Ходовая часть транспортного средства

 

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 62 0 55/04

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (госпАтент сссР)

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4853827/11 (22) 25,07;90 (46) 15.12.92. Бюл, ¹ 46 (71) Белорусский политехнический институт (72) Ч,И.Жданович, А.П.Бончковская, П.В.Зеленый и В,П.Бойков (56) Патент Великобритании

¹ 1598975, кл. В 62 D 55/04, 1977, "Экотрак" — вездеход для Арктики. — Газета "Социалистическая индустрия" от

15.10,1987.

Авторское свидетельство СССР

¹ 1717464, кл В 62 0 55/04, 1990. (54) ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к движителям внедорожных транспортных средств, Цель

5U „1781120А1 изобретения — повышение надежности и долговечности, Достигается это тем, что гусеничная лента дополнительно самонатягивается при движении вперед, когда ходовая часть загружена максимально, и частично самоослабляется при заднем холостом ходе, Для этого колеса 1 и 2 охвачены эластичной лентой 5 таким образом, что огибают расположенный между ними в верхней зоне натяжной ролик 10 снизу, причем ролик установлен на поворотном в продольно-вертикальной плоскости кронштейне.

Кронштейн установлен на раме-балансире

4, несущей колеса 1 и 2, посредством цилиндрического шарнира, смещенного в направ- лении заднего колеса 1 движителя. 1 з,п.ф-лы, 11 ил.

1781120

20

25 него остова

40

Изобретение относится к движителям транспортных средств, преимущественно внедорожных.

Известен гандем-колесный гусеничный движитель в составе двух пневматических колес, и охватывающей их замкнутой эластичной ленты, выполняющей функции гусеницы.

Недостатком движителя является нерегулируемое в зависимости от условий дви жения натяжение гусеничной ленты. В результате она, находясь в постоянном натяжении, быстро изнашивается, Известен другой тандем-колесный движитель с самонатягивающимся обводом, содержащий два пневматических колеса, балансирно связанных рамой, охватывающую их гусеницу в виде замкнутой эластич= ной ленты, и натяжной ролйк, расположенный в верхней части межколесного пространства на такой высоте, что эластичная лента огибает его сйизу, причем рама-балансир установлена на поперечногоризонтальном шарнире опирающегося на

Особенностью конструкции такого движителя является нерегулируемое в зависимости от направления движения натяжение гусеничного обвода, служащее причиной преждевременного выхода эластичной ленты из строя по условиям усталости. Этот недостаток особенно существенен у движите-. лей транспортных средств с возвратно-поступательным характером работы, когда движение в одном направлении (прямом) является рабочим, т.е, выполняемым под нагрузкой, а в противоположном направлении холостым ходом. Такой рабочий режим характерен, например, для ряда строительно-дорожных машин: скреперов, бульдозеров, автогрейдеров. Целесообразно. было бы, чтобы у тандем-колесных гусеничных движителей этих машин гусеничный обвод при движении вперед получал дополнительное натяжение для снижения проскальзывания в нем пневматических колес, а при движении назад, т,е. на холостом ходу, когда проскальзывание ввиду малой нагруженности и без того. незначительно, несколько ослабевал.

Известна также ходовая часть транспортного средства, содержащая два колеса, связанные между собой посредством балансира, закрепленногоо на остове транспортного. средства с помощью поперечно-горизонтального цилиндрического шарнира, натяжной ролик, кронштейн, поворотный в продольной плоскости и несущий ось натяжного ролика, установленный на балансире, гусеничную ленту, охватывающую колеса и контактирующую с натяжным роликом и дополнительную катковую опору также связанную с поворотным кронштейном, причем кронштейн установлен с возможностью вертикального перемещения по высоте и . подпружинен относительно балансира вниз.

Такое конструктивное решение не позволяет сполна решить проблему повышения надежности и долговечности гусеницы, выполненной в виде эластичной ленты, ориентированной в продольном направлении нерастяжимым гибким кордом. В устройстве предусмотрено лишь предохранение ленты от кратковременных перегрузок при наезде катковой опоры на высокую неровность.

Целью же настоящего изобретения является повышение надежности и долговечности гусеницы при реверсивном характере движения транспортного средства путем регулирования ее натяжения в зависимости от направления движения.

Эта цель достигается тем, что в ходовой части транспортного средства, содержащей два колеса, связанные между собой балансиром; закрепленным на остове транспортно гд средства с помощью поперечно-горизонтального цилиндрического шарнира, натяжной ролик, несущий его поворотный в продольной плоскости кронштейн, связанный с балансиром, и гусеничную ленту, охватывающую колеса и контактирующую своей внешней стороной с натяжным роликом, кронштейн натяжного ролика связан с балансиром посредством шарнира, размещенного между указанным поперечно-горизонтальным шарниром крепления балансира к остову и осью заднего колеса, при этом ходовая часть снабжена регулируемой тягой, соединенной с кронштейном и осью натяжного ролика и с балан- . сиром в зоне между осью переднего колеса и поперечно-горизонтальным шарниром крепления балансира к остову. Кроме того, натяжной ролик снабжен управляемым тормозным механизмом.:

На фиг. 1 изображена схема гусеничной ходовой. части при виде сбоку; на фиг. 2 — ходовая часть в разрезе горизонтальной плоскостью, обозначенном на фиг. 1; на фиг.

3 — ходовая часть в разрезе профильной плоскостью; на фиг. 4 — вариант ходовой части также в разрезе профильной плоско- стью; на фиг. 5 — тот же вариант ходовой части, но при виде сбоку; на фиг. 6 и 7 — натяжной ролик с гидравлическим тормозом прямого и реверсивного действия соответственно; на фиг. 8 то же, что и на фиг. 6 и 7, но на основе гидромашины регулируе1781120.мой производительности; на фиг. 10 — натяжной ролик снабжен гидромашиной с гидроприводом крутящего момента на фиг. 11 — то же, что и на фиг. 10, но на основе мотор-насосов; (на фиг. 9 — гидромашина снабжена дросселем, управляемым из кабины).

Гусеничная ходовая часть с самонатягивающимся обводом содержит два 1 и 2 пневматических колеса, установленных на остове 3 транспортного средства посредст-. вом продольной рамы-балансира 4. Колеса охвачены эластичной лентой 5, изготовленной из армированного в продольном направлении нерастяжимым кордом эластомера (резины) и выполняющей функции гусеницы. Для этого со стороны внешней поверхности 6 на ленте выполнен протектор определенного рисунка (по типу тракторных или внедорожных автомобильных шин). С внутренней стороны гусеницы по обоим краям выполнены фиксирующие реборды в виде двух рядов отдельнь1х упоров 7 и 8 в форме гусеничных пирамид, большими основаниями прикрепленных к ней. Реборды удерживают ленту на колесах от поперечного смещения.

В верхней части межнолесного пространства на кронштейне 9 расположен натяжной ролик 10, причем на такой высоте, что лента огибает его снизу, Кронштейн установлен на раме-балансире 4 посредством поперечно-горизонтального цилиндрического шарнира 11. Посредством такого же (функционально) шарнира 12 с остовом 3 транспортного средства связана и рама-балансир 4, Геометрические оси обоих шарниров, таким образом, параллельны между собой, осям 13 и 14 колес, прикрепленных к концам рамы-балансира, и оси 15 натяжного ролика; прикрепленной к верхнему концу кронштейна 9. Поперечно-горизонтальный .цилиндрический шарнир 11 расположен между шарниром 12 крепления движителя к остову с осью 13 заднего колеса. Диапазон относительного поворота кронштейна 9 и рамы-балансира 4, обеспечиваемый шарниром 11, достаточен для упора натяжного ролика в шины колес в крайних положениях.

С целью приспособления ходовой части к различным внедорожным условиям и режимам его нагружения ось натяжного ролика может иметь не жесткое крепление, а устанавливаться на вертикальном кронштейне посредством ползуна 16, постоянно поджимаемого к ленте пружиной 17, усилие предварительного сжатия которой регулируется гайкой 18 (см. фиг. 4). От относительного поворачивания кронштейн и ползун удерживаются фиксирующим элементом 19, Еще большие регулировочные возможности для оптимальной настройки параметров движителя предоставит подвижное крепление горизонтально-поперечного шарнира

11 на раме-балансире 4 в продольном направлении (см, фиг. 5). С этой целью на заднее плечо балансира посажен ползун 20, несущий упомянутый шарнир 11. Продольное перемещение ползуна и его фиксирова10 ние в различных положениях осуществляют гайками 21, установленными по оба торца ползуна. Фиксирующий элемент 22 удерживает ползун и раму-балансир от относительного проворачивания, допуская только их

15 осевое перемещение гайками 21

У обоих вариантов конструкции движителя поворотный кронштейн 9 дополнительно связан с рамой-балансиром 4 тягой регулируемой длины. По первому варианту

20 эта тяга является телескопической, и обе ее части относительно подпружинены. Внутренняя часть этой тяги состоит из винта 23, шарнирно связанного одним концом с кронштейном, несущим ось ролика 10, вторым ввинченного в трубу 24, являющейся про25 ней поверхности охватывающей (внешней) части 28 тяги. На втором, выступающем из охватывающей части тяги, конце трубы 24 предусмотрен элемент 29 для захвата ее ключом и вращения при регулированиидлины тяги.

По второму варианту (см. фиг. 5) тяга выполнена в виде силового цилиндра 30, штоковая полость которого подсоединена к гидроаккумулятору 31, с регулируемым винтом 32 усилием предварительного сжатия его пружины 33. Эта же полость подсоединена к регулируемому источнику давления рабочего тела. Вторая полость цилиндра со35

Г общена с атмосферой.

Для большей эффективности устройства натяжной ролик снабжен тормозным механизмом, связывающим его с осью, например гидравлическим.

Гидравлические тормозные механизмы (см, фиг, 6 и 7) также могут использоваться в кинематической связи ролика с его осью.

В качестве гидротормоза может быть использована любая гидромашина объемного действия, способная работать в насосноь режиме, Насос может быть обычным (см. фиг. 6 поз. 34) или реверсивным (см. фиг. 7 поз. 35), способным перекачивать жидкость (масло) при вращении его вала в обоих направлениях, Корпус насоса в обоих случаях должением рассматриваемой части тяги, Труба с одного (нижнего) конца имеет буртик 25 для упора витой пружины 26, которая вторым торцом упирается в кольцевой вы30 ступ 27, выполненный со стороны внутрен1781120

15

35

50

55 крепится к ролику 10 или выполняется с ним за одно целое, а вал 36 соосен оси вращения ролика и связан с кронштейном. Образуемая роликом герметичная полость 37 служит емкостью для жидкости, перекачиваемой насосом, Эта.полость заполнена настолько, что входные каналы 38, 39, 40 и 41 насоса постоянно окунуты в жидкость. Регулируемые дроссели 42, 43, 44, установленные в выходных каналах, позволяют своей настройкой определять давление, развиваемое насосом, а следовательно, и тормозной момент на его валу 36, Обратные клапаны

45 и 46 (см. фиг, 7) позволяют отключать дроссель во входящем канале и подключать в выходном при реверсировании направления вращения ролика. Для регулирования дросселя в ролике могут выполняться герметично закрываемые окна 47, или же управляющий элемент дросселя, как правило винт, выведен, из плоскости ролика через герметично уплотненное отверстие, Ролик является также и теплообменником для охлаждения перекачиваемой насосом через дроссель жидкости. С этой целью он может содержать вентилируемые ребра и выполняется из материала высокой теплопроводностью, Дальнейшим развитием конструкции, притормаживаемой гидравлически дойолнительной катковой опоры, является использование насоса не только с реверсируемым потоком жидкости, но и с регулируемой производительностью (см. фиг. 8 поз, 48). Доступ к органу управления насосом может обеспечиваться так же, как и к дросселям — через герметично уплотненный лючок 49 в ролике, или же благодаря выводу органа из полости ролика через герметично уплотненное отверстие, При этом орган не выступает за габарит ролика, находясь в углублении в нем.

Возможно также обеспечить управление тормозным моментом, развиваемым насосом 50, в процессе движения транспортного средства с рабочего места водителя, если установить регулируемый дроссель 51 в кабине. С этой целью сообщение насоса 50 с дросселем осуществлено через подвижные блоки герметичных уплотнений 52 и 53, посаженных на вал 54 насоса.

Этим обеспечивается гидравлическая связь рабочих полостей насоса 50, выполненного реверсивным, через дроссель 51, исключая сообщение ее находящейся под давлением магистрали с полостью 55 ролика и атмосферой. Возможные все же утечки жидкости будут компенсироваться из ее объема, заполняющего полость 55, через обратные клапаны 56 и 57, а точнее через тот из них, который окажется во всасывающей, разгруженной магистрали. Упомянутые подвижные герметичные уплотнения позволяют ролику вращаться,не нарушая герметичности гидравлических связей. Теплоооменники 58 и 59 обеспечивают охлаждение жидкости на выходе из дросселя, причем установленные параллельно им обратные клапаны 60 и 60 обеспечат отключение того из них, который окажется на входе в дроссель.

Описанные схемы создания момента на натяжном ролике позволяют реализовать эффект поджатия его к ленте и управления величиной этого поджатия. Это возможно, если в качестве гидромашины использовать гидромотор, в частности, объемного типа для создания значительного регулируемого и нерегулируемого крутящего момента (радиально-поршневой). Корпус такого мотора крепится неподвижна к ролику 10 или выполняется с ним за одно целое, а вал 61 крепится к кронштейну. Вывод каналов для питания мотора от гидронасоса 62 регулируемой производительности решен таким же образом, как и у насоса по схеме на фиг. 9, т.е. через блоки, подвижных уплотнений штуцеров и сверления в валу. Ttnn гидронасоса 62 может быть любым, но предпочтительнее объемным. Полость в ролике так же, как и у предыдущих схем, герметичная и используется для резервирования некоторого объема жидкости, идущего на возмещение утечек через обратные клапаны 63 и

64, всегда запирающие напорную магистраль, но всасывающую — сообщающую с этой полостью. Теплообменник 65 обеспечивает рассеивание тепловой энергии накапливаемой жидкостью.

И, наконец, наиболее совершенной и универсальной является схема подвода крутящего момента к ролику, основанная на гидромашинах 66 и 67, способных работать как в режиме насосов, так и моторов (см. фиг, 11), Такая схема позволяет и притормаживать ролик, и приводить его принудительно.

В остальном этот вариант конструктивного решения ходовой части аналогичен первому, Устройство работает следующим образом.

Воспринимая посредством шарнира 12 нагрузку со стороны остова 3 транспортного средства, ходовая часть передает ее на опорное основание (грунт, во внедорожных условиях). При этом эпюра опорных давлений имеет максимум под колесами 1 и 2, а минимум — между ними. Разница значений давлений в этих экстремальных точках зави1781120

10 сит при опирании ходовой части на мягкий Более оптимально к определенным услогрунт от натяжения гусеничной ленты 5; При виям и режиму работы позволяет приспосоувеличении натяжения минимальное значе- бить ходовую часть регулирование ние возрастает, а максимальное — убывает, продольного положения шарнйра поворота что свидетельствует о повышении равно- 5 рычага, несущего ролик (путем перемещения мерности распределения опорных давле- ползуна 20 на раме-балансире гайками 21) и ний. Когда ходовая часть находится в покое, подвижное регулируемое гайкой 18 с упором то при равенстве плеч рамы-балансира эпю- через пружину 17 крепление оси ролика на ра опорных давлений симметричная относи- упомянутом рычаге (см. фиг. 5), Этим может

„, тельно поперечно-вертикальной плоскости, 10 меняться дуга перемещения натяжного ро- . проходящей через шарнир 12. лика, а следовательно, и степень самонатяжеПри движении вправо(см. фиг. 1 и 5), что ния и ослабления ленты при реверсировании соответствует прямому рабочему ходу . движениятранспортногосредства. транспортного средства (бульдозера, на- Эффект самонатяжения и самоослаблепример), верхняя ветвь гусеничной ленты 5; 15 ния ленты возрастает,.если натяжной ролик огибающая снизу натяжной ролик 10, пере- дополнительно притормаживать, например, мещается в том же направлении. Поскольку посредством гидромашины (насоса 34, вал в контакте ролика с лентой и в его опорах на;:36 которого выполнен за одно целое с"осью ось 15 при этом возникают силы сопротив- . ролика, а корпус закреплен на ролике внут- ления движению лейты, ролик увлекается 20: ри его полости, или также выполнен заодно ею и перемещаясь по дуге радиусом, рав- целое). Регулируядросселем42черезлючок ным длине кронштейна 9, вызывает допол- 47 гидравлическое сопротивление в нагненительное натяжение ленты (ссверх того, тающей магистрали 28 насоса обеспечивачтоабесйечиваетсяпружиной26).Дополни- ют различные моменты притормаживания тельное натяжение ленты снижает про- 25 ролика 10, а следовательно различный эф- скальзывание колес 1 и 2 в ней, неизбежное фект самонатяжения (прямой ход) гусенич-: при движении под нагрузкой, особенно ес- ной ленты 5, возрастающей с увеличением ли движитель является ведущим и к одному скорости. или обоим колесам подводится крутящий Насос 35 в устройстве (см. фиг. 7) благомомент (механически, гидравлически. или 30 даря реверсивности, обеспечивает усилеэлектромоторами,что на схемах не обнару- ние не только эффекта самонатяжения жено). Кроме того,.дополнительное натяже- . ленты 5, но и ее самоослабления при заднем

we ленты повышает несущие способности ходе, что еще больше положительно отра-" движителя на мягких грунтах.. зится на ее долговечности.

При движении задним ходом, когда хо.- 35 Еще больше возможностей в управледовая часть должна развивать не макси- нии эффективностью саморегулирования мальное тОлкающее усилие, а некоторое натяжения ленты открывает применение минимальное, достаточное для самоперед- насоса 48 регулируемой производительновижения транспортного средства(бульдозе- сти (см. фиг. 8).

pa), гусеничную ленту целесообразно 4О Устройство по схеме на фиг. 9 выгодно .,частично ослаблять, что положительно отра-. отличается тем, что эффектом самонатяжения зится на ее долговечности. Это и происхо- ленты можно управлять непосредственно при дит благодаря тому, что ролик 10, движении транспорта, сообразуясь с изменяувлекаемый лентой влево, вызовет поворот ющимисяусловиямиирежимамиэтогодвижерычага 9 против часовой стрелки. Поскольку 45 ния. Для этого дроссель 51, обеспечивающий цилиндрический горизонтальный шарнир гидравлическое сопротивление, выведен за .. 11 поворота рычага 9 смещен в направлении пределы полости ролика, наяример, непосредзаднего колеса 1, этот поворот и приведет к ственно в кабину водителя, ослаблению ленты (из условий кинематики, В качестве гидромашины для регулировачто очевидно иэ схем на фиг, 1 и 5). 50 ния момента на ролике 10 может использоваться также гидромотор (см. фиг. 10).

Дополнительные возможности в регу- Гидромоторрасширяетвозможностиустройлироваййи натяжения гусеничной лентй(по. ства благодаря тому, что, создавая различный усмотрению механизатора) обеспечиваются по направлению и значению развиваемый им при вращении трубы 24, входящей в состав 55 крутящий момент. что обеспечивается насовинтовой пары, посредством КОТороА óâåëè- сом 62, можно вызвать дополнительное самочивают или ослабдяют предварительное натяжение ленты и при движении задним сжатие пружины 26, Это регулирование on- ходом (при необходимости), ределяют исходя из режима работы транс-, Согласно схеме по фиг. 11 в ус ройстве портногосредства под нагрузкой. применены мотор-насосы 66 и 67, что не

1781120

12 меняя принципиально его функционирование, расширяет возможности регулирования эффекта самонатяжения гусеничной . ленты 5 в тандем-колесном движителе.

Таким образом, тандем-колесный гусе- 5 ничный движитель позволяет повысить долговечность применяемой в нем эластичнойленты, выполняющей функции гусеницы.

Этот эффект-особенно существенно проявится в случае применения устройства на 10 движителях транспортных средств с челночно-реверсивным режимом эксплуатации, когда половина времени смены прйходит» ся на движение задним ходом при максимальной загрузке движения передним 15 ходом. Имея максимальное натяжение не постоянным, а только при движении вперед под нагрузкой, а также ослабляясь при заднем холостом ходе лента, тем Самым", оказывается менее нагоруженной по времени и 20 сможет больше находиться в эксплуатации без замены или восстановления.

Формула изобретения

1. Ходовая часть транспортного Средства, содержащая два колеса, связанные меж- 25 ду собой посредством балансира, закрепленного на остове транспортного средства посредством поперечно-горизонтального цилиндрического шарнира, натяжной ролик, кронштейн, поворотный в продольной плоскости и связанный с натяжным роликом и балансиром, и гусеничную ленту. охватывающую колеса и контактирующую с натяжным роликом, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, кронштейн натяжного ролика связан с балансиром посредством шарнира, размещенного между указанным поперечногоризонтальным шарниром крепления балансира к остову и осью заднего колеса, при этом ходовая часть снабжена регулируемой тягой, соединенной с кронштейном и осью натяжного ролика и балансиром в зоне меж-" ду осью переднего колеса и поперечно-го ризонтальйым шарниром крепления балансира к остову.

2, Ходовая часть по и. t, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что натяжной ролик снабжен управляемым тормозным механизмом..

1781120

1781120 0 дб

1781120,1781120

Составитель П.Зеленый

Техред М.Моргентал Корректор Н.Тупица

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород. ул.Гагарина, 101

Заказ 4247 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ходовым системам , в частности к приспособлениям, повышающим проходимость колесных транспортных средств на слабых грунтах

Изобретение относится к сельскохозяйственному и тракторному машиностроению

Изобретение относится к колесно-гусеничным движителям внедорожных машин

Изобретение относится к ходовым частям внедорожных транспортных машин, направлено на повышение надежности путем снижения перегрузок при переезде через единичное препятствие и позволяет взаимоувязать натяжение гусеничной ленты 12, охватывающей пневматические колеса 1 и 2, и усилия поджатия дополнительной каткой опоры 7 к поверхности движения для повышения проходимости, а также обеспечить снижение пиковых перенапряжений ленты при переезде единичных неровностей

Изобретение относится к движителям внедорожных транспортных средств Цель изобретения - повышение проходимости и долговечности

Изобретение относится к ходовой части транспортных средств на основе пневматических колес

Изобретение относится к сельскохозяйственному , тракторному и транспортному машиностроению и касается транспортных машин со сменными движителями

Изобретение относится к наземному транспорту, предназначенному для передвижения по ступеням лестничных маршей, и может быть использовано в колясках для инвалидов и тележках для перевозки грузов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к тракторам с шарнирно-сочлененной рамой типа 4х4 и предназначено для повышения проходимости тракторов, снижения удельного давления движителя на почву

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к сельскохозяйственному и тракторному машиностроению

Изобретение относится к области автотранспорта и может применяться в автомобилях, работающих в сельской местности

Изобретение относится к устройствам для строительства и ремонта железнодорожного пути методом звеньевой укладки

Изобретение относится к машиностроению, а точнее к автомобилестроению, в частности к транспортным средствам повышенной проходимости, и может быть использовано в широком спектре транспортных средств с колесным и гусеничным движителем

Изобретение относится к автомобильному транспорту и касается создания уетройств для повышения проходимости транспортных средств при их движении по неровной поверхности с низкой прочностью

Изобретение относится к универсальным транспортным средствам, которые могут перемещаться как по дорогам с твердым покрытием, так и по слабонесущим грунтам
Наверх