Водометный движитель

 

Использование: в судостроении, касается конструкции судовых движителей. Сущность изобретения: диаметр гондолы 1 выбран из соотношения (1,5-2,0)d, где d - диаметр рабочего колеса 2, при этом напорный улиточный канал 6 повернут на угол до 45° в направлении вращения рабочего колеса 1, а внутренний его диаметр меньше диаметра рабочего колеса. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 63 Н 11/08

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4861416/11 (22) 22,08,90 (46) 15,03.93. Бюл. № 10 (71) Конструкторское бюро "Винт" (72) Э.M.Ä. Мамедов, В.Ф. Васильев, В.А, Хвостов, А.И. Мальчиков и E.Á. Ануфриев (56) Журнал "Судостроение" ¹ 8, 1971, стр.

14-15. (54) ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ

„„Я „„1801867 А1 (57) Использование: в судостроении, касается конструкции судовых движителей, Сущность изобретения: диаметр гондолы 1 выбран иэ соотношения (1,5 — 2,0)0, где cI— диаметр рабочего колеса 2, при этом напорный улиточный канал 6 повернут на угол до 45 в направлении вращения рабочего колеса 1, а внутренний его диаметр меньше диаметра рабочего колеса. 3 ил, 1801867

10

Изобретение относится к водному транспорту, в частности к водометным движителям судов преимущественно с динамическими принципами поддержания.

Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств водометного движителя с центробежным насосом. Для этого в водометном движителе, содержащем центробежное рабочее колесо двухстороннего всасывания с коэффициентом быстроходности не менее 250, приводной вал которого перпендикулярен продольной оси гондолы, выполненной с входным и напорным улиточным каналами, отношение диаметра гондолы к диаметру рабочего колеса составляет от 2,0 до 1,5.

Дополнительно напорный улиточный канал выполнен с поворотом языка спирали в направлении вращения рабочего колеса на угол до 45 от поперечной плоскости гон-. долы, в сечении по оси рабочего колеса, перпендикулярном продольной плоскости гондолы, ширина напорного улиточного канала вдоль оси рзбочего колеса больше его высоты, а внутренний диаметр указанного канала меньше диаметра рабочего колеса, причем последнее установлено относительНо продольной оси гондолы с эксцентриситетом до 0,1 его диаметра.

На фиг. 1 изображено предложенное устройство в разрезе flO оси рабочего колеса, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид в плане; на фиг. 3 — то же, в поперечном разрезе.

Водометный движитель содержит установленное в гондоле 1 центробежное рабочее колесо 2 двухстороннего всасывания с коэффициентом быстроходности не менее

250 и с приводным валом 3, перпендикулярным продольной оси гондолы. Последняя выполнена в форме тела вращения, крепится к корпусу судна пилоном 4 и содержит входной 5 и напорный 6 с языком улиточные каналы. Оси их соответственно водоприемного 7 и соплового 8 участков совмещены с продольной осью гондолы. Рабочее колеСо

2 установлено относительно продольной оси гондолы с эксцентриситетом, величина которого может достигать 0,1 диаметра рабочего колеса. Сечение напорного улиточного канала, перпендикулярное продольной плоскости гондолы, имеет ширину большую, чем его высота. При этом внутренний диаметр напорного улиточного канала меньше диаметра рабочего колеса, Напорный улиточный канал выполнен с поворотом языка спирали в направлении вращения рабочего колеса на угол до 45 от поперечной плоскости гондолы, а отношение ее диаметра к диаметру рабочего колеса составляет QT 2.0 до 1,5.

При работе водометного движителя забортная вода под действием скоростного напора поступает во входной улиточный канал 5 к рабочему. колесу 2, где получает энергию от приводного двигателя (не показан). Далее поток воды поступает в напорный улиточный канал 6, где происходит преобразование динамического напора в статической, и, ускоряясь на сопловом участке 8, выбрасывается в окружающую среду с созданием тяги.

Относительный диаметр гондолы в пределах от 2,0 до 1,5 обеспечивает оптимальные условйя внешнего обтекания гондолы, превышающие по гидродинамическому.эффекту некоторое увеличение внутреннего сопротивления водопроточного тракта, вызываемое изменением конфигурации напорного улиточного канала, необходимым для уменьшения поперечных габаритов, При относительных диаметрах гондолы, больших 2,0; внешнее сопротивление гондолы превалирует над внутренним, При относительных же диаметрах, меньших 1,5, внутренние потери столь велики, что такие значения этого параметра практически недостижимы известными методами проектирования. .Описанное выше изменение формы сечения напорного улиточного канала в поперечном габаритном сечении гондолы позволяет уменьшить диаметр последней (без существенного увеличения гидродинамического сопротивления канала) за счет перемещения центра площади сечения канала 6 ближе к оси рабочего колеса, Поворот языка спирали напорного улиточного канала на угол до 45о с соответствующим изгибом соплового участка 8 к продольной оси гондблы и эксцентричное смещение рабочего колеса в сторону меньшей ширины напорного улиточного канала позволяют разместить участки последнего с минимальной шириной в поперечном габаритном сечении гондолы. При этом одновременно с диаметром сокращается (при указанной величине относительного диаметра) и длина гондолы, что существенно снижает гидродинамическое сопротивление внешнему ее обтеканию и позволяет достичь максимального пропульсивного

КПД движителя.

Данная конструкция водометного движителя не требует применения в гондоле углового редуктора и за счет этого предельно упрощает технологию изготовления и исключает загрязнение среды неизбежными утечками смазочного масла. Отпадает также необходимость размещения водоп роточного тракта внутри корпуса судна, что сопря1801867 жено с ростом его гидравлического сопротивления и потерей водоизмещения и внутреннего объема корпуса.

Составитель В. Хвостов

Техред М.Моргентал Корректор А. Мотыль

Редактор С. Кулакова

Заказ 824 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушскэя наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Формула изобретения

Водометный движитель, содержащий размещенное в гондоле центробежное рабочее колесо двухстороннего всасывания с коэффициентом быстроходности не менее

250, приводной вал которого перпендикулярен продольной оси гондолы, включающий в себя входной и напорный улиточные каналы, о т л и ч э ю шийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств, гондола выполнена диаметром, определяемым из соотношения (1,5-2,0)0, где б — диаметр рабочего колеса, а рабочее колесо установлено относительно продольной оси гондолы с эксцентриситетом до 0,1 его диаметра, 5 при этом напорный улиточный канал выполнен с поворотом языка спирали в направлении вращения рабочего колеса на угол до

45 от поперечной плоскости гондолы, проходящей через ось вращения рабочего коле10 са, причем ширина указанного напорного канала больше его высоты, а внутренний диаметр упомянутого канала меньше диаметра рабочего колеса.

Водометный движитель Водометный движитель Водометный движитель 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, именно к водометным движителям амфибий

Изобретение относится к судостроению, преимущественно к быстроходным судам малого водоизмещения, оборудованным водометными движителями

Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым водометным движителям

Изобретение относится к области судостроения, а именно к водометным движителям

Движитель // 1400949
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к плавающим машинам, оборудованным водометньгми движителями, и позволяет повысить надежность движителя в работе путем предотвращения поломки рабочего колеса при его заклинивании во внутреннем кольце водовода инородным предметом

Изобретение относится к судостроению , в частности к судковым водометным движителям

Изобретение относится к ремонту судов, в частности к подводной очистке корпусов судов от обрастания гидродинамической или кавитирующей струей

Изобретение относится к судостроению, к водометным судовым установкам

Изобретение относится к движителям и может быть использовано на водном и воздушном транспорте

Изобретение относится к судостроению и касается создания устройств для активного управления судами, обеспечивающих маневрирование судов в стесненных условиях акватории порта и швартовку в море

Изобретение относится к области судостроения, в частности к движителям подводных и надводных судов

Изобретение относится к судостроению, в частности к движителям судов, и может использоваться в качестве форсажного движителя, средства активного управления, резервного движения и основного средства движения в составе многодвижительной пропульсивной установки

Изобретение относится к судостроению и касается вопроса создания движителей скоростных судов

Изобретение относится к судостроению и касается создания активных подводных крыльев, имеющих водометный движитель
Наверх