Тормозной башмак

 

Использование: в железнодорожном транспорте для остановки и закрепления отцепленных от локомотива вагонов, Сущность изобретения: тормозной башмак содержит упорную колодку с основанием и полоз, несущий нажимной двуплечий рычаг, кинематически связанный с подвижным относительно полоза клиновидным элементом , размещенным между клиновым упором на корпусе и верхней поверхностью головки рельса с возможностью перемещения вдоль нее. 2 ил,

4Ф &) СО!03 СОВГТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 61 К 7/04

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

МЯЛ- Fp ф,,"-у .p-, Âj Яфящ ..; (21) 4854139/11 (22) 26.07.90, (46) 23.01.93. Бюл, Ь 3 (71) Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) M.А,Шевандин, Г.П.Сучилин, Б.И.Яцков, В.М.Шишканов, В.В,Ручкин и Л.И.Силин (56) Авторское свидетельство СССР

М 1321621, кл. В 61 К 7/04, 1987. (54) ТОРМОЗНОЙ БАШМАК (57) Использование, в железнодорожном

Изобретение относится к железнодорожномуу транспорту, в частности к переносным тормозным башмакам, и предназначено для остановки и закрепления отцепленных от локомотива вагонов, преимущественно на узкоколейных путях;

Известен переносной тормозной башмак, содержащий корпус, шарнирно закрепленные поперек корпуса захваты, взаимодействующие с нижней поверхностью головки рельса, и шарнирно закрепленный рычаг, взаимодействующий с колесом затормаживаемого объекта и захватами.

Недостатком аналога является низкая тормозная эффективность.

Наиб>лее близким по технической сущности к изобретению является переносной

ГОРМОЗНОй башмак, содержащий корпус с полозом, несущим нажимной рычаг, кинематически связанный с подвижным относительно полоза элементом, расположенным с воэмо>кностью взаимодействия с головкой рельса. Взаимодействие производится только с одной стороны головки рельса.

„„Я „„1789399 Al транспорте для остановки и закрепления отцепленных от локомотива вагонов, Сущность изобретения: тормозной башмак содержит упорную колодку с основанием и полоз, несущий нажимной двуплечий рычаг, кинематически связанный с подвижным относительно полоза клиновидным элементом, размещенным между клиновым упором на корпусе и верхней поверхностью головки рельса с воэможностью перемещения вдоль нее. 2 ил, Недостатком прототипа является низкая тормозная эффективность.

Цель изобретения — повышение эффективности тормо>кения, Поставленная цель достигается тем, что нажимной рычаг выполнен двуплечим, а подвижный элемент выполнен клиновым и размещен между клиновым упором. выполненным на корпусе, и верхней поверхностью головки рельса с возможностью перемещения вдоль нее.

На фиг.1 изооражен тормозной башмак, вид сбоку, на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1.

Тормозной башмак имеет корпус 1 и полоз 2, соединенные стопорным клиновым замком 3 и болтом-фиксатором 4.

Корпус выполнен полым, между его вертикальными ребрами 5 размещен клиновой упор 6 в виде планки, наклоненной под углам 15 к основанию 7, в котором предусмотрен продольный сквозной паз 8 для . подвижного элемента 9. Вогнутая опорная поверхность 10 является рабочей тормозной поверхностью(для колеса транспортного средства) и соединяет ребра 5 совместно с упором 6 в единую жесткую систему. В

1789399 тельным усилием закрепляется в стопорном клиновом зажиме 3, а затем фиксируется болтом 4 так, чтобы при этом сквозные пазы 8 в основании и полозе совпали. Затем подвижный элемент 9 соединяется осью 17 с нижним, коротким плечом рычага 18 и фик50

Формула изобретения

Тормозной башмак, содержащий корпус с полозом, несущим нажимной рычаг, .кинематически связанный с подвижным от55 носительно полоза элементом, расположенным с возмо>кностью взаимодействия с головкой рельса, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности, нажимной рычаг выполнен двуплечим, а ука5 колодки и шарнирно закрепляется там ванный элемент выполнен клиновым и сируется от смещения штифтом 20, после этого клин тонким концом заводится в пазы

8 между упором 6 и поверхностью полоза 2, соприкасающейся с рельсом, и в этом положении фиксируется через пазы 15 штифтом

16, который затем закрепляется (посредством раскерновки} в отверстиях корпуса 1, Нажимной рычаг вводится между ребрами ребрах предусмотрены отверстия 11 для удобства переноски и установки башмака на рельс, а также возможного соединения

его с башмаком смежного рельса пути, В нижней части корпуса с обеих его 5 сторон на ребрах 5 закреплены пружинные фиксаторы 12, обеспечивающие надежное удержание тормозного башмака в начале

его установки на рельсе.

В полозе.2 выполнен продольный сквозной паз; соответствующий по размерам пазу 8 в основании 7 корпуса. Конец полоза загнут вверх под углом к горизонтали и образует клиновой упор, в который входит клиновой конец 13 основания корпуса. Такое 15 соединение полоза с основанием образует стопорный клиновой зажим 3, обспечивающий быстрое и надежное соединение деталей, а также совмещение продольных пазов

8 и отверстий под болт 4 в основании и 20 полозе.

Для размещения фиксаторов 12 в отбортовках полоза предусмотрены вырезы 14, Подвижный элемент 9 выполнен в аиде одностороннего клина. наклонная поверх- 25 .ность которого адекватна по расположению с поверхностью клинового упора 6 (обращен.ной к основанию). Размещается этот клин с возможностью свободного перемещения в пазах 8 основания корпуса и полоза; с этой 30 целью он одним концом подвешен к корпусу

1 посредством продолговатых пазов 15, охватывающих штифт 16, неподвижно закрепленный в ребрах 5 корпуса 1, а другой конец клина шарнирно осью 17 подвешен на ниж- 35 нем плече на>кимного рычага 18, который, в свою очередь, шарнирно закреплен осью 19 между ребрами 5 корпуса, Оси 17 и 19 фиксируются штифтами 20.

Сборка тормозного башмака производится следующим образом. Основание корпуса клиновым концом 13 вставляется в клиновой упор полоза 2. После этого ударами молотка основание корпуса со значи- 45 осью 19 с последующей фиксацией ее штифтом 20, Собранный указанным способом тормозной башмак устанавливается на головку рельса так, чтобы фиксаторы 12, плотно обхватив ее, надежно фиксировали башмак на рельсе. При этом нижняя опорная поверхность клина 9 должна соприкасаться с рельсом, а наклонная его поверхность— упираться в клиновой упор 6 корпуса 1. Верхний конец рычага 18 должен выступать за пределы опорной вогнутой поверхности 10 корпуса 1, для чего целесообразно легким ударом молотка (или другого инструмента) зафиксировать рычаг в указанном положении. При накатывании колеса транспортного средства на полоз 2 тормозной башмак прижимается к рельсу, и тем самым создается первая ступень режима торможения за счет трения полоза о рельс. При дальнейшем накатывании на тормозной башмакколесо воздействует на выступающую над поверхностью 10 колодки часть рычага 18 и, нажимая, поворачивает его вокруг оси 19; при этом малое нижнее плечо рычага, поворачиваясь, толкает с усилием подвижный элемент 9, который клиновой поверхностью, упираясь в упор 6 колодки, создает дополнительное нажатие тормозного элемента на рельс, в результате чего возникает вторая ступень режима торможения за счет трения клинового элемента 9 о рельс. Вращение колеса прекращается, и оно начинает скользить совместно с тормозным башмаком по рельсу, при этом за счет указанного трения подвижный элемент 9 будет с большим усилием заклиниваться между упором

6 и головкой рельса, создавая еще больший тормозной эффект.

На основании данного предложения разработана рабочая техническая документация ТБМ 90.01.00.000 для изготовления и испытания опйтных образцов.

Социальная эффективность при использовании указанного изобретения определяется повышением безопасности труда, особенно при строительстве метрополитена и там, где применяются шахтные грузовые вагонетки.

1789399 размещен между клиновым упором, выпол- стью головки рельса с возможностью перененным на корпусе, и верхней поверхно- мещения вдоль нее.

Риг. Г

Составитель С.Прямкова

Техред М.Моргентал Корректор И.Шмакова

Редактор

Заказ 321 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Тормозной башмак Тормозной башмак Тормозной башмак 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для предотвращения схода кранов с концом рельсовых путей

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к устройствам торможения вагонов на путях сортировочной горки

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к устройствам торможения вагонов на путях сортировочной горки

Изобретение относится к устройствам для ограничения движения преимущественно кранов на рельсовом ходу, может быть использовано на железнодорожном транспорте

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к устройствам для закрепления составов на станционных путях

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и касается устройств вагонных замедлителей

Изобретение относится к средствам механизации работ на сортировочных горках железнодорожных станций

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к устройствам для закрепления подвижного состава, и предназначено для механизации процессов закрепления составов на станционных путях

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и касается устройств вагонных замедлителей

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к устройствам для закрепления подвижного состава на железнодорожных путях

Настоящее изобретение касается вагонного замедлителя (10; 100), снабженного по меньшей мере одним вертикально подвижным, в частности, опускаемым тормозным элементом (20, 21; 120). Вагонный замедлитель (10; 100) имеет сенсор (50; 150) наклона, который расположен таким образом, что на основании по меньшей мере одного значения измерения сенсора (150) наклона может определяться текущее положение указанного по меньшей мере одного вертикально подвижного тормозного элемента (20, 21; 120). Изобретение касается также способа определения текущего положения по меньшей мере одного вертикально подвижного, в частности, опускаемого тормозного элемента (20, 21; 120) вагонного замедлителя (10; 100). В результате положение вертикально подвижного тормозного элемента определяется простым и одновременно надежным образом. 2 н. и 26 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх