Рабочая часть трансзвуковой аэродинамической трубы с адаптивными стенками

 

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике в частности к конструкции трансзвуковых аэродинамических труб. Цель - расширение экспериментальных возможностей путем увеличения диапазона габаритов испытываемых объектов за счет обеспечения пространственного изме////////////S ,- нения внутреннего сечения рабочей части трубы, а также сокращение количества регулируемых опор и усовершенствование способа получения данных для управления адаптивными стенками. Рабочая часть трансзвуковой аэродинамической трубы с адаптивными стенками содержит прямоугольный корпус 1 с гибкими адаптивными стенками 2, каждая из которых состоит из четырех-пяти автономных модулей 4, и расположенные за ними камеры 3 давления. Каждый модуль 4 состоит из опорной балки и гибкой полосы, соединенных между собой регулируемыми опорами с приводами. Регулируемые опоры может быть выполнены быстросьемными, а места их крепления расположены на расстоянии А 1,11, где I - продольный размер регулируемой опоры. Каждый модуль 4 может быть снабжен зондом для определения величины и направления потока. 2 з.п. ф-лы, 4 ил. //////////& О чэ хг о Фиг.{

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)s G 01 M 9/04

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,/ . .

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

В V

О

4

О (21) 4896317/23 (22) 01.11.90 (46) 07.12.92. Бюл. № 45 (71) Центральный научно-исследовательский институт машиностроения (72) И,Г.Губанов, А,И.Власкин и Н.И,Губанов (56) Патент ФРГ ¹ 291404, кл, G 01 М 9/00, 1979.

Патент Франции ¹ 2401411, кл. G 01 M

9/00, 1977. (54) РАБОЧАЯ ЧАСТЬ ТРАНСЗВУКОВОЙ

АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ТРУБЫ С АДАПТИВНЫМИ СТЕНКАМИ (57) Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике в частности к конструкции трансзвуковых аэродинамических труб, Цель — расширение экспериментальных возможностей путем увеличения диапазона габаритов испытываемых обьектов за счет обеспечения пространственного иэме„„. Ж„„1779970 А1 нения внутреннего сечения рабочей части трубы, а также сокращение количества регулируемых опор и усовершенствование способа получения данных для управления адаптивными стенками. Рабочая часть трансэвуковой аэродинамической трубы с адаптивными стенками содержит прямоугольный корпус 1 с гибкими адаптивными стенками 2, каждая из которых состоит из четырех — пяти автономных модулей 4, и расположенные за ними камеры 3 давления.

Каждый модуль 4 состоит иэ опорной балки и гибкой полосы, соединенных между собой регулируемыми опорами с приводами. Регулируемые опоры может быть выполнены быстросьемными, а места их крепления расположены на расстоянии А 1,1l, где! — продольный размер регулируемой опоры.

Каждый модуль 4 может быть снабжен зондом для определения величины и направления потока. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

1779970 зволяет проводить испытания при числах М > 25

50

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике, в частности к конструкции трансзвуковых аэродинамических труб (AT), Известна околозвуковая AT, содержащая осесимметричную рабочую часть с адаптивными стенками, изготовленную из толстостенной резиновой трубы, по восьми образующим которой, равномерно расположенным по окружности с наружной стороны трубы, на равном расстоянии друг от друга установлено по восемь регулируемых опор.

Наиболее близким техническим решением является выбранная в качестве прототипа околозвуковая AT, содержащая рабочую часть прямоугольного сечения с двумя противоположными адаптивными стенками, выполненными из сплошных гибких полос, вдоль которых равномерно размещено по 16 регулируемых опор.

Недостатком прототипа является то, что в нем только две стенки выполнены адаптивными, что ограничивает испытания крупномасштабных пространственных моделей.

Отсутствие проницаемости стенок не по 1,0, также и в осесимметричной AT (1), Все это сужает экспериментальные возможности AT.

Целью изобретения является расширение экспериментальных возможностей путем увеличения диапазона габаритов испытываемых объектов за счет обеспечения пространственного изменения внутреннего сечения рабочей части AT, а также использования проницаемости стенок для испытаний при сверхзвуковых скоростях потока, Дополнительной целью является сокращение количества регулируемых опор и усовершенствование способа получения данных для управления адаптивными стенками.

Поставленные цели достигаются тем, что рабочая часть прямоугольного сечения

AT содержит гибкие адаптивные стенки с камерами давления и регулируемыми опорами С приводами, причем каждая стенка выполнена в виде автономных модулей, каждый автономный модуль состоит из опорной балки и связанной с ней посредством регулируемых опор гибкой полосы, регулируемые опоры установлены с возможностью линейного перемещения вдоль рабочей части AT, а каждый автономный модуль установлен относительно соседнего модуля с зазором и с вазможностью линейного перемещения поперек рабочей части AT, при этом зазор выбирается из условия нормальной работы проницаемых стенок во всем диапазоне трансзвуковых скоростей. Кроме того, каждый модуль мо5

20 жет быть снабжен зондом, перемещающимся вдоль и по нормали к плоскости модуля, а регулируемые опоры могут быть выполнены быстросъемными.

На фиг.1 схематически представлен поперечный разрез рабочей части; на фиг.2— автономный модуль; на фиг,3 — сечение А — А на фиг.2; на фиг.4 — узел I на фиг.2.

Рабочая часть содержит прямоугольный корпус 1 (фиг.1), оборудованный четырьмя гибкими стенками 2 и соответствующими им камерами 3 давления.

Каждая стенка состоит из 4-5 автономных модулей 4.

Каждый модуль (фиг.2) состоит из опорной балки 5 и гибкой полосы 6, соединенных между собой регулируемыми опорами 7 с силовыми приводами 8, оборудованными дистанционным управлением. Конец гибкой полосы, расположенный у среза сопла, жестко сцеплен с опорной балкой 5, а противоположный конец имеет подвижную опору 9 и может перемещаться вдоль оси рабочей части. На гибкой полосе 6 и на опорной балке 5 равномерно распределены ребра 10 для крепления регулируемых опор 7 с приводами 8.

Расстояние между ребрами определяется размерами регулируемых опор, а их крепление к ребрам (фиг.3 и 4) выполнено быстросъемным за счет откидных скоб 11 с винтами 12, что позволяет для каждой испытываемой модели подбирать оптимальное количество регулируемых опор и места их установки.

На противоположной стороне опорной балки 5 размещается перемещающая каретка 13, на которой устанавливается измерительный зойд 14. Каретка с помощью ходового винта 15 и своего исполнительного механизма 16 с датчиком 17 положения перемещаться вдоль рабочей части на всю длину модуля. Измерительные зонды имеют пазы 18 и поворотные узлы 19 для установки их в заданных положениях.

Устройство работает следующим образом.

Для всех автономных модулей.устанавливаются контрольные линии, расположенные на некотором расстоянии от оси модели, определяемом выбранной загрузкой потока (размерами модели). Вдоль каждой контрольной линии любым известным способом определяют параметры безграничного потока, обтекающего испытываемую модель, и по этим параметрам определяют форму линии тока, по координатам которой выставляют гибкую полосу соответствующего автономного модуля. Во время испытаний модели с большой загруз. 1779970 кой потока зонды устанавлива,от вблизи гибких полос и перемещают вдоль них, из. меряют необходимые параметры потока и сравнивают их значения со значением параметров, имеющих место при обтекании модели безграничным потоком.

При незначительном расхождении параметров по специальной программе опре деляют поправки, которые используют для корректировки профилей гибких полос. При достаточном совпадении значений параметров производят измерение параметров модели.

Формула изобретения

1. Рабочая часть трансзвуковой аэродинамической трубы с адаптивными стенками, содержащая внутренние стенки, две противоположные из которых выполнены гибкими адаптивными с камерами давления и регулируемыми опорами с приводами, от л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью расширения экспериментальных возможностей путем увеличения диапазона габаритов испытываемых объектов путем обеспечения пространственного изменения внутреннего сечения рабочей части трубы, две других противоположных стенки также выполнены гибкими адаптивными с камерами давления и регулируемыми опорами с приводами, а каждая гибкая адаптивная стенка выполнена в виде автономных модулей, причем каждый автономный модуль выполнен с опорной балкой и связанной с ней посредством регулируемых опор гибкой полосой, регулируемые опоры установлены с возможностью линейного перемещения вдоль рабочей части трубы; а каждый автономный модуль установлен относительно соседнего

5 модуля с зазором и с возможностью линейного перемещения поперек рабочей части трубы, при этом зазор К между модулями выбирается из условия

У вЂ” =В +С в +с где Ss — суммарная площадь зазоров между модулями;

15 $ст-общая поверхность стенок рабочей части трубы;

 — суммарная ширина модулей;

С вЂ” суммарная ширина зазоров между модулями.

20 2. Рабочая часть по п.1, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью сокращения количества регулируемых опор, они выполнены быстросъемными, а места их крепления расположены равномерно по всей длине модуля на

25 расстоянии А 1,1I, где — продольный размер регулируемой опоры.

3. Рабочая часть по п.1, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью усовершенствования способа получения данных для управления

З0 .адаптивными стен ками, каждый модул ь снабжен зондом для определения величины и направления скорости потока, установленным с возможностью перемещения вдоль и поперек него.

1779970

Составитель И.Губанов

Техред M.Mîðãåí Tàjt Корректор Н.Слободяник

Редактор

Заказ 4431 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4!5

Производственно-издательский комбинат -Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Рабочая часть трансзвуковой аэродинамической трубы с адаптивными стенками Рабочая часть трансзвуковой аэродинамической трубы с адаптивными стенками Рабочая часть трансзвуковой аэродинамической трубы с адаптивными стенками Рабочая часть трансзвуковой аэродинамической трубы с адаптивными стенками 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике и может быть использовано в конструкциях подвесных устройств

Изобретение относится к области испытания материалов на ударное воздействие, а именно к устройствам для разрушения мембран в одноимпульсных ударных трубах

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике, в частности к стендам для испытаний турбинных (компрессорных) решеток

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике, в частности к устройствам для подвески моделей летательных аппаратов в аэродинамической трубе

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамики и может быть использовано в конструкциях гиперзвуковых аэродинамических труб

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике и может быть использовано при исследованиях аэроупругости и устойчивости динамически подобных моделей летательных аппаратов в аэродинамических трубах в условиях, приближающихся к условиям свободного полета

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике и может использоваться при исследованиях аэроупругости, устойчивости и динамической прочности летательных аппаратов, проводимых на динамически подобных моделях в аэродинамических трубах малых скоростей в условиях, приближающихся к условиям свободного полета

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к области аэродинамических испытаний и предназначено для использования в аэродинамических трубах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в авиационной промышленности при проведении наземных испытаний объектов авиационной техники, подвергающихся обледенению в естественных условиях эксплуатации

Изобретение относится к способам воспроизведения аэродинамического теплового воздействия на головную часть (обтекатель) ракеты в наземных условиях и может быть использовано при наземных испытаниях элементов летательных аппаратов

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике и может быть использовано в отраслях промышленности, занимающихся проектированием и созданием транспортных средств различного назначения

Изобретение относится к средствам физического моделирования, в частности к устройствам для моделирования направляющего пути наземного транспорта в аэродинамических трубных экспериментах

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике и может быть использовано в конструкциях подвесных устройств

Изобретение относится к аэродинамике и может быть использовано в конструкциях аэродинамических установок

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике, в частности к координатным устройствам аэродинамических труб, предназначенным для установки и перемещения моделей, насадков и других устройств в рабочей части аэродинамических труб
Наверх