Мотодельтаплан

 

Изобретение относится к легкому самолетостроению и в первую очередь может быть использовано в сверхлегких аппаратах с гибким крылом - мотодельтапланах, а также в конструкциях летательных аппаратов с жестким крылом. Цель изобретения - повышение аэродинамического качества крыла за счет отсоса пограничного слоя с верхней его поверхности, повышение безопасности и надежности мотодельтаплана, эффективности управления и улучшение его эксплуатационных характеристик. Мотодельтаплан содержит гибкое крыло 1 с трапецией 6, шарнирноустановленное на мототележке 2. Силовая установка с двигателем 3 и толкающим винтом 5 установлена на мототележке 2. В силовой установке есть редуктор 4. Винт 5 установлен за заднюю кромку крыла 1 и выступает над поверхностью последнего . Понижающий редуктор 4 выполнен с внутренним зацеплением зубьев ведущего и ведомого валов. Трапеция 6 удлинена за нижний край мототележки 2 и имеет ог.оры 7 для ног под остовом мототележки 2. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

COIO3. СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s В 64 С 31/02

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4899430/23 (22) 03.01.91 (46) 07.12.92. Бюл. KL 45 (75) А.И.Митяев (56) Козмин В.В. и Кротов И.В. Дельтаплан ы., М.: ДОСААФ, 1989, с, 156-157, 202 — 207.

Моделист-конструктор, 1987, М 9, с, 7-9, М 11, с. 10-12, М 12, с. 4-6. (54) МОТОДЕЛ ЬТАПЛАН (57) Изобретение относится к легкому самолетостроению и в первую очередь может быть использовано в сверхлегких аппаратах с гибким крылом — мотодельтапланах, а также в конструкциях летательных аппаратов с жестким крылом. Цель изобретения — повышение аэродинамического качества крыла за счет отсоса пограничного слоя с верхней

ЯЦ <„> 1 79641 А1 его поверхности, повышение безопасности и надежности мотодельтаплана, эффективности управления и улучшение его эксплуатационных характеристик. Мотодельтаплан содержит гибкое крыло 1 с трапецией 6, шарнирно установленное на мототележке 2.

Силовая установка с двигателем 3 и толкающим винтом 5 установлена на мототележке

2. В силовой установке есть редуктор 4.

Винт 5 установлен за задн1ою кромку крыла

1 и выступает над поверхностью последнего. Понижающий редуктор 4 выполнен с внутренним зацеплением зубьев ведущего и ведомого валов. Трапеция 6 удлинена за нижний край мототележки 2 и имеет ог оры

7 для ног под остовом мототележки 2. 1 з,п.ф-лы, 2 ил.

t i f9641

20

Изобретение относится к легкому самолетостроению и в первую очередь может быть использовано в сверхлегких летательных аппаратах с гибким крылам балансирного управления - мотодельтапланах, а также в конструкциях летательных аппаратов с жестким крылом.

Известны мотодельтапланы, содержащие крыло и мототележку, шарнирно соединенные между собой, винтомоторную группу, установленную на мотораме мототележки и расположенную под крылом дельтаплана.

Недостатком этих конструкций являются увеличенные габаритные размеры по вертикали, а также низкое аэродинамическое качество и повышенная опасность от вращающегося воздушного винта в плоскости крыла.

Известен матодельтаплан, содержащий крыло дельтаплана и мототележку, шарнирно соединенные между собой, винтомоторную группу, содержащую двигатель внутреннего сгорания, на котором смонтирован понижающий клиноременный редуктор и воздушный винт. Редуктор представляет собой устройство из малого и большого шкивов. Малый шкив установлен непосредственно на валу двигателя, а большой шкив с подшипниками качения установлен на неподвижной оси, закрепленной на специальном кронштейне, смонтированном на картере двигателя. Непосредственно на шкиве закреплен воздушный винт, Шкивы соединяются ме>кду собой клиновыми ремнями, которые обеспечивают передачу крутящего.момента от вала двигателя на винт. Крь;ло, шарнирно соединенное с мототележкой, находится в плоскости вращающегося винта и поэтому расположено выше его, При этом трапеция управления крылом находится на уровне груди пилота, за которую он постоянно дол>кен держаться во время полета.

Недостатками данной конструкции являются: высокое лобовое сопротивление, низкое аэродинамическое качество, максимально повышенная опасность в зоне пересечения плоскости крыла с плоскостью вращающегося воздушного винта при возможном его разрушении, ограниченные функциональные возмо>кности пилота при управлении аппаратом, низкий КПД редуктора и перегруженность коленвала двигателя от предварительного натяжения ремней, В известных конструкциях мотодельтапланов размеры по вертикали определены в зависимости от расположения воздушного винта. Так как плоскость вращающегося винта не выходит за пределы плоскости крыла, то установку крыла по высоте предусматривают таким образом, чтобы элементы крыла не задевали за вращающийся винт и отстояли от него в соответствии с техническими требованиями. Но этой меры может оказаться недостаточно при разрушении воздушного винта, так как его обломки могут повредить ответственные элементы крыла.

Цель изобретения — повышение аэродинамического качества, обеспечение безопасности полетов, введение комбинированного управления.

Указанная цель достигается тем, что в мотодельтаплане, содержащем крыло дельтаплана с балансирным управлением, мототележку, шарнирно соединенные между собой, и винтомоторную группу, содержащую двигатель внутреннего сгорания, редуктор и воздушный винт, воздушный винт вынесен за заднюю кромку крыла благодаря установке на двигателе понижающего редуктора с внутренним зацеплением зубьев шестерен, установленных на ведущем и ведомом валах, причем на фланце ведущего вала установлен упругий элемент, трапеция управления со специальными опорами для ног пилота расположена под остовом мототележки.

Сопоставительный анализ с известными.техническими решениями показал, что в предлагаемом мотодельтаплане конструкция редуктора с консольно расположенными шестернями позволяет удлинить ведущий и ведомый валы на требуемую величину и тем самым добиться размещения плоскости воздушного винта за задней кромкой крыла, что обеспечивает безопасность полетов и конструкции.

Встроенный упругий элемент на фланце ведущего вала редуктора позволяет демпфировать крутильные колебания и крутящий момент двигателя и компенсировать возможную несоосность вала двигателя и вала ведущей шестерни и тем самым улучшить режим работы двигателя и редуктора.

Перенос воздушного винта за заднюю кромку крыла позволяет улучшить аэродинамику крыла за счет отсоса работающим воздушным винтом пограничного слоя с верхней поверхности крыла и аэродинамику всего устройства в целом.

Размещение удлиненной трапеции за нижний край мототележки позволяет ввести комбинированное управление, как ручное, так и ножное, и расширить функциональные возможности управления мотодельтапланом, На фиг. 1 изображен предлагаемый мотодельтаплан; на фиг. 2 — редуктор, продольный разрез.

1779641

Мотодельтаплан содержит крыло 1 с балансирным управлением, мототележку 2, шарнирно соединенные между собой, винтомоторную группу, установленную на мототележке 2 и содержащую двигатель 3 внутреннего сгорания, шестеренчатый понижающий редуктор 4, воздушный винт 5, трапецию 6 управления, на которой установлены специальные опоры под установку ног пилота. При этом воздушный винт 5 вынесен на заднюю кромку крыла 1, трапеция

6 управления с опорами 7 под установку ног пилота размещена под остовом мототележки, В корпусе 8 редуктора на подшипниках

9 и 10 установлен ведомый вал 11, на котором с одной стороны закреплен венец ведомой шестерни 12 с внутренними зубьями, с другой стороны установлена втулка 13 с воздушным винтом 5. В крышке 14 на подшипниках 15 и 16 установлен ведущий вал 17, на котором с одной стороны закреплена ведущая шестерня 18, на другом конце имеется фланец 19 с обоймой 20, выполненные за одно целое. На фланце 19 диаметрально противоположно расположены пальцы 21, на которые установлен упругий элемент 22 при установке редуктора на двигателе, Редуктор 4 закреплен на кронштейнах 26, размещенных на картере двигателя 3.

При работе двигателя кр, тящий момент передается через упругий элемент 22 редуктору 4 на выходе воздушному винту 5. При передаче крутящего момента упругий элемент 22, демпфируясь, демпфирует крутильные колебания, крутящий моментдвигателя и снимает пиковые нагрузки на зубья шестерен и подшипники, При этом обойма 20 ограничивает перемещение упругого элемента 22 при перегрузках и от действия центробежных сил. При рулении по земле и при взлете пилот управляет носовым колесом, при отрыве колес от земли он переносит ноги на опоры 7 трапеции. Дальнейшее управление может осуществляться комбинированно или раздельно. При этом руки пилота при определенных режимах полета могут освобождаться и пилот может выполнять различные действия: аэрофотосъемку, останов и запуск двигателя в воздухе, стрельбу и т.д.

Работающий воздушный винт 5. расположенный за крылом 1 и выступающий частично над его поверхностью, создавая толкающую тягу, одновременно обеспечивает выступающий над rðûëoì частью винта отсос пограничного слоя с верхней поверхности, что по законам аэродинамики определяет прирост подъемной силы и тем самым повышает аэродинамическое качество крыла.

Предлагаемое изобретение частично реализовано в разработке, изготовлении и испытании редуктора в конструкции мотодельтаплана. Проводимые в ходе испытания исследования подтвердили правильность доводов, отраженных в заявке и убедили в перспективности этих разработок.

Формула изобретения

1, Мотодельтаплан, содержащий гибкое крыло с трапецией, шарнирно установленное на пилоне мототележки, силовую установку с толкающим винтом, установленную на мототележке и имеющую понижающий редуктор, отличающийся тем, что, с целью повышения аэродинамического качества крыла за счет отсоса пограничного слоя с верхней его поверхности, повышение безопасности и надежности мотодельтаплана, эффективности управления и улучшения его эксплуатационных характеристик, воздушный винт установлен за заднюю кромку крыла так, что часть плоскости воздушного винта выполнена выступающей над поверхностью гибкого крыла, понижающий редуктор выполнен с внутренним зацеплением зубьев шестерен, установленных на ведущем и ведомых валах соответственно, а на фланце ведущего вала установлен упругий элемент в виде демпфера.

2. Мотодельтаплан по и. 1, о тл и ч а юшийся тем, что трапеция выполнена удлиненной за нижний край мототележки и снабжена опорами для ног, расположенными под остовом мототележки.

1779641

Составитель А. Митяев

Техред М,Моргентал Корректор А. Мот ль

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 4414 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Мотодельтаплан Мотодельтаплан Мотодельтаплан Мотодельтаплан 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к дельтапланам и ультралегким летательным аппаратам с балансирным управлением

Изобретение относится к сверхлегким летательным аппаратам и может быть использовано в транспортной авиации

Изобретение относится к сверхлегким летательным аппаратом и касается конструкции узла заделки троса поддержки-' обшивки дельтаплана

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к сверхлегким летательным аппаратам

Изобретение относится к авиационной технике, в частности использованию мотодельтопланов для проведения аэрофотосъемки

Изобретение относится к авиации, а именно к дельтапланам

Изобретение относится к области авиастроения, в частности к летательному аппарату с балансирным управлением

Изобретение относится к воздухоплаванию и может быть использовано при разработке дельтопланов, планеров, управляемых воздушных шаров и других аналогичных летательных аппаратов, преимущественно спортивного назначения

Изобретение относится к авиационной технике

Изобретение относится к области легкой авиации и может быть использовано для транспортных средств, в спортивных аппаратах и парашютах

Изобретение относится к области легкого самолетостроения, преимущественно к сверхлегким аппаратам с гибким крылом, имеющим балансирное управление

Изобретение относится к авиации, используемой в сельском хозяйстве

Изобретение относится к области авиации

Дельталет // 2186713
Изобретение относится к летательным аппаратам с балансирным управлением, может быть использовано для полетов в неблагоприятных условиях внешней среды или при химсельхозработах

Изобретение относится к летательным аппаратам с балансирным управлением
Наверх