Электрическая машина

 

Сущность изобретения: внутренняя цилиндрическая поверхность осевого выступа подшипникового щита охватывает с зазором цилиндрическую поверхность торцевой части корпуса электрической машины. Упругие элементы установлены в выемках, выполненных на одной из обращенных друг к другу цилиндрических поверхностей корпуса или подшипникового щита. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

isi)s Н 02 К 5/15

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4637075/07 (22) 13.01.89 (46) 15.12.92. Бюл. hb 46 (71) Калужский завод автомотоэлектрооборудования им. 60-летия Октября (72) B.Ã.Ëàöêèé,.È.Â.Ìàìîèòoâ и Б.П.Увижев (56) Авторское свидетельство СССР

Я 1418852, кл. Н 02 К 15/00, 1988.

Патент Великобритании

М 1588660, кл, Н 02 К 5/00, 1979.

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к сочленению подшипниковых щитов с корпусом электрической машины, преимущественно малой мощности.

Известно соединение подшипникового щита к корпусу электрической машины посредством радиальных упоров, выполненных на сочленяемых элементах. При этом образование радиальных упоров после центрирования ротора относительно статора происходит путем пластического деформирования части выступа, выполненного за одно целое с одним иэ сопрягаемых элементов (крышкой или корпусом).

Однако в известном решении использование выступа, выполненного за одно целое со статором, для центрирования ротора возможно только однажды, т.к. после,пластического деформирования выступа его поворотное использованиедля центрирования ротора невозможно. Кроме того, для осуществления центрирования ротора к крышке необходимо приложить значительное внешнее усилие. что приводит к невоз. Ж 1781774 А1 (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА (57) Сущность изобретения: внутренняя цилиндрическая поверхность осевого выступа подшипникового щита охватывает с зазором цилиндрическую поверхность торцевой части корпуса электрической машины. Упругие элементы установлены в выемках, выполненных на одной из обращенных друг к другу цилиндрических поверхностей корпуса или подшипникового щита. 1 з.п. ф-лы, 4 ил. можности применения устройства в электр ских машинах, имеющих пластмассовые карпу

Наиболее близким по технической сущ ности к предлагаемому изобретению является устройство крепления крышки электрической машины, в котором крышка расположена против упоров, выполненных на внутренней поверхности корпуса (кожуха) и закреплена пружиной, которая в на- пряженном состоянии давит на крышку и внутреннюю поверхность корпуса. При этом ) пружина может быть выполнена в виде диска, ширина которого больше ширины кольцевого зазора между корпусом и выступом крышки или в виде листовых пружин, расположенных по периметру сечения на крышке напротив выступов в крышке корпуса.

Однако в данном техническом решении центрирование крышки, содержащей подшипниковый щит, относительно внутренней поверхности корпуса осуществляется за счет согласования размеров диаметра крышки и внутреннего диаметра корпуса, т.е. без учета перераспределения зазора в сопряжении наружного диаметра крышки и

1781774

35

50 внутреннего диаметра корпуса при помощи внешних сил до сборки устройства. Упругий элемент в данном устройстве служит только для фиксации крышки в направлении оси электрической машины. Ввиду того, что жесткость упругого элемента в радиальном направлении не нормирована и достигает величин значительно превышающих усилия сборщйка; компенсация осевых усилий, дейстйфИ(йх на крышку, осуществляется за счет поперечной жесткости упругого элемента, поэтому центрирование крышки в радиальном направлении упругий элемент практически не обеспечивает.

Целью изобретения является увеличение надежности путем повышения точности центрирования подшипниковых щитов, улучшение технологичности.

Поставленная цель достигается тем, что в электрической машине, содержащей корпус и два подшипниковых щита, каждый из которых имеет осевой выступ, внутренняя цилиндрическая поверхность которого охватывает с зазором цилиндрическую поверхность торцовой части корпуса, и в зазоре расположены упругйе элементы, на одной из обращенных друг к другу цилиндрических поверхностей корпуса выполнены по меньшей мере три продольных выемки и упругие элементы установлены в укаэанных выемках, причем упругие элементы образованы на торцовой части корпуса в виде радиальных полых выступов.

На фиг.1 показано предлагаемое соединение, разрез; на фиг.2- то же, вид сверху; на фиг.3-узел l на фиг.2, где показан вариант выполнения упругого элемента; на фиг.4 — схема работы устройства.

Соединение подшипникового щита 1 с корпусом 2 электрической машины имеет базовые поверхности 3 и 4 соответственно на подшипниковом щите 1 и корпусе 2, которые сопрягаются по посадке с зазором 5.

В осевом направлении подшипниковый щит

1 закреплен относительно корпуса 2, нап ример, резьбовым соединением 6. На базовой поверхности 4 и 3 выполнено не менее трех продольных, рввномерно расположенных по периметру сечения (см.фиг.2) выемок 7.

В выемках 7 установлены упругие элементы сжатия 8, которые вступают в полость зазора 5 между базовыми поверхностями 3 и 4 и в сжатом состоянии взаимодействуют с ответной базовой поверхностью 3 или 4. Равномерное расположение по периметру сечения базовой поверхности 3 как минимум трех выемок 7 с установленными в них упругими элементами 8 позволяет воспринимать (гасить) перемещения подшипникового щита 1 в любых направлениях в полости сечения за счет работы сжимающих усилий в упругих элементах 8, что обеспечивается равенством проекций Рх и Ру центрирующих усилий Рц (см.фиг.4) на координатные оси OX u OY в силу равенства их направляющих косинусов. Установка упругих элементов 8 в выемках 7 позволяет обеспечить необходимые конструктивные размеры упругих элементов 8 для создания требуемого центрирующего усилия. Размещение выемок 7 на базовой поверхности 3 или 4, а также размещение упругих элементов 8 в выемках 7 с выступанием в зазор 5 между базовыми поверхностями 3 и 4 создает возможность взаимодействия базовых поверхностей 3 и 4 через упругие элементы

8, создающие центрирующие усилия Рц, Упругие элементы могут быть выполнены за одно целое с базовой поверхностью 3 (или 4) в виде выступающих продольных ци- . линдрических полых элементов 9 (см. фиг.3), образованных цилиндрической поверхностью 10 и глухим отверстием 11, выполненным на торце базовой поверхности 3.

Элементы 9 обладают упругими свойствами, присущими упругим элементам 8 в случае, если базовая поверхность 3(или 4) выполнена из упруго-пластичного материала, например, из пластмассы типа полиэтилен, при этом толщина стенки "b" выступающей части цилиндрического полого элемента 9 значительно меньше толщины

"b" базовых поверхностей (3 и 4), что обеспечивает деформирование элемента 9 без изменения размеров базовых поверхностей

3 и 4.

B собранном положении (см. фиг.1, 2 и

4) упругие элементы 8 или 9 взаимодействуют с ответной базовой поверхностью, при этом они изменяют свою конфигурацию и размещаются в зазоре 5 и выемках 7. В силу идентичности формы и размеров упругих элементов 8 или 9 и их жесткости в местах контакта упругих элементов 8 или 9 с противоположной базовой поверхностью возникают одинаковые центрирующие усилия Рц, что приводит к образованию равномерного зазора 5 между базовыми поверхностями 3 и 4, т,е. к центрированию подшипникового щита 1 относительно корпуса 2, Например, в электродвигателе подшипниковый щит 1 и корпус 2 выполнены из металла, тогда выбирается соединение соответствующее 1 пункту формулы изобретения (фиг.1 и 2). В этом случае базовая поверхность 3 выполнена диаметром Оз равном Оз = 50,0-0,3 мм, Од = 52,0+0,3 мм и толщина стенки b> = 6,0мм, Упругие элементы 8 (фиг.1) выполнены из резины в виде продольных пластин шириной меньшей ши1781774 рины Ь6 выемки 7, т.е. с учетом изменения размеров упругого элемента 8 после деформации, при этом толщина hg упругого элемента определяется из соотношения:

h>- hâ,+h3+Жу(мм), где hs — глубина выемки 5

7 (h - 2,0 мм), Ьз -величина зазора 5 между базовыми поверхностями 3 и 4, которая равна 0,5(D -0 ) = 1,0 мм,гну — величина деформации упругого элемента 8, определяемая по линейной характеристике в зависимости 10 от жесткости упругого элемента 8 и требуемого элемента 8 и требуемого усилия Рц (причемьЬ = 3,0 мм), тогда h - 6,0 мм.

В электродвигателе, в котором подшипниковый щит 1 или корпус 2 выполнены из 15 упруго-пластичного материала, например, из пластмассы типа полиэтилен наиболее целесообразно применение соединения по пункту 2 формулы изобретения (фиг.3). Центрирование подшипникового щита 1 отно- 20 сительно корпуса 2 происходит за счет сил упругости, развиваемых при деформировании упругих элементов 9. При этом при выбранных значениях диаметров 0 и 0 базовых поверхностей 3 и 4, внешняя ци- 25 линдрическая поверхность 10 элемента 9 получена при обработке радиусом В равным, 8=3,6мм,сотверстиемдиаметром б =4,0 мм, что обеспечивает толщину стенки Ь = 1,6 мм выступающей части продольного эле- 30 мента 9.

Применение в соединении подшипни.кового щита с корпусом электрической машины упругих элементов, установленных всжатом состоянии между базовыми поверх- 35 ностями позволяет за счет выравнивания сил упругости, которое происходит автома- . тически, равномерно распределить зазор между базовыми поверхностями. Равномерное перераспределение зазора между базовыми поверхностями позволяет исключИть его влияние на центрирование подшипникового щита, тем самым повышается точность центрирования подшипникового щита относительно корпуса электрической машины. Применение в соединении подшипникового щита с корпусом электрической машины упругих элементов, выполненных за одйо"Целое с базовой поверхностью значительно упрощает конструкцию за счет сокращения количества деталей, а также технологию сборки — за счет сокращения ойераЦий установки упругого элемента.

Формула изооретения

1. Электрическая машина, содержащая корпус и два подшипниковых шита, каждый из которых имеет осевой выступ, внутренняя цилиндрическая поверхность которого охватывает с зазором цилиндрическую поверхность торцовой части корпуса, а в зазоре расположены упругие элементы, î t л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью увеличения надежности путем повышения точности центрирования пьдшипниковых щитов, на одной из обращенных друг к другу цилиндрических поверхностей корпуса выполнены по меньшей мере три продольные выемки, а упругие элементы установлены в указанных выемках.

2. Машина по и 1, отл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью улучшения технологичности, упругие элементы образованы на торцовой части корпуса в виде продольных полых выступов.

1281774

Фиг.3

1781774

Составитель В. Лацкий

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор C. Юско

Редактор С. Кулакова

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 4279 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., 4/5

Электрическая машина Электрическая машина Электрическая машина Электрическая машина Электрическая машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано при производстве электрических машин, а частности асинхронных электродвигателей малой мощности

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к злектромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению и направлено на уменьшение габаритов двигателя и повьшение его эксплуатационной надежности

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, а именно к конструкции электрических машин, преимущественно вентильных

Изобретение относится к детали кожуха статора электрической машины

Изобретение относится к электродвигателю

Изобретение относится к опорному щитку для электрической машины, электрической машине, оборудованной таким опорным щитком, и способу монтажа электрической машины. Технический результат - предотвращение нежелательного эксцентриситета ротора и его вибрации. Опорный щиток для электрической машины содержит гнездо подшипника, предназначенное для установки в нем магнетного шарикоподшипника, выполненного с возможностью вращения ротора электрической машины, и радиально наружный контур периметра, на котором расположено по меньшей мере три опорных элемента. Опорные элементы выступают радиально наружу соответственно на заданную величину выступания (М) по отношению к контуру периметра так, что они определяют дискретный наружный контур периметра опорного щитка. Соответствующие величины выступания (М) опорных элементов имеют такие размеры, что опорный щиток подгоняется при достижении совпадения центра магнетного шарикоподшипника к геометрической продольной оси электрической машины и/или магнитной продольной оси электрической машины. 4 н. и 12 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится области электротехники, в частности к электрической машине. Технический результат – улучшение охлаждения. Электрическая машина включает в себя первый щиток (2) подшипника, первую секцию (3) и ротор (4). Ротор (4) установлен с возможностью вращения в первой секции (3) и в первом щитке (2) подшипника и проходит в осевом направлении (70) вдоль оси (105) вращения. Первый щиток (2) подшипника имеет внутреннее несущее устройство (21), гнездо (22) подшипника, которое в радиальных направлениях (71, 72) ограничено внутренним несущим устройством (21), установочный фланец (28), который включает в себя камеру (29), и внешнее несущее устройство (23, 24), которое в радиальных направлениях (71, 72) прилегает к внутреннему несущему устройству (21) и имеет проходные отверстия (25, 26) в камеру (29) для охлаждения первой секции (3). Камера (29) имеет радиальное отверстие (27) и осевое отверстие (30). 3 н. и 18 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к способу монтажа ротора. Технический результат – снижение шумов и вибраций. Монтируется электрическая машина, у которой ротор при позднейшей эксплуатации установлен в статоре с помощью подшипника качения. Сам подшипник качения закреплен в подшипниковом щите. Первоначально ротор опирается в магнитном выравнивающем устройстве, и подшипниковый щит при этом не закреплен относительно статора и обладает возможностью, в частности, радиального смещения. Для выравнивания ротор приводится во вращение с помощью статора. При этом обнаруживаются вибрации (например, в виде сил или отклонений, зависящих от времени) ротора, которые являются результатом придания асимметричных форм или силовых воздействий. Затем магнитное выравнивающее устройство регулируется так, чтобы эти вибрации снижались. В этом состоянии, когда вибрации снижены или устранены, подшипниковый щит опосредованно или непосредственно крепится на статоре. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх