Фрикционный амортизатор

 

Использование: транспортное машиностроение для гашения колебаний железнодорожных экипажей. Сущность: фрикционный амортизатор содержит обойму, установленный в ней с возможностью возвратно-поступательного перемещения шток. На поверхности штока выполнены по крайней мере два винтовых паза. Фрикционная пара содержит по крайней мере два диска, один из которых закреплен на обойме , а другой - на штоке. Между обоймой и штоком установлен передаточный элемент, выполненный в виде, по крайней мере двух тел качения, установленных в гнездах, и расположенный в кольцевой канавке обоймы. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК ((9) (! 1) (51)5 F 16 F 7/02

ГО У

BE (ГО

ДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

OMCTBO СССР

ПАТЕНТ СССР) Р т

4 Фjgg с

«Ф р

ВТОРСКОМУ СВИД

498979/28

7.10.88

7.02;93. Бюл. N. 5 олгоградский политехнический инсти(21) (22) (46) (71) тут (72) и А. (56) .А.Гришин, В,А.Камаев, Ю.В.Иванилов .Хамоев вторское свидетельство СССР

20125, кл, F 16 F 7/02, 1982. вторское свидетельство СССР

1825, кл, F 16 F 7/02, 1967.

РИКЦИОННЫЙ АМОРТИЗАТОР спользование: транспортное машиноние для гашения колебаний желеэноN. 2 (54) (57) стра мум для г экип е остатком данного амортизатора явя сложность конструкции и отсутствия и тивных элементов, что не обеспечисокой эффективности гашения колеН ляютс дисси вает в

И нова женн ролик рых з поло конта стью котор сжати выпол скими зобретение относится к транспортношиностроению, а именно к средствам шения колебаний железнодорожных ей; вестен амортизатор, содержащий осе, обойму, пружину сжатия, располою между основанием и обоймой,, плоские пружины, одни концы котокреплены в основании, а на противоных концах закреплены ролики, тирующие с внутренней поверхнобоймы, выполненной с фланцем, в и упирается один конец пружины, а внутренняя поверхность обоймы ена квадратной, причем между плоружинами установлен винт с гайкой. дорожных экипажей, Сущность: фрикционный амортизатор содержит обойму, установленный в ней с возможностью возвратно-поступательного перемещения шток. На поверхности штока выполнены по крайней мере два винтовых паза, Фрикционная пара содержит по крайней мере два диска, один из которых закреплен на обойме, а другой — на штоке, Между обоймой и штоком установлен передаточный элемент, выполненный в виде, по крайней мере двух тел качения, установленных в гнездах, и расположенный в кольцевой канавке обоймы. 1 з.п,ф-лы, 1 ил. баний в широком диапазоне частот, особенно в области резонансных частот, Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому положительному эффекту является фрикционный амортизатор, содержащий набор по меньшей мере из трех фрикционных дисков, . ) установленных на общей оси и поджатых к () одной из подрессорных или неподрессор- д ных масс транспортного средства пружи ной, опирающейся на другую из этих масс, При этом средний фрикционный диск по- . движен относительно крайних и связан с другой массой транспортного средства посредством тяги, образованной двумя стерж- а нями, расположенными в цилиндре, Последний имеет в своей средней части разделительную стенку, а по концам — подвижные в продольном направлении цилиндра и фиксируемые относительно последнего крышки, между которыми расположены упругие элементы, поджимающие один из

1793126 стержней к одной из крышек, а другой — к разделительной стенке.

Гашение колебаний транспортного средства осуществляется при перемещении среднего диска относительно двух других в плоскости их контакта за счет действия горизонтальной составляющей силы, преодолевающей действие силы трения между фрикционными дисками.

Недостатками данного амортизатора являются сложность конструкции, малая надежность при гашении колебаний с большими амплитудами, принципиальная невозможность обеспечения произвольной характеристики трения в зависимости от деформации амортизатора, Целью изобретения является упрощение конструкции, расширение эксплуатационных возможностей фрикцион ного амортизатора.

Цель достигается эа счет того, что фрикционный амортизатор, содержащий набор из двух фрикционных дисков, установленных на общей оси и поджатых к подрессорной массе транспортного средства, пружины, опирающейся на подрессорную массу, снабжен обоймой, охватываемой пружиной, торцовая поверхность обоймы жестко закреплена на фрикционном диске с возможностью перемещения вдоль направляющей, установленной на неподрессорной массе, причем обойма выполнена с установленнои внутри нее шайбой по крайней мере с двумя симметрично расположенными относительно оси гнездами, в каждом из которых установлен фиксатор в виде шарика, а направляющая на своей поверхности имеет винтовые канавки:

Подбором форм винтовых канавок обеспечивается оптимальная для каждого конкретного случая виброзащиты характеристика фрикционного трения в зависимости от деформации амортизатора, что расширяет его эксплуатационные воэможности.

Введение в амортизатор внутрь пружины обоймы с шайбой с симметрично расположенными относительно оси по крайней мере двумя гнездами, в которых установлены фиксаторы в виде шарика, торцовой поверхностью, жестко закрепленном на фрикционном диске и имеющей возможность вращательно-поступательного перемещения вдоль направляющей с винтовыми канавками на наружной поверхнос ги, установленной на неподрессорной массе, позволяет отказаться от тяги, включающей два стержня, расположенных в цилиндре, имеющем в своей средней части разделительную стенку, а по концам — подвижные в продольном направлении цилиндра и фиксируемые относительно последнего крышки, между которыми расположены упругие элементы, поджимающие один из стержней к одной иэ крышек, а другой к разделительной стенке, при этом уменьшаются габариты амортизатора, упрощается сборка-разборка, снижается время на техническое обслуживание.

Установка на внутренней поверхности

"0 обоймйупругих колец, подпружинивающих . шайбу в осевом направленйи, позволяет избежать заклинивания фиксатора в винтовой канавке обойме при сцеплении фрикционных дисков, что способствует бесперебойной работе амортизатора и повышает его надежность в эксплуатации, Выполнение в амортизаторе шайбы по крайней мере с двумя симметрично расположенными гнездами с фиксаторами в виде шариков предотвращает перекос обоймы на направляющей и. способствует более равномерному распределению нагрузок на амортизатор.

Снабжение амортизатора охватывае2> мой пружинной обоймой, торцовая поверхность которой жестко закреплена на фрикционном диске с возможностью вращательно-поступательного движения вдоль направляющей; установленной на неЭ0. подрессорной массе, причем обойма содержит шайбу по крайней мере с двумя симметрично расположенными относительно оси гнездами, в каждом иэ которых установлен фиксатор в виде шарика, а

Э5 направляющая на своей поверхности имеет винтовые канавки, обеспечивает параллельное включение в работу прух<ины и фрикционных дисков, что повышает демпфирующую способность амортизато40 ра, Подбором форм винтовых канавок обеспечивается оптимальная для каждого КоНКретного случая виброзащиты характеристика фрикционного трения в зависимости от де45 формации амортизатора, что расширяет эксплуатационные возможности фрикционного амортизатора, На чертеже изображена схема фрикционного амортизатора.

50 Для гашения вибраций. и рассеивания энергии колебаний фрикционный амортизатор содержит набор из по меньшей мере двух фрикционных дисков 1 и 2, установленных на общей оси 3 и поджатых к подрессорной массе 4 транспортного средства, пружину 5, установленную между подрессорной 4 и неподрессорной б массами, обойму 7, обеспечивающую поворот фрикционных дисков относительно друг друга и придающую жесткость конструкции аморти1793126 зат ще хн фр ща на рес ния обо нее ме оси фи ющ нап нав ща обо вра вин хно кол

9в обе тиз дис

10, нос же поз ной ско спо обе кон рис сти сле про с>ка вни бу фик это вни лен ной сво нав пов кре ска ра. Обойма 7 установлена в охватываюее пружине 5 и своей торцовой поверстью жестко закреплена на кционном диске 2 с возможностью враельно-поступательного движения вдоль равляющей 8, установленной на неподорной массе.б и служащей для получезаданного направлению перемещения мы 7, содержит установленную внутри шайбу 9 по крайней мере с двумя сим- 10 рично расположенными относительно гнездами 10, в которых установлены саторы 11 в виде шариков, обеспечивах подвижное соединение обоймы 7 с равляющей 8, имеющей винтовые ка- 15 и 12, служащие для обеспечения враельно-поступательного движения мы 7 по направляющей 8. Для предотения заклинивания фиксаторов 11 в овых канавках 12 на внутренней повер- 20 ти обоймы 7 расположены упругие ца 13 и 14, подпружинивающие шайбу севом направлении с двух сторон. Это печивает бесперебойную работу амортора и повышает его надежность. 25

Жесткое,закрепление на фрикционном е 2 торца обоймы 7, через фиксаторы вязанной с направляющей 8 с возможью вращательно-поступательного двиия обоймы 7 по направляющей 8, 30 оляет добиться параллельного с пружи5 включения в работу фрикционных ди1 и 2, что повышает демпфирующую обность фрикцйонного амортизатора.

Подбором форм винтовых канавок 11 35 печивается оптимальная для каждого ретного случая виброзащиты характеика фрикционного трения в зависимот деформации амортизатора, рикционный амортизатор работает 40. ующим образом, ри движении транспортного средства сходят колебания экипажа. При ходе ия подрессорная масса 4, перемещаясь, нагружает пружину 5, обоймы 7, шай- 45 с установленными внутри гнезд 10 с аторами 11 и направляющую 8, При часть колебаний гасится пружиной 5. одрессорная масса 4, перемещаясь, заставляет фиксаторы 11 в установ- 50

ых в гнездах 10 шайбы 9, установленнутри обоймы 7, поворачиваясь вокруг и оси, перекатываться по винтовым каам 12 направляющей 8. Это вызывает рот вокруг своей оси обоймы 7 и за- 55 ленного на ее торце фрикционного ди, 2. При перемещении фрикционного !

I диска 2 относительно фрикционного диска

1 в плоскость их контакта образуется сила трения, препятствующая повороту диска 2, перемещению вниз обоймы 7 и, следовательно, подрессоренной массы 4. Таким образом, происходит гашение колебаний экипажа транспортного средства на ходе сжатия.

На ходе сбоя подрессоренная масса 4, перемещаясь вверх, разгружает пружину 5, увлекает за собой фрикционные диски 1 и 2 и связанную с ними обойму 7. Фиксаторы

11, установленные в гнездах 10 шайбы 9, установленной внутри обоймы 7, вращаясь в гнездах 10, перекатываются по винтовым канавкам 12 направляющей 8, вызывая llQ ворот вокруг своей оси обоймы 7 и связанного с ней фрикционного диска 2, от взаимодействия которого с фрикционным диском 1 образуется сила трения, препятст-. вующая их взаимному перемещению, а следовательно, и перемещению вверх подрессоренной массы 4, Так происходит гашение энергии колебаний на ходе отбоя.

При слипании фрикционных дисков 1 и

2 обойма 7 теряет возможность вращения вокруг своей оси, при этом фиксаторы 11 прекращают перекатываться по канавкам

12. Перемещаясь вдоль направляющей 8, обойма 7 вместе с установленной внутри нее шайбой 9 и фиксаторами 11 в гнездах 10 деформируют упругие кольца 13 и 14, поджимающие шайбу 9, что обеспечивает разблокирование фрикционной пары за счет снижения действия на нее осевой нагрузки.

В результате обойма 7 и связанный с ней фрикционный диск 2 проворачивается вокруг своей оси. Тем самым исключается поломка фрикционного амортизатора, Такое выполнение фрикционного амортизатора, снабженного установленной внутри пружины обоймой, торцевой поверхностью жестко связанной с фрикционным диском и с возможностью перемещения вдоль направляющей, закрепленной на неподрессоренной массе. и имеющей на своей поверхности винтовые канавки, а на внутренней поверхности обоймы шайбы по крайней мере с двумя симметрично расположенными относительно оси гнездами с установленными в них фиксаторами в виде шариков, поджимаемой в осевом направлении с двух сторон упругими кольцами, позволяет упростить конструкцию амортизатора, повысить наде>кность в работе и расширить эксплуатационные возможности амортизатора.

1793126

2. Амортизатор по п.2, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что передаточный элемент подпружинен относительно кольцевой канавки обоймы в осевом направлении.

Составитель Н,Диченко

Техред M.Ìîpãåíòàë Корректор ЛЛивринц

Редактор И.Кулакова

Заказ 489 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Формула изобретения

1, Фрикционный амортизатор, содержащий обойму, установленный в ней с воэ-. можностью возвратно-поступательного перемещения шток, фрикционную пару в 5 виде по крайней мере двух дисков, один из которых закреплен на обойме, а другой — на штоке, возвратную пружину, охватывающую обойму, и передаточный элемент, установленный между обоймой и штоком, отл и- 10 ч а ю шийся тем, что; с целью упрощения конструкции и расширения зксплуатационных возможностей, на поверхности штока выполнены по крайней мере два винтовых паза, на внутренней поверхности обоймы— кольцевая канавка, а передаточный элемент выполнен в виде по крайней мере двух тел качения, установленных в гнездах, и расположен в кольцевой канавке обоймы,

Фрикционный амортизатор Фрикционный амортизатор Фрикционный амортизатор Фрикционный амортизатор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для защиты оборудования и приборов от вибрационных и ударных нагрузок, Целью изобретения является повышение эффективности пространственной виброударозащмгы за счет изменения вида трения, сухого на конструктивное и за счет перераспределения жесткостных характеристик основного упругого элемента

Изобретение относится к устройствам амортизации элементов машин и может применяться в подвесках транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам амортизации машин, и может применяться в подвесках транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для защиты объектов от ударов и вибраций

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для защиты оборудования и приборов от вибрационных и ударных воздействий

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для защиты оборудования и приборов от вибрационных и ударных воздействий

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции устройств гашения колебаний обрессоренных масс подвижного состава

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к средствам виброизоляции технологического стационарного оборудования

Группа изобретений относится к машиностроению. Демпфирующее устройство (1) содержит: поддерживающий корпус (6), элемент (11) с кольцеобразным отверстием (12). Упругое средство расположено между поддерживающим корпусом и элементом. Элемент выполнен с возможностью перемещения относительно поддерживающего корпуса и радиально относительно оси (А) между первым и вторым положением при изгибе вала относительно оси. Элемент устанавливается в первое положение при пересечении отверстия свободно валом. Элемент устанавливается во второе положение при взаимодействии с валом. Скорость вращения вала во втором диапазоне содержит по меньшей мере одну критическую скорость вала. Стержень выполнен с возможностью перемещения совместно с элементом радиально относительно оси. Плита выполнена за одно целое со стержнем и поперек него. Упругое средство расположено между стержнем и поддерживающим корпусом. Упругое средство содержит первую пружину и вторую пружину. Первая пружина расположена между первым участком поддерживающего корпуса и выступом элемента. Вторая пружина расположена между плитой и вторым участком поддерживающего корпуса. Привод содержит вал, работающий во втором диапазоне скоростей вращения. Воздушное судно содержит привод. Достигается улучшение гашения изгибных колебаний вала. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 5 ил.

Группа изобретений относится к машиностроению. Демпфирующее устройство содержит первый (2а, 2b) и второй (3а, 3b) фрикционные элементы, механически соединенные с конструктивными элементами (4a, 4b, 5). Фрикционные элементы находятся во фрикционном взаимодействии (1a, 1b). Фрикционная поверхность одного из фрикционных элементов изготовлена из низкофрикционного полимерного материала, содержащего распределенную смазку. Инженерно-строительное сооружение содержит конструктивные элементы и указанные выше демпфирующие устройства. Способ демпфирования относительного движения между конструктивными элементами обеспечивается указанным выше демпфирующим устройством. Достигается возможность демпфирования в широком диапазоне частот и амплитуд колебаний. 3 н. и 20 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению. Устройство содержит подвижную контейнерную площадку, грузовой контейнер и дополнительную цепь виброзащиты. Фрикционные гасители колебаний выполнены в виде закрепленных на боковой поверхности грузового контейнера цилиндров. Штоки размещены во внутренних полостях цилиндров. Цилиндры опираются на контейнерную площадку. Гайки-маховики составляют несамотормозящие винтовые кинематические пары с внутренней стенкой цилиндров и со штоками. Свободные внутренние полости цилиндров заполнены гидравлической смесью. В гайках-маховиках выполнены дроссельные каналы. Достигается снижение инерционных нагрузок. 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения. Устройство содержит цилиндрический вал (2), выполненный полым. Цилиндрический вал расположен между половинами муфты и неподвижно присоединен к ним. Кольца (8, 11, 11', 11") с фрикционными поверхностями расположены вокруг цилиндрического вала. Достигается устранение риска колебаний. 9 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области машиностроения. Устройство содержит штоки и корпус, взаимодействующие посредством несамотормозящих винтовых кинематических пар. Внутренние полости корпуса заполнены гидросмесью и сообщаются посредством дроссельных каналов. Штоки размещены в двух частях устройства и образуют с опорными поверхностями взаимодействующих частей конструкции транспортного средства цилиндрические кинематические пары и винтовые несамотормозящие кинематические пары правой и левой резьбы соответственно. Цилиндрические стаканы соединены втулочной цилиндрической муфтой. Муфта образует с боковыми поверхностями стаканов жесткое самотормозящее винтовое соединение правой и левой резьбы соответственно. Дроссельные каналы расположены вдоль винтовых линий кинематических пар. Поверхности участков профилей резьбы являются стенками дроссельных каналов. Достигается повышение эффективности диссипации энергии. 1 ил.
Наверх