Устройство для торможения и фиксации механизма
Использование: в механических и оптико-механических устройствах. Сущность изобретения: устройство для торможения и фиксации механизма содержит установленные b корпусе тормозной элемент, привод тормозного элемента, рабочее колесо, смонтированное с возможностью взаимодействия с тормозным элементом. Тормозной элемент выполнен в виде вала, жестко связанного с рабочим колесом. На валу подвижно в осевом направлении установлен ползун с винтовой канавкой на наружной поверхности. Ползун подпружинен относительно вала. Привод тормозного элемента выполнен в виде вилки с роликом, связанной с управляющим электромагнитом. При перемещении вилки в осевом направлении ролик взаимодействует с винтовой канавкой на ползуне. На вилке закреплен упор, взаимодействующий с фиксатором на ползуне . 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕ НТ CCCP) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4929775/27 (22) 19,04.91 (46) 15.02,93. Бюл. № 6 (71) Проектно-конструкторский технологическ и институт Научно-производственного объединения "Техмаш" (72) О,Г.Шелякина, С.А.Кашлев и И.Ф,Матяш (56) Авторское свидетельство СССР ¹ 376614, кл. F 16 0 71/00. 1971. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОРМОЖЕНИЯ И ФИКСАЦИИ МЕХАНИЗМА (57) Использование: в механических и оптико-механических устройствах. Сущность ! изобретения: устройство для торможения и фиксации механизма содержит установленные 3 корпусе тормозной элемент, привод Изобретение относится к области приборостроения, в частности к оптико-механическ м устройствам и поедназначено для тормфжения и остановки вращающегося вала в зад нном положении. звестно тормозное устройство, содержащде ведущий и ведомый валы, соединительную муфту, кулачки, фрикционную пару с демпфирующей пружиной. Однако данное устройство не обеспечивает точной остановки вала в заданном положении. Известно тормозное устройство, содержащее приводной вал, фрикционный элемент в виде диска, управляемого электрОмагнитом, демпфирующую пружину.: Однако это устройство не обеспечивает остановки вала в заданном положении, т.к, отсутСтвует механизм ориентации и фикса„„Я3„„1795186 А1 тормозного элемента, рабочее колесо, смонтированное с возможностью взаимодействия с тормозным элементом. Тормозной элемент выполнен в виде вала, жестко связанного с рабочим колесом. На валу подвижно в осевом направлении установлен ползун с винтовой канавкой на наружной поверхности. Ползун подпружинен относительно вала. Привод тормозного элемента выполнен в виде вилки с роликом, связанной с управляющим электромагнитом. При перемещении вилки в осевом направлении ролик взаимодействует с винтовой канавкой на ползуне. На вилке закреплен упор, взаимодействующий с фиксатором на ползуне. 2 ил, ции вала относительно какого-либо неподвижного звена, например, корпуса. Известно устройство для торможения и фиксации механизма, содержащее установленные в корпусе тормозной элемент, привод тормозного элемента, включающий управляющий магнит. Недостатком такого устройства является низкая плавность остановки и точность фиксации. Целью изобретения является создание устройства, обеспечивающего плавную остановку и высокую точность фиксации механизма.. Поставленная цель достигается благодаря тому, что устройство, содержащее установленные в корпусе тормозной элемент и привод тормозного элемента, включающий управляющий электромагнит, дополнительно снабжено упором, тормозной 1795186 45 элемент выполнен в виде вала, жестко связанного с рабочим колесом, ползуна, на наружной поверхности которого выполнена винтовая канавка, установленного на валу с возможностью осевого перемещения посредством шпанки, фиксатора, жестко закрепленного на ползуне, фиксирующей пружины, закрепленной на валу с возможностью взаимодействия с ползуном, привод тормозного элемента выполнен в виде вилки, связанной с управляющим электромагнитом, ролика, установленного на вилке с воэможностью взаимодействия с винтовой канавкой ползуна, при этом упор закреплен на вилке с возможностью взаимодействия с фиксатором ползуна. На фиг, 1 изображена общая схема устройства; на фиг, 2 — ползун в момент останова и фиксации. Устройство для торможения и фиксации механизма, например, модулятора потока излучения состоит из электродвигателя 1 с шестерней 2, зубчатого колеса 3, неподвижно установленного на валу 4 корпуса 5, на котором также установлен диск 6 с прорезью, демпфирующей пружины 7, полэуна 8, имеющего винтовую канавку, фиксатора 9,шпонки 10 передающий вращающий момент от вала 4 ползуну 8, стакана 11 с опорами для вала 4, Управляемый ролик 12 установлен на вилке 13, на которой закреплен упор 14. Электромагнит 15 подсоединен к внешней цепи, связанной соператором или к АСУ, Позицией 16 обозначен приемник света. Принцип работы устройства заключает ся в следующем, . От электродвигателя 1 через шестерню 2 и зубчатое колесо 3 приводится во вращение вал 4. Вращение ползуна 8 вместе с валом обеспечивается шпонкой 10. По сигналу из внешней цепи электродвигатель 1 выключается, якорь магнита 15 толкает вилФормула изобретения Устройство для торможения и фиксации механизма, содержащее установленные в корпусе тормозной элемент, привод тормозного элемента, включающий управляющий электромагнит, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эксплуатационных возможностей за счет повышения плавности остановки и точности фиксации в заданном положении преимущественно для .торможения и фиксации диска модулятора потока излучений, оно снабжено упором, тормозной элемент выполнен в виде вала, жестко связанного с рабочим колесом, полку 13, Ролик 12 входит в спиральную канавку ползуна 8. В результате этого контакта ползун, отталкиваясь от ролика, начинает двигаться поступательно на валу, сжимая 5 пружину 7, По мере сжатия пружины возрастают силы трения между подвижными и малоподвижными деталями устройства ползуном 8, роликом 12 и вилкой 13, роликом 12 и осью, на которой он вращается, представляющие собой фрикционные пары, Увеличивающиеся силы трения в указанных фрикционных парах гасят инерцию вращения деталей механизма, Фиксатор 9 связанный с ползуном 8 со15 вершает вращательно-поступательное движение вдоль вала 4, приближаясь к упору 14, В момент, когда фиксатор 9 достигает опорной поверхности упора 14, происходит взаимная блокировка фиксатора и упора, инерция вращения деталей механизма ока- зывается погашенной и механизм останавливается, Все звенья; упор 14, фиксатор 9, ползун 8, шпонка 10, вал 4, диск 6 в момент останова являются механически жестко связанные между собой и этим достигается единственно возможное положение прорези диска 6 относительно объектива 16 в момент остановки. Положение фиксатора 9 может быть лю30 бое выбранное, соответствующее положению модулирующего элемента относительно любой фиксированной неподвижной точки (например, объектива).. При поступлении команды на враще35 ние, электромагнит 15 выводит ролик 12 посредством вилки 13 из спиральной канавки ползуна 8, при этом разблокируются фиксатор 9 и упор 14, Ползун 8 под действием пружин 7 возвращается в исходное положе40 ние. Устройство обеспечивает остановку и фиксацию исполнительного вала модулятора в соответствии с заданным положением, зуна, на наружной поверхности которого выполнена винтовая канавка, установленного на валу с возможностью осевого перемещения посредством шпонки фиксатора, жестко закрепленного на ползуне, демпфирующей пружины, закрепленной на валу с возможностью взаимодействия с ползуном, привод тормозного элемента выполнен в виде вилки, связанной с управляющим электромагнитом, ролика, установленного на вилке с возможностью взаимодействия с винтовой канавкой ползуна, при этом упор закреплен на вилке с возможностью взаимодействия с фиксатором ползуна. 179518б 1795186 Составитель С,Шэргалин Техред М,Моргентал Корректор М,Самборская Редактор Заказ 418 Тираж Подписное ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5 Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101