Муфта

 

Использование: в машиностроении, в частности для соединения валов паровой турбины и турбогенератора. Сущность изобретения: муфта содержит две фланцевые полумуфты, соединенные радиально распо.- ложенными вкладышами. Предохранительные свойства муфты в условиях критических изгибающих моментов обеспечивают аксиально расположенные разрушаемые резьбовые элементы с ослабленным сечением, расположенным в плоскости разъема. Резьбовые элементы могут быть выполнены полыми. Каждый вкладыш может быть выполнен слыской на боковой поверхности, а резьбовой элемент расположен в контакте с поверхностью лыски, 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 0 9/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4886933/27 (22) 03,12.90 (46) 15.02.93, Бюл. М 6 (71) Центральное конструкторское бюро по модернизации действующего оборудования электростанций Научно-производственного объединения "Энергоремонт" (72) В.Ю.Аврух и В.А,Шелепов (56) Авторское свидетельство СССР

М 1275151, кл. F 16 0 1/02, 1986. (54) МУФТА (57) Использование: в машиностроении, в частности для соединения валов паровой

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения агрегатов во всех случаях, когда требуется предотвратить повреждение одного из агрегатов при разрушении другого.

Известны фланцевые муфты, используемые, например, для соединения валов паровой турбины и турбогенератора.

Известное устройство обеспечивает жесткое соединение валов агрегатов, в связи с чем повреждение одного соединенного агрегата часто вызывает разрушение другого.

Также известна предохранительная муфта для соединения валов двух агрегатов, например, турбины и генератора, содержащее закрепленные на валах полумуфты, соединенные между собой шпильками.

Указанные шпильки срезаются при перегрузке, расщепляя агрегаты между собой и ..предотвращая повреждения, Сечения шпилек выбираются из условий обеспечения их,, Ы,„1795184 А1 турбины и тчрбогене0атооа, Сущность изобретения: муфта содержит две фланцевые полумуфты, соединенные радиально расположенными вкладышами, Предохранительные свойства муфты в условиях критических изгибающих моментов обеспечивают аксиально расположенные разрушаемые резьбовые элементы с ослабленным сечением, расположенным в плоскости разъема. Резьбовые элементы могут быть выполнены полыми. Каждый вкладыш может быть выполнен с лыской на боковой поверхности, а резьбовой элемент расположен в контакте с поверхностью лыски. 1 з,п, ф-лы. 3 ил. разрушения, при превышении вращающего момента на заданную величину. Недостатком конструкции является то, что устройство обеспечивает разрушение шпилек и разъединение агрегатов только при превышении вращающего момента. При номинальном же моменте, но при внезапной разбалансировке одного из агрегатов, например, s связи с отрывом лопатки турбины расцепление агрегатов не происходит. В то же время именно такой аномальный режим может привести к разрушению агрегатов.

Целью изобретения является повышение надежности путем предотвращения повреждения одного из агрегатов при поломке другого.

Указанная цель достигается тем, что в предохранительной муфте для соединения валов двух агрегатов, например, турбины и генераторы, содержащей закрепленные на валах полумуфты, соединенные между со1795184

35 бой шпильками, в зоне сочленения полумуфт выполнены радиальные отверстия с размещенными в них элементами, передающими крутящий момент, например, цилиндрическими штифтами. На наружных 5 поверхностях элементов выполнены впадины, в которые на часть периметра их поперечного. сечения входят упомянутые шпильки.

На фиг, 1 показан поперечный разрез предохранительной муфты; на фиг, 2 — разрез А-А.на фиг, 1; на фиг. 3 — призонная шпилька.

Предохранительная муфта состоит из полумуфты 1, размещенной, например, на валу 2 турбины, и полумуфты 3, размещенной на валу 4 генератора. Полумуфты 1 и 3 соединены между собой призонными шпильками 5, сечение которых выбрано из условий их разрушения при повороте тор- 20 цев полумуфт на заданный угол, превышающий нормативную величину прогиба вала.

Сечение шпилек не рассчитано на передачу номинального крутящего момента в эксплуатационном режиме. 25

На указанных шпильках 5 для обеспечения точности срабатывания могут быть выполнены кольцевые выточки 6 или сквозные отверстия 7.

В зоне сочленения полумуфт 1 и 3 вы- 3О полнены радиальные отверстия 8 с размещенными в них элементами 9, передающими

Формула изобретения

1. Муфта, содержащая две фланцевые полумуфты, соединенные между собой радиально располОженными вкладышами, и средство осевой фиксации полумуфт. о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем придания предохранительных свойств в условиях критических изгибающих моментов в плоскости разъема муфты; средство осевой фиксации выполнено в виде аксиально раскрутящий момент, например, цилиндрическими штифтами. От радиальных в рабочем режиме перемещений элементы 9 удерживаются, например, резьбовыми заглушками

10 или призонными шпильками 5, края, которых заходят во впадины 11 элементов 9.

При вращении агрегатов полумуфты 1 и

3 стянуты между собой шпильками 5, обеспечивая центровку валов 2 и 4, а передача крутящего момента обеспечивается элементами 9.

При внезапной разбалансировке одного из роторов агрегатов, например, вала 2 турбины при разрушении крепления лопат-. ки изменяется линия его пригиба и торец полумуфты 1 стремится повернуться, сохраняя перпендикулярность линии прогиба.

При этом шпильки 5 разрываются, образуется зазор между торцами полумуфт и элементы 9 под действием центробежных сил вылезают из отверстий 8, обеспечивая разьединение агрегатов.

Технический эффект предложения реализуется в повышении надежности, связанной с предотвращением разрушения одного из агрегатов при повреждении другого, вызванного изменением линии прогиба его вала, Экономический эффект связан со стоимостью агрегата, например, турбогенератора, разрушение которого удается предотвратить. положенных разрушаемых резьбовых элементов с ослабленным сечением, расположенным в плоскости разъема, 2. Муфта по и. 1, отличающаяся тем, что резьбовые элементы выполнены полыми.

3, Муфта по пп. 1 и 2, отл и ч а ю щ а яс я тем, что каждый вкладыш выполнен с лыской на боковой поверхности, а резьбовой элемент расположен в контакте с поверхностью лыски, 1795 t84

Составитель В.Аврух

Редактор Т.Иванова Техред M.Moðãåíòàë Корректор Н.Кеешеля

Заказ 677 Тираж Подписное

БНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Муфта Муфта Муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в прокатном ;и|юизводстве для защиты от перегрузок элементов привода

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в приводах различных механизмов и машин для защиты их узлов от перегрузок и поломок

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для передачи крутящего момента в прокатном оборудовании, преимущественно в пильгерстанах

Изобретение относится к трубопрокатному производству, может быть использовано на прокатных многоклетьевых станах непрерывной прокатки

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для защиты механизмов от перегрузок

Муфта // 1481526
Изобретение относится к транспортному машиностроению и обеспечивает повышение надежности

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к соединению вращающихся валов, например, газотурбинного двигателя и нагнетателя в газоперекачивающих агрегатах с использованием гибких мембран (дисков) для компенсации перекосов и смещений соединяемых валов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к соединению вращающихся валов

Изобретение относится к прокатному производству, в частности к устройствам для установки углового положения прокатной клети станов горячей пилигримовой прокатки труб

Муфта // 2299364
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжелонагруженных машин, агрегатов и станков, например в металлопрокатных станах, в качестве передач одностороннего действия

Муфта // 2299365
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжелонагруженных машин, агрегатов, прокатных станов, станков и специального оборудования в качестве передаточных механизмов одностороннего действия с предельными моментами сил

Муфта // 2299366
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжело нагруженных машин, агрегатов, прокатных станов, станков и специального оборудования в качестве передаточных механизмов одностороннего действия с предельными моментами сил

Муфта // 2299367
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжело нагруженных машин, агрегатов, прокатных станов, станков, бурового оборудования и специальных устройствах в качестве передаточных механизмов одностороннего действия с предельными моментами сил

Муфта // 2328633
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжелонагруженных машин, агрегатов и станков, например в металлопрокатных станах, в качестве передач одностороннего действия

Муфта // 2328634
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжело нагруженных машин, агрегатов и станков, например в металлопрокатных станах, в качестве передач одностороннего действия

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжелонагруженных машин, агрегатов и станков, например в металлопрокатных станах, в качестве передач одностороннего действия
Наверх