Коленчатый вал

 

Использование: в области машиностро.- ения, в частности к конструкции коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания и компрессорных -установок. Сущность изобретения: в предлагаемой конструкции переходы от щек к шейкам выполняются в виде внутреннего угла с углублением в последние , причем параметры перехода определяются оптимальной величиной податливости конструкции. При этом оба луча внутреннего угла переходов расположены на образующих поверхностях, выполненных под углом к поверхности щек. При этом устраняется концентратор, ослабляющий щеку, а также создаются предпосылки для увода зарождающихся в процессе эксплуатации трещин в элементы вала с большим запасом прочности. 4 ил.

(ч)5 F 16 С 3/04

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

1СВ1=

sin а sin а cos

СОК)3 СОВЕ ВСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ,-л, ... с РЕСПУБЛИК (К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4948427/27 (22) 05.05.91 (46) 23.03.93. Бюл. N. 11 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) С,П.Кравчук, К,И.Шавловский, Н,С,Янкевич и А.А.Бесман (56) Авторское свидетельство СССР

М 1751486, кл. F 16 С 3/04, 1990. (54) КОЛЕНЧАТЫЙ. ВАЛ (57) Использование: в области машиностро; ения, в частности к конструкции коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания и

Изобретение относится к машиностроению,,в частности к конструкции коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания и компрессорных установок.

Цель изобретения —. повышение надежности коленчатых валов за счет устранения концентратора, образующегося при формировании перехода и ослабляющего щеку, а также увода зарождающихся в процессе эксплуатации. трещин в элементы вала с бол ьш им запасом и роч ности.

Указанная цель достигается тем, что переходы, соединяющие коренные и шатунные шейки со щеками, выполнены в виде внутреннего угла, один из лучей которого составляет угол Рс плоскостью щеки. а второй направлен к нему под углом а.Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что при этом сохраняются закономерности усталостного разрушения, характерные для прототипа при повышении технологичности исполнения перехода от щек к шейкам, SU 1803621 А1.компрессорных установок. Сущность изобретения: в предлагаемой конструкции переходы от щек к шейкам выполняются в виде внутреннего угла с углублением в последние, причем параметры перехода определяются оптимальной величиной податливости конструкции. При этом оба луча внутреннего угла переходов расположены на образующих поверхностях, выполненных под углом к поверхности щек, При этом устраняется концентратор, ослабляющий щеку, а также создаются предпосылки для увода зарождающихся в процессе эксплуатации трещин в элементы вала с большим запасом прочности. 4 ил.

Следует отметить, что напряженное состояние в области перекрытия коленчатого вала определяется двумя факторами: с одной стороны — увеличением податливости шеек и щеки, обусловленным конструктивным исполнением перехода и с другой стороны — влиянием концентрации напряжений.

При этом геометрические соотношения между параметрами перехода от щек к шейкам можно записать, учитывая, что (по теореме синусов)

l1 1С81 з п (180 — а — p) э!и а в виде 1—

1803621

15 (2) т.е. (3) 20

С помощью метода конечных элементов установлено соотношение размеров I и li, при котором наличие ребра жесткости, определяемого углом Р, практически не влияет на податливость перехода от щек к шейкам, Последнее будет наблюдаться при

1,11<1«1,25 I, т,е. с учетом (1) получим

1,1 < — = 1+ с 9ат9 р < 1,25, l1

0,1 < ctga tgP < 0,25

Поэтому

0,1т9а

arctg (О;1 ща ) « 3 < arctg (0,25 tc g ) (4)

Учитывая ограничения, принятые для величины угла а в прототипе, для угла

Р получим

arctg (0,1 tg (1,9 arcsln (- )) < P < arctg

Л (0,25 tg (2,2 arcsin )) (5)

Л

На фиг, 1 показан кривошип коленчатого вала предлагаемой конструкции: 1 — коренная шейка; 2 — шатунная шейка; 3 — щеки коленчатого вала; на фиг. 2 — переход из щек в шейки для вывода ограничений величины угла; на фиг. 3 — графики зависимости максимальных нормальных напряжений в концентраторе от величины угла Р полученные с помощью метода конечных элементов; на фиг. 4 — графики зависимости предельного изгибающего момента от величины угла

Р между одной из образующих концентратора и щекой, Конструкция была проверена на примере коленчатого вала двигателя Д вЂ” 240 Минского моторного завода. Исследования проводились с помощью метода конечных элементов с уточнением результатов по данным эксперимента (поляризацион но-оптический метод), испытания моделей коленчатого вала на усталость, Расчет с помощью метода конечных элементов был осуществлен в плоскости действия максимальных напряжений, возникающих при изгибе кривошипа. За базу приняты конструктивно-технологические параметры серийного коленчатого вала Д-240 Минского моторного завода, где радиус кривошипа

R = 62,5 мм., диаметр коренных шеек d» =

=75,0 мм, ширина щеки са1 16,0 мм, толщина щеки h = 25,0 мм, перекрытие шеек Л = 7,0 мм, материал — сталь 45Х, 207...255 НВ.

В ходе исследований установлено, что при/3 < 10 наблюдаемое изменение максимальных нормальных напряжений является несущественным (см.фиг.2), что объясняется незначительным влиянием образующегося ребра жесткости, При Р > 10 максимальные нормальные напряжения растут вследствие увеличения жеткости перехода из щек в шейки.

Однако сопротивление усталости конст-. рукции не всегда определяется только максимальными нормальными напряжениями в концентраторах. Поэтому данные по изменению величин максимальных нормальных напряжений, полученные с помощью метода конечных элементов,.были дополнены результатами сравнительных испытаний на усталость. Испытания проводились на стендах, обеспечивающих нагружение изгибом полноразмерных моделей. Экспериментальная оценка усталостной прочности моделей, подвергшихся одинаковой термической обработке, При этом установлено, что в случае переходов от щек к шейкам согласно ограничениям (1) наблюдался момент, равный предельному изгибающему моменту моделей, имеющих переходы от щек к шейкам. Поломки моделей согласно упомянутым выше заявкам были аналогичными.

Все это позволяет сделать вывод о том, что найдено техническое решение в конструировании коленчатых валов, являющееся с одной стороны, более реальным в изготовлении, а с другой стороны — имеющее неменьший предельный изгибающий момент по сравнению с прототипом.

Формула изобретения

Коленчатый вал, состоящий из коренных и шатунных шеек, отстоящих друг OT друга на радиус кривошипа, щек, переходов коренных и шатунных шеек в щеки, выполненных в виде внутреннего угла, один луч которого расположен по образующей поверхности, выполненной под углом а к поверхности щеки с углублением I в шейку,. причем указанные параметры, описывающие геометрию переходов шеек в щеки, определяются из следующих соотношений;

du Л di Л

108 К 94 К

° — ((—

1,9 arcsln < a< 2,2 arcsin+, Л, Л где d — диаметр коренных шеек;

Л вЂ” перекрытие шеек;

h — толщина щеки, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности путем устранения подрезания поверхности щеки. второй

1803621 луч внутреннего угла переходов также расположен под углом Р к поверхности щеки и определяется из следующего соотношения:

arctg (0,1 tga j < P < arctg (0,25 tg aJ, 1803621

ФР

h èì Jy

ИБО

Составитель K,Øàâëoâñêèé

Техред М.Моргентал Корректор E.Ïàïï

Редактор

Заказ 1043 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Коленчатый вал Коленчатый вал Коленчатый вал Коленчатый вал 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , более конкретнок коленчатым валам, и может быть использовано в конструкциях компрессоров

Изобретение относится к машиностроению , в частности к двигателестроению, и может быть использовано в конструкциях высокооборотных двигателей внутреннего сгора«ия

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания и компрессорных установок

Коленвал // 2113592
Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно, к устройству ДВС

Изобретение относится к автомобиле-тракторному машиностроению и может быть использовано при производстве двухтактных двигателей для мотоциклов, мопедов и моторных лодок

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к тормозным устройствам рельсовых транспортных средств

Изобретение относится к устройству улучшения характеристики скольжения шатунных вкладышей, которое может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания
Наверх