Ходовая часть транспортного средства

 

Использование: изобретение относится к движителям вездеходных транспортных средств. Сущность изобретения: гусеничная эластичная лента, охватывающая пневматические колеса, установленные на остове посредством рамы-балансира, ослабляется или натягивается в процессе движения в зависимости от того, какую опорную реакцию воспринимает катковая опора и какой характер неровностей опорной поверхности Основным элементом кинематической связи является продольная тяга регулируемой длины и жесткости и кулисные механизмы на ее концах, состоящее из поворотных направляющих, прикрепленных к кронштейнам , несущим ролик и катковую опопу, ползуны с регулировочными винтами и ниры, посредством которых тяга соедм юна с ползунами. 9 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ.

РЕСПУБЛИК (я)в В 62 Р 55/04

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4905298/1 1 (22) 29.01.91 (46) 30,12.92. Бюл. N. 48 (71) Белорусский политехнический институт (72) П.В.Зеленый, В,П.Бойков, Ч.И.Жданович и В,Д.Пищало (56) 1, Патент Великобритании

М 1598975, кл. В 62 D 55/04, 1977, 2. Авторское свидетельство СССР

; N.1717464, .кл. .В 62 D 55/04, 11,03.90. (54) ХОДОВАЧ ЧАСТЬ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Использование: изобретение относится

: к движителям вездеходных транспортных средств, Сущность изобретения; гусеничная

Изобретение относится к движителям" вездеходных гранепортных средств, Известен тандем-колесный гусеничный движитель, состоящий из двух пневматиче.ских колес, охватывающей их эластичной ленты, выполняющей функции гусеницы, и устройства для наТяжения последней (1);- -:Недостатком этого движителя является . неспособность саморегулирования натяжения гусеничного обвода в зависимости от условий движения и нагрузочного режима. .Известен другой тандем-колесный гусеничный движитель аналогичной конструк. ции, но содержащий дополнительную катковую опору, расположенную в нижней части межколесного пространства и огибаемый гусеничный лентой снизу (2), Это устройство в значительной степени лишено йедосчатков первого. но при даль-. нейшем его развитии нео(ходимо расши„„5U„„1784519 А1

2 эластичная лента; охватывающая пневматические колеса, устайовленные на остове посредством рамы-балансира, ослабляется или натягивается в процессе движения в зависимости от того, какую опорную реакцию воспринимает катковая опора и какой характер неровностей опорной поверхности, Основным элементом кинематической связи является продольная тяга регулируемой длины и жесткости и кулиснь1е механиз" мы на ее концах, состоящие из поворотных направляющих, прикрепленных к кронштейнам, несущим ролик и катковую опору, ползуны с регулировочными винтами и шарниры, посредством которых тяга соеди. ена с ползунами, 9 ил. рить функциональные возможности, учитывая, что вездеходные транспортные д средства имеют широкий спектр условий движения, Таким образом, целью настоящего изобретения является повышение универ- @ сальности движителя ходовой части транс- (Л портного средства с точки зрения обеспечения надежности и проходимости в Ч, ) различных дорожных и внедорожных условиях.

Указанная цель достигается тем, что в ходовой части транспортного средства 00держащей два колеса, установленные на концах продольного балансира, каткзвую опору и натяжной ролик, каждый из которых закреплен на конце кронштейна и размещен в межколесном пространстве и кинематически связан друг с другом, гусени ную ленту, охватывающую колеса и катковую

1784519

1 опору и контактирующую своей наружной поверхностью с натяжным роликом с посто. янным поджатием, новым является то, что кинематическая связь катковой опоры с натяжным роликом включает в себя два кулисных механизма с ползунами, установ- ленными в направляющих, и продольную тягу регулируемой длины и жесткости, шарнирно связанную с ползунами кулисных механизмов, приче1м направляющие последах шарнирно установлены на концах Ъалансира с возможностью поворота в продольно-.вертикальной плоскости, и к од ной из них, установленной на оси заднего колеса, прикреплен кронштейн натяжного ролика, а ко второй, установленной на оси переднего колеса, прикреплен кронштейн катковой опоры, при этом ползуны выполнены с винтами для их перемещения и фиксации в направляющих, причем по меньшей мере одна из которых расположена по обе стороны относительно шарнира поворотно- . го крепления на конце балансира .

На фиг,1 приведена кинематическая схема ходовой части при виде сбоку; на фиг,2 — в горизонтальном разрезе, обозначенном на фиг,1; на фиг.3 — в вертикальном разрезе, также обозначенном на фиг,1; на фиг,4 — шарнирная связь тяги с ползунами кулисных механизмов: на фиг.5 — схема кулисного механизма с регулируемым положением пол зуна; на фиг,6 — тяга регулируемой длины с подпружиненными друг относительно друга частями; на фиг.7- второй вариант ходовой частйпри виде сбоку; на фиг.8 — при виде сверху; на фиг.9 — в разрезе вертикальной плоскостью, обозначенном на фиг.7.

Ходовая часть с саморегулируемым натяжением обвода состоит из двух пневматических колес 1 и 2, установлейнах на остове

3 трансйортного средства посредством рамы-балансира 4, охватывающей из эластичной ленты 5, дополнительной катковой опоры 6 и натяжного ролика 7. Катковая. опора расположена в нижней части межколесного пространства, контактируя с внутренней поверхностью ленты 5. Натяжной ролик, согласно фиг.1. расположен в верхней части межколесного .пространства и огибается эластичной лентой снизу. Эластичная лента выполняет функцию гусеницы; для че го со держит на- вйешней поверхности (поз.8 по стрелке) протектор с . рисунком по типу тракторных или автомобильнйх внедорожных шин. Упоры 9, выполненные по краям с внутренней стороны ленты, удерживают ее от самойроизвольногб сваливаййя с коМес в натянутом"состоянйи, Выполнeна лента из зластомера (резины) армированного в продольном направлении гибким нерастяжимым кордом (кевларом). Колеса 1 и 2 посажены на горизонтальные оси 10 и 11, несомые рамой-ба5 лансиром 4, и могут иметь привод принудительного вращения, в случае выполнения движителя ведущим (механический, гидравлический или электрический, что на схемах не представлено). Рама-.балансир

10 связана с остовом 3 средней своей частью посредством горизонтального цилиндрического шарнира 12.

Натяжной ролик 7 установлен на рамебалансире посредством поворотного в продальной плоскости кронштейна 13, при этом шарнир 14 поворота кронштейна соосен оси

10 заднего колеса 1 движителя. Аналогичное поворотное крепление на раме-балансире имеет и дополнительная.катковая

20 опора 6, осуществленное кронштейном 15, цилиндрический шарнир 16 поворота кото-. рого соосен оси 11 переднего колеса 2 движителя

Натяжной ролик 7 выполняет свои функции благодаря постоянному поджатию к. внешней поверхности ленты пружиной растяжения 17, одним концом прикрепленной к раме-балансиру, а вторым — к рычагу 13. несущему ролик, причем винт 18 и гайка 19, 30 посредством которых пружина крепится к кронштейну, позволяют регулировать уси-. лия предварительного ее растяжения, а следовательно, и степень исходного натяжения ленты

Дополнительная катковая опора 6 постоянно поджимается к опорному основанию пружиной сжатия 20, причем исходное усилие этого под>катия задается винтом 21 .

35 посредством которого пру>кина упирается в ты 5 в процессе движения в зависимости от

- опорных реакций ролик и катковая опора кинематически связаны, Основными эле- .

50 ментами этой связи является продольная тяга 22 регулируемой длины и кулисные механизмы на ее концах, посредством которых регулируется передаточное отношение кинематической связи и по знаку, и по величи55 не. В состав кулисных механизмов входят направляющие 23 и 24; занимающие вертикальное положение и прикрепленные к кронштейнам 13 и 15, несущие оси 25 и 26. ролика и катковой опоры, ползуны 27 и 28 и установленные на них шарниры 29 и 30 д> я

40 кронштейн 15, Опора второго конца этой пружины осуществлена на раму-балансир;

Приведенное на схемах расположение шарниров поворота кронштейнов, несущих ролик и катковую опору, благоприятно с точки--.

45 зрения работоспособности устройства. Для .. регулирования натяженйя гусеничной лей1784519 подсоединения тяги 12. Меняя расстояния ций грунта на тех участках, где она не имеет между шарнирами 29 и30тяги и шарнирами описания на колеса 1 и 2 и катковую опору

14 и 15 поворота кронштейнов осуществля- 6, Эти опорные давления движителя ходоют указанное регулирование передаточного вой части на груйт будут снижены, и движиотношения кинематической связи. Менять 5 тель окажется более проходимым. Степень расстояния и удерживать шарниры 29 и 30 дополнительного натяжения гусеничной в нужных положениях позволяют винты 31 ленты может варьироваться в широком диаи 32 (фиг.1 и 5). Гайки для винтов выполнены пазоне изменением передаточного числа на верхних концах направляющих, причем кинематической связи. между поворотными связь нижних концов винтов с ползунами 10 кронштейнами 13 и 15, несущими ролик и выполнена шарнирной (фиг,5). Возможное катковую опору. Для чего винтами 31 и 32 выполнение тяги 12 регулируемой по длине устанавливают разное удаление шарниров представлено на рис.6 схематически. Тяга 29 и 30 от шарниров 14 и 16. состоит из двух частей 33 и 34. На первую При движении по твердым опорным осиз них навинчена труба 35, расположенная 15 нованиям, засоренными единичными нево внешней трубе 36, соединенной посред- сминаемыми неровностями (камнями, : ством втулки 37 со второй частью 34 тяги. столами деревьев, пнями, обломками желеСоединение втулки с внешней трубой 36 и зобетона и т.д.) эластичная лента может полчастью 34тяги — резьбовое, причем с одним учать перенапряжения в моменты и тем же шагом и направлением витков. Со 20 зависания движителя на неровности. В тавторого конца в трубу 36 ввинчена втулка ких условиях эксплуатации целесообразно

38, свободно охватывающая трубу 35, на- ослаблять усилие поджатия натяжного ровинченную как указывалось, на часть 33 тя- лика 7, к ленте, причем эпизодически, когда ги. В упор 39, выполненный на внешней неровность находится под-участком ленты, поверхности трубы 35, с двух сторон упира- 25 не опирающемся на колеса. Ослабление ются пружины 40и41. поджимаемыеупомя- усилия поджатия ролика к ленте снйзит пенутыми втулками 37 и 38, позволяющими ренапряжение корда ленты в момент пререгулировать усилие их предварительного одоления ходовой частью неровности, что сжатия, Регулирование же длины тяги про- повысит "ее долговечность. Работу ходовой изводится за счет вращения внутренней 30 части в режиме эпизодического ослабления трубы 35, усилия поджатия натяжного ролика обесп".Работает устройство следующим обра- чит перемещение одного из шарниров (29 зом. При расположении тяги 12 таким о6ра- или 30) продольной тяги 12 ниже шарнира зом, что шарниры 29 и 30 на ее концах (14или16соответственно)поворотанаправокажутся на геометрических осях поворота 35 ляющей 23 или 24. Этим знак передаточного кронштейнов 13и15, кинематическая связь отношения окажется изменен на противобудет иметь нулевое передаточное отноше- положный, . ние, т.е, перемещения дополнительной кат- Возможность регулирования длины ковай опоры на неровностях микрорельефа - продольной тяги, что обеспечивается враопорной поверхности не будут влиять на 40 щением внутренней трубы 35, и продольной перемещения по высоте натяжного ролика, жесткости этой тяги путем сжатия или осЭто состояние может. оказаться необходи- . лабления пружин 40 и 41 втулками 38 и 37, мым при перемещении транспортного сред- а также возможность регулировайия усилия ства по твердым ровным поверхггостям исходного поджатия натяжного ролика 7 к (дорогам). В случае же предстоящего выез- 45 гусеничной ленте и усилия поджатия дода на сминаемую опорную поверхность по- полнительной катковой опоры 6 к грунту . ложение тяги 12 изменяют таким образом, позволяетнастраиватьдвижйтельйаразночтобы оба ее шарнира 29 и 30 оказались образные условия движения для достиже. смещенными относительно цилиндриче- ния его максимальной проходимости, ских шарниров 14 и 16 в одну сторону (на- 50 долговечности, плавности хода, работоспопример вверх, согласно фиг.1). Смещение собности. производится перемещением полэунов 27 и . На фиг.7 —.9 представлен второй вариант

28 винтами 31 и,32. В таком положении тяги . реализации саморегулирования натяжения 12 катковая опора 6, перемещаясь вверх . ленты, когда натяжной ролик сгибается.гуподдействием реакций грунта, непременно 55 сеничной лентой сверху. Движитель такой обусловит дополнительно поджатие на- ходовой части имеет аналогичную кинема, тяжного ролика 7 к ленте и, следователь- тическуюсхему,чтои рассмотренный, здесь но, возрастание степени ее натяжения будут описаны лишь его отличия, Основное

Дополнительно натягиваясь, лента будет из них в том, что натяжной ролик и дополнименьше прогибаться под действием реак- тельная катковая опора связаны вертикаль1784519 ной телескопической штангой, нижняя охватывающая часть 42 которой, несущая катковую опору, установлена в раме-балансире с возможностью вертикального перемещения и зафиксирована от вращения, а верхняя 43, несущая натяжной ролик, охватывается первой и зафиксирована от . проворачивания в ней, имея лишь возможность относительного вертикального перемещения. Обе части штанги подпружинены во внешнем направлении, причем с возможностью регулирования усилия предварительного сжатия пружины. 44 гайкой 45, Этой пружиной обеспечивается некоторое необходимое исходное натяжение гусеничной ленты. Кроме того, а отличие от рассмот ренной кинематической схемы движителя, в данной схеме поворотные направляющие кулисных механизмом связаны с осями натяжного ролика и катковой опоры посредством продольных прорезей в проушинах 46 и

47, выполненных на концах кронштейнов, несомых этими направляющими.

Работа движителя по второй схеме за- ключается в следующем. Если тягу расположить так, как изображено на схемах (фиг,7-9), опорные реакции. воспринимаемые катковой опорой будут дополнительно поджимать натяжной ролик к внутренней стороне гусейичной ленты, которая, получив дополнительное натяжение, станет меньше прогибаться под действием реакций сминаемого грунта на тех участках, которые ни на что не опираются (ни на колеса, ни на катковую опору). Это, как и в первом случае, снизит пиковые значения эпюры давлений движителя.

Для предохранения черезмерного натяжения гусеничной ленты в моменты преодоления движителем несминаемых . препятствий оба шарнира продольной тяги должны находится по одну сторону от шарниров поворота направляющих кулисных механизмов. В таком их положении опорные реакции, воспринимаемые катковой опорой, будут. противодействовать пружине

44, и усилие поджатия натяжного ролика к

5 внутренней стороне гусеничной ленты ослабнет, предохранив ее корд от перенапряжения при зависании движителя на неровности.

10 Формула изобретения

Ходовая часть транспортного средства, содержащая два колеса, установленных на концах продольного балансира, катковую опору и натяжной ролик, каждый из которых

15 закреплен на конце кронштейна и размещен в межколесном пространстве и кинематически связан друг с другом, гусеничную ленту, охватывающую колеса и катковую опору и контактирующую своей, наружной

20 поверхностью с натяжным роликом с постоянным поджатием, отличающаяся тем, что, с целью повышения проходимости путем снижения давления на грунт, кинематическая связь катковой опоры с натяжным

25 роликом включает в себя два кулисных механизма с ползунами, установленными в направляющих, .и продольную тягу регулируемой длины и жесткости, шарнирно связанную с ползунами кулисных механизмов, 30 .причем направляющие последних шарнирно установлены на концах балансира с возможностью поворота в продольно-вертикальной плоскости, и к одной из них, установленной на оси заднего

35 колеса, прикреплен кронштейн натяжного ролика, а к второй, установленной на оси переднего колеса, прикреплен кронштейн катковой опоры, при этом ползуны выполнены с винтами для их перемещения и фикса40 ции в направляющих, по меньшей мере одна из которых располо>кена по обе стороны относительно шарнира поворотного крепления на конце балансира.

1784519

, 1784519

1784519

1784519

Составитель П.Зеленый

Техред М.Мор гентал Корректор C,Ïàòðóøåàà

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г,. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 4342 . . Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ CCCP

113035, Москва. Ж-35. Раушская наб.. 415

Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к подвескам транспортных средств

Изобретение относится к ходовым системам , в частности к приспособлениям, повышающим проходимость колесных транспортных средств на слабых грунтах

Изобретение относится к сельскохозяйственному и тракторному машиностроению

Изобретение относится к колесно-гусеничным движителям внедорожных машин

Изобретение относится к ходовым частям внедорожных транспортных машин, направлено на повышение надежности путем снижения перегрузок при переезде через единичное препятствие и позволяет взаимоувязать натяжение гусеничной ленты 12, охватывающей пневматические колеса 1 и 2, и усилия поджатия дополнительной каткой опоры 7 к поверхности движения для повышения проходимости, а также обеспечить снижение пиковых перенапряжений ленты при переезде единичных неровностей

Изобретение относится к движителям внедорожных транспортных средств Цель изобретения - повышение проходимости и долговечности

Изобретение относится к ходовой части транспортных средств на основе пневматических колес

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к тракторам с шарнирно-сочлененной рамой типа 4х4 и предназначено для повышения проходимости тракторов, снижения удельного давления движителя на почву

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к сельскохозяйственному и тракторному машиностроению

Изобретение относится к области автотранспорта и может применяться в автомобилях, работающих в сельской местности

Изобретение относится к устройствам для строительства и ремонта железнодорожного пути методом звеньевой укладки

Изобретение относится к машиностроению, а точнее к автомобилестроению, в частности к транспортным средствам повышенной проходимости, и может быть использовано в широком спектре транспортных средств с колесным и гусеничным движителем

Изобретение относится к автомобильному транспорту и касается создания уетройств для повышения проходимости транспортных средств при их движении по неровной поверхности с низкой прочностью

Изобретение относится к универсальным транспортным средствам, которые могут перемещаться как по дорогам с твердым покрытием, так и по слабонесущим грунтам
Наверх