Электропривод переменного тока

 

Использование: может быть использовано в электроприводах для станков полуавтоматов и .автоматов. Сущность: использование в схеме привода одного блока торможения, датчика скорости и тока, двух управляемых двигателей позволяет получить привод конструктивно простым и тем самым уменьшить габариты устройства. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕ ГСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!)5 Н 02 Р 3/24

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) в в

ОПИСАНИЕ ИЗОбРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4811166/07 (22) 09.04.90 (46) 15,04.93, Бюл, N 14 (71) Самарское станкостроительное производственное объединение (72) В,М.Минько (56) Авторское свидетельство СССР

М 1539944, кл. Н 02 P 3/24, 1989. (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПЕРЕМЕННОГО

ТОКА

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электроприводам, и может быть использовано для станков полуавтоматов и автоматов, где требуется относительно большая частота включений-отключений подвижных частей станка.

Целью изобретения является повышение функциональной возможности привода.

На чертеже показана схема электропривода переменного тока.

Электропривод переменного тока содержит два управляемых электродвигателя

1, 2 механически связанные своими валами с нагрузкой 3, пускатели 4, 5, 6, 7 с соответствующими им катушками 8,9, 10, 11, блок

12 торможения, выводы которого подключены к силовым контактам пускателей 6, 7, датчик 13 скорости, коммутирующий элемент 14 которого включен в первую цепь управления блока 12 торможения, во вторую цепь управления которого включен размыкающий контакт 15 пускателя 6, датчик 16 тока, коммутирующий элемент l7 которого включен к цепи управления катушки 11 пус кателя 7, источник " Е" питания цепей уп.. Ж, 1809522 А1 (57) Использование: может быть использовано в электроприводах для станков полуавтоматов и,автоматов, Сущнаст ь; использование в схеме привода одного блока торможения, датчика скорости и тока, двух управляемых двигателей позволяет получить привод конструктивно простым и тем самым уменьшить габариты устройства, 1 ил, равления, размыкающий контакт 18 кнопки

"Стоп", одним выводом соединенный с источником н Е", замыкающие контакты 19, 20 кнопки "Пуск", первый из которых одним Б выводом соединен с первым выводом катушки 10, а второй — одним выводом соединен с вторым выводом контакта 18 кнопки

"Стоп", реле 21 переключения, параллельно которому подключен конденсатор 22, источник "+Е" питания цепей управления, замыкающие и размыкающие контакты 23, 24, 25 управления пускателя 4, первый из которых одним выводом соединен с другим выводом контакта 19 кнопки "Пуск", второй — одним выводом соединен с одним выводом реле

21, а третий — одним выводом соединен c;Û одним выводом катушки 9, замыкающие и ) ) размыкающие контакты 26, 27, 28 управления пускателя 5, первый из которых одним выводом соединен с первым выводом контакта 23, второй — одним выводом соединен с одним выводом катушки 8, а третий — одним выводом соединен с одним выводом катушки 8, а третий — одним выводом соединен с источником и+Е" питания постоянного

1809522 тока, а другим — с другим выводом контакта

24, параллельно которому подключен контакт 29 реле 21, замыкающие контакты 30, 31, управления пускателя 6, первый из которых одним выводом соединен с первым выводом катушки 10, а второй подключен параллельно коммутирующему элементу 17 датчика 16 тока, микровыключатель 32, один вывод которого соединен с первым выводом контакта 20 кнопки "Пуск", а второй — с вторым выводом контакта 30, замыкающий контакт 33 управления пускателя 7, один вывод которого соединен с источником "

Е" питания, а другим — с другим выводом контакта 19 кнопки "Пуск", размыкающий и замыкающий контакты . 34, 35 реле 21, одни выводы которых соединены между собой и подключены к другому выводу контакта 20 кнопки "Пуск", другой вывод контакта 34 соединен с другими выводами контактов 23, 27, а другой вывод контакта 35 соединен с другими выводами контактов 25, 26.

Схема электропривода переменного тока работает следующим образом.

При нажатии на кнопку "Пуск", замыка. ются ее контакты 19, 20 и от источника " Е" по цепи последовательно соединенных контактов 18-20-34-27 получит питание катушка

8 пускателя 4 и включит его, При этом замкнутся его силовые контакты в фазах двигателя 1, разомкнется его контакт 25, блокирующий включение питания катушки

9, замкнется его контакт 23 и через него и замкнутый контакт 19 нажатой кнопки

"Пуск" получит питание катушка 10 пускателя 6 и включит его, При этом замкнутся его силовые контакты в первой и третьей фазах питающей сети, замкнется его контакт 30 и по цепи контактов 18-32-30 поставит катушку 10 на самопитание, при этом разомкнется его контакт 31 и по цепи контактов 23 — 31 получит питание катушка 11 пускателя 7 и включит его. При этом замкнутся его силовые контакты в первой и второй фазах питающей сети, замкнется его контакт 33 и поставит катушки 8, 11 на самопитание, замкнется его контакт 24 и по цепи контактов 28-24 от источника "+Е" питания получит питание катушка 21 реле переключения и включит его. При этом замкнется его контакт 29 и поставит катушку 21 на самопитание, замкнется его контакт 35 и подготовит цепь питания катушки 9 пускателя 5, разомкнется его контакт 34 и заблокирует включение питания катушки. 8 в следующем пуске привода. Получив питание через последовательно замкнувшиеся силовые контакты пускателей 4-6-7, двигатель 1 включится и начнет вращать нагрузку 3 и связанный с ней двигатель 2. При этом датчиком 13, на выходе которого замкнется коммутирующий элемент 14, находящийся в первой цепи управления блока 12 торможения, осуществляется контроль скорости

5 двигателя, а датчик 16 с коммутирующим элементом 17, замыкающий цепь питания катушки 11 пускателя 7, осуществляет контроль тока двигателя.

Для отключения привода, например, в

10 конце рабочего цикла станка-полуавтомата, срабатывает микровыключатель и его контакт 32, размыкаясь, обесточивает катушку

10 пускателя 6 и отключает его. При этом разомкнутся его контакты 30, 31 и замкнет15 ся контакт 15, во второй цепи управления блока 12 торможения. разомкнутся его силовые контакты в первой и третьей фазах питания двигателя 1. При этом через замкнутые силовые контакты пускателя 7 в

20 первой и второй фазах питающей сети, через блок 12 торможения и замкнутые силовые контакты пускателя 4, в первую и вторую фазы двигателя 1 будет подаваться .напряжение постоянного тока, за счет кото25 рого будет осуществляться торможение двигателя 1 и связанной с ним нагрузки 3, а следовательно,и двигателя 2. В конце торможения при скорости двигателя 1 равной или близкой нулю, срабатывает датчик 13

30 скорости и своим коммутирующим элементом 14 размыкает цепь управления блока 12 торможения, в связи с чем подача постоянного тока в обмотки двигателя 1 прекратится, на что отреагирует датчик 16 тока и

35 разомкнет свой коммутирующий элемент 17 и тем самым обесточит катушку 11 пускателя

7 и отключит его. При этом разомкнутся его силовые контакты и обесточат блок 12 торможения и входы датчиков 13, 16, разо40 мкнется его контакт 33 и обесточит катушку

8 пускателя 4 и отключит его. Разомкнется его контакт 24 в цепи катушки 21. Разомкнутся силовые контакты пускателя 4 и отключат двигатель 1 от цепей питания, при

45 этом замкнется его контакт25 в цепи катушки 9. При этом катушка 21 реле переключения остается под напряжением по цепи

"+Е"-28-29 и находится во включенном состоянии. его контакт 35 замкнут. а контакт

50 34 разомкнут.

При необходимости, например,для аварийного отключения привода, нажимают на копку "Стоп" и размыкают ее контакт 18.

Для следующего включения привода, снова

55 нажимается кнопка "Пуск", При этом по. цепи контактов 18-20-35-25 получит питание катушка 9 пускателя 5 и включит его. !ри этом замкнуться его силовые контакты в фазах двигателя 2, замкнется его контакт 26 и разомнутся контакт 27, блокирующий пита1809522 ние катушки 8, и контакт 28 и обесточит катушку 21 реле переключения и отключит ее с выдержкой времени за счет конденсатора 22, которая необходима, чтобы до того, как разомкнется ее контакт 35, катушка 9 успела встать на самопитание по цепи контактов 33-26-25, разомкнет контакты 29, 35, замкнет контакт 34 и тем самым подготовит цепь для включения катушки 8 в следующем пуске привода. Дальнейшее включение пускателей при пуске двигателя 2 аналогично включению пускателей при пуске двигателя

1. Получив питание, двигатель 2 начнет вращать нагрузку 3 и связанный с ней двигатель 1. Торможение двигателя 2 аналогично описанному торможению двигателя 1.

В следующем, третьем по счету, пуске привода включается двигатель 1, а в четвертом — двигатель 2 и т.д„двигатели будут включаться поочередно, при этом связанные механически между собой, они будут вращаться в каждом цикле работы привода.

Формула изобретения

Электропривод переменного тока, содержащий управляемый электродвигатель, своим валом механически связанный с на.грузкой, два пускателя, выводы блока торможения подключены к силовым контактам пускателей, датчик скорости, коммутирующий элемент которого включен в первую цепь управления блока торможения, во вторую цепь управления которого включен размыкающий контакт первого пускателя, датчик тока, источник питания цепей управления, катушки управления пускателей, размыкающий контакт кнопки "Стоп", одним выводом. соединенный с источником питания цепей управления, замыкающий контакт кнопки "Пуск", два замыкающих контакта первого пускателя, один из которых одним выводом соединен с первыми выводами кнопки "Пуск" и катушки первого пускателя, а второй контакт подключен параллельно коммутирующему элементу датчика тока, один вывод которого соединен с первым выводом катушки второго пускателя, вторые выводы указанных катушек сое. динены с общей шиной источника питания, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, в него введены второй электродвигатель, третий и четвертый пускатели с силовыми контактами, катушками, с замыкающими и размыкающими контактами управления, второй пускатель снабжен двумя замыкающими контактами, а кнопка "Пуск" — вторым замыкающим контактом, микровыключатель с размыкающим контактом, реле переключения с катушкой управления, двумя замыкающими и одним размыкаю5

20

35

40 точников питания.

55 щим контактами, конденсатор 11 источник питания постоянного тока, при этом второй двигатель своим валом механически связан с нагрузкой, силовые контакты третьего и четвертого пускателей рдними своими выводами соединены с фазами соответственно первого и второго двигателей, а их вторые выводы соединены между собой пофазно и подключены к вторым выводам силовых контактов первого и второго пускателей, вход датчика скорости подключен к трем фазам, а вход датчика тока к двум, первой и второй, фазам в точках профазного соединения сийовых контактов третьего и четвертого пускателей, первый вывод катушки первого пускателя соединен с источником питания цепей управления по цепи, образованной последовательно соединенными первыми замыкающим контактом кнопки

"Пуск", первым замыкающим контактом второго пускателя и подключенной параллельно ей цепи, образованной последовательно соединенными размыкающими контактами кнопки "Стоп" и микровыключателя и первым замыкающим контактом первого пускателя, первый вывод катушки третьего пускателя соединен с вторым выводом контакта кнопки "Стоп" по цепи, образованной последовательно соединенными вторым замыкающим контактом кнопки

"Пуск", размыкающим контактом реле переключения и первым размыкающим контактом четвертого пускателя, первый вывод катушки четвертого пускателя. соединен с вторым выводом второго замыкающего контакта кнопки "Пуск" по цепи, образованной последовательно соединенными первым замыкающим контактом реле переключения и размыкающим контактом третьего пускателя, при этом замыкающие контакты третьего и четвертого пускателей своими первыми выводами соединены с вторыми выводами соответственно размыкающего и первого замыкающего контактов реле, а их вторые выводы соединены с вторым выводом выхода датчика тока и подключены к второму выводу первого контакта кнопки "Пуск", первый вывод катушки реле переключения соединен с источником питания постоянного тока по цепи, образованной последовательно соединенными вторым размыкающим контактом четвертого пускателя, вторым замыкающим контактом реле переключения и подключенным параллельно ему вторым замыкающим контактом второго пускателя, а конденсатор подключен параллельно катушке реле переключения, при этом вторые выводы катушек третьего и четвертого пускателей и реле переключения соединены с общей шиной ис1809522

Составитель В.Минько

Техред M.Moðãåíòàë

Корректор С.Лисина

Редактор Т.Иванова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 10".

Заказ 1290 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Электропривод переменного тока Электропривод переменного тока Электропривод переменного тока Электропривод переменного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах общепромышленных механизмов и металлорежущих станков

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах общепромышленных механизмов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для торможения асинхронных короткозамкнутых электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для торможения асинхронных короткозамкнутых электродвигателей

Изобретение относится к электрорадиотехнике

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в устройствах для перемещения и натяжения ленточных материалов, например в технологическом оборудовании для производства и обработки электропроводящих рулонных ленточных материалов, в электроприводах подачи ленточных материалов в пресс, в лентопротяжных механизмах устройств ввода-вывода информации

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для торможения асинхронных короткозамкнутых электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для торможения асинхронных короткозамкнутых двигателей
Наверх