Зубчатая передача

 

Изобретение относится к машиностроению , к зубчатым передачам. Цель - повышение надежности зубчатой передачи. Цель достигается за счет выравнивания нагрузки по длине контактной линии в косозубой передаче . В косозубой передаче контактная линия наклонена к основанию зуба под углом А . Смазкоудерживающая канавка выполнена шириной 0,1-т, где т - модуль зацепления, и размещена вдоль проходящих через полюс образующих рабочей поверхности зуба. Участок b контактной линии исключен из контакта. Т.к. именно на этом участке наиболее высокие теоретические контактные нагрузки, практические нагрузки распределяются по остальным участкам контактной линии более равномерно . 2 ил..

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 Н 57/0>, 1/08

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4813211/28 (22) 10.04.90 (46) 07.01.93. Бюл. ¹ 1 (71) Одесский институт инженеров морского флота (72) Н.B,Îëåéíèê, В.M.Áåññàðàá и А.А..Чегодарь (56) Авторское свидетельство СССР ¹

1536108, кл. F 16 Н 57/04, 1988, (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машинострое- нию, к зубчатым передачам. Цель — повышение надежности зубчатой передачи. Цель достигается за счет выравнивания нагрузки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в редукторах общего назначения.

Известна зубчатая передача, содержащая два зацепляющихся колеса, на рабочих поверхностях зубьев одного иэ которых выполнены параллельные образующим этих поверхностей смазкоудерживающие канавки, размещенные по высоте профиля зубьев в соответствии с параметрами трения в зацеплении.

Недостатком указанной зубчатой передачи является ее низкая надежность, вызванная высокой концентрацией нагрузки по длине контактной линии, Целью изобретения является повышение надежности за счет выравнивания нагрузки по длине контактной линии в косозубой передаче. Для партии зубчатых передач ожидаемый экономический эффект составляет 675 руб.

„„Ы „„1786326 Al

Ro длине контактной линии в косоэубой передаче. В косозубой передаче контактная линия наклонена к основанию зуба под углом 1. Смазкоудерживающая канавка выполнена шириной 0,1 ° m, где m — модуль зацепления, и размещена вдоль проходящих через полюс образующих рабочей поверхности зуба. Участок b контактной линии исключен из контакта. Т.к, именно на этом участке наиболее высокие теоретические контактные нагрузки, практические нагрузки распределяются по остальным участкам контактной линии более равномерно. 2 ил.

С указанной выше целью канавки размещены вдоль проходящих через полюс зацепления образующих, а их ширина принята равной 0 1 m, где m — нормальный модуль зацепления, Предлагаемая зубчатая передача отличается от прототипа тем, что смаэкоудерживающие канавки на зубьях размещены вдоль проходящих через полюс зацепления образующих. Это позволяет сделать вывод о ее соответствии критерию "новизна".

В известных технических решениях отсутствуют признаки, отличающие заявляемую зубчатую передачу от прототипа, что позволяет сделать вывод о ее соответствии критерию "существенные отличия", На фиг,1 изображена боковая поверхность зуба зубчатого колеса предлагаемой передачи со смазкоудерживающей канавкой, размещенной вдоль проходящей через полюс зацепления образующей; на фиг.2— нормальное сечение зуба с выполненной на

1786326

Фиг. 2

Фиг. I нем смазкоудерживающей канавкой;

Одно из зубчатых колес предлагаемой зубчатой передачи содержит зубья, на боковой поверхности (фиг,1) которых выполнены смазкоудерживающие канавки, размещенные вдоль проходящей через полюс зацепления образующей. Ширина канавок принята равной 0,1 m, где m — нормальный модуль зацепления. Полюсная линия зуба является осью симметрии выполненной на нем канавки.

Смаэкоудерживающая канавка имеет треугольный профиль (фиг.2), что определяется технологией выполнения канавки на зубе, Предлагаемая зубчатая передача работает следующим образом.

При контактировании косых зубьев колес контактная линия наклонена к основанию зуба под углом А (фиг.1). При этом в любой из фаз зацепления зубьев участок контактной линии длиной Ь, расположенной у полюса зацепления, в контактировании не участвует, так как глубина паза значйтельно превышает контактную деформацию зубьев в полюсе зацепления. Поскольку максимум эпюры контактной нагрузки, действующей на проходящей через полюс зацепления контактной линии, соответствует всегда полюсу зацепления, то исключение из контактирования участка с максимумом нагрузки влечет за собой выравнивание нагрузки по длине контактной линии, Это повышает надежность зубчатой передачи.

При назначении ширины паза исходим иэ того, что длина эквивалентного косому прямого зуба. составляет (фиг.1) Ьз

b/cosP, где Ь вЂ” ширина зубчатого. венца, Р- угол наклона линии зуба на делительном цилиндре, а угол наклона контактной линии к основанию зуба a = arcsln(sin а и х х tg Рь), где an — угол зацепления в нормальном сечении, j3 8 — угол наклона линии зуба на основном цилиндре(при ну5 левомзацеплении j3 b = P).Äëÿìèíèìýëüного из применяемых углов наклона P = 8О (2) угол il составляет 2 45, для максимального

Р =30Π— 11 23 . Длина участка b, практически не зависящая от ширины полоски кон"0 такта 2b (фиг.1) вследствие того, что 2 Ь «

0 1 m и рассчитываемая по формуле b = 0,1

m/sin A., составляет для указанных значений угла соответственно 2,08 m и 0,51 m. Для средней ширины венца зубчатых колес передач общего машиностроения, выраженной в модулях, b> = 15 m сокращение длины контактной линии составляет соответственно 13,7% и 2,9%, Так как еще большее сокращение длины контактной линии может повлечь за собой повышение контактной нагрузки на ней в случае нагружения зуба с минимальным углом наклона Р ширину паза ограничивают значением 0,1 m.

Формула изобретения

Зубчатая передача, содержащая два зацепляющих колеса, на рабочих поверхностях зубьев одного иэ которых выполнены параллельные образующим этих поверхно30 стей смазкоудерживающие канавки, размещенные по высоте профиля зубьев в соответствии с параметрами трения в зацеплении, о т л и ч à ю щ а я с я тем,что, с целью повышения надежности за счет выравнивания нагрузки по длине контактной линии в косозубой передаче канавки размещены вдоль проходящих через полюс зацепления образующих, а их ширина принята равной 0,1 m, где m — нормальный

40 модуль зацепления,

Зубчатая передача Зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для подачи смазки к элементам зубчатых передач, расположенных в закрытых корпусах с масляными ваннами, преимущественно тихоходных передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовамэ в качестве уплотнения вращающихся валов многорядных редукторов большегрузных автомобилей , Применение устройства исключает на всех эксплуатационных режимах автомобиля подтекание масла через бесконтактное уплотнение

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания открытых зубчатых передач, смазываемых консистентными смазочными материалами

Редуктор // 1768851
Изобретение относится к машиностроению , в частности, к конструкциям редукторов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания открытых зубчатых передач, смазываемых консистентными смазочными материалами

Изобретение относится к машиностроению , в частности к механическим передачам

Изобретение относится к машиностроению , преимущественно к трансмиссии многоосных транспортных средств Цель изобретения - упрощение конструкции, снижение ее материалоемкости и трудоем/ кости сборки и разборки дифференциала Межосевой дифференциал проходного ведущего моста транспортного средства содержит чашки 3 и 4 с установленными в них крестовиной с сателлитами 8 и зубчатыми колесами, а также масяозаборный колпак 9, закрепленный на чашках посредством кольцевой гайки 10, вворачиваемой в него

Изобретение относится к машиностроению , в частности к редукторам с одним или двумя соосными ведомыми валами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в редукторах и других механизмах механической передачи усилий

Изобретение относится к об .асти машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах
Наверх