Привод насоса питания гидромеханической передачи транспортного средства

 

(2 ) 21.09.90 (4 ) 07.02.93. Бюл. N. 5 (71) Московский автомобильный завод им.

И А.Лихачева (7 ) Н.M.Íèêîíoâ, А,M.Ñàðèáàí, В.М,Старод бцев и В.И,Соколовский (5 ) Трусов С.М. Автомобильные гидротранс орматоры. М.: Машиностроение, 1977, с.

4 — 256, рис. 114 — 116

) ПРИВОД НАСОСА ПИТАНИЯ ГИДРОХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ТРАНСПОРОГО СРЕДСТВА технике, а именно к гидромеханическим rieраздачам преимущественно автомобилей.

Т (5

) Изобретение относится к транспортной ности путем обеспечения возможности прогрева насоса, уменьшения высоты всасывания при упрощении конструкции привода и исключения вспенивания масла, Привод состоит из ведущей шестерни 1, приводимой от ступицы 2 насосного колеса

3 гидротрансформатора 4, паразитной шестерни 5 и шестеренного насоса 6 питания внутреннего зацепления. Насос состоит из внутренней (ведомой) шестерни 7 с наружным зубчатым венцом 8, нагружной (ведущей) шестерни 9 с внутренним (насосным) зубчатым венцом 10 и внешним (привод ным) зубчатым венцом 11, корпуса 12,.крышки 13 корпуса, снабженной всасывающим

14 и нагнетающим 15 окнами. 1 з,п. ф-лы, 1 ил.

1792849

Предлагаемое изобретение относится к транспортной технике, а именно к гидромеханическим передачам преимущественно автомобилей, тракторов и строительно-дорожных машин.

Известен привод насоса питания гидромеханической передачи транспортного средства, осуществляемый от пазов ступицы насосного колеса гидротрансформатора к выступам внутренней шестерни насоса питания, установленной соосно ступице насосного колеса гидротрансформатора.

Недостатком такого привода является его высокая сложность, связанная с необходимостью отделения полости, в которой располагается привод, от масляного поддона, во избежание вспенивания масла и потерь на барботаж.

Целью предлагаемого изобретения является повышение эффективности путем обеспечения возможности прогрева насоса питания и уменьшение высоты всасывания при упрощении конструкции привода и исключении вспенивания масла, Указанная цель достигается тем. что наружная шестерня насоса питания с внутренним зацеплением снабжена дополнительным внешним зубчатым венцом, а корпус и крышка насоса выполнены с полостью, охватывающей упомянутый зубчатый венец по окружности за исключением зоны его зацепления с приводной шестерней, располо-. женной в верхней части насоса. При этом наружная (большая) шестерня насоса одновременно является ведущей в насосе и ведомой в приводе.

Кроме того, с целью уменьшения радиального усилия на наружную шестерню и, соответственно, снижения износа в паре ее посадочной поверхности и гнезд корпуса и крышки, насос установлен таким образом, что точки контакта приводной шестерни и внешнего венца наружной шестерни насоса и шестерен самого насоса лежат на прямой, соединяющей центры шестерен насоса.

Анализ известного решения и предложенного привода насоса показывает, что использование известных признаков в сочетании с новыми привело к достижению неизвестного ранее результата — обеспечению возможности прогрева насоса питания и уменьшение высоты всасывания при упрощении конструкции привода и исклю, чении вспенивания насоса, На чертеже представлен привод насоса питания гидромеханической передачи транспортного средства.

Привод состоит из ведущей шестерни 1, приводимой от ступицы 2 насосного колеса

3 гидротрансформатора 4, паразитной шестерни 5 и шестеренного насоса питания 6 внутреннего зацепления.

Насос состоит иэ внутренней (ведомой)

5 шестерни 7 с наружным зубчатым венцом

8, наружной (ведущей) шестерни 9 с внут- ренним (насосным) зубчатым венцом 10 и внешним (приводным) зубчатым венцом 11, корпуса 12, крышки 13 корпуса, снабженной

"0 всасывающим 14 и нагнетающим 15 окнами. Корпус 12 и крышка 13 образуют кольцевую незамкнутую полость 16, зубчатого венца 11, выступающего из полости 16 в месте зацепления его с паразитной шестер15 ней 5 выше уровня масла, находящегося в поддоне 17. Насос 6 устанавливается таким образом, чтобы радиальные усилия от зацепления шестерен насоса и шестерен привода взаимно уравновешивались, для чего

20 точки зацепления зубчатых венцов 8 и 10, а также зубчатых венцов 11 и паразитной шестерни 5 располагаются на одной прямой с центрами 18 и 19 соответственно шестерен

7 и 9.

Работа привода осуществляется следующим образом:

Крутящий момент от ступицы 2 насосного колеса 3 гидротрансформатора 4 передается на ведущую шестерню 1 и через паразитную шестерню 5 — на зубчатый ве -. нец 11 наружной шестерни 9 насоса. При этом наружная шестерня 9 своим внутренним венцом 10 приводит венец 8 внутренней шестерни 7, обеспечивая работу насоса.

35 Корпус 12 в сборе с крышкой 13 насоса, центрируя внешнюю шестерню 9, образуют кольцевую полость 16, открытую в зоне зацепления зубчатого венца 11 с паразитной шестерней 5, находящейся выше уровня

40 масла в поддоне 17, Таким образом кольцевая полость 16 изолйрует зубчатый венец 11 от масла, предупреждая вспенивание и барботаж. В то же время всасывающее окно 14 располагается под уровнем масла, уменьшая потери на всасывание

За счет изменения внутреннего передаточного числа насоса при приводе от наружной шестерни 9 к внутренней 7, а не

50 наоборот, как при традиционном приводе, повышается частота вращения насоса и его производительность, что позволяет выполнить его меньших габаритов, Для уменьшения износов в посадке наружной шестерни 9 в корпус t2 и крышку 13, насос устанавливается таким образом, что-. бы усилия от зацепления шестерни 9 с шестерней 7. и шестерней 5 уравновешивались.

1792849 осударственного комитета по изобретениям и откр

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Формула изобретения

1. Привод насоса питания гидромехани-! ческой передачи транспортного средства, сод ржащий зубчатый привод и шестеренный насос внутреннего зацепления. состоя„! щи из корпуса, крышки корпуса со вса ывающим и нагнетающим окнами, ену ренней шестерни с наружным зубчатым вен ом и наружной шестерни с внутренним зуб татым еенцом, о т а и ч а ю щ и и с а тем. что, с целью повышения эффективности путем беспечения возможности прогрева.насос уменьшения высоты всасывания при упр щении конструкции привода и исключен и вспенивания масла, наружная шестер я насоса снабжена дополнительным вне ним зубчатым венцом, а корпус и крышка выполнены с полостью, охватывающей упомянутый зубчатый венец по окружности за исключением зоны его зацепления с приводной шестерней, расположенной в верхней части насоса, при зтом наружная шестерня насоса одновременно является ведущей в насосе и ведомой в приводе.

2. Привод насоса no n.1; о т л и ч а юшийся тем; что, с целью уменьшениярадиального усилия на наружную шестерню и снижения износа в паре ее посадочной поверхности и гнезда корпуса и крышки, насос установлен так, что точки контакта приводной шестерни и внешнего зубчатого венца наружной шестерни насоса и шестерен самого насоса лежат на прямой, соединяющей центры шестерен насоса.

Привод насоса питания гидромеханической передачи транспортного средства Привод насоса питания гидромеханической передачи транспортного средства Привод насоса питания гидромеханической передачи транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к гидромеханическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике и направлено на замену ручного управления ступенчатой коробкой передач на автоматическое от педали сцепление

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к гидромеханическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам управления муфтой сцепления и коробки передач самоходной машины, преимущественно самоходного зерноуборочного комбайна

Изобретение относится к устройствам для автоматического управления сцеплением транспортного сердства

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к трансмиссии тракторов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортных средствах

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в мотоциклах, мотороллерах, мопедах и других транспортных средствах с педальным переключением передач
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к управлению коробкой передач и сцеплением автомобиля

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к устройствам управления их коробками передач и механизмам переключения передач
Наверх