Железнодорожное колесо

 

Использование: железнодорожный транспорт. Сущность: между наружной торцевой поверхностью диска колеса и гайками 6 установлено упорное кольцо 8 с центром на оси колеса и с кольцевым пазом на внутренней торцевой части. Каждая из разрезных втулок 7 имеет выступ 10, выходящий за торец втулки 7 и входящий в кольцевой паз упорного кольца 8. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (st;s В 61 Н 5/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕ НТ СССР) 66Р3- 1<с .(ГДя<;у <1

Б><БД

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4860921/11 (22) 12,06.90 (46) 23.12.92. Бюл. М 47 (7Ö Рижский вагоностроительный завод (72) З.Я.Отто, B.À.Màöåé÷èê и Э.Г.Золоедо-. ва (56) Заявка ФРГ

М 1605268, кл. В 61 Н 5/00, 1976 г. (54) ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЕСО, >SU< 1782830 А1 (57) Использование: железнодорожный транспорт. Сущность: между наружной торцевой поверхностью диска колеса и гайками

6 установлено упорное кольцо 8 с центром на оси колеса и с кольцевым пазом на внутренней торцевой части. Каждая из разрезных втулок 7 имеет выступ 10, выходящий за торец втулки 7 и входящий в кольцевой паз упорного кольца 8. 4 ил, 1782830

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть применено в конструкциях колес, скрепленных с тормозными дисками.

Известно железнодорожное колесо с 5 тормозными дисками, в котором тормозные диски закреплены на колесе при помощи болтовых соединений, стержни которых вставлены в соосные отверстия колеса и дисков. Стержни болтов установлены в от- 10 верстиях без зазоров. Конструкция предотвращает взаимное вращение колеса и диска.

Недостатком конструкции является ее . противодействие тепловому расширению элементов, вследствие чего возникают напряжения, снижающие срок службы дисков и их преждевременный выход из строя.

Для обеспечения теплового расширения элементов в конструкции применено 2 железнодорожное колесо с дисковым тормозом, в котором тормозные диски также закреплены на колесе при помощи болтовых соединений. стержни которых вставлены в соосные отверстия колеса и дисков, 2

Стержни болтов установлены в отверстиях колеса с зазорам, обеспечивающим тепловое расширение элементов колеса.

Основным недостатком этой конструкции является отсутствие сопротивления пе- 3 ремещению в зоне свободного отверстия, в результате чего диск сравнительно свобод- но перемещается относительно колеса, однако полностью в исходное положение не возвращается, благодаря чему колесо теря- 3 ет балансировку, начинает неравномерно изнашиваться и изнашивать рельсовый путь, Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является же- 4 лезнодорожное колесо с тормозными дисками, в котором тормозные диски закреплены на диске колеса при помощи реэьбовых соединений (шпилечных), стержни (шпильки) которых размещены внутри раз- 4 резных втулок, расположенных в соосных отверстиях диска колеса и дисков, и которое принято в качестве прототипа (3). На шпильку с обеих сторон навернуты круглые гайки со сквозными отверстиями, параллельными оси. в которые забиваются цилиндрические штифты, фиксирующие положения гаек.

Наличие разрезной втулки создает недостающее сопротивление при тепловом перемещении и в то же самое время дает возможность самого перемещения. Однако, эта конструкция также имеет недостатки ввиду возможной неравномерной нагрузки тормозного диска по окружности от теплового расширения. Поскольку жесткость, создаваемая втулкой в радиальном направлении зависит от ориентирования ее разреза, а поло>кение втулок произвольно, то жесткость каждой втулки определена ориентацией ее разреза. Наиболее благоприятное положение втулки, создающее наименьшее сопротивление радиальной силе, это такое, при котором плоскость разреза перпендикулярна радиусу колеса, проходящему через ось втулки, Если даже при первоначальной сборк6установить все втулки указанным об разом, через некоторое время от вибраций втулки займут произвольное положение и возникнут напряжения от неравномерных

5 сил теплового расширения, что снижает долговечность конструкции.

Цель изобретения — повышение долговечности дисков железнодорожного колеса и конструкции в целом путем фиксации уг0 лового положения каждой разрезной втулки, обеспечивающего наименьшую жесткость ее относительно радиально направленных сил от теплового расширения и их равномерность.

5 Указанная цель в железнодорожном колесе, содержащем тормозные диски. расположенные по обе стороны диска колеса и связанные с ним с помощью стяжных резьбовых элементов, пропущенных через раз0 резные втулки, установленные в отверстиях, размещенных равномерно по окружности с центром на оси колеса, достигается тем, что оно снабжено упорным кольцом с кольцевым пазом на внутренней торцевой части, в

5 котором фиксируются разрезные втулки с помощью выступа, выходящего за торец втулки, предотвращая этим проворачивание втулки вокруг оси, Жесткость каждой разрезной втулки, 0 через которую пропущены стяжные элементы, а эйачит. и величина допускаемого ею взаимного перемещения колеса и тормозного диска зависят от ориентации разреза, который перпендикулярен радиальному на5 правлению от центра колеса и сориентирован в одну из сторон по окружности, что обеспечивает минимальную жесткость в направлении вектора взаимных тепловых перемещений (т.е, в радиальном направлении)

50 в каждом узле крепления колеса и дисков.

На фиг. 1 изображено железнодорожное колесо, разрез; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 — разрезная втулка, аксонометри55 ческая проекция.

Железнодорожное колесо содержит ступицу 1, обод 2 и диск колеса 3, который соединен с тормозными дисками 4 при помощи болтов 5 с гайками 6. Стержни болтов

5 размещены внутри разрезных втулок 7, 1782830 вставленных в соосные отверстия диска колеса 3 и тормозных дисков 4 (см. фиг. 1).

Между наружной торцевой поверхностью диска колеса 3 и гайками 6 установлено упорное кольцо 8 с центром на оси колеса и с кольцевым пазом 9 на внутренней торцевой части (см. фиг. 2). Каждая иэ разрезных втулок 7 имеет выступ 10 (см. фиг. 3), выходящий за торец втулки и входящий в кольцевой паз 9 упорного кольца 8.

При торможении, вследствие образующегося из-за трения тепла, происходит тепловое перемещение как тормозных дисков

4, так и диска колеса 3, и, поскольку температура колеса при торможении ниже температуры тормозных дисков 4, а также, поскольку материал дисков (как правило, чугун) и материал колеса (сталь) имеют различные коэффициенты теплового расширения, величины радиальных перемещений этих деталей различны, и для компенсации этих перемещений в местах резьбового соединения колеса и тормозных дисков 4 установлены разрезные втулки 7. Последние, упруго деформируясь, т.е. сближая или удаляя кромки разреза и, тем самым, изменяя свой наружный диаметр, дают возможность взаимному перемещению колеса и тормозных дисков 4.

Формула изобретения

Железнодорожное колесо, содержащее

5 ступицу, соединенную с ободом посредством диска, в котором и в расположенных по обе стороны от него тормозных дисках выполнены соосные отверстйя, расположенные равньмерйо по окружности с центром

10 на оси диска колеса, связанного с указанными тормозными дисками посредством пропущенных через упомянутые отверстия раэрезных втулок и пропущейных через последние стяжных"резьбовых элементов, 15 о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения долговеЧНбсти, оно сйабжено сопряженным c âíeojíéì торцом одного из указанных тормозных дисков упорным кольцом с кольцевым пазом на внутренней тор20 цевой части и с соосными упомянутым втулкам отверстиямй, Через которые пропущены укаэайные стяжные элементы, раз- . резные втулки выполнены с выступами на одних торцевых частях, располбженными в

25 указанном пазе, причем разрезы упомянутых втулок ориентйровЪны йб укаэанной окружности в одну из сторон.

1782830

Составитель Ю. Калинина

Техред М.Моргентал Корректор Н. Бучок

Редактор С. Кулакова

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 4482 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Железнодорожное колесо Железнодорожное колесо Железнодорожное колесо Железнодорожное колесо 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дисковым тормозам железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к тормозным устройствам железнодорожных вагонов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к тормозным дискам железнодорожных вагонов

Изобретение относится к железнодорожному подвижному составу

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано в конструкциях тормозов подвижного состава, в частности железнодорожного

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и позволяет упростить конструкцию тормоза и повысить надежность и безопасность движения подвижного состава

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и касается конструкции тормозных накладок дисковых тормозов

Изобретение относится к тормозным устройствам железнодорожных транспортных средств и касается дисковых тормозов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к тормозным башмакам скоростного подвижного состава

Изобретение относится к тормозным устройствам железнодорожных транспортных средств

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к дисковым тормозным механизмам, применяемым на подвижном железнодорожном составе

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозному оборудованию железнодорожных транспортных средств, в частности к дисковым тормозам

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным устройствам рельсового подвижного состава
Наверх