, что в цилиндрическую полость 23 под давлением подводится масло. Поршень 20 в результате этого перемещается влево, преодолевая усилие тарельчатых пружин

18. Если, í-.ïðèìåð,,двухскоростная коробка передач 4 выполнена с передаточным отношением 1: 4, то наружная радиально расположенная фрикционная муфта удерживает крутящий момент, превышающий значение входного крутящего момента в три раза. На водило 8, которое связано через .замкнутое размыкают,ее сцепление 31 со ступенью 28 цилиндрических шестерен и, следовательно, с выходным валом 30, может быть передан выходной крутящий момент, в четыре раза превышающий значение входного крутящего момента, Для включения второй передачи замыкается внутренняя фрикционная муфта 9, в то время как наружная фрикционная муфта

10 размыкается. После включения входной крутящий момент раз целяется на две ветви:

75% входного крутящего момента передается через замкнутую внутреннюю фрикционную муфту 9, дискодержатель 15, центральное колесо б.сателлиты 7 и водило

8, 25% входного крутящего момента передается напрямую с входного вала 2 через центральное колесо 5 и сателлиты 7 на водило 8. Водило 8 передает затем суммарную мощность на ступень 28 цилиндрических шестерен и на выходной вал 30.

На второй передаче, соответствующей движению транспортного средства по шоссе, центральное колесо б жестко соединяется с центральным колесом 5 через внутреннюю фрикционную муфту 9. В случае, если понадобится затормозить транспортное средство, когда рабочая система тормозов вышла из строя, из цилиндрической полости 24, через не показанный тормозной клапан дозированно удаляется воздух таким образом, что наружная фрикционная муфта будет постоянно замкнута.

За счет наружного расположения фрикционной муфты 10 и получаемого в результате этого большого диаметра внутренних и наружных дисков 14 и 16 обеспечивается благоприятный прием значительной по величине энергии торможения, возникающей на высоких скоростях движения транспортного средства. При торможении на первой передаче, при езде по бездорожью торможение осуществляется посредством внутренней фрикционной муфты 9. Скорость движения транспортного средства при этом составляет лишь незначительную часть от скорости движения транспортного средства на второй передаче, таким образом внутренняя (меньшая) фрикционная муфта может воспринимать значительно меньшую энергию торможения.

Таким образом, приводное устройство действует в качестве вспомогательного рабочего тормоза. Предписанное эадатчиком полное торможение на максимальной скорости движения, т,е. при включенной второй передаче, может предпочтительно осуществляться при расположении фрикционных муфт 9 и 1I0 в соответствии с изобретением, так как большие диски могут воспринимать большую энергию трения и. торможения и обеспечивают хороший о вод больших количеств образующегося тепла в металл корпуса 1.

В случае, если требуется отбуксирова.гь транспортное средство при поломках или для его перестановки, размыкается разделяющее сцепление 31. Этим самым приводной двигатель 3 и двухскоростная коробка передач 4 разъединяются со ступенью 28 цилиндрических шестерен, Привод со стороны колес транспортного средства осуществляется вплоть до ступени 28 цилиндрических шестерен. Набор колес двухскоростной коробки передач 4, а также фрикционные муфты 9 и 10 находятся при этом в нерабочем состоянии, Кроме названных преимуществ приводное устройство имеет еще и следующие достоинства: обе фрикционные муфты 9 и 10 настолько хорошо смазываются через расположенные в дискодержателях 12 и 15 сверления 32, 33, что образованный обеими фрикционными муфтами вспомогательный рабочий тормоз работает с очень малым износом. При применении приводного устройства на передвижном экскаваторе нет необходимости B прокладывании через вращающийся шарнир отдельного трубопровода для привода стояночных тормозов.

Трогание транспортного средства с места осуществляется при применении относительно небольшого масляного насоса и на низких оборотах, так как для размыкания обеих фрикционн ых муфт 9 или 10 требуется очень небольшое количество масла. Собственно, даже очень незначительный ход поршня, приблизительно равный 0,2 мм, уже достаточен для освобождения дисков фрикционных муфт.

В результате учета требований безопасности исполнение приводного устройства в соответствии с изобретением имеет то пре1775020 имущество, что рэзьединяющее сцепление является нормально замкнутым. За счет.это го обеспечивается полная работоспособность вспомогательного и стояночного тормозов.

Прм установке приводного устройства на передвигающемся экскаваторе, кроме всего прочего, целесообразным и предпочтительным является то, что между входным валом 2 и корпусом 1 устанавливается уплотнительное кольцо 34 вала. 8 результате этого утечки масла, которое могло бы поступать в месте 35 присоединения трубопровода подачи масла под давлением, в цилмндрическую полость 23 между корпусом 1 м входным валом 2, ограничиваются полостью 36 корпуса, которая предусмотрена слева от уплотнительного кольца 34 вала (см, фиг. 3). В полос и 36 корпуса вращаются лишь круговые цилиндрические части, такие как входной вал 2 и соединительные частм приводного двигателя 3. Завихрение масла, :например, посредством зубчатых частей невозможно. Утечки масла из полости 36 корпуса автоматически отводятся через нагнетательный трубопровод 37 в топливный бак, установленный в надрессорной части передвижного экскаватора.

Посредством расположения служащей для сбора утечек масла полости 36 корпуса, при котором она уплотняется со стороны двухступенчатой коробки передач 4, может отпасть необходимость в применении отдельного отсасывающего насоса.

Формула изобретения

1. Приводное устройство, в частности, для передвижных экскаваторов и подобных строительных машин, содержащее корпус, приводной двигатель, переключаемую под нагрузкой двухскоростную коробку передач, включающую входной вэл, планетарный редуктор, имеющий центральное колесо с наружными зубьями, жестко связанное свходным валом,,и центральное колесо с внутренними зубьями, и две гидравлически управляемые по меньшей мере одним гидронэсосом фрикционные,муфты, выполненные в виде пружинных энергоак5 кумуляторов для выборочного переключения, одна из которых установлена между корпусом и центральным колесом с внутренними зубьями, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, обе фрикционные муфты установлены

10 одна в другой в радиальном направлении и имеют независимые друг от друга приведения в действие, внутренняя из которых установлена между центральнымм колесами для выборочной связи с последними.

15 2. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е ее я тем, что имеет тормозной клапан для стравливания воздуха прм использовании фрикционных муфт в качестве стояночного и вспомогательного рабочего тормозов.

20 3. Устройство по и. 1, о т л м ч а ю щ е ее я тем, что фрикционные муфты имеют общмй дискодержатель, расположенный между последними.

4. Устройство по и. 3, о тл и ч а ю щ ее-25 с я тем, что дискодержатель жестко соединен с, центральным колесом с внутренними зубьями.

5, Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е ее я тем, что оно снабжено ступенью цилин30 дрическмх шестерен и установленной между ней и коробкой передач разъединяющей муфтой для прерывания силовой цепи привода.

6. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е е35 с я тем, что между входным валом и корпусом установлено уплотнительное кольцо для отделения полости корпуса, содержащей двухскоростную коробку передач, от полости, служащей для сбора утечек масла.

40 7, Устройство поп. 6, отл ича ю щеес я тем. что полость корпуса, служащая для сбора утечек масла, через нэгнетательный трубопровод связана с центральным бачком для сбора масла.

1775020

17Т5020

Составитель Г.Кузнецова

Техред М, Моргентал Корректор O,Êðàâöîâà

Редактор

Производственно-издательский комбинат Патент", r, Ужгород, ул, Гагарина, 101

Заказ 3947 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Приводное устройство Приводное устройство Приводное устройство Приводное устройство Приводное устройство Приводное устройство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к системам командного и автоматического переключения передач транспортных средств с механической ступенчатой трансмиссией

Изобретение относится к машиностроению , к коробкам передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных машин

Изобретение относится к машиностроению , к механизмам переключения передач Цель - упрощение переключений - достигается за счет исключения ручных усилий при переключении

Изобретение относится к машиностроению в частности к коробкам передач, используемым , например, в конструкциях самоходных машин

Изобретение относится к машиностроению , в частности к планетарным коробкам передач, используемым, например, в трансмиссиях самоходных машин для изменения их скорости

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в транспортных средствах, в частности в тракторах

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к транспортному машиностроению, и позволяет расширить кинематические возможности планетарной коробки передач путем получения двух рядов передаточных отношений

Изобретение относится к машиностроению, может использоваться в любой отрасли для переключения передач при неподвижных валах и позволяет уменьшить габариты и массу коробки передач, а также улучшить ее технологичность за счет упрощения конструкции управляемой муфты

Изобретение относится к механическим передачам, а именно к планетарным двухскоростным передачам,предназначенньм для различных отраслей машиностроения
Наверх