Многоступенчатый многопоточный редуктор ивачева л.м.

 

Использование: машиностроение. Сущность изобретения: многопоточный многоступенчатый планетарный редуктор содержит корпус, быстроходный и тихоходный валы, центральные колеса, водило с двухвенцовыми сателлитами. Между венцами одного из последних размещено распределительно-компенсирующее устройство. 16 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)л F 16 Н 1/48, 37/06

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

О

О

0 (21) 4847244/28 (22) 04.07.90 (46) 23.01.93. Бюл. ¹ 3 (76) Л, М. Ивачев (56) Авторское свидетельство СССР

N 1242665, кл, F 16 Н 1/46, 1984.

Патент Франции N1564860,,кл. F 16 Н

1/46, 1969.

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно, к зубчатым многоступенчатым многопоточным передачам с повышенным передаточным числом, и может быть использовано в редукторах, мультипликаторах и приводах машин различных отраслей промышленности.

Известна многопоточная зубчатая передача, содержащая корпус, соосные быстроходный и тихоходный валы, центральные колеса, водило и сателлитные блоки, состоящие из набора ведущих и ведомых зубчатых сателлитов, сжатых в осевом направлении пружинами и зацепляющихся соответственно с центральными колесами.

Такая многопоточная передача является одной ступенью редуктора, в которой в каждом из параллельных потоков мощности установлены распределительно-компенсирующие устройства, которая имеет ограниченное передаточное число и соответственно этому ограниченное увеличение крутящего момента (например, до 5).

Для того, чтобы многократно увеличить (до

25 и более) передаточное число и крутящий момент потребуется последовательно устанавливать в редукторе несколько (2, 3 и более) аналогичных по такой схеме ступеней.

„„5U „„1790709 АЗ (54) МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ МНОГОПОТОЧНЫЙ РЕДУКТОР ИВАЧЕВА Л, M. (57) Использование: машиностроение. Сущность изобретения: многопоточный многоступенчатый планетарный редуктор содержит корпус, быстроходный и тихоходный валы, центральные колеса, водило с двухвенцовыми сателлитами. Между венцами одного из последних размещено распределительно-компенсирующее устройство. 16 ил.

Это потребует дополнительных соединительных устройств между ступенями и приведет к увеличению суммарного количества деталей редуктора ввиду того, что в каждой из ступеней будут повторяться последовательно установленные водила с центральными подшипниками и распределительно-компенсирующие устройства. Все это приведет к усложнению конструкции, увеличению осевого размера и массы редуктора в целом.

Известен также многоступенчатый многопоточный редуктор, содержащий корпус, соосные быстроходный и тихоходный валы, центральные колеса и водило с двумя двухвенцовыми сателлитами с последовательным соединением их между собой и с центральными колесами. В таком редукторе все зубчатые венцы двухвенцовых сателлитов соединены между собой жестко. А так как количество расположенных по окружности параллельных сателлитов несколько и зацепляются они с общими для них центральными шестернями, то это создает соответственно несколько замкнутых кинематических контуров с жесткими избыточными связями, что требует идеально точного изготовления деталей редуктора. Но

1790709 так как погрешности изготовления в производстве неизбежны, то это приведет к неравНомерности распределения нагрузки между потоками передачи мощности (сателлитами), к низкой надежности и долговечности редуктора, либо потребует увеличения размеров и массы редуктора ввиду повышенного коэффциента неравномерного нагружения параллельнЬ х сателлитов.

Цель изобретения — повышение равномерности распределения нагрузки между параллельными потоками мощности и уменьшение размеров и массы редуктора.

Цель достигается тем, что во многоступенчатом многопоточном планетарном редукторе, содержащем корпус, соосные быстроходный и тихоходный валы, центральные колеса, водило с двумя и более двухвенцовыми последовательными сателлитами, соединенными соответственно с центральными колесами, по меньшей мере, на одном из двухвенцовых сателлитов установлено распределительно-компенсирующее устройство, размещенное между венцами двухвенцового сателлита.

Передача мощности в таком редукторе осуществляется параллельно несколькими удлиненными равнонагруженными потоками за счет последовательной установки в них нескольких (двух и более) двухвенцовых сателлитов с распределительно-компенсирующим устройством в одном из них, это обеспечивает равномерность распределения нагрузки между параллельными потоками мощности и тем самым повышает надежность и долговечность редуктора.

Установка распределительно-компенсирующих устройств в каждом из параллельных потоков мощности также позволяет компенсировать погрешности изготовления и сборки редуктора, что уменьшает требования к точности изготовления деталей редуктора и удешевляет производство" их.

Установка в каждом потоке мощности распределительно-компенсирующих устройств"только на одном, например, низкомоментном "двухвенцовом сателЛите (промежуточном блоке) упрощает конструкцию, уменьшает размеры и массу редуктора.

В качестве распределительно-компенсирующих устройств могут быть использованы фрикционные муфты, торсионные и ружи н н ы е вал ы и другие.

На фиг. 1 и 2 в продольном и поперечном разрезах схематично показан 1-й вариант редуктора — трехступенчатый трехпоточный планетарный редуктор; на фиг, 3 и 4 — 2-й вариант редуктора — трехсту5

55 пенчатый четырех-восьмипоточный планетарный редуктор; на фиг. 5 и 6 — 3-й вариант редуктора — трехступенчатый трехпоточный планетарный редуктор; на фиг, 7 и 8 — 4-й вариант редуктора — четырехступенчатый четырех-восьмипоточный редуктор; на фиг, 9 и 10 — 5-й вариант редуктора — трехступенчатый четырехпоточный редуктор; на фиг. 11 и 12 — 6-й вариант редуктора — трехступенчатый четырехпоточный редуктор; на фиг. 13 и 14 — 7-й вариант редуктора — трехступенчатый трехпоточный планетарный редуктор; на фиг. 15 и 16 — 8-й вариант редуктора— трехступенчатый трехпоточный редуктор.

Первый вариант устройства выполнен в виде планетарного трехступенчатого трехпоточного редуктора (фиг. 1 и 2), который состоит из корпуса 1, быстроходного и тихоходного валов 2 и 3. На быстроходном валу

2 закреплена центральная солнечная шестерня 4, находящаяся в зацеплении с тремя зубчатыми венцами 5, каждый из которых через фрикционные пары трения (распределительно-компенсирующие устройства) 6 соединяется с шестерней (венцом) 7. Шестерня 7 соединяется с зубчатыми венцами 8, которые жестко закреплены на валах вместе с шестернями (венцами) 9, зацепляющимися с центральным внутренним зубчаиым венцом 10, закрепленным в корпусе 1, Валы двухвенцовых сателлитов, состоящих из шестерен (венцов) 5 и 7, 8 и 9 установлены на подшипниках в общем водиле 11, которое жестко соединено с тихоходным валом 3 и вращается на подшипниках вокруг центральной оси редуктора. Редуктор имеет две ступени с наружным зацеплением и одну— с внутренним.

Работа редуктора. Вращение от быстроходного вала 2 и центральной шестерни 4 передается трем зубчатым венцам 5 и далее трем потокам через фрикционные пары трения 6 — венцам 7, 8 и 9, которые, обкатываясь по внутреннему зубчатому венцу 10, обеспечивают вращение водила 11 и тихоходного вала 3, Передача мощности от быстроходного вала 2 к тихоходному валу 3 осуществляется тремя параллельными потоками и последовательно через три ступени редукции.

Благодаря наличию в каждом из потоков мощности фрикционных пар трения 6, установленных между венцами 6 и 7 двухвенцовых сателлитов и сжатых в осевом направлении с одинаковым усилием, например, с помощью пружин или гидроцилиндров, обеспечивается равномерное распределение нагрузки между потоками мощности (сателлитами), Если в первоначальный момент при передаче вращения

1790709

15

55 крутящий момент в одном из потоков мощности превышает крутящий момент проскальзывания фрикционных пар трения, благодаря этому вся последовательная кинематическая цепь и редуктор в целом предохраняются от перегрузок, Наличие в каждом из потоков мощности распределительно-компенсирующих устройств (фрикционных муфт) обеспечивает равномерное распределение нагрузки между всеми потоками мощности и ступенями редуктора, что повышает надежность и долговечность его, Ввиду установки распределительнокомпенсирующих фрикционных пар трения в каждом из параллельных потоков мощности только на быстроходных двухступенчатых сателлитах, передающих низкие крутящие моменты, обеспечивается упрощение конструкции, уменьшение габаритных размеров и массы, Установка расп ределител ьно-компенсирующих устройств в каждом из параллельных потоков мощности также компенсирует погрешности изготовления и сборки редуктора, что уменьшает требования к точности изготовления редуктора в целм и удешевляет производство его.

Второй вариант устройства выполнен в виде планетарного трехступенчатого четырех-восьмипоточного редуктора (фиг. 3 и 4), который отличается от первого варианта (фиг. 1 и 2) тем, что в каждом из потоков мощности вторая ступень 12 редуктора дополнительно раздвоена.

Третий вариант устройства выполнен в виде планетарного трехступенчатого трех- поточного редуктора (фиг, 5 и 6), который отличается от 1-го варианта (фиг. 1 и 2) тем, что вторая ступень 13, как и третья тоже выполнена с внутренним зацеплением, что уменьшает диаметральный размер редуктора.

Четвертый вариант устройства выполнен в виде четырехступенчатого четырехвосьмипоточного редуктора с наружными зацеплениями (фиг. 7 и 8), в котором оси всех промежуточных блоков шестерен закреплены в неподвижном корпусе 1 и не вращаются вокруг центральной оси редуктора.

Пятый вариант устройства выполнен в виде трехступенчатого четырехпоточного редуктора с наружными зацеплениями (фиг.

9 и 10). Отличительная особенностью этого варианта заключается в том, что распределительно-компенсирующее устройство, выполненное в виде многодисковых фрикционных муфт 14, установлено во втором двухвенцовом промежуточном блоке между зубчатыми венцами 15 и 16, которые имеют меньшие скорости вращения, Такое конструктивное исполнение, в котором фрикционные муфты установлены на тихоходном двухвенцовом промежуточном блоке, может быть использовано преимущественно в высокоскоростных редукторах для того, чтобы снизить износ фрикционных поверхностей муфты 14 и повысить долговечность их ввиду снижения скорости проскальзывания или когда необходимо использовать простые и дешевые фрикционные материалы с низкими допустимыми скоростями проскальзывания.

Шестой вариант устройства выполнен в виде трехступенчатого четырехступенчатого редуктора с наружными зацеплениями (фиг, 11 и 12), в котором оси всех двухвенцовых промежуточных блоков установлены на подшипниках в неподвижном корпусе 1 и не вращаются вокруг центральной оси редуктора, Редуктор содержит корпус 1, быстроходный и тихоходный валы 2 и 3. На быстроходном валу 2 закреплена центральная шестерня 17, находящаяся в зацеплении с тремя зубчатыми венцами 18, каждый из которых через многодисковые фрикционные муфты 19 соединяются с шестерней (венцом) 20. Каждая из шестерен 20 соединяется с зубчатым венцом 21, который жестко закреплен на валу вместе с шестерней (венцом) 22, каждая из которых зацепляется с общим центральным зубчатым колесом 23, соединенным с тихоходным валом 3. Валы двух венцовых и ромежуточн ых шестеренчатых блоков, состоящих соответственно из шестерен 18 и 20, 21 и 22, установлены на подшипниках в корпусе 1. Работа редуктора. Вращение от быстроходного вала 2 и центральной шестерни 17 передается трем зубчатым венцом 18 и далее тремя потоками через многодисковые фрикционные муфты

19 шестерням 20, 21 и 22, которые обеспечивают вращение центрального зубчатого колеса 23 и тихоходного вала 3.

Сельмой вариант устройства выполнен в виде планетарного трехступенчатого редуктора (фиг, 13 и 14), который по кинематической схеме одинаков с первым вариантом редуктора (фиг. 1 и 2). Отличительная особенность редуктора заключается в том, что в качестве расп редел ител ь но-компенсирующих устройств в каждом из потоков передачи мощности используются торсионные (пружинные) валы 24, работающие на кручение и содержащие по концам шлицевые roловки 25, соединенные соответственно с зубчатыми колесами 26 и шестернями 27, Такое соединение зубчатых колес 26 с шестернями 27 с помощью торсионных валов 24

1790709

55 образует собой двухвенцовые сателлиты, зубчатые колеса 26 которых зацепляются с быстроходной солнечной шестерней 28, а шестерня 27 — с зубчатыми колесами 29, которые жестко закреплены на валу вместе с шестернями 30, соответственно зацепляющимися с общим внутренним зубчатым (коронным) венцом 31, закрепленным в корпусе 1. Валы зубчатых колес 26 и шестерен

27, а также валы сателлитов с зубчатыми колесами 29 и шестернями 30 установлены на подшипниках в водиле 32, которое жестко соединено с тихоходным валом 3 и вращается на подшипниках центральной оси редуктора. Все шестерни (венцы) 26, 27, 29 и 30, расположенные на вращающемся водиле 32, является сателлитными, одновременно вращающимися вокруг собственной оси и центральной оси редуктора. Редуктор имеет две ступени с наружным зацеплением и одну — с внутренним. Работа редуктора.

Вращение от быстроходного вала 2 и солнечной шестерни 28 передается трем зубчатым колесам 26 и далее тремя потоками через торсионные валы 24 шестернями 27, 29 и 30, которые, откатываясь по внутреннему зубчатому венцу 31, обеспечивают вращение водила 32 и тихоходного вала 3.

Передача мощности от быстроходного вала

2 к тихоходному валу 3 осуществляется тремя параллельными потоками, каждый из которых представляет собой последовательную кинематическую цепь, состоящую из трех ступеней, Наличие в каждом из потоков мощности торсионных (npy>l

Установка расп редел ител ь но-компенсирующих устройств (торсионных валов) в каждом из параллельных потоков мощности позволяет также компенсировать погрешности изготовления и сборки редуктора. это уменьшает требования к точности изготовления деталей редуктора и тем самым удешевляет производство их.

Восьмой вариант устройства выполнен в виде трехступенчатого трехпоточного редуктора с наружными зацеплениями (фиг. 15 и 16), который отличается от шестого варианта (фиг, 11 и 12) тем, что вместо многодисковых фрикционных муфт, расположенных между венцами промежуточных блоков, в качестве распределительно-компенсирующих устройств установлены торсионные (пружинные) валы.

На основе изображенных на чертежах восьми вариантов возможны и другие эквивалентные комбинированные варианты кинематического и конструкторского исполнения редуктора с установкой распределительно-компенсирующих устройств в каждом из многоступенчатых потоков передачи мощности.

Количество ступеней (последовательно установленных зубчатых передач в каждом из параллельных потоков мощности) в редукторе может быть три и более, а передаточное число — 25 и более, Количество потоков мощности (параллельных зубчатых передач) в редукторе может быть два и более, Зубчатые колеса и шестерни, используемые в редукторе, могут быть прямозубыми, косозубыми и шевронными. В качестве распределительно-компенсирующих устройств, устанавливаемых в каждом из потоков мощности редуктора, могут быть использованы фрикционные муфты, торсионные валы, пружинные муфты и другие.

Устройство может быть использовано в качестве редуктора, ускорителя (мультипликатора), дифференциала, в котором вращаются все три центральных звена, а так же в качестве планетарной и обычной передачи, в которой водило остановлено, а центральные шестерни вращаются. Использование редуктора возможно в различных отраслях машиностроения и преимущественно в качестве зубчатого передаточного устройства для передачи вращения от электродвигателя к рабочей машине. Такие редукторы могут быть использованы, например, во вращающихся печах, трубных, шаровых, ролико-тарельчатых и пресс-валковых мельницах для цементной, горнорудной, химической, металлургической и других отраслей промышленности, в турбоагрегатах судов, в ускорителях-редукторах гидроаккумулирующих электростанций, в мультипликаторах (ускорителях) ветроэлектростанций, в главных приводах вертолетов, в газотурбовинтовых двигателях самолетов, в транспортерах и эскалаторах, в турбобурах и других машинах.

1790709

Формула изобретения

Многоступенчатый многопоточный редуктор, содержащий корпус, соосные быстроходный и тихоходный валы, центральные колеса, водило по меньшей мере с двумя двухвенцовыми сателлитами для взаимодействия между собой и центральными колесами,отличающийсятем,что,сцелью повышения равномерности распределения нагрузки между потоками редуктора, мощности, уменьшения габаритных размеров

5 массы, по меньшей мере на одном из двухвенцовых сателлитов установлено распределительно-компенсирующее устройство, размещенное между венцами последнего.

1790709

1790709

1790709

1790709

Составитель Л.Ивачев

Техред М.Моргентал

Корректор Н,Мельникова

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 372 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Многоступенчатый многопоточный редуктор ивачева л.м. Многоступенчатый многопоточный редуктор ивачева л.м. Многоступенчатый многопоточный редуктор ивачева л.м. Многоступенчатый многопоточный редуктор ивачева л.м. Многоступенчатый многопоточный редуктор ивачева л.м. Многоступенчатый многопоточный редуктор ивачева л.м. Многоступенчатый многопоточный редуктор ивачева л.м. Многоступенчатый многопоточный редуктор ивачева л.м. Многоступенчатый многопоточный редуктор ивачева л.м. 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве устройства преобразования и изменения скорости вращения валов.Цель

Изобретение относится к машино строению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в редукторах с высокими нагрузками

Изобретение относится к машиностроению , к зубчатым передачам с уменьшенной виброактивностью

Изобретение относится к машиностроению , к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению , в частности к редукторам с одним или двумя соосными ведомыми валами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов
Наверх