Электродвигатель постоянного тока

 

Использование: электромашиностроение . Сущность изобретения: электродвигатель постоянного тока содержит статор,- якорь, подшипниковые узлы, коллектор, токопроводящее устройство. На статоре расположены главные полюса с обмотками возбуждения. Обмотка якоря выполнена из П-образных секций. Секции размещены в пазах якоря симметрично полюсам. Токопроводящее устройство находится на коллекторе . Возможно выполнение главного полюса из двух смещенных сердечников и размещение резистора переменного сопротивления на статоре. 2 з.п, ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)ю Н 02 К 23/26

/" Д

Г:Л.;;" „„;

ЗОБРЕТЕ НИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4817657/07 (22) 27,02.90 (46) 15.04.93..Бюл. ¹ 14 (71) Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) А.Д. Глущенко, В.И. Киселев, М.З, Мартьянов и М.А. Глуще н ко (56) Под редакцией А,И.Тищенко "Справочник по электроподвижному составу, тепловозам и дизель-поездам.", т,1, М., Транспорт, 1976, с.

263, рис, Vll-1.

Филонов С.П. и др. "Тепловозы 2ТЭ10М, ЗТЭ10М, Устройство и работа. — M.: Транспорт, 1986, с. 134, рис. 97.

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в электродвигателях постоянного тока, в частности в тяговых электродвигателях локомотивов.

Цель изобретения — повышение мощности и надежности, На фиг, 1 показан поперечный разрез статора и якоря; на фиг, 2 — вид якоря в изометрии; на фиг. 3 — поперечный разрез электродвигателя с 32 проводниками якоря; на фиг. 4 — схема укладки "П"-образных стержней обмотки якоря; на фиг, 5 — схема проводников катушек главного полюса, Электродвигатель постоянного тока содержит статор 1, с закрепленными на нем сердечниками северных (N) и южных (S) полюсов с катушками 2,3 и 4,5. На якоре 6 в пазах 7 пакета железа размещены провод-. ники 8 и 9 (фиг. 3 при двухслойной укладке) или один проводник с активными участками

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ И

„„!Ж,„, 1809503 А1 (54) ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО

ТОКА (57) Использование: электромашиностроение. Сущность изобретения; электродвигатель постоянного тока содержит статор,. якорь, подшипниковые узлы, коллектор, токопроводящее устройство. На статоре расположены главные полюса с обмотками возбуждения, Обмотка якоря выполнена из

П-образных секций. Секции размещены в пазах якоря симметрично полюсам, Токопроводящее устройство находится на коллекторе. Возможно выполнение главного полюса из двух смещенных сердечников и размещение резистора переменного сопротивления яа статоре, 2 з.п, ф-лы, 5 ил.

Ф

Ф

1с или 5с и связывающими их участком 1л лобовых частей (фиг. 1). В обоих случаях каждая секция представляет собой "П"-образный стержень, концы которого впаяны в коллекторные пластины 1к, 2к,;,. 16к (фиг.

1,2 при числе проводников N, n = 16) или 1к, C)

2к...„, 32к (фиг. 3 при Ns n, = 32). Средние Q части каждого "П"-образного стержня раз- (Л мещены симметрично относительно магнит- ( ных полей северного(5с фиг, 2) и южного(1с (Ъ фиг. 2) полей. Токоподводящие устройства 10-23 обеспечивают прохождение тока по электродвигателю. Резистор переменного сопротивления из токоподводящих стержней 24 и 25, закреплен в изоляционной втулке 26. Скользящий контакт 27 связан штоком с поршнем 28, размещенным в силовом цилиндре 29. Обмотка возбуждения снабжена клеммами 32, 33.

Ток якоря l> через токопроводящие устройства — кабель 10, шину 11, коллектор1809503 ные пластины 1к, 2к, 16 к распределяется по проводниками в зоне одного главного полюса (фиг. 1,2) и в виде составляющих!яп протекает по активной части проводника (16с, 1с, 2с), по лобовым частям 16л, 1л, 2л и второй их активной части 4с, 5с, 6с в зоне второго главного полюса. Далее ток проходит к коллекторным пластинам 4к, 5к, 6к, шине 12, по кабелю В и шине 14 коллекторным пластинам 8к. 9к, 10к, проводниками

П-образной формы с участками 8с-8л-12с.

9с-9л-13с, 10с-10л-14с, от них к коллекторным пластинам 12к, 13к, 14к и кабелю 16. В этом варианте ток якоря I> протекает последовательно по 12 секциям обмотки в виде

"П"-образных стержней. При этом ток в каждой секции 4 = la/3. В варианте схемы фиг.

3 ток 4 якоря через токораэводящую шину

6 14-потоками пройдет под полюсами $11, S12, а затем через лобовые части секций через участки проводников этих секций в зоне действия катушек N11, N22 северных полюсов и шины 12, 12; к силовой цепи тяговой электрической передачи локомотива.

Выполнение каждого из главных полюсоа из сердечников и смещенных относительно друг друга двух катушек 2, 3 позволяет получить концентрированный магнитный поток сравнительно короткими магнитными силовыми линиями М12 — Мг1, Мг1 — М1г между катушками южных и северных полюсов и отказаться от использования добавочных полюсов. При таких якорях и магнитных системах проводники, уложенные в пазах 29п, 5п, 13п, 21п(фиг. 3) или Зп, 7п, 11п, 15п (фиг. 1) оказываются обесточенными и на них не действует магнитное поле полюсов, поэтому отпадает необходимость в подавлении коммутационных явлений в этих проводниках.

При отсутствии сжатого воздуха или масла в штуцере 30 поршень 28 под действием пружины 31 перемещается в положение 28, при этом скользящий контакт занимает положение 27, размыкая электрическую цепь между токопроводящими стержнями 24 и 25. В этом случае ток возбуждения проходит без ослабления по катушкам 2, 3 главных полюсов. ТЭД реализует максимальную мощность на пониженных частотах вращения вала якоря, регулируемых за счет напряжения на клеммах 32, 33 обмотки возбуждения. Шунтиро10 вание тока а обмотке возбуждения при росте скорости движения локомотива реализуется системой автоматики тяговой передачи локомотива, подводящий сжатый воздух или масло регулируемого давления через штуцер 30.

15, В зависимости от положения поршня 28 и контакта 27 изменяется суммарное сопротивление R стержней 24 и 25 и достигается уменьшение тока обмотки возбуждения.

Формула изобретения

20 1. Электродвигатель постоянного тока. содержащий статор с переменно-полюсной магнитной системой, состоящей из главных полюсов с обмотками возбуждения, якорь, в пазах которого размещена обмотка, под-, шипниковые узлы, коллектор, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения мощности и надежности, обмотка якоря выполнена в виде П-образных секций, прямолинейные активные части которых

30 размещены группами в пазах якоря симметрично относительно полюсов статора, причем один конец секции подключен через коллектор к токопроводящему устройству под северным полюсом, другой — под юж35 ным, а само токопроводящее .устройство размещено на коллекторе.

2. Электродвигатель по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что каждый главный полюс выполнен из двух смещенных друг относи40 тельно друга, сердечников.

3, Электродвигатель по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что снабжен резистором переменного сопротивления, размещенным .на статоре.

1809503

1809503

1809503

1809503

Составитель А,Глущенко

Техред M.Màðãåíòàë

Редактор. Корректор М;Максимишинец

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Заказ 1289 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Электродвигатель постоянного тока Электродвигатель постоянного тока Электродвигатель постоянного тока Электродвигатель постоянного тока Электродвигатель постоянного тока Электродвигатель постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике , в частности к электромашиностроению, и может быть использовано в моментных двигателях дисковой и цилиндрической конструкции инфранизких частот вращения Цель изобретения - расширение области применения, снижение трудоемкости изготовления и повышение надежности

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к электрическим машинам малой мощности, и может быть использовано при изготовлении коллекторных машин поятоянного тока

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть применено в производстве электрических ма-i шин, в частности в тяговых электродвигателях локомотивов

Изобретение относится к области электромапмностроения

Изобретение относится к коллекторным электрическим машинам

Изобретение относится к электромаиганостроению и может быть иснольэовано в коллекторных электрических машинах

Изобретение относится к области конструирования электрических машин

Изобретение относится к электрооборудованию и электромашиностроению и может быть использовано в однофазных коллекторных двигателях большой мощности, которые используют на электрифицированных железных дорогах

Изобретение относится к области электротехники, к электрическим машинам, а именно к обмоткам якорей с четным и нечетным числом пазов и четным или нечетным числом обмоток секций

Изобретение относится к области электротехники, а именно, к конструкциям якорей вращающихся электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и касается технологии изготовления обмотки ротора электрических машин

Изобретение относится к области электротехники, а именно к области электрических генераторов постоянного тока с приводным двигателем

Изобретение относится к области электротехники, касается конструктивного исполнения коллекторных электрических машин постоянного тока с электромагнитным возбуждением и может быть использовано в качестве электрических двигателей и генераторов постоянного тока любых мощностей во всех отраслях экономики

Изобретение относится к области электротехники, касается конструктивного исполнения однофазных коллекторных электрических двигателей переменного тока и универсальных коллекторных двигателей, может быть использовано в устройствах автоматики, в бытовой технике и в качестве силовых тяговых электрических двигателей

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам, в частности к машинам постоянного тока (МПТ)
Наверх