Способ изготовления диска колеса легкового автомобиля

 

Использование: для обработки металлов давлением, в автомобильной, сельскохозяйственной промышленности, способ позволяет уменьшить овальность полых изделий из сталей повышенной прочности за счет уменьшения пружинения. Сущность изобретения: изготавливают диск колеса легкового автомобиля из листовой заготовки . Способ включает операции вырубки, вытяжки , обрезки и др. Получают полый полуфабрикат, который втягивают с утонением и формовкой на внутренней стороне юбки диска колеса трапециевидных выступов . Вытяжку с утонением осуществляют с величиной деформации не менее Јtmin 0,059 и не более Јtmax 0,121. Трапециевидные выступы формуют высотой не более 1,3 мм и углом наклона стороны выступа к касательной наружной поверхности юбки диска колеса 80-85°. Изделие надежно снимается с пуансона после вытяжки. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (sl)s В 21 0 22/20

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4790886/27 (22) 05.12.89 (46) 15.02.93. Бюл. М 6 (71) Волжское объединение по производству легковых автомобилей (72) А,(D,Осипов, Н.И.Остудин и В.П.Мезенцев (56) Авторское свидетельство СССР

N. 1466838, кл, В 21 0 22/20, 1986. (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕКИЯ ДИСКА КОЛЕСА ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ (57) Использование: для обработки металлов давлением, в автомобильной, сельскохозяйственной промышленности, способ позволяет уменьшить овальность полых изделий из сталей повышенной прочности за счет уменьшения пружинения. Сущность

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обработке металлов давлением при протяжке с принудительным утонением полых деталей.

Известен пуансон для обработки листового металла давлением.

Известен способ отбортовки и протяжки полых деталей с утонением, Также известен способ йзготовления диска колеса легкового автомобиля, выбранный в качестве прототипа, который состоит из следующих операций .

1 — контроль толщины проката в начале рулона и в конце;

2 — вырубка плоской заготовки;

3 — 1-ая вытяжка-вытяжка купола;

4 — 2-ая вытяжка-формовка торойда диска колеса и площадок под вырубку фиксирующих отверстий и болтов крепления колеса автомобиля;

„„5U 1794542 А1 изобретения: изготавливают диск колеса легкового автомобиля из листовой заготовки, Способ включает операции вырубки, вытяжки, обрезки и др, Получают полый полуфабрикат, который втягивают с утонением и формовкой на внутренней стороне юбки диска колеса трапециевидных выступов. Вытяжку с утонением осуществляют с величиной деформации не менее Ermine=

=0,059 и не более arm<><= 0,121. Трапециевидные выступы формуют высотой не более 1,3 мм и углом наклона стороны выступа к касательной наружной поверхности юбки диска колеса 80-85 . Изделие надежно снимается с пуансона после вытяжки, 4 ил.

5 — 3-ая вытяжка-формовка площадок для формовки выступов крепления колпака и пробивка петли (петля сопутствующая де- в таль); V

6 — обрезка края фланца после вытяжки;

7 — отбортовка фланца и чеканка фасок отверстий;

8 — формовка выступов крепления колпака; )4 Ъ

9 — 1-ая пробивка — пробивка — пробивка О фиксирующих отверстий и отверстий под болты крепления колеса аатомобипя; );»

10, 11 — 2-ая пробивка и протяжка— пробивка центрального посадочного отверстия для крепления колеса и протяжка юбки диска колеса с целью придания цилиндрической формы под сварку обода колеса;

12 пробивка 4-х овальных отверстий— вентиляционных отверстий для охлаждения тормозного механизма колеса;

1794542 возможно рассчитать оптимальный допуск на размеры пуансона и матрицы, образующие зазор, на операции протяжки юбки диска колеса по существующей технологии иэ-за колебания механических свойств материала и допуска на толщину (проката) ма35 териала, а отсюда, как следствие, устранить овальность и пружинение юбки диска колеса до допускаемой величины по чертежу.

Целью настоящего изобретения является получение диска колеса из сталей повы40

Использование предлагаемого способа изготовления диска колеса для легкового автомобиля обеспечит по сравнению с существующим способом следующие преимущества: а) повышенное качество деталей; б) повышенную надежность работы.

Угол 80-85Я дает полное оформление площадки, Если угол больше, то возможен сдвиг металла в. высвобождение, что нежелательно. Если меньше, то эффект действия упругих сил уменьшается с уменьшением угла. шенной прочности 08ГСЮФ, 08ГСЮТ и

10ЮА с исключением овальности, пружинения юбки диска колеса без увеличения числа операций по сравнению с существующей технологией и надежного съема протяжной детали с пуансона.

Укаэанная цель достигается тем, что

50 протяжку юбки диска колеса осуществляют с уменьшенным зазором 2 между матрицей и пуансоном на 7-9% расчетного, где деформацию металла юбки диска колеса обеспе55 вытяжку, обрезку, пробивку и оформление отверстий, вытяжку с утонением с уменьшенным зазором и формовой на внутренней

Формула изобретения

Способ изготовления диска колеса легкового автомобиля, включающий вырубку, сторонеюбкидискаколесатрапециевидных

12 — пробивка еще 4-х овальных вентиляционных отверстий;

13 — контроль по калибру.

В связи с широким освоением отечественной промышленностью листовых сталей повышенной прочности различных классов, разработанных с целью снижения толщины штампуемых деталей при обеспечении прочности изготовленных иэ них узлов, вопрос внедрения этих деталей на деталях, получаемых с применением операций вытяжки и протяжки стоит очень остро, Разработанные стали, например, 08ГСЮТ, 08ГСЮФ, 10ЮА, имеют почти в 1,5 раза выше предел текучести и почти в 2 раза — предел прочности по сравнению с применяемыми для изготовления диска колеса сталями 08Ю и

08КП но не позволяют получить детали требуемой геометрии (овальность, пружине- ние- "клеш" юбки диска колеса )при 20 известной технологии, т,к. при уменьшении зазора между матрицей и пуансоном на операции протяжки для устранения пружинения и овальности за одну операцию (увеличение числа операций при протяжке не позволяет число позиций пресса) происходит заклинивание протяжного пуансона в матрице и как следствие отрыв болотера пресса, или разрушение матрицы (пуансона), 30

Трудности заключаются в том, что нечивают эа счет имеющихся трапециевидных высвобождений на пуансоне глубиной 0,2 мм с равным шагом по образующей рабочей поверхности пуансона (см, фиг.1).

На фиг. 1 изображен пуансон и матрица в разрезе; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 — вид диска колеса; на фиг, 4— выноска Н с вида диска колеса.

Протяжка осуществляется следующим образом. При протяжке металл юбки диска колеса 1 из малого зазора 2 между матрицей

3 и пуансоном 4 за счет нормально-сжимающих напряжений деформируют в трапециевидные высвобождения 5 пуансона 4, где в зоне малого основания трапециевидного высвобождения 5 пуансона 4 металл юбки диска колеса 1 деформируют до наклепа эа . счет тангенциально-сжимающих напряжений, и, таким образом, металл юбки диска колеса 1 по всей цилиндрической поверхности при основании за счет нормально-сжимающих . напряжений . и тангенциально-сжимающих напряжений наклепывают (упрочняют), что устраняет овальность и пружинение. Далее, за счет деформаций, металл юбки диска колеса 1 на сторонах трапециевидного высвобождения

5 пуансона 4, образующих угол 6 больше угла трения, формуют площадки 7, которые располагаются под углом 80-85 к касательной 8 окружности цилиндра юбки диска 1.

Эти отформованные площадки 7 дают надежный съем детали с пуансона 4 при обратном ходе, благодаря сил 9 упругих напряжений, появившихся от тангенциально-сжимающих. напряжений при заполнении металлом трапециевидных высвобождений 5, что дает надежный съем протянутой детали с пуансона.

1794542 выступов, отл и ч а ю щи йс я тем, что, с целью получения иэделий иэ стали повышенной прочности марок 08ГСЮТ, 08ГСЮФ, 08СЮТ, 08СЮЦ, 10ЮА с уменьшенной овальностью и пружинением юбки диска колеса и обеспечения надежного съема детали с пуансона после операции вытяжки с утонением, последнюю осуществляют с величиной деформации не менее 0,059 и не более 0,121, а трапециевидные выступы формуют высотой не более 1,3 мм и углом наклона стороны трапециевидного выступа к касательной наружной поверхности юбки диска колеса 80-85, 1794542

Составитель А.Осипов

Техред M,Ìîðãåíòàë

Редактор С.Кулакова

Корректор Н,Бучок

Заказ 387 Тираж

ВНИИПИ Гос а ств

Подписное осударственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент" . У нт, г. жгород, ул.Гагарина, 101

Способ изготовления диска колеса легкового автомобиля Способ изготовления диска колеса легкового автомобиля Способ изготовления диска колеса легкового автомобиля Способ изготовления диска колеса легкового автомобиля 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области листовой штамповки и может быть использовано для вытяжки различных деталей из листовых материалов

Изобретение относится к обработке металлов давлением и предназначено для изготовления деталей типа фланцевых втулок, анкерных гаек, трубных досок для радиаторов и т.п

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к листовой штамповке, и может быть использовано при изготовлении полых, весьма глубоких цилиндрических изделий

Изобретение относится к листовой штамповке и может быть использовано в самолето-, судостроении и в других отраслях машиностроения при изготовлении листовых изделий сложных форм

Изобретение относится к области обработки металлов давлением
Изобретение относится к листовой штамповке и может быть использовано во всех отраслях машиностроения с целью получения многослойных заготовок для вытяжки деталей с демпфирующими свойствами

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в авиационной, судостроительной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, в частности к способу изготовления крупногабаритных полых высоких деталей из плоских листовых заготовок, относительная толщина которых превышает величину 0,0080

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при изготовлении как осесимметричных деталей, так и деталей коробчатой формы
Наверх