Прямолинейно-направляющий механизм

 

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению, а именно к рычажным механизмам, служащим для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное, и наоборот. Цель изобретения - расширение кинематических возможностей, повышение надежности и КПД. Механизма за счет воспроизведения ползуном точной прямолинейной траектории движения. Прямолинейно-направляющий механизм содержит неподвижное звено - стойку 1, соединенный подвижно со стенкой 1 посредством цилиндрического шарнира 2 кривошип 3,

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)ю F 16 Н 21/04

ГОСУДАРСТВЕI+lOE ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУСВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4845775(28 (22) 02.07.90 (46) 23.03.93. Бюл. М 11 (71) Луганский машиностроительный институт, Бердянское производственное объединение по жаткам и Головное специализированное конструкторское бюро по жаткам (72) В.Я.Базовой, В.К,Воробьев, В.А.Луговский, А.М.Ахтямов и В.И.Павлик (56) Баландин С,С. Бесшатунные поршневые двигатели внутреннего сгорания. — М. .

Машиностроение, 1968, с, 5-20.

Артоболевский И. И. Механизмы в современной технике, т.1 — M.: Наука, 1979, с,311, фиг.609.

„„5U„„1803654 А1 (54) ПРЯМОЛИНЕЙНО-НАПРАВЛЯЮЩИЙ

МЕХАНИЗМ (57) Изобретение относится к машиностроению и приборостроению, а именно к рычажным механизмам, служащим для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное, и наоборот.

Цель изобретения — расширение кинематических возможностей, повышение надежности и КПД. Механизма за счет воспроизведения ползуном точной прямолинейной траектории движения, Прямолинейно-направляющий механизм содержит неподвижное звено - стойку 1, соединенный подвижно со стенкой 1 посредством цилиндрического шарнира 2 кривошип 3, 1803654 коромысло 4, аналогично закрепленное в стойке 1, шатун 5, выполненный в виде сложного (базисного) звена, представляющего собой двуплечий плоский симметричный рычаг с плечами, образованными двумя стержнями 6 и 7, равными по длине коромыслу 4 и расположенными под прямым угИзобретение относится к машиностроению, а именно к рычажным механизмам, служащим для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное и наоборот, и может быть широко использовано в качестве передаточного устройства для привода различных поршневых машин, станков, сельхозмашин, робототехнических систем и других промышленных установок.

Цель изобретения — расширение кинематических возможностей, повышение надежности и КПД механизма за счет воспроизведения ползуном точной прямолинейной траектории движения, На фиг.1 изображен общий вид направляющего механизма, представленный в виде кинематической схемы, на фиг,2 — разрез по Б — Б на фиг.1.

Прямолинейно-направляющий механизм, выполненный на базе плоского шарнирного четырехэвенника, содержит стойку

1, соединенный подвижно со стойкой 1 посредством цилиндрического шарнира 2 кривошип 3, образующий со стойкой 1 вращательную кинематическую пару О, коромысло 4, аналогично закрепленное в стойке 1 при помощи цилиндрического шарнира 2 (вращательная кинематическая пара

01), шатун 5, представляющий собой двуплечий (V-образный) симметричный рычаг с плечами, образованными жестко связаннымн между собой стержнями 6 и 7, расположенными в одной плоскости и установленными друг к другу под прямым углом, к вершине (точке В) которого присоединена при помощи универсального четырехподвижного сферического шарнира 8 коромысло 4, расположенное вне этого угла и образующее при соединении вращательную кинематическую пару В, служащую для компенсации в пространстве погрешностей геометрического расчета, изготовления и монтажа указанных звеньев, Стержень 6 шатуна 5 своим свободным концом шарнирлом друг к другу. Вершина прямого угла шатуна 5 и свободные концы стержней 6 и 7 посредством универсальных шарниров 8 подвижно соединены соответственно с коромыслом 4, кривошипам 3 и ползуном 9, установленным в прямолинейных направляющих 1G стойки 1, 1 з,п, ф-лы, 2 ил.. но соединен с кривошипом 3 при помощи такого же универсального шарнира 8, образуя при этом вращательную пару А, а соответственно свободный конец стержня 7

5 аналогично, посредством шарнира 8, соединен с полэуном 9, установленным в прямолинейных направляющих 10 стойки 1, образуя в совокупности компенсирующую вращательную кинематическую пару С и по10 ступательную пару С>. Универсальный шарнир 8 включает в себя шаровой палец 11, жестко закрепленный своим цилиндрическим концом в отверстии головки коромысла 4 и подвижно установленный в несущей

15 цилиндрической втулке 12 шатуна 5 при помощи, охватывающих его сферическую головку двух вкладышей 13 с внутренними сферическими и наружными цилиндрическими рабочими поверхностями с возмож20 ностью их некоторого вращательного и поступательного перемещения относительно продольной и поперечной геометрических осей симметрии (хг, у>, Оз, z) подвижного соединения .втулки 12, как это

25 показано на фиг.2, подвижную направляющую шайбу 14 с центральным сквозным отверстием, контактирующую с цилиндрической возвратной пружиной 15, последний виток которой упирается в дни30 ще втулки шатуна 5, масленку 16 для смазки подвижных сопряженных элементов и резиновый защитный пыльник 17, B принятой системе плоских координат (хОу) с началом в точке О, лежащим на оси вращения криво35 шипа 3, линия 0 О центров шарниров 2 подвески кривошипа 3 и коромысла 4 к стойке 1 выражается уравнением прямой у = х, иначе говоря, линия центров 0 0ã проходит через начало координат О и расположена

40 подуглом45 коси у(или осих), а положение оси х х направляющих 10 для перемещения ползуна 9, параллельной основной оси

Ох, выражается соответственно уравнением прямой у = Ь, где ордината Ь есть расстоя45

1803654

10

25

35

50 ние от оси вращения кривошипа 3 до линии х1х1 перемещения ползуна 9, т.е. до прямой линии-траектории движения точки С, принадлежащей одновременно шатуну 5 и ползуну 9.

Звенья механизма имеют следующие геометрические размеры: радиус кривошипа 3 равен r, (OA=r); длина коромысла 4 равна R, (018=R); а каждый из одинаковых по длине стержней 6 и 7 шатуна 5 имеет ту же длину R, что и коромысло 4 (АВ = ВСО1В = R).

Межцентровое расстояние шарниров 2 подвески кривошипа 3 и коромысла 4 к стойке 1 равно L, (01O.=L); а рабочий ход ползуна

9 (расстояние между его левой (ЛМТ) и правой (ПМТ) мертвыми точками) равен Н, причем отношения рабочего хода Н ползуна 9, ординаты Ь, длины R коромысла 4 и межосевого расстояния шарниров 2 подвески кривошипа 3 и коромысла 4 к радиусу r кривошипа 3 составляют соответственно:

2,87; 3,31; 3,41; 4,76; (Н/г=2,87; Ь/r=3,31;

R/r=3,41; L/r = 4,76), Приведенные соотношения длин звеньев механизма округлены с точностью до сотых долей и при необходимости могут быть рассчитаны более точно с указанием полей допусков.

Предлагаемый механизм. имеет приближенно-гармонический закон движения исполнительного звена (ползуна 9), близкий к синусоидальному. Пассивные связи в механизме исключаются путем введения трех универсальных шарниров 8, обеспечивающихдополнительные степени подвижности.

Стрелками на чертеже показаны направления движения звеньев механизма, а на фиг.2 — объемная система координат

x2$103z с началом в;очке Оз, в центре шара сферической головки пальца 11, на котором двусторонними стрелками изображены возможные ограниченные перемещения в пространстве конструктивных элементов четырехподвижных кинематических пар А, ВиС.

Направляющий механизм работает следующим образом, При вращении кривошипа 3 вокруг неподвижной оси О цилиндрического шарнира 2 кинематически взаимосвязанное с кривошипом 3 коромысло 4 будет совершать возвратно-вращательное движение вокруг неподвижной оси 01 шарнира 2, шатун 5 будет участвовать в плсокопараллеаьном движении, причем его особая точка С будет перемещаться по прямой линии, совпадающей с линией x x>, сообщая ползуну 9 возвратно-поступательное. движение по оси х1х1 прямолинейных направляющих 10 стойки 1. Все звенья механизма при этом будут перемещаться в одной вертикальной плоскости хОу, или точнее в плоскостях, параллельных последней, как в обычном плоском механизме, Благодаря тому, что в каждом иэ трех универсальных шарниров 8 {кинематические пары А, В и С) допускается некоторое соевое поступательное смещение шарового пальца 11 относительно оси г и ограниченное вращательное движение его вокруг осей xz, у1 и z с началом координат в точке Оз, как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях полностью компенсируются неточности геометрического расчета линейных и угловых параметров и отдельных конструктивных элементов звеньев и обеспечивается прямолинейное перемещение точки С шатуна 5 и ползуна 9 с черезвычайно высокой степенью точности, т,е. данный механизм превращается в прецизионно точный направляющий механизм, служащий для преобразования вращательного движения кривошипа 3 в возвратно-поступательное движение ползуна 9. При работе механизма мертвые точки ползуна 9 и коромысла 4 не совпадают и несколько смещены по фазе: раньше достигает крайних положений коромысло 4, что стабильно обеспечивает плавный выход из мертвых точек шатуна 5 при прямом и обратном ходах. При движении точки С по прямой линии х1х1 полностью устраняется действие вредных боковых (тангенциальных) сил со стороны шатуна 5 на ползун 9, а через последний и на стойку

1, и теоретически при абсолютно нулевом значении угла давления резко снижаются потери на трение в поступательной кинематической паре С1, благодаря чему рабочие нагрузки почти равномерно распределяются по всем шарнирам 2 и 8, обеспечивая в целом высокую несущую способность механизма и достаточно высокие рабочие скорости движения его звеньев. В универсальном шарнире 8 при движении звеньев масленка

16 обеспечивает хорошие условия смазки шаровой головки пальца 11, втулки 12 и вкладышей 13 через центральное отверстие направляющей шайбы 14 и пружину 15, выполняющие функции поршневого насоса, перекачивающего масло при незначительном поступательном перемещении подвижных элементов соединения вдоль оси z, a пыльник 17 надежно предохраняет их от попадания пыли, влаги и грязи, Механизм обратим: при ведущем звене — ползуне 9 он обеспечивает преобразование возвратнопоступательного движения последнего во вращательное движение кривошипа 3. Благодаря сравнительно малому углу качания коромысла 4, небольшому радиусу криво1803654 шипа 3, рациональным геометрической форме и распределению масс шатуна 5, отсутствию боковых нагрузок, передающихся на ползун 9, удается значительно снизить действия сил инерции первого и второго 5 рода на звенья и легко обеспечить высокую степень уравновешенности всего механизма на фундаменте. Высокая степень точности воспроизведения прямолинейного движения ползуном 9 возможна и потому, 10 что универсальные шарниры 8 при достаточной жесткости и допускаемой упругости всех подвижных конструктивных элементов надежно стабилизируют плавность передачи движения, полностью устраняют жесткие 15 удары в элементах кинематических пар, способствуют эффективному демпфированию колебаний в течение каждого цикла перемещения звеньев при высоких скоростях вращения кривошипа 3, существенно улуч- 20 шая при этом виброакустические характеристики механизма и исключая локальные возмущения всей системы его рычагов и шарниров при возможных перегрузках в период установившегося движения. 25

Формула изобретения.

1. Прямолинейно-направляющий механизм, содержащий стойку, шарнирно связанный со стойкой одним концом кривошип, коромысло, одним концом шар- 30 нирно связанное со стойкой и установленное с возможностью возвратно-вращательного движения, и шатун, шарнирно связанный со свободными концами кривошипа и коромысла, отличающийся тем, что, с целью 35 расширения кинематических возможностей, повышения надежности и КПД за счет воспроизведения точной прямолинейной траектории движения, механизм снабжен прямолинейной направляющей и установленным в ней с возможностью возвратнопоступательного движения ползуном, шатун выполнен в виде двуплечего рычага, плечи которого взаимно перпендикулярны и по длине равны длине коромысла, вершина шатуна шарнирно. связана с коромыслом, а концы шарнирно связаны с ползуном и кривошипом соответственно, прямая. проходящая через центры шарниров, связывающих кривошип и коромысло со стойкой, расположена под углом 45 к прямой; перпендикулярной продольной оси ползуна и проходящей через центр шарнира, связывающего кривошип со стойкой, а длина рабочего хода полэуна, длина коромысла, расстояние между продольной осью ползуна и параллельной ей прямой, проходящей через центр шарнира, связывающего кривошип со стойкой, и расстояние между центрами шарниров, связывающих кривошип и коромысло со стойкой соотносятся между собой как 2,87:3,41:3,31:4,76, 2. Механизм поп 1,отли ча ющийся тем, что, с целью компенсации погрешностей геометрического расчета, изготовления и монтажа звеньев, подвижные соединения шатун — ползун, шатун-коромысло и шатункривошип выполнены в виде четырехпддвижных сферических шарниров, 1803654

5 - 5 ло3ерну по

Составитель В.Базовой

Техред М.Моргентал Корректор Н.Король

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина. 101

Заказ 1044 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Прямолинейно-направляющий механизм Прямолинейно-направляющий механизм Прямолинейно-направляющий механизм Прямолинейно-направляющий механизм Прямолинейно-направляющий механизм 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к шарнирно-рычажным направляющим механизмам, и может найти применение в механизмах автоматических устройств и приборов Целью изо бретения является повышение точности механизма

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах , где необходимо преобразование вращательного движения ведущего звена в возвратно-поступательное движение ведомого звена с точным выстоем в одном из его крайних положений в течение полуоборота ведущего звена, Цель изобретения - повышение надежности за счет обеспечения точного выстоя ведомого звена

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для малых 2 перемещений в плоскости

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к кулачково-рычажным преобразователям вращательного движения в возвратно-поступательное и наоборот и может найти применение, в частности, в поршневых машинах

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, в частности к прямолинейно-направляющим механизмам, и может быть использовано в шагающих, некруглых, гребных колесах и других устройствах

Изобретение относится к механике, в частности к конструкциям рычажно-шатунных, кривошипно-шатунных и шарнирно-рычажных механизмов прямолинейно-направляющего типа

Изобретение относится к машиностроению, а конкретно к кулачковым механизмам

Изобретение относится к передаточным механизмам и может быть использовано для преобразования вращательного движения ведущего звена кривошипа в прямолинейное возвратно-поступательное движение ведомого объекта чертящей точки без установки жестких прямолинейных направляющих для этой точки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для перемещения рабочих органов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к приборостроению
Наверх