Коробка передач

 

Использование: в области машинбстроения, позволяет расширить функциональные возможности, например, коробок скоростей. Сущность: устройство состоит из кругового кольца 1 с внутренним зубчатым венцом, установленного свободно внутри опорного коль ца 2, снабженного, например, регулируемыми опорными роликами 3. В постоянном зацеплении с кольцом 1 находятся ведомое зубчатое колесо 4, скользяще сидящее на призматическом валу 5, и промежуточное колесо 9, свободно сидящее на

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 Н 3/16

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4832696/28 (22) 30.05.90 (46) 30.03,93. Бюл. В 12 (71) Управление рефрижераторных, транспортных перевозок и сбыта рыбопродукции

"Югрыбтранссбыт" (72) В,n.Ðóñèí (56) Крайнев Л.Ф. Словарь-справочник по механизмам. М.: Машиностроение, 1987, с.222, сх,2, с.273, сх. а, б, в, Артоболевский И.И. Механизмы в современной технике. М.: Наука, 1973, т,tll,. с.528, bl 649.. 5U 1805247 А1 (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (57) Использование; в области машинбстроения, позволяет расширить функциональные возможности, например, коробок скоростей. Сущность; устройство состоит из кругового кольца l с внутренним зубчатым венцом, установленного свободно внутри опорного кольца 2, снабженного, например, регулируемыми опорными роликами 3. В постоянном зацеплении с кольцом 1 находятся ведомое зубчатое колесо 4, скользяще сидящее на призматическом валу 5, и промежуточное колесо 9, свободно сидящее на l805247

20

30 оси 7. Постоянство зацепления колес 4 и 9 с кольцом 1 обеспечивается с помощью Побразных кронштейнов 6 и 8, в цапфах которых соответственно устанавливаются вал 5 и ось 7, Центр оси 7, в общем случае, располагается на линии, проведенной иэ центра .ведомого вала 5 радиусом, равным расстоянию между центрами валов 5 и 15. Устройство свободно установлено на ведомом валу

5 с помощью цапф П-образного кронштейна

6. жестко закрепленного на опорном кольце

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех областях народного хозяйства в механизмах, станках, приборах.

Целью-изобретения является расширение функциойальных возможностей механизма.

На фиг.1 показан пример выполнения поворотной каретки реверсивных передач, вид с торца вала, при расположении в многоскоростной коробке передач; на фиг,2— разрез А-А на фиг,1; на фиг.3 — разрез Б-Б на фиг.1; на фиг.4 — разрез В-В на фиг.1.

Устройство состоит из кругового кольца

1 с внутренним зубчатым венцом, установленного свободно внутри опорного кольца

2, снабженного, например, регулируемыми опорными роликами 3, В постоянном зацеплении с круговым кольцом 1 с внутренним зубчатым венцом находятся ведомое зубчатое колесо 4, скользяще сидящее на призматическом валу 5, и промежуточное колесо 9, свободно сидящее на оси 7. Постоянство зацепления колес 4 и 9 с кольцом 1 обеспечивается с помощью П-образных кронштейнов 6 и 8, в цапфах которых соответственно устанавливаются вал 5 и ось 7. Центр оси 7, в общем ,. случае, располагается на линии, проведен: ной из центра ведомого вала 5 радиусом, равным расстоянию между центрами валов

5 и 15. Поворотная каретка для реверсивных передач свободно установлена на ведомом валу 5 с помощью цапф П-образного кронштейна 6, жестко закрепленного на опорном кольце 2. Заодно с кронштейном 6 выполнена рукоятка переключения (или сьемная рукоятка, жестко соединяемая с кронштейном

6), содержащая известное фиксирующее устройство. Круговое кольцо 1 с внутренним венцом охватывает ведущие зубчатые колеса 10, 11. 12. 13, 14, т.е. ведущий вал 15 и расположенные на нем колеса проходят внутри кольца 1 с зазором, т.е. Диаметр

2. Заодно с кронштейном 6 выполнена рукоятка переключения (или съемная рукоятка, жестко соединяемая с кронштейном 6), содержащая известное фиксирующее устройство. Круговое кольцо l с внутренним венцом охватывает ведущие зубчатые колеса 10, 11, 12, 13, 14, т.е. ведущий вал 15 и расположенные на нем колеса проходят внутри кольца 1 с зазором, т.е, диаметр кольца 1 больше суммы диаметров колеса (или 9, какое больше) и колеса 10. 4 ил, кольца 1 больше суммы диаметров колеса 4 (или 9, какое больше) и колеса 10.

На фиг.1 пунктиром и штрихпунктиром показаны крайние положения кругового кольца 1 по делительной окружности внутреннего зубчатого венца.

Устройство может обеспечивать работу механизма в режиме вариатора, когда ведущим является вал 15, или в режиме редуктора, когда ведущим является вал 5, при этом в любом варианте обеспечивается редуцирование передачи от всех зубчатых колес, установленных на валу 15. Установив вместо зубчатых колес 1, 4, 9 фрикционные, а вместо зубчатых колес. 10, 11, 12, 13, 14 фрикционный конический барабан, получим фрикционный вариатор или редуктор в зави. симости от того, какой вал ведущий. . Устройство работает следующим образом, .

Поворотом рукоятки вверх (рукоятка не показана на фиг,1) каретка поворачивается вокруг ведомого вала 5 по часовой стрелке и зубья кольца 1 входят в зацепление,. например. с зубьями ведущего колеса 14 (показано положение штрихпунктиром).

Круговое кольцо 1 начнет вращаться в ту же сторону, что и ведущее колесо 14, передавая вращение на колесо 4 и ведомый вал 5 в сторону вращения ведущего вала 15.

Переведя рукоятку в нижнее положение, поворачиваем каретку вокруг вала 5 . против часовой стрелки до полного зацепле35 ния промежуточного колеса 9 с ведущим, например, колесом 14 (положение показано пунктирной окружностью). Зубчатое колесо .9 начнет вращаться в сторону, противоположную вращению колеса 14, одновремен40 .но колесо 9 передает вращение на круговое зубчатое кольцо 1 и далее на колесо 4 и ведомый вал 5, Колеса 9, 4, кольцо 1 и вал 5, будут вращаться в сторону, противоположную вращению ведущего sana 15.

1805247,4 "Я

ДРЙф Уф770

При горизонтальном положении рукоятки (по фиг,1) имеем нейтральное положение.

Скорость вращения ведомого вала 5 определяется передаточным отношением 5 между зубчатыми колесами 10-4, 11-4, 12-4, 13-4, 14-4 и не зависит от размеров кольца

1 и колеса 9.

Например, по схеме на фиг,1 передаточные отношения колеблются от 1 до 0,2 или 10 передаточные числа — от 1 до 5.

Таким образом, по сравнению с прототипом, устройство обладает следующими преимуществами: позволяет расширить функциональные воэможности за счет пол- 15 учения прямой и обратной передач с любого ведущего колеса; позволяет варьировать передаточными отношениями в большом диапазоне; использовать в качестве ведущего любой вал (5 или 15) и использовать в 20 качестве привода (ведущего) любой механизм с любым направлением вращения и большим диапазоном скоростей, Устройство простое по конструкции, может изготавливаться в любой мастер- 25 ской, имеющей токарный и фрезерный станки; может применяться в качестве зубчатых или фрикционных вариаторов-редукторов, а также может быть использовано в качестве муфты между двигателем и обычной (не ре- 30. версируемой) коробкой передач, при этом обеспечивает нейтральное положение, редуцирование и реверсирование передач на выходе из коробки скоростей, Формула изобретения

Коробка передач, содержащая корпус, установленные в нем ведущий вал с блоком зубчатых колес и ведомый вал с подвижным в осевом направлении зубчатым колесом, расположенный в корпусе промежуточный вал с установленным на нем с воэможностью зацепления с зубчатыми колесами ведущего вала зубчатым колесом и рукоятку переключения передач с фиксирующим устройством, отличающаяся тем, что, с целью повышения производительности и расширения эксплуатационных возможностей за счет получения прямой и обратной передач с каждого ведущего колеса, они снабжены опорным кольцом, расположенным в корпусе с возможностью поворота относительно ведущего и ведомого валов и охватывающим все валы и зубчатым колесом с внутренними зубьями, установленным в опорном кольце с возможностью вращения относительно него и находящимся в зацейлении с зубчатыми колесами ведомого и промежуточного валов, ведомый вал связан с опорным кольцом и рукояткоЧг,а промежуточный вал установлен на опорном кольце.

1805247

Составитель В.Русин

Техред M.Моргентал

Корректор 3.Салко

Редактор З.Ходакова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 932 Тираж . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва„Ж-35, Раушская наб., 4/5

Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в редукторостроении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных разделах данной области

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к механизмам синхронизации в коробках передач тракторов, строительно-дорожных машин и др

Изобретение относится к механическим коробкам передач. Шестиступенчатая коробка передач содержит соосные входной и выходной валы и промежуточный вал, установленный параллельно им. На валах установлены четыре пары шестерен переднего хода и ряд шестерен заднего хода, причем ведущая шестерня заднего хода зацеплена с ведомой через дополнительную шестерню, установленную на отдельной оси. На выходном и промежуточном валах по две шестерни установлены свободно, между этими шестернями расположены трехпозиционные муфты переключения. Ведущая шестерня передач переднего хода входного вала и три шестерни промежуточного вала закреплены на валах. Внутренний конец входного вала расположен в наконечнике выходного вала с двухпозиционной муфтой переключения, который установлен в опоре промежуточной стенки. На входном валу свободно установлена шестерня с двухпозиционной муфтой переключения. Ряд шестерен заднего хода может быть расположен на входе коробки передач. Достигается расширение компоновочных и эксплуатационных характеристик при снижении металлоемкости устройства. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к механическим коробкам передач. Восьмиступенчатая коробка передач содержит соосные входной и выходной валы, установленный параллельно им промежуточный вал. На валах расположены пять пар шестерен переднего хода и ряд шестерен заднего хода. Ведущая шестерня заднего хода зацеплена с ведомой через дополнительную шестерню, установленную на отдельной оси. На входном, выходном и промежуточном валах по две шестерни установлены свободно. Между этими шестернями расположены трехпозиционные муфты переключения. Две ведущие шестерни передач переднего хода входного вала и три шестерни промежуточного вала закреплены на валах. Внутренний конец входного вала расположен в наконечнике выходного вала с двухпозиционной муфтой переключения, установленный в опоре промежуточной стенки. Ряд шестерен заднего хода может быть установлен на входе коробки передач. Достигается расширение эксплуатационных и компоновочных характеристик транспортного средства. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к механическим коробкам передач транспортных машин. Десятиступенчатая коробка передач содержит картер с промежуточной стенкой с размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами. Входной и выходной валы установлены соосно, а промежуточный вал установлен параллельно этим валам. Наконечник выходного вала с двухпозиционной муфтой переключения установлен в опоре промежуточной стенки. В наконечнике выходного вала расположена опора входного вала. На валах расположены шесть пар шестерен переднего хода и ряд шестерен заднего хода. Достигается повышение долговечности устройства. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к коробкам передач транспортной техники. Четырнадцатиступенчатая коробка передач содержит картер с промежуточной стенкой, с размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами. Входной и выходной валы установлены соосно, а промежуточный вал установлен параллельно этим валам. Наконечник выходного вала с двухпозиционной муфтой переключения установлен в опоре промежуточной стенки. В наконечнике расположена опора входного вала, на валах расположены восемь пар шестерен переднего хода и ряд шестерен заднего хода. Достигается повышение долговечности коробки передач. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к коробкам передач транспортных средств. Девятиступенчатая коробка передач содержит картер с промежуточной стенкой, с размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами. Входной и выходной валы установлены соосно, а промежуточный вал установлен параллельно этим валам. Наконечник выходного вала с трехпозиционной муфтой переключения установлен в опоре промежуточной стенки. В наконечнике расположена опора входного вала, на валах расположены шесть пар шестерен переднего хода и ряд шестерен заднего хода. Достигается повышение долговечности коробки передач. 2 ил.

Изобретение относится к коробкам передач транспортных средств. Девятиступенчатая коробка передач содержит картер с промежуточной стенкой, с размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами. Входной и выходной валы установлены соосно, а промежуточный вал установлен параллельно этим валам. Наконечник выходного вала с трехпозиционной муфтой переключения установлен в опоре промежуточной стенки. В наконечнике расположена опора входного вала. На валах расположены пять пар шестерен переднего хода и ряд шестерен заднего хода. Достигается увеличение долговечности коробки передач. 2 ил.

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано в автомобилях-тягачах, тракторах, дорожно-строительной и др. технике. На входе в коробку передач расположено сдвоенное сцепление (3). Часть ведомых дисков (28) этого сцепления установлена на первичном валу (5), а другая часть (29) - на трубчатом валу (8). На этих валах закреплены шестерни, зацепленные с шестернями промежуточного вала (9), на котором закреплены шесть шестерен, две из них зацеплены с шестернями (19, 20), свободно установленными на вторичном валу (6). Между ними расположена трехпозиционная муфта (22) переключения с ведомой шестерней (23) заднего хода. На трубчатом наконечнике (7) вторичного вала (6) свободно установлена шестерня (18), зацепленная с шестерней (12) промежуточного вала (9), и расположена трехпозиционная муфта (21) переключения. Изобретение направлено на расширение эксплуатационных и компоновочных характеристик транспортного средства путем повышения его проходимости и облегчения управления за счет попарного переключения передач сдвоенным сцеплением практически без разрыва потока мощности, а также за счет увеличения диапазона и повышение долговечности коробки передач за счет увеличения жесткости валов при уменьшении их длины. 2 ил.

Изобретение относится к модульным коробкам передач. Многоступенчатая коробка передач состоит из картера с внутренней стенкой, в опорах которых соосно расположены входной и выходной валы, параллельный им промежуточный вал. На валах установлены шесть пар взаимозацепленных шестерен переднего хода и ряд шестерен заднего хода. Внутренняя стенка установлена в средней части картера, три блока из двух шестерен, объединенных трубчатыми валами, свободно установлены: один на выходном валу и два на промежуточном валу, четвертый блок состоит из дополнительного вала с закрепленными на нем двумя шестернями. Этот вал расположен между входным и выходным валами в опоре средней стенки и в дополнительной опоре. На заднем торце дополнительного вала расположена ступица с двухпозиционной муфтой переключения и опора, в которой установлен выходной вал со ступицей трехпозиционной муфты переключения. На выходном валу свободно установлена шестерня, в опоре переднего торца дополнительного вала установлен входной вал со ступицей трехпозиционной муфты переключения. Шестерни блоков параллельных валов зацеплены между собой и с отдельными шестернями. На промежуточном валу между блоками шестерен и отдельными шестернями закреплены ступицы трехпозиционных муфт переключения. Блоки шестерен и отдельные шестерни оснащены зубчатыми венцами для муфт переключения. Достигается оптимальный эксплуатационный режим движения. 2 ил.
Наверх