Устройство для динамического торможения трехфазного асинхронного электродвигателя

 

Использование: в электроприводах переменного тока в различных отраслях промышленности. Сущность изобретения заключается в том. что для перевода двигателя из рабочего режима в тормозной необходимо разомкнуть контакты 2.1, 2.2. 2.3 и замкнуть контакты 2.4. 2.5 и 2.6 силового контактора. ЭДС вращения двигателя 1 вызывает появление тока на резисторе 10, который создает на нем падение напряжения. Часть падения напряжения на резисторе 10 через резистор 13 поступает на управляющий вход ключа 5 и через стабилитрон 12. который при этом пробивается, подается на управляющие электроды тиристоров 3 и 4. Нижнее значение напряжения пробоя стабилитрона соответствует моменту торможения. При замыкании ключа 5 и открытиу тиристоров 3 и 4 образуется два контур,' динамического торможения. 1 ил.VJ00о•«дсо00>&

С0103 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (s1)s Н 02 Р 3/24

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4838516/07 (22) 12.06.90 (46) 07.12.92. Бюл. ¹ 45 (71) Проектно-конструкторское бюро Московского научно-производственного абьединения "Темп" (72) П,K, TóêìàêîB, Н.И,Павлов и Э.Н,Юсупов (56) Петров Л.П. и др. Асинхронный электропривод с тиристорными коммутаторами, M.: Энергия, 1970, с.115-119.

Авторское свидетельство СССР № 1239818, кл. Н 02 Р 3/24, 1986. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКОГО

ТОРМОЖЕНИЯ ТРЕХФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (57) Использование: в электроприводах переменного тока в различных отраслях промышленности. Сущность изобретения заключается в том, что для перевода двигателя из рабочего режима в тормозной необходимо разомкнуть контакты 2.1, 2.2, 2.3 и замкнуть контакты 2.4, 2.5 и 2.6 силового кантактора. ЭДС вращения двигателя 1 вызывает появление тока на резисторе 10, который создает на нем падение напряжения.

Часть падения напряжения на резисторе 10 через резистор 13 поступает на управляющий вход ключа 5 и через стабилитрон 12, который при этом пробивается, подается на управляющие электроды тиристоров 3 и 4, Нижнее значение напряжения пробоя стабилитрона соответствует моменту торможения. При замыкании ключа 5 и открыти1 тиристоров 3 и 4 образуется два контур; динамического торможения. 1 ил.

1780138

10

45

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для динамического торможения в электроприводах переменного тока в различных отраслях промышленности.

Известно устройство для динамического торможения асинхронного электродвигателя, содержащее тиристорный коммутатор в цепи обмотки статора и блок управления коммутатором, состоящий из последовательно соединенных двух конденсаторов и резисторов с подключением средней их точки к управляющим электродам тиристоров.

Недостатком известного устройства является низкая надежность торможения.

Известно устройство для динамического торможения асинхронного электродвигателя, содержащее тиристорные коммутаторы, подключенные к двум обмоткам статора, и тиристор, шунтирующий его две обмотки, трансформатор, первичная обмотка которого подключена к источнику переменного тока, а четыре вторичные обмотки через диоды подключены к управляющим электродам тиристоров коммутаторов, выпрямитель, подключенный к вторичной обмотке трансформатора, параллельно соединенные резистор и конденсатор, одной обкладкой соединенный с отрицательным полюсом выпрямитель, а другой обкладкой соединенный через диоды с управляющим электродом тиристора коммутатора и с управляющим электродом шунтирующего тиристора, катоды которых соединены с положительным полюсом выи рямителя.

Недостатком известного устройства является низкая надежность тормо>кения.

Наиболее близким к изобретению является устройство для динамического тормо>кения трехфазного асинхронного электродвигателя, содержащее силовой контактор с размыкающим и тремя замыкающими контактами в фазах статорной обмотки электродвигателя, реле максимального тока с катушкой и замыкающим контактом, шесть диодов, анод первого из которых подключен к первой фазе статорной обмотки электродвигателя, причем размыкающий контакт силового контактора шунтирует первый диод, катод которого соединен с катодом второго диода, шунтирующего замыкающий контакт в первой фазе с гаторной обмотки электродвигателя, катушка реле максимального тока включена лежду первой и второй фазами статорной обмотки, аноды третьего и четвертого диодов подключены к второй и третьей фазам статорной обмотки соответственно, катоды третьего и четвертого диодов объединены и через замыкающий контакт реле максимального тока подключены к общей точкс соединения анодоз пятого и шестого диодов, катоды которых соответственно flop,— ключены к выводам, предназначенным для подключения обмотки электродвигателя к источнику питания.

Недостатком этого устройства является низкая надежность торможения, что обусловлено отсутствием возможности регулирования тока торможения при замедлении двигателя.

Цель изобретения — повышение надежности торможения путем регулирования тока торможения при заземленил электродвигателя, Поставленная цель достигается там, что в устройство для дина лического торможения трехфазного асинхронного электродвигателя, содержащее силовой контактор:. размыкающим и тремя силовьили замыкагсщими контактами, первые выводы кнс;-лу выводу регулируемого резистора, первсглу выводу конденсатора, к катодам первого -иристора и второго диода, анод первого диода подключен к аноду второго TfnpfnciopB, подвижный вывод регулируемого резистора подключен к аноду стабилитрона, vTopo:,»! выводу конденсатора и первому вь воду ре зистора, второй вывод roroporo ссади 1а о управляющим вхо iofn vëfo га, кагал с-аб,:.—

1780138 литрона подсоединен к управляющим электродам первого и второго тиристоров, анод и катод которых подсоединены соответственно к первому и второму выводам третьего силового замыкающего контакта силового контактора.

На чертеже приведена структурная электрическая схема устройства для динамического торможения трехфазного асинхронногоо электродвигателя.

Устройство содержит электродвигатель

1, силовой контактор с тремя замыкающими контактами 2.1, 2.2, 2.3 и тремя размыкающими контактами 2.4, 2.5, 2.6, тиристоры 3 и 4, ключ 5, диоды 6-9, регулируемый резистор 10. конденсатор 11, стабилитрон 12 и резистор 13.

Три статорные обмотки электродвигателя 1 через три замыкающих контакта 2.1, 2.2, 2.3 соединены соответственно с тремя фазами источника питания. Катоды тиристора 3 и диода б подключены соответственно к первым выводам размыкающих KQHTGI

2,2 и 2.1, Анод тиристора 3 подключен одновременно к аноду диода б и выходу ключа 5.

Аноды тиристора 4 и диода 7 подсоединены соответственно к вторым выводам замыкающих контактов 2,2 и 2.1. Анод и катод диода 8 соединены непосредственно и через размыкающий контакт контактора ".4 соответственно с первым и вторым выводами замыкающего контакта 2.3. Первые выводы размыкающих контактов 2.5 и 2.6 подключеHbl соответственно к sTopblM выводам замыкающих контактов 2.3 и 2.2, Второй вывод размыкающего контакта 2.5 соединен с катодом диода 9, анод которого подсоединен к первому выводу регулируемого резистора

10, Второй вывод размыкающего контакта

2.6 подключен одновременно к второму выводу регулируемого резистора 10, первому выводу конденсатора 11, к силовому входу ключа 5 и катодам тиристора 4 и диода 7.

Третий вывод переменного резистора 10 соединен одновременно с анодом стабилитрона 12, вторым выводом конденсатора 11 и первым выводом резистора 13, второй вывод которого подсоединен к управляющему входу ключа 5. Анод стабилитрона 12 соединен одновременно с управляющими электродами тиристоров 3 и 4.

Устройство для динамического торможения трехфазного асинхронного электродвигателя работает следующим образом.

При включении силового контактора фазы статорной обмотки электродвигателя 1 с помощью контактов 2,1 и 2.2, 2,3 подключается к источнику питания. Электродвигатель 1 приходит во вращение. При этом контакты 2.4, 2,5 и 2.б силового контактара

55 разомкнуты. схема торможения вы кл юче на.

Для перевода двигателя из рабочего режима в тормозной необходимо разомкнуть контакты 2.1, 2.2, 2.3 и замкнуть контакты

2.4, 2.5 и 2.6 силового контактора. ЭДС вращения двигателя 1 вызывает появление тока на резисторе 10, который создает на нем падение напряжения. Часть падения напряжения на резисторе 10 через резистор 13 поступает на управляющий вход ключа 5 и через стабилитрон 12, который при этом пробивается, подается на управляющие электроды тиристоров 3 и 4, Нижнее значение напряжения пробоя стабилитрона соответствует моменту торможения, когда обороты двигателя падают до (0,7-0,75) П (П, — номинальная скорость вращения электродвигателя).

При замыкании ключа 5 и открывании тиристоров 3 и 4 образуется два контура динамического торможения.

Положительная полуволна между третьей и первой фазами сети питания протекает через диод 8, размыкающий контакт

2,4, вторую фазу статорной обмотки, первую фазу статорной обмотки, диод 7, ключ 5 (Rblполненный, например, на составном трэнзисторе) и диод 6 в первую фазу источника питания (первый контур). Положительная полуволна между третьей и второй фазами сети питания протекает через диод 8, размыкающий контакт 2.4, вторую фазу статорной обмотки, третью фазу статорной обмотки, тиристор 4, ключ 5 и через тиристор 3 в третью фазу источника питания (второй контур). При замедлении скорости вращения двигателя до (0,7 — 0,75).Пн напряжение, снимаемое с резистора 10, недостаточно для пробоя стабилитрона 12, поэтому тиристоры 4 и 3 закрываются и дальнейшее торможение двигателя осуществляется только тормозным током, протекающим по первому контуру. Ограничение тормозного тока можно производить и при других скоростях электродвигателя с помощью регулируемого резистора 10 и выбором типа стабилитрона 1: -. соответствующими параметрами.

Время дальнейшего торможения двигателя определяется временем разряда через резистор ",3 конденсатора 11, заряженного до напряжения пробоя стабилитрона 12. После полного останова электродвигателя 1 ключ 5 "размыкается". Двигатель вновь готов к включению.

Использование предлагаемого устройства по сравнению с прототипом позволяет повысить надежность торможения путем регулирования тока торможения при замед1780138 лении вращения и уменьшает перегрев двигателя.

Составитель П.Тукмаков

Редактор Т.Купрякова Техред М,Моргентал Корректор Л,Лукач

Заказ 4439 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гага рина, 101

Формула изобретения

Устройство для динамического торможения трехфазного асинхронного электродвигателя, содержащее силовой контактор с размыкающим и тремя силовыми замыкающими контактами, первые выводы которых предназначены для подключения к трем фазам источника питания, а вторые выводы предназначены для подключения соответственно к фазам статорной обмотки, четыре диода, катод первого и анод второго диодов подсоединены соответственно к первому и второму выводам первого силового замыкающего контакта, анод первого и катод второго диодов соединены между собой через ключевой элемент, анод и катод третьего диода непосредственно и через размыкающий контакт силового контактора подключены соответственно к первому и второму выводам второго замыкающего силового контакта, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, в него введены два тиристора, стабилитрон, резистор, конденсатор и регулируемый резистор, ключевой элемент выполнен управляемым. силовой контактор снабжен вторым и третьим размыкающими контактами, первые выводы которых подключены соответственно к

5 вторым выводам второго и третьего замыкающих контактов, второй вывод второго размыкающего контакта соединен с катодом четвертого диода, анод которого подсоединен к первому неподвижному выводу регу10 лируемого резистора, второй вывод третьего раэмыкающего контакта подключен одновременно к второму неподвижному выводу регулируемого резистора, первому выводу конденсатора, к катодам первого ти15 ристора и второго диода, анод первого диода подключен к аноду второго тиристора, подвижный вывод регулируемого резистора подключен к аноду стабилитрона, второму выводу конденсатора и первому выводу ре20 зистора, второй вывод которого соединен с управляющим входом ключа, катод стабилитрона подсоединен к управляющим электродам первого и второго тиристоров, анод и катод которых подсоединены соответст25 венно к первому и второму выводам третьего силового замыкающего контакта силового контактора,

Устройство для динамического торможения трехфазного асинхронного электродвигателя Устройство для динамического торможения трехфазного асинхронного электродвигателя Устройство для динамического торможения трехфазного асинхронного электродвигателя Устройство для динамического торможения трехфазного асинхронного электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах общепромышленных механизмов и металлорежущих станков

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах общепромышленных механизмов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах стиральных машин

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для торможения асинхронных короткозамкнутых электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для торможения асинхронных короткозамкнутых электродвигателей

Изобретение относится к электрорадиотехнике

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в устройствах для перемещения и натяжения ленточных материалов, например в технологическом оборудовании для производства и обработки электропроводящих рулонных ленточных материалов, в электроприводах подачи ленточных материалов в пресс, в лентопротяжных механизмах устройств ввода-вывода информации

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для торможения асинхронных короткозамкнутых электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для торможения асинхронных короткозамкнутых двигателей
Наверх