Предохранительный опорный элемент газового подшипника

 

Использование: в области машиностроения . Сущность: предохранительным элементом газового подшипника служит обходная муфта, установленная рядом с ним. Это обеспечивает улучшение эксплуатационных характеристик подшипников, подвергаемых в нерабочих условиях транспортировочным нагрузкам. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (sr)s F 16 С 17/24

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К ПАТЕНТУ (21) 4854744/27 (22) 26.07.90 (46) 28.02.93, Бюл. М 8 (71) Харьковский авиационный институт им.

Н,Е,Жуковского (72) В.МчВасиленко и П.Ф.Мороз (73) Харьковский авиационный институт им, . Н.Е.Жуковского (56) Пинегин С,В, идр. Прецизионные опоры качения и опоры с газовой смазкой, М.: Ма-шиностроение, 1984, с. 5,113.

Шейнберг С,А. и др. Опоры скольжения с газовой смазкой. M.: Машиностроение, 1979, с. 5,25.

Подшипники с газовой смазкой/Под ред. Н.С.Грессема и Дж, Пауэлла. М.: Мир, 196г.. ".. 17,330.

Авторское свидетельство СССР

М 1493809, кл. F 16 С 21/00, 1989.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к опорам скольжения с газовой смазкой.

Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик газовых подшипников, повышение их надежности и долговечности за счет предохранения их рабочих поверхностей от вза имного контакта в нерабочем режиме при отсутствии газовой смазки.

На чертеже представлен газовый подшипник с предложенным предохранительным. опорным элементом, который дан в поперечном разрезе с вынесенной отдельно схемой действующих на его опорный ролик сил.

Газовый подшипник ротора 1 состоит из запрессованного в корпус 2 вкладыша 3 с дросселирующими отверстиями 4, расположенного в рабочем состоянии по отноше. БЫ 1799432 АЗ (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ ОПОРНЫЙ

ЭЛЕМЕНТ ГАЗОВОГО ПОДШИПНИКА (57) Использование: в области машиностроения, Сущность: предохранительным элементом газового подшипника служит обходная муфта, установленная рядом с ним. Это обеспечивает улучшение эксплуатационных характеристик подшипников, подвергаемых в нерабочих условиях ранспортировочным нагрузкам, 1 ил. нию к ротору 1 с рабочим зазором 5, Вкладыш 3 размещен в корпусе 2 так, что обра- 2 зует приемную камеру 6, сообщаемую через отверстия 7 трубопроводом 8 с источником подачи газа. Такой подшипник предохраняется в нерабочем режиме от износа, наклепа и разрушения опорными нагрузками введенным предохранительным (фиксирующим) опорным элементом, выполненным на фм основе обгонной муфты и состоящим из po"- (Д ликов 9, расположенных в профилирован- ) ных выемках 10 корпуса 2 и поджимаемых к ротору 1 пружинами 3 3 через толкатели 12. ) З, Усилие Р р поддержания пружиной 11 опорной нагрузки N подшипника для нижнего, наиболее нагруженного ролика, контактирующего со своей опорной, отклоненной под углом р площадкой корпуса 2 можно определить иэ вынесенной от1799432

F p — AD — N sin rP

20

40

50 дельно схемы действующих на этот ролик сил в точке его контакта А, Из треугольника АСВ это усилие равно

Подбором количества роликов 9 и угла р наклона их опорной поверхности в корпусе можно снизить усилия пружин Елр до приемлемых и обеспечить их жесткостью фиксацию ротора 1 с заданным рабочим.зазором по отношению ко вкладышу 3, причем при воздействии знакопеременных нагру-, зок не только в вертикальной, но и в горизонтальной плоскости. 15

3а счет профилирования поверхности выемок 10 можно усилия с пружин 11 снимать полностью и обеспечить фиксацию ротора 1 относительно вкладыша 3 с потребным зазором в нерабочем режиме.

Предложенный предохранительный опорный элемент совместно с газовым подшипником работает следующим образом.

Перед запуском ролики 9, поджимаемые к ротору 1 пружинами 11, фиксирующего 25 и обеспечивают выдерживание рабочего зазора 5 в условиях отсутствия газовой смазки при воздействии эксплуатационных произвольно направленных нагрузок, В процессе запуска ролики 9 не будут препятствовать раскрутке ротора 1 в направлении о>, поскольку в этом направлении эффект их заклинивания о корпус 2 не будет происходить: вращающимся моментом они будут стремиться выкатиться из образованного ротором и корпусом клина. При этом не заклиниваясь и также вращаясь силами их трения о ротор, ролики 9 будут продолжать удерживать своими пружинами 11 ротор 1 по отношению к вкладышу 3 с заданным рабочим зазором до подачи газовой смазки, После выхода на режим газовой смазки газ от источника по трубопроводу 8 через отверстия 7 подается в рабочую камеру 6, откуда через дросселирующие отверстия 4 попадает в рабочий зазор 5. Здесь он создает несущий слой, способный самостоятельно поддерживать ротор 1 с заданным рабочим зазором 5 по отношению ко вкладышу 3. А ролики 9 вращающим моментом несколько отожмутся от ротора 1, обеспечивая ему ми- нимальное сопротивление от трения качения и "дежурную" поддержку, В случае отказа в системе газовой смазки такая поддержка будет исключать заклинивание ротора 1 о вкладыш 3, постоянно подстраховывая ротор от этого, В случае, если на каком-либо ролике 9 силы трения превысят рабочее значение, заклинивания опять-таки не произойдет: этой силой ролик просто сильнее сожмет свою пружину и автоматически отойдет от ротора до обеспечения на ролике рабочей величины силы трения. 3то исключает заклинивание ролика 9 о ротор 1 в условиях отсутствия масляной смазки, Постоянная газовая продувка трущихся элементов при работе обеспечивает надежное и постоянное их охлаждение.

Для реализации преимуществ газовых подшипников, связанных с минимальными потерями на трение, при выходе ротора 1 на режим газовой смазки усилия поджатия роликов 9 пружинами 11 можно снимать, обеспечивая .поддержание ротора 1 только одними газовыми подшипниками, При остановке после прекращения подачи газовой смазки ротор 1 также не будет соприкасаться со вкладышем 3, поскольку роликами 9 ротор 1 будет продолжать удерживаться с заданным по отношению к вкладышу рабочим зазором.

При этом в случае несбалансированности ротора и стремлении его при остановке совершить обратное вращение ролики 9, вкатываясь в клин выемки 10, заклинят ротор 1 и обеспечат его надежную фиксацию с заданным рабочим зазором, что предохра- нит пару ротор-вкладыш от разрушающего воздействия эксплуатационных нагрузок. Лспользование известной муфты свободного хода (обгонной) для предохранения прецизионной пары ротор-вкладыш газовых подшипников от разрушающего воздействия эксплуатационных нагрузок позволит улучшить эксплуатационные характеристики подшипников и обеспечить их применение на нестационарных подвижных машинах, подвергаемых в нерабочих условиях транспортировочным нагрузкам. Кроме расширения области применения сохранность от износа позволит повысить их надежность и долговечность, Формула изобретения

Применение муфты свободного хода (обгонной) в качестве предохранительного опорного элемента газового подшипника.

1799432

Составитель П,Мороз

Редактор С.Кулакова Техред M.Moðãeíòçë, Корректор С.Лисина

Заказ 791 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Предохранительный опорный элемент газового подшипника Предохранительный опорный элемент газового подшипника Предохранительный опорный элемент газового подшипника 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения , а именно к устройствам контроля и диагностики подшипников

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к контролю технического состояния механизмов, может быть использовано при эксплуатационном контроле поршневых компрессоров и двигателей внутреннего сгорания и является усовершенствованием авт

Изобретение относится к эксплуатации двигателей внутреннего сгорания, конкретно к безразборной диагностике их в процессе эксплуатации

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а более конкретно к одному из важнейших узлов любого вагона или локомотива, а именно к буксовому узлу скоростного подвижного состава

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве опор валов в тяжелонагруженных и высокоскоростных механизмах и машинах

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании степени износа шатунных подшипников двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по надежности опорного узла

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам скольжения, снабженным устройством для контроля износа рабочих поверхностей трущихся элементов

Изобретение относится к области насосостроения, в частности к насосам, работающим на подшипниках скольжения, смазываемых перекачиваемой средой
Наверх