Выключатель зажигания и стартера

 

Использование: конструкции выключателя зажигания и стартера двигателя внутреннего сгорания автомобилей. Сущность изобретения: механизм блокировки выполнен в виде выступа 8 и канавки, расположенных на сопрягаемых поверхностях ротора 2 и статора 1. Канавка снабжена выемкой 9, в которой установлена Z-образная пружина. Ребра 14, 15 перегиба Z-образной пружины упираются в противоположные равные по величине углы выемки 9. Высота пружины не превышает суммы глубины канавки и глубины выемки 9. Каждый отогнутый участок 16, 17 Z-образной пружины выполнен дугообразным и установлен в выемке 9 так, что продольные стенки 11, к которым примыкают свободные концы 18,19 отогнутых участков 16,17, образуют касательные плоскости к ним. Длина каждого отогнутого участка 16, 17 выбирается не более разницы длины основания 13 пружины и максимальной толщины выступа 8. В положении выключателя зажигание выступ 8 расположен в канавке в зоне выемки 9, так, что при переходе из положения отключено он прилегает к первому отогнутому участку 16 Z-образной пружины , а при переходе из положения стартер - к основанию 13 пружины. Повторный перевод выключателя из положения зажигание в положение стартер блокируется освобожденным вторым отогнутым участком 17 Z-образной пружины. 2 з.п. ф-лы. 7 ил. СО с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5.»5 Н 01 Н 27/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ .

00 4 ол

1 (21) 4882085/07 (22) 14.11.90 (46) 15.12.92. Бюл. М 46 (71) Волжское обьединение по производству легковых автомобилей (72) В.А.Авдонин, В. B.Ìàðêåëîâ и

С.А. Мал ьченков (56) Па.тент СССР

М 1304745, кл. В 60 R 25/00, 1989.

Патент Франции

N 2440291, кл, Н 01 Н 27/06, 1980. (54) ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ ЗАЖИГАНИЯ И

СТАРТЕРА (57) Использование: конструкции выключателя зажигания и стартера двигателя внутреннего сгорания автомобилей. Сущность изобретения: механизм блокировки выполнен в виде выступа 8и канавки, расположенных на сопрягаемых поверхностях ротора 2 и статора 1. Канавка снабжена выемкой 9, в которой установлена Z-образная пружина.

Ребра 14, 15 перегиба Z-образной пружины . упираются в противоположные равные по. Ж 1781716 А1 величине углы выемки 9. Высота пружины не превышает суммы глубины канавки и глубины выемки 9, Каждый отогнутый участок 16, 17 2-образной пружины выполнен дугообразным и установлен в выемке 9 так, что продольные стенки 11, к которым примыкают свободные концы 18, 19 отогнутых участков 16, 17, образуют касательные плоскости к ним. Длина каждого отогнутого участка 16, t7 выбирается не более разницы длины основания 13 пружины и максимальной толщины выступа 8. В положении выключателя

"зажигание" выступ 8 расположен в канавке в зоне выемки 9, так, что при переходе из положения "отключено" он прилегает к первому отогнутому участку 16 2-образной пружины, а при переходе из положения

"стартер" — к основанию 13 пружины. Повторный перевод выключателя из положения "зажигание" в положение "стартер" блокируется освобожденным вторым ото- Я гнутым участком 17 Z-образной пружины: 2 з.п. ф-лы. 7 ил.

U 2

1781716

Изобретение относится к электротехнике, в частности, к конструкции выключателя зажигания и стартера для двигателя внутреннего сгорания.

Известен выключатель зажигания, содержащий цилиндрические статор, ротор, контактную группу, связанную с ними и механизм блокировки ротора в статоре от повторного запуска, Механизм блокировки выполнен в виде проволочной С-образной пружины, взаимодействующей с планкой.

Планка выполнена зацело с ротором и установлена наклонно в выемке на его наружной боковой поверхности. Проволочная пружина установлена в концентричной канавке с радиальным отверстием, выполненной на наружной поверхности статора, Конец пружины отогнут через отверстие в статоре к выемке ротора для взаимодействия с планкой.

Недостатками описанного выключателя зажигания являются сложность конструкции и повышенные массогабаритные показатели, обусловленные тем, что для надежной работы механизма блокировки, С-образная пружина которого открыто установлена снаружй статора, требуется установка дополнительных защитных средств, например, кожуха на статор.

В качестве прототипа выбрано техническое решение, не требующее наружных защитных средств выключателя, где выключатель зажигания также содер>кит. гтатор, ротор, контактную группу и механизм блокиросч<и ротора в статоре. Механизм блокировки такого выключателя выполнен в виде U-образной листовой пружины, взаимодействующей с тремя выступами. Концы U-образной пружины снабжены зацепами и отогнуты друг к другу.

Пружина установлена в выемке на внутренней боковой поверхности статора, TGK, что концы пружины обращены к ротору. Выступы выполнены зацело с ротором на его нару>кной.боковой поверхности, В сборе выступы ротора расположены напротив выемки с пружиной. При взаимодействии с выступами концы пружины перемещаются радиально относительно оси ротора.

В исходном состоянии концы пружины посредством зацепов сцеплены друг с другом. При переводе ротора из поло>кения "зажигание. - . в поло>кение "стартер" первый выступ рбтора отжимает первый конец пружины, расцепляя зацепы. После возврата ротора в положение "эа>кигание" его вторичный перевод в положение "стартер" невозможен, TBK. KB K второй выступ ротора при этом упирается во второй конец расцепленной пру>кины. При переводе ротора в положение "откл1очено" третий выступ ротора воздействует на зацепы, сцепляя их друг с другом.

Описанный выключатель зажигания не требует наружных защитных средств. Однако, массогабаритные показатели такого Bblключателя также увеличены, поскольку для радиального перемещения концов пружины в статоре и/или роторе необходимо выполнить три локальные радиальные выемки.

Это приводит к снижению прочности конструкции, сохранение которой возможно только путем увеличения радиального размера статора и/или ротора, что однозначно приводит к увеличеник> массогабаритных показателей вы1<лючателя зажигания. целью изобретения является снижение массогабаритных показателей выключателя зажигания и стартера, Указанная цель достигается тем, что в выключателе зажигания и стартера, содер>кащем цилиндрические статор и ротор, на сопрягаемых поверхностях которых вы20 полнены на одной выступ, а на другой концентричная направляющая канавка, контактную группу, связаннуlo со статором и ротором и механизм блокировки ротора в статоре, механизм блокировки снабжен Zобразной пружиной, установлен IQA на дне направляющей канавки и частично погру30 женной в дополнительную выемку, выполненну|о в направляющей канавке так, что ребра перегиба пружины упираются в противополо>кные углы выемки, а ее свободные концы — в противоположные стенки выемки, причем длина каждого отогнутого участка пружины не превышает величины, соответствующей разнице длины основания пружи ны и максимальной толщины выступа, а

40 высота пружины не превышает суммы глубины канавки и глубины выемки, Выемка образована углубленными продольными стенками участка канавки и примыкающими к ним дугообразными поперечными стенками, обращенными друг к другу и выполненными идентичного профиля, стенки образуют в основании выемки четырехугольник с попарно равными протиба Z-образной пружины, выполнены прямыми, а радиус дуги поперечной стенки равен дличе основания Z-образной пружины

Каждый отогнутый участок Z-образной пружины выполнен дугообразным и установлен в выемке так, что ее продольная стенка, к которой примыкает свободный конец отогнутого участка, образует касательную плоскость к нему, 50 воположными углами, причем углы выемки, смежные с углами установки ребра переги1?81716

20

30

40

На фиг.1 показан общий вид выключателя зажигания и стартера; на фиг.2- выключатель зажигания и стартера с разрезом, частична раскрывающим механизм блокировки ротора в статоре; на фиг.3 — механизм блокировки ротора в статоре; на фиг.4-7— работа механизма блокировки ротора в статоре; на фиг.4 — положение выключателя

"отключено"; на фиг.5 — положение выключателя "зажигание" после перевода из поло>кения "отключено".; на фиг.6 — положение выключателя "стартер"; на фиг.7 — положение выключателя "зажигание" после перевода из положения "стартер".

Выключатель зажигания и стартера содержит цилиндрические статор 1 и ротор 2, контактную группу 3 и механизм блокировки 4 ротора в статоре от повторного запуска ста рте ра.

Статор 1 связан с группой неподвижных контактов электрических цепей управления зажиганием и стартером, а ротор 2 с группой подвижных контактов выключателя зажигания и стартера.

По продольной оси ротора 2 выполнен канал 5 для введения ключа 6 управления перемещением ротора 2.

В примере исполнения на внутренней поверхности статора 1 выполнена направляющая концентричная канавка 7, а на роторе 2 — выступ 8, перемещающийся в этой канавке 7. Длина канавки 7 определяется исходя из организации контактной группы

3. Например, если подвижные контакты жестко связаны с ротором 2, то линейная длина канавки 7 будет соответствовать угловому смещению подвижного стартерного контакта. Если >ке подвижные контакты перемещаются для замыкания неподвижных каким-либо элементом (например, выступом), жестко связанным с ротором 2, то линейная длина канавки 7 будет соответствовать угловому смещению этого элемента.

При этом края канавки 7 будут соответстнонать положениям "отключено" и "стартер". а середина — "зажигание".

В средней. части канавки 7 (положень.е выключателя "зажигание") выполнена дополнительная выемка 9, в которой на пути перемещения выступа 8 установлена Z-об" разная пружина 10 механизма блокировки ротора 2 в статоре 1 от повторного запуска.

Выемка 9 образована углубленными продольными стенками 11 канавки 7 и поперечными стенками 12, выполненными дугообразными с идентичным профилем. Радиус дуги поперечной стенки 12 равен длине основания 13 Е-образной пружины 10.

При этом, глубина выемки 9 не менее максимально допустимого технолагическоro зазора между статором 1 и ротором 2 выключателя зажигания, Пружина 10 установлена в канавке 7 и частично погружена в выемку 9 так, что ребра 14, 15 ее перегиба упираются в противоположные равные по величине углы выемки 9, Высота пружины 10 не превышает суммы глубины канавки 7 и глубины выемки

9, Углы, смежные с углами установки ребер

14, 15 перегиба 2-образной пружины 10 выполнены прямыми. Каждый отогнутый участок 16, 17 Z-образной пружины 10 выполнен дугообразным и установлен в выемке 9 так, что продольные стенки 11, к которым примыкают свободные концы 18, 19.отогнутых участков 16, 17 образуют касательные плоскости к ним. Длина каждого отогнутого участка 16, 17 пружины 10 выбирается не более разницы длины основания

13 пружины 10 и максимальной толщины выступа 8.

В положении выключателя "зажигание" выступ 8 расположен в канавке 7 в зоне выемки 9, так, что при переходе из положения "отключено" он прилегает к первому отогнутому участку 16 Z-образной пружины

10, а при переходе иэ положения "стартер" — к основанию 13 пружины 10.

Канавка 7 с пружиной 10 и выступ 8 могут быть выполнены, в другом примере, на сапрягаемых поверхностях иначе — выступ 8 на внутренней поверхности статора

1, а канавка 7 на наружной поверхности ротора 2.

Выключатель зажигания и стартера работает следующим образом.

В начальный момент, в положении "отключено" выключателя зажигания, при котором ключ 6 вводится в ключевой канал 5, выступ 8 ротора 2 находится в первом край- . нем положении 20 канавки 7 на статоре 1.

При перемещении ключом 6 ротора 2 в поло>кение "зажигание" выступ 8 перемещается по канавке 7, доходит до 2-образной пружины 10 и воздействует на ее первый отогнутый участок 16, прижимая его к основанию 13 пружины 10. При этом само основание 13 прижимается вместе со вторым отогнутым участком 17 к стенке 11 канавки

7, к которой прилегает второй отогнутый участок 17 пружины 10. В положении "зажигание" замыкаются подвижные и неподвижные контакты контактной группы 3 и происходит включение системы за>кигания.

При перемещении ротора 2 ключом 6 в положение "стартер" выступ 8 ротора 2 перемещае ся ко второму крайнему положению 21 канавки 7, При этом вначале освобождается первый отогнутый участок

16, затем и нся пружина 10 привод:1тся н

1781716 исходное положение. В положение "стартер" замыкаются подвижные и неподвижные контакты, включающие цепь электропитания тягового реле стартера.

При переводе выключателя из положения "стартер" в поло>кение "зажигание" ротор 2 поворачивается в обратном направлении, стартерные контакты размыкаются, выступ 8 перемещается в направлении первого крайнего положения 20 канавки 7. При этом выступ 8, подойдя к пружине 10; воздействует на второй отогнутый участок 17, отгибая его к основанию 13 пружины 10 и прижимает основание l3 вместе с первым отогнутым участком 16 к стенке 11 канавки 7, к которой прилегает первый отогнутый участок 16 пружины 10. При дальнейшем перемещении освобождается второй отогнутый участок l7 пружины 10, перекрывая обратный ход выступу 8. Такое расположение выступа 8 к канавке 7 соответствует поло>кению "зажигание" выключателя зажигания и стартера.

Далее, ротор 2 поворачивается ключом

6 в положение "отключено" в направлении первого крайнего положения 20 канавки 7.

При этом вся пружина 10 возвращается в исходное поло>кение, контакты системы зажигания размыкаются.

Повторный перевод выключателя из положения "зажигание™ в поло>кение

"стартер" блокируется освобожденным вторым отогнутым участком l7 7-образной пружины 10.

Для вторичного перевода выключателя в положение "стартер" ротор 2 поворачивается ключом 6 в положение "отключено".

Затем весь цикл включеййя зажигания и стартера повторяется в описанном порядке.

Формула изобретения

1, Выключатель зажигания и стартера, содержащий цилиндрические статор и ротор, на сопрягаемых поверхностях которых выполнены на одной выступ, а на другой концентричная направляющая канавка, контактную группу, связанную со статором

5 и ротором, и механизм блокировки ротора в статоре, отличающийся тем, что, с целью снижения массогабаритных показателей, механизм блокировки снабжен Z-образной пру>киной, установленной на дне

10 направляющей канавки vi частично погруженной в дополнительную выемку, выполненную в направляющей канавке так, что ребра перегиба пружины упираются в противоположные углы выемки, а ее свобод15 ные концы — в противоположные стенки выемки, причем длина каждого отогнутого участка пру>кины не превышает величины, соответствующей разнице длины основания пружины и максимальной толщины вы20 ступа, а высота пружины не превышает суммы глубины канавки и глубины выемки.

2. Выключатель по п,1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что выемка образована углубленны25 ми продольными стенками участка канавки и примыкающими к ним дугообразными, обращенными друг к другу и выполненными идентичного профиля, стенки образуют в основании выемки четырехугольник с попарно

30 равными противоположными углами, причем углы выемки, смежные с углами установки ребра перегиба Z-образной пружины, выполнены прямыми, а радиус дуги поперечной стенки равен длине основания Z-об35 разной пружины, 3. Выключатель по пп.1и2,отл ича юшийся .тем, что каждый отогнутый участок

Z-образной пружины выполнен дугообразным и установлен в выемке так, что ее про40 дольная стенка, к которой примыкает свободный конец отогнутого участка, образует касательную плоскость к нему.

1781716

1781716

1781716

1781716

Составитель В.Авдонин

Техред М.Моргентал Корректор Л.Лукач

Редактор А.Бер

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 4276 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Выключатель зажигания и стартера Выключатель зажигания и стартера Выключатель зажигания и стартера Выключатель зажигания и стартера Выключатель зажигания и стартера Выключатель зажигания и стартера Выключатель зажигания и стартера Выключатель зажигания и стартера 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в силовых трансформаторах, имеющих ручной привод переключающего устройства регулирования напряжения без возбуждения

Изобретение относится к электротехнике , в частности к переключателям

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в приборах, подвергающихся.боль шим механическим воздействиям

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в конструкции выключателя зажигания для автомобиля

Изобретение относится к автомобильным выключателям и может быть использовано в конструкциях выключателей зажигания легковых автомобилей и иных транспортных средств
Наверх