Тормозное устройство колесного транспортного средства

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИ АЛ ИСТИ Ч Е С КИХ

РЕСПУБЛИК (51)з В 61 Н 7/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4829511/11 (22) 28.05.90 (46) 30,01.93, Бюл. hL 4 (71) Михайловский горно-обогатительный комбинат им, 60-летия Союза ССР (72) В.И.Конищев, В.В.Болотин и Э.С.Гриник (56) Авторское свидетельство СССР

М 1323442, кл. В 61 Н 7/02, 1985. . I (54) ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО КОЛЕСНО1 О ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Использование: применяется в транспортном машиностроении для повышения надежности работы устройства. Сущность изооретения. тормозное устройство колесногр транспортноГо средства содержит тормозные башмаки 1, 2 с рабочими повер5U 1791232 А1 хностями со стороны колеса 5 и дорожного полотна, расположенные симметрично по обе стороны колеса 5, Устройство снабжена приводом 9 установки башмаков 1, 2 в рабочее или транспортное положение и закреплено на транспортном средстве. Башмаки 1, 2 закреплены на транспортном средстве посредством коромысла 4, жестко насаженного на поворотный вал 6, ось которого расположена параллельно оси 7 колесной пары в одной вертикальной плоскости, при этом рабочая поверхность башмаков со стороны дорожного полотна выполнена в виде подпружиненной пластины, подвижно закрепленной на тормозном башмаке 1 (2) с возможностью поворота в вертикальной плоскости, 1 з,п. ф-лы, 2 ил.

1791232

Изобретение относится к области транспортного машиностроения.

Известно, что в практике с целью предотвращения ухода транспортного средства под уклон используются тормозные башмаки, которые устанавливаются и убираются вручную. Работа эта связана с известным риском и требует значительных затрат труда и времени, Известно тормозное устройство, содержащее рычажную систему с тормозными колодками, кинематически связанную с приводом, причем тормозное устройство снабжено концевым выключателем цепи двигателя, взаимодействующим с

10 упором храпового колеса

Недостатками такого устройства являются сложность конструкции, а также возможность его использования в самоходных транспортных средствах с электроприво20 дом

30 работы из-эа наличия s тормозных узлах пружин, а также отказов в работе в случае повреждения воздушной системы.

Цель изобретения — повышение надежностй работы устройства.

Указанная цель достигается тем, что тормозное устройство колесного транспорmoro средства содержит тормозные башмаки с рабочими поверхностями со стороны колеса и дорожного полотна, башмаки рас, положены симметрично по обе стороны колеса. Устройство снабжено приводом установки башмаков в рабочее йли транспортное положение. Тормозные башмаки закреплены на транспортном средстве посредством коромысла, жестко насаженного на поворотный вал, ось которого параллельна оси колесной пары и находится в одной вертикальной плоскости с ней. Поворотный вал кинематически соединен с приводом, а

50 рабочая поверхность башмака со стороны дорожного полотна выполнена в виде подпружиненной пластины. Пружинная пластина подвижно закреплена на тормозном башмаке с возможностью поворота в вертикальной плоскости.

Новым в предлагаемом техническом решении является закрепление тормозных башмаков на транспортном средстве посредством коромысла, а также выполнение рабочей поверхности башмаков в виде шарНаиболее близким техническим решением, принятым за прототип, является тормозное устройство колесного транспортного средства, содержащее закрепленные на раме транспортного средства тормозные 25 узлы с тормозными башмаками и пневматическим приводом.

Недостатками этого устройства являются сложность конструкции и йенадежность нирно закрепленной с возможностью поворота в вертикальной плоскости пружинной пластины. Ось поворотного вала, на котором жестко насажено коромысло, параллельна оси колесной пары и находится в одной вертикальной плоскости с ней, На фиг.1 изображено тормозное устройство, вид спереди; на фиг.2 — сечение А-А на фиг.1.

Тормозное устройство состоит из башмаков 1 и 2, которые закреплены жестко посредством осей 3 на концах коромысла 4, жестко посаженного на поворотный вал 6, ось которого расположена параллельно оси

7 колесной пары и который посредством рычага 8 соединен с приводом 9 установки башмаков 1 и 2.

Башмак представляет собой коробчатую конструкцию, состоящую из двух боковин 10, связанных друг с другом криволинейной пластиной 11 — рабочей поверхностью башмака 1 или 2 со стороны колеса 5 — и пластинами 12, 13.

Пластина 11 выполнена по профилю катания колеса 5. В боковинах 10 посредством оси 14 шарнирно закреплена пластина 15, являющаяся рабочей поверхностью башмака 1 (2) со стороны дорожного полотна, поворот которой в вертикальной плоскости ограничен пластинами 11 и 12. Пластина 15 установлена с зазором относительно боковин 10. Со стороны колеса 5 пластина 15 имеет выступающий носок, у которого поверхность, обращенная к колесу, выполнена по профилю катания колеса 5. Такая форма рабочих поверхностей башмаков 1 или 2 (пластины 11 и выступающего носка пластины 15) обеспечивает максимальную площадь контакта их с поверхностью катания колеса 5, Предлагаемая конструкция тормозного устройства позволяет производить торможе4 ние транспортного средства, воздействуя башмаками на одно или оба колеса колесной пары, При этом каждое колесо оборудуется передаточной системой с башмаками, описанной выше.

Тормозное устройство работает следующим образом.

При торможении воздействуют приводом 9 (например,гидроцилиндром на рычаг

8), поворачивая его в ту или иную сторону.

При этом вал 6 поворачивается вместе с коромыслом 4 и башмаками 1 и 2 до тех пор, пока башмак 1 или 2 не опустится на дорожное полотно 16 рабочей поверхностью (пластиной 15). В это время колесо 5 накатывается на выступающий носок пластины 15, которая благодаря пружинящим свойствам деформируется, а поверхность катания колеса 5

1791232 плотно прижимается к рабочей поверхности башмака 1 или к пластине 11. При этом выступающий носок пластины 15 прочно заклинивается между поверхностью катания колеса 5 и дорожным полотном 16. Чем сильнее колесо 5 накатывается на выступающий носок пластины 15 башмака, тем сильнее оно прижимает пластину 15 к дорожному полотну, а поверхность катания колеса 5 воздействует на рабочую поверхность башмака (пластину 11), и происходит торможение, Таким образом, торможение тр нспортного средства осуществляется за сч т тормозных сил трения; возникающих ме у взгимодействующими поверхностями башмака, колеса транспортного средства и дорожного полотна..

Выполнение осей вала 6 и колесной пары транспортного средства параллельными и б одной вертикальной плоскости обеспечивает полноту и одновременность контакта рабочих поверхностей (пластин 11 и 15) ба имаков 1 или 2 с поверхностью катания колеса 5 и дорожного полотна 16.

Выполнение башмака с рабочей поверхностью со стороны дорожного полотна, выполненной в виде пружинной пластины 15, поворотной в вертикальной плоскости, позволяет затормозить и удержать транспортное средство на уклонах, независимо от ст пени и равномерности износа сопрягаем х поверхностей, так как происходит компе сация этих отклонений с одновременно высоким эффектом торможения.

Растормаживание транспортного средства происходит при реверсе его. При этом

I поворотный вал 6 рычагом 8 поворачивается вместе с коромыслом, приводя баймаки 1 и

2 в транспортное положение (фиг.2).

Выполнение рабочей поверхности баш5 маков со стороны дорожного полотна в виде поворотной в вертикальной плоскости пружинной пластины и установка башмаков на поворотном коромысле повышают надежность работы тормозного устройства.

Формула изобретения

1. Тормозное устройство колесного транспортного средства, содержащее тормозные башмаки, закрепленные на транс15 портном средстве, башмаки снабжены рабочими поверхностями со стороны колеса и дорожного полотна и расположены симметрично по обе стороны колеса, и привод установки башмаков в рабочее или транс20 портное положение, о т л и ч а. ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, тормозные башмаки закреплены на транспортном средстве посредством коромысла, жестко насаженного на поворотный

25 вал, ось которого расположена параллельно оси колесной пары в одной вертикаль-. ной плоскости с ней, при этом поворотный вал кинематически соединен с приводом. а рабочая поверхность башмака со стороны

30 дорожного полотна выполнена в виде под-. пружиненной пластины.

2. Устройство по п.1, отл и ч а ю щ еес я тем, что пружинная пластина подвижно закреплена на тормозном башмаке с воз35 можностью поворота в вертикальной плоскости.

1791232

Составитель В.Конищев

Техред M.Mîðãåíòàë Корректор M,Ïåòðoâà

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Заказ 123 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.; 4/5

Тормозное устройство колесного транспортного средства Тормозное устройство колесного транспортного средства Тормозное устройство колесного транспортного средства Тормозное устройство колесного транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к рельсовому транспорту

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для затормаживания вагонов при noi рузочноразгрузочных и маневровых работах

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкциям электромагнитных тормозов, преимущественно рудничного аккумуляторного подвижного состава

Изобретение относится к области транспортного машиностроения
Изобретение относится к фрикционным изделиям, в частности к тормозным колодкам железнодорожного подвижного состава, работающего на электрической тяге, колодкам и накладкам дисковых и барабанных тормозов транспортных средств, эксплуатирующихся в условиях холодного климата (например, районах Крайнего Севера)

Изобретение относится к тормозным колодкам железнодорожного подвижного состава
Изобретение относится к тормозным колодкам железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к тормозам с тормозными элементами, взаимодействующими с рельсами, используемым на скоростных транспортных средствах

Изобретение относится к тормозным колодкам железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к тормозным колодкам железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к тормозным колодкам железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к тормозным колодкам железнодорожного подвижного состава
Наверх