Инерционный накопитель энергии

 

Сущность изобретения: ротор-маховик в виде массивного диска с пазами установлен между двумя торцовыми магнитопроводами статора. Число пазов ротора равно числу пазов статора. Боковые стороны пазов ротора ориентированы в радиальном направлении и радиусы их внешней и внутренней сторон соответствует радиусам внешней и внутренней сторон магнитопроводов статора. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ сОциАлистических

РЕСПУБЛИК (я)5 Н 02 К 7/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР <@@He@

++ 7ЕХфцуц

sag »»„„

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4729234/07 (22) 07.08.89 (46) 15.12.92. Бюл. М 46 (71) Пермский политехнический институт (72) Б.M.Ñòoëáîa, В.А.Бажанова и И.M.Кир ко (56) Патент CLUA

М 4207487, Н 02 К 1/22, 1980.

Авторское свидетельство СССР

М 1534638, Н 02 К 1/12, 1986. (54) ИНЕРЦИОННЫЙ НАКОПИТЕЛЬ ЭНЕРГИИ

Изобретение относится к области электроэнергетики и предназначены для питания автономных потребителей за счет накапливаемой кинетической энергии, таких, например, как электропривод транспортных устройств при отсутствии контактной сети, обеспечения бесперебойного электроснабжения потребителей при кратковременном исчезновении напряжения питающей сети, питания потребителей специального назначения, Наиболее близким по назначению, использованию к таким признакам, как совмещение функций двигателя и генератора в одной машине, использование ротора в ка- честве маховика, наличие вертикальной оси вращения, торцовая форма статоров, является устройство для накопления энергии, описанное в авт.св, СССР М 1358725 и принимаемое за прототип.

В этом устройстве для накопления кинетической энергии используется инерционная масса дискового ротора-маховика с ободом, вращающегося вокруг вертикальной оси, с расположенной на его торцовых

„„5U„„1781777 А1 (57) Сущность изобретения: ротор-маховик в виде массивного диска с пазами установлен между двумя торцовыми магнитопроводами статора. Число пазов ротора равно числу пазов статора. Боковые стороны пазов ротора ориентированы в радиальном направлении и радиусы их внешней и внутренней сторон соответствует радиусам внешней и внутренней сторон магнитопроводов статора. 2 ил. поверхностях активной частью в виде плоских колец из проводящего немагнитного материала. Вес ротора-маховика компенсируется системой подвески иэ электромагнита постоянного тока со сферической торцевой поверхностью, соосного с осью вращения, и шаровой опоры, центр которой расположен выше центра тяжести роторамаховика. Поверхность ротора-маховика, притягивающаяся к электромагниту, также сделана сферической. Центр кривизны сферической поверхности электромагнита совпадает с центром шаровой опоры.

Данное устройство работает по принципу асинхронного двигатель-генератора, накапливая кинетическую энергию в роторе-маховике во время его разгона и отдавая ее в виде электрической автономному потребителю при отключении от источника питания. Имеется система, обеспечивающая самовозбуждение двигатель-генератора (вентильная или емкостная).

Недостатками такого устройства являются значительные потери в роторе-маховике при разгоне из-за повышенного его

1781777 скольжения и в обмотках статоров вследствие значительной реактивностью составляющей тока, идущего на создание вращающегося магнитного поля. Кроме того, требуется большая реактивная мощность для обеспечения самовозбуждения двигатель+генератора в режиме рекуперации при работе на автономную нагрузку.

Она составляет 75 — 100 от активной мощности, отдаваемой потребителю. Сравнительно сложно также стабилизировать. выходное напряжение при снижении скорости вращения ротора-маховика и изменение нагрузки, особенно при емкостном самовозбуждении.

Целью изобретения является улучшение энергетических показателей устройства.

Поставленная цель достигается тем, что ротор-маховик накопителя выполняется с глубокими пазами в активной зоне его плоских торцовых поверхностей. Число пазов, имеющих в плане форму трапеций, равно числу полюсов вращающегося магнитного поля статоров, радиусы кривизны внешней и внутренней сторон пазов соответствуют радиусам внешней и внутренней сторон магнитопроводов статоров соответственно, а боковые стороны ориентированы в радиальном направлении, Все это создает условия для возникновения реактивного момента, позволяющего осуществить частотный разгон ротора-маховика при отсутствии возбуждения без скольжения, следовательно, при отсутствии основных потерь в его массиве и потерь на возбуждение, Одновременно обеспечивается наведение в обмотках статоров периодических

ЭДС и вращение ротора-маховика в режиме рекуперации запасенной энергии при возбуждении постоянным током также без скольжения по отношению к вращающему полю статоров, создаваемому током нагрузки, т.е. также при отсутствии в роторе-маховике основных потерь. Мощность же, затрачиваемая на возбуждение в режиме рекуперации, по крайней мере на порядок меньше по сравнению с прототипом.

Сущность изобретения поясняется чертежом (фиг.1), где изображена принципиальная конструктивная схема накопителя.

Он имеет два торцовых статора 1 и 1 с

1 навитыми магнитопроводами, В зазоре между ними на вертикальном валу вращается массивный ферромагнитный ротор-маховик 2, Его инерционная масса используется для накопления энергии при разгоне.

На торцовых поверхностях статоров 1 и

1, обращенных к ротору-маховику, в радиально профреэерованных пазах уложень две трехфазные обмотки 3 и 3, создающие вращающееся магнитное поле. Они включаются параллельно и согласно. На торцовых поверхностях ротора-маховика также проф5 резерованы пазы 4, число которых равно числу полюсов вращающегося поля статоров. Они имеют в плане форму трапеций с криволинейными основаниями, радиусы кривизны которых соответствуют радиусам

10 внешней и внутренней окружностей магнитопроводов статоров, а боковые стороны ориентированы в радиальном направлении и при их продолжении они пересекаются на оси вращения ротора-маховика. Для увели15 чения массы последнего и снижения аэродинамических потерь пазы залиты проводящим немагнитным материалом (латунью, бронзой или алюминием). Глубина пазов и форма их в сечении выбраны из

20 условия получения кривой выходного напряжения, возможно меньше отличающейся от синусоиды, Вес ротора-маховика частично компенсируется электромагнитом постоянного тока 5, расположенным соосно

25 с осью вращения.

По периферии магнитной системы статоров расположена кольцевая обмотка возбуждения 6, закрепленная на внутренней цилиндрической поверхности корпуса 7 на30 капителя. Магнитный поток возбуждения замыкается по пути, показанному на фиг.1 пунктиром, С целью исключения замыкания потока по корпусу накопителя через подшипники, они размещены во втулках из не35 магнитного материала, а вал ротора-маховика сделан из латуни. Влияние потока разгрузочного электромагнита на поток возбуждения исключается за счет эк ранирования электромагнита. Он также раз40 мещен во втулке из немагнитного материала. Все устройство помещено в вакуумированный корпус 7, за исключением подшипников 8 и 9. Герметичность в местах выхода вала осуществляется уплотнением

45 10 с магнитной жидкостью, Накопитель работает следующим образом.

Перед началом разгона ротора-маховика он предварительно взвешивается в про50 странстве включением разгрузочного электромагнита 5. При подаче напряжения на обмотки статоров с частотой, близкой в

О, ротор-маховик начинает вращаться под действием реактивного момента, обуслов55 ленного наличием в активной зоне роторамаховика пазов и зубцов. Постепенным увеличением частоты питающего напряжения осуществляется его частотный разгон до скорости, соответствующей номинальной частоте этого напряжения. Объем запа1781777 саемой в роторе-маховике кинетической энергии определяется установившейся скоростью и его моментом инерции.

По окончании разгона ротора-маховика накопитель отключается от источника питания и работает вхолостую в ждущем ре>киме.

Для отдачи запасенной энергии автономному потребителю последний подключен к обмоткам статоров, а в обмотку возбуждения йодается постоянный ток. Изза чередования пазов и зубцов ротора-маховика при его вращении проводимость пути неподвижного в пространстве потока возбуждения в активной зоне меняется. . Вследствие этого возникают его пространственные и временные пульсации в зазорах машины в зоне пазов (активной зоне), как показано на фиг,2, Переменной составляющей этого потока в обмотках статоров наводятся периодические ЗДС, изменяющиеся во временной с частотой, соответствующей меняющейся частоте вращения ротора-маховика. Накопитель работает при этом в режиме синхронного индукторного генератора с уменьшающейся скоростью ротора-маховика, преобразуя запасенную в последнем кинетическую энергию в электрическую, которая и отдается потребителю.

Энергия, затрачиваемая на возбуждение, отбирается через выпрямитель с выходных зажимов накопителя, т,е. обеспечивается его самовозбуждение. Возможно возбуждение и от постороннего источника, например, аккумуляторной батареи.

Величина, выходного напряжения накопителя стабилизируется автоматической системой форсировки тока возбуждения.

При снижении скорости ротора-маховика на 85% отбирается почти вся запасенная в нем кинематическая энергия при хорошем качестве получаемой электрической энергии. После этого двигатель-генератор накопителя снова подключается к первичному источнику питания беэ подачи постоянного тока в обмотку возбуждения, ротор-маховик разгоняется до первоначальной скорости, и все устройство вновь пере-. водится в ждущий режим.

5 Преимущества предлагаемого накопителя по сравнению с прототипом.

1. Отсутствие основных потерь в роторе-маховике как в двигательном и генераторном режимах, так и в режиме работы с

10 установившейся скоростью (ждущем режи.ме), в то время как в роторе-маховике прототипа они составляют прймерно 50% электрических и магнитных потерь двигатель-генератора.

15 2. Мощность, затрачиваемая на возбуждание в режиме отдачи энергии потребителю, rio крайней мере на порядок меньше, чем в прототипе.

3, Проще достигается стабилизация вы20 ходного напряжения за счет регулирования по цепи возбуждения.

4. Возможность работы в режиме рекуперации с опережающим коэффициентом мощности при перевозбуждении.

25 5. Возможность асинхронного разгона, но при наличии потерь скольжения.

Работоспособность накопителя проверена на 3 действующих моделях энергоемкостью по 25 КДж каждая.

Формула изобретения

Инерционный накопитель энергии, содержащий два торцовых магнитопровода статора, ротор-маховик в виде массивного

35 диска с пазами, установленный между статорами, электромагнит постоянного тока для компенсации веса маховика и систему возбуждения постоянного тока, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью улучшения энер40 гетических характеристик, число пазов ротора-маховика равным числу полюсов статора, радиусы внешней и внутренней сторон пазов соответствует радиусам внешней и внутренней сторон магнитопроводов

45 статоров соответственно, а боковые стороны ориентированы в радиальном направлениии.

1781777

1781777

Ф

8ор пес

Составитель 5, Столбов

Редактор С. Кулакова Техред М.Моргентал Корректор С. Юско

Заказ 4279 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Инерционный накопитель энергии Инерционный накопитель энергии Инерционный накопитель энергии Инерционный накопитель энергии Инерционный накопитель энергии 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к плектром а и: ипостроению , а именно к электромеханическим аккумуляторам энергии

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к электромашиностроению , а именно к электромеханическим аккумуляторам энергии, и может применяться в качестве, источника энергии

Изобретение относится к промышленному транспорту, в частности к подъемнотранспортным машинам, машинам цехового напольного транспорта, а также к машинам и оборудованию автоматизированных транспортно-складских систем и высотных складов

Изобретение относится к электромаховичным аккумуляторам электрической энергии
Изобретение относится к машиностроению и к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроительной промышленности, а именно к изготовлению маховиковых движительных генераторов

Изобретение относится к машиностроению и электромашиностроению и может быть использовано в средствах передвижения и в устройствах, где применяются двигатели

Изобретение относится к области электротехники и машиностроения и может быть использовано при аккумулировании и преобразовании энергии

Изобретение относится к области электротехники, в частности к подсистемам регулирования холостого хода

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано в качестве буферного накопителя энергии, например, для транспортных электрифицированных систем, источников аварийного питания, источников бесперебойного питания для ветровых и солнечных электростанций

Изобретение относится к источникам энергии для электромобилей, электробусов и т.д

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и предназначено для привода электрогенератора

Изобретение относится к механике и может быть использовано в энергетике и применено с двигателями и механизмами различных мощностей
Наверх