Колесо рельсового транспортного средства

 

Использование: колесные пары тягового подвижного состава рельсового транспорта. Сущность: сопряженные цилиндрические поверхности колесного центра и бандажа выполнены с одинаковым регулярным микрорельефом с 3-4 выступами на 1 мм^ и глубиной канавок 3-5 мкм. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5У)5 В 60 В 3/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КО ЛИТЕТ

Г10 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4781744/11 (22) 01,11.89 (46) |5.11.92. Бюл. hL 42

{71) Омский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) В.М. Волков, Ю.П. Кузьмин, В.А. Четвергов и Ю.Г. Шнейдер (56) Инструкция по освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар локомотивов и электросекций. М.: Транспорт, 1964, с. 163.

Изобретение относится к рельсовому транспорту и касается колесных пар тягового подвижного состава, Известно колесо колесной пары локомотива, состоящее из литого или катаного центра и насаженного на него бандажа.

Полученные в результате сборки силы трения позволяют передавать значительные крутящие моменты, на порядок превышающие те значения, которые могли бы провернуть бандаж относительно центра даже при трогании локомотива с места, В процессе эксплуатации происходит периодическое торможение поезда, при этом кинетическая энергия преобразуется в тепловую, т.е, в зоне контакта пары бандаж — тормозная колодка происходит интенсивное нагревание соприкасающихся деталей.

Нагрев бандажа приводит к увеличению собственных размеров, в частности диаметра отверстия бандажа. Вследствие этого контактные давления на поверхностях сопряженных деталей уменьшаются и величина натяга снижается до такой величины, что становится возможным проворот бандажа относительно центра, Увеличение исходного натяга с целью повышения прочности соединения производить нельзя, так как. Ы 1775318А1 (54) КОЛЕСО РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Использование: колесные пары тягового подвижного состава рельсового транспорта. Сущность: сопряженные цилиндрические поверхности колесного центра и бандажа выполнены с одинаковым регулярным микрорельефом с 3-4 выступами на 1 мм и глубиной канавок 3 — 5 мкм. 2 ил. изменение размеров диаметров приводит к .. пластическим деформациям и усадке материала центра или к разрыву бандажа. Для Я каждой модификации колеса определена своя величина предельного натяга.

Наиболее близким техническим решением являешься составное зубчатое колесо, у которого на наружную поверхность ступицы нанесена сетчатая накатка и на всей ее длине выполнен продольный разрез, Этим достигается увеличение натяга за счет того, что после сборки происходит врезание выступов накатки в тело пластмассового зубчатого венца, так как его твердость меньше (я твердости материала ступицы. При этом происходит также увеличение диаметра стуааааиВ пицы за счет упругости и наличия в ней продольного разреза. . Недостатками такой конструкции являются следующие: одна на соединаемыхдетааей (ауочатыи а венец) имеет твердость поверхности на порядок меньше другой сопрягаемой (ступица); ступица имее1 продольный разрез, что для ответственных деталей типа колесных пар совершенно неприемлемо, поскольку снижается безопасность при эксплуатации;

1775318 накатка нанесена на поверхность только одной иэ соединяемых деталей.

Цель изобретения — повышение надежности соединения центра с бандажом колеса рельсового транспортного средства. При 5 этом повышается безопасность движения, так как увеличение прочности соединения приводит к снижению числа остановок поезда на перегонах и уменьшает количество неплановых ремонтов локомотивов. 10

Укаэанная цель дОстигается тем, что внутренняя поверхность бандажа (фиг, 1) и наружная центра (фиг. 2) колеса рельсового транспортного средства снабжены регулярным микрорельефом сетчатого типа IV вида 15 с четырьмя выступами на 1 мм площади г поверхности и глубиной канавок 3-4 мкм.

Нанесение регулярного микрорельефа на поверхность сопряженных деталей позволяет увеличить площадь соприкосновения, 20 а учитывая способ нанесения его путем виб-. рообкатки, т.е, тонкого пластического деформирования, на сопрягаемых поверхностях получается поверхностное упрочнение, приводящее к повышению 25 прочности прессового соединения, что осОбенно важно для деталей и узлов, работающих при неравномерном, скачкообразном нагружении. Кроме того, регулярный микрорельеф наносится на поверхности не одной 30 детали, а на обе сопрягаемые, что обеспечивает более плотный контакт и большую степень сопротивления сдвигу и взаимному провороту бандажа и центра, Колесо рельсового транспортного сред- 35 ства собирается следующим образом.

Бандаж нагревается до температуры

250-300 С и свободно одевается на центр таким образом, чтобы бурт его уперся в торец центра, После охлаждения выступы не- 40 ровностей микрорельефа поверхности центра попадают во впадины поверхности бандажа и наоборот, тем самым образуется прочное соединение эа счет увеличения фактической площади контакта.

Применять для формирования колеса простое прессование без нагрева нельзя, так как при этом выступы регулярного микрорельефа поверхностей обеих сопрягаемых деталей смина ются и не обеспечивается прочного соединения.

Изобретение позволяет получить надежное соединение бандажа и центра колеса рельсового транспортного средства беэ увеличения размеров и использования других конструктивных решений, что обеспечивает сокращение количества межпоездных ремонтов локомотива.

Изобретение осуществляется следующим образом, На колесно-токарном станке с помощью виброголовки на поверхность центра 1 наносится регулярный микрорельеф указанного типа, а с помощью аналогичной виброголовки, установленной на расточном станке, такой же регулярный микрорельеф на поверхность бандажа 2. Конкретно изобретение. может быть применено в колесных парах тепловозов, электровозов и мотор-вагонных секций электрического или дизельного подвижного состава железных дорог.

Формула изобретения

Колесо рельсового транспортного средства, содержащее центр и надетый на него с натягом бандаж, выполненные металлическими с одинаковой твердостью, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, сопряженные цилиндрические поверхности центра и бандажа выполнены с одинаковым регулярным микрорельефом с 3-4 выступами на 1 мм и глубиной каназ вок 3-5 мкм, 1775318

Составитель В.Волков

Техред М,Моргентал

Корректор С.Патрушева

Редактор

Заказ 4014 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

133035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101

Колесо рельсового транспортного средства Колесо рельсового транспортного средства Колесо рельсового транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к конструкции колес Hiacси , и обеспечивает повышение эксплуатационных свойств колеса при изготовлении его методом штамповки

Изобретение относится к автомобильной промышленности, в частности к конструкциям штампованных автомобильных колес

Изобретение относится к автомобильной промышленности, в частности к конструкциям штампованных автомобильных колес

Изобретение относится к автомобильной промышленности, в частности к конструкциям штампованных автомобильных колес
Изобретение относится к колесам транспортных средств, в частности к колесам легковых, спортивных автомобилей и др

Изобретение относится к автомобильным колесам смешанной конструкции, изготовленным из коррозионностойких алюминиевых или титановых сплавов, применяемых под бескамерные и камерные шины

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств. Колесо колесной пары состоит из бандажа, напрессованного на колесный центр, жестко закрепленный на оси колесной пары. Внутренняя круговая поверхность бандажа сопряжена с ответной поверхностью, выполненной на колесном центре и имеющей дугообразную форму. Бандаж и колесный центр соединены поводками, выполненными из упругого материала. Достигается повышение надежности гребней колесных пар локомотивов. 3 ил.

Изобретение относится к автомобильной промышленности, в частности к конструкциям штампованных автомобильных колес. Автомобильное колесо содержит обод с бортовыми закраинами, конические посадочные полки, монтажный ручей с опорной цилиндрической поверхностью и штампованный диск из листового металла. Диск имеет привалочную, промежуточную и наружную зоны. Наружная зона выполнена в виде опорного цилиндрического фланца одинаковой высоты, замкнутого по всему контуру, по которому он сопрягается. Опорный цилиндрический фланец имеет зоны с увеличенной толщиной исходного металла. Достигается повышение прочности и несущей способности автомобильного колеса за счет увеличения толщины исходного металла. 2 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к автомобильной промышленности. Способ касается изготовления колеса, который содержит диск (2) и обод (1), которые могут быть соединены в единое целое сваркой трением. Способ включает следующие рабочие этапы: изготовление лицевого диска, включающее двойную операцию отливки исходной литой заготовки и помещения указанной заготовки в ковочный штамп, а также операцию штамповки указанной исходной литой заготовки с целью получения лицевого диска и последующую операцию удаления заусенцев для получения указанного лицевого диска; изготовление части обода, включающее изготовление заготовки из легкого сплава и превращение указанной заготовки в кольцевой профиль путем горячего или холодного прессования (P1) с последующим расширением (P2) этого кольцевого профиля до размеров готового обода, а также операцию горячей или холодной прокатки (P3) кольцевого профиля с целью придания ему окончательной формы и профиля обода; сборка части лицевого диска и обода с помощью сварки, включая операцию сварки трением после механической обработки предназначенных для соединения участков. Технический результат - повышение качества и снижение массы колеса. 2 н.п. ф-лы, 4 ил., 1 табл.
Наверх