Дископлан е.ширшова

 

Изобретение относится к авиации, в частности к летательным аппаратам с дисковым крылом. Целью изобретения является повышение экономичности летательного аппарата. Дископлан содержит крыло 1 с центральным силовым элементом, движитель . Поставленная цель достигается тем, что силовой элемент выполнен в виде втулки 2. Над верхним торцом втулки 2 закреплен конус 3, образующий с верхней поверхностью крыла 1 кольцевую щель воздухозаборника, а нижний торец втулки посредством L-обраэного воздуховода 6 соединен с кольцевым каналом 7 винтовентилятора 8 или с компрессором реактивного двигателя. Конус 3 может быть закреплен с возможностью установки с положительным углом атаки, превышающим угол атаки крыла 1. t з.п. ф-лы, 3 ил.

союз совЕтских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 64 С 39/06

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОЬРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4910331/23 (22) 11,02,91 (46) 23,04.93. Бюл. hb 15 (75) Е,К. Ширшов (56) Гребеньков О.А. Конструкция самолетов, M. Машиностроение, 1984, с. 118-119.

Бурдаков В. На старте — летающие тарелки7 Техника молодежи. 1990, Q 9, с. 20—

21. (54) ДИСКОПЛАН Е,ШИРШОВА (57) Изобретение относится к авиации, в частности к летательным аппаратам с диско- вым крылом. Целью изобретения является повышение экономичности летательного

„„53J „„1810232 А1 аппарата. Дископлан содержит крыло 1 с центральным силовым элементом, движитель. Поставленная цель достигается тем, что силовой элемент выполнен в виде втулки 2.

Над верхним торцом втулки 2 закреплен конус 3, образующий с верхней поверхностью крыла 1 кольцевую щель воздухозаборника, а нижний торец втулки посредством L-образного воздуховода 6 соединен с кольцевым каналом 7 винтовентилятора 8 или с компрессором реактивного двигателя. Конус 3 может быть закреплен с возможностью установки с положительным углом атаки, превышающим угол атаки крыла 1. t з.п. ф-лы, 3 ил.

1810232

Кэобретение относится к авиации, в частности к летательным (ЛА) с дисковым крылом.

Цель изобретения — повышение экономичности аппарата за счет увеличения аэродинамического качества дискового крыла применением управления пограничным слоем путем отсасывания.

Предлагаемый дископлан отличается следующим;

1. Силовой элемент крыла выполнен в виде втулки, на верхнем конце которой установлен обратный конус, образующий с ним кольцевую щель воэдухозаборника, что повышает аэродинамическое качество крыла, т.е, снижает его лобовое сопротивление и повышает аэродинамическую подъемную силу благодаря радиальному отсосу через щелевой воздухозаборник пограничного 20 слоя и созданию дополнительного разрежения на верхней стороне диска.

2, Нижний конец втулки соединен при помощи 1=образного -воздуховода с кольцевым каналом толкающего винта-вентилятора, 25 либо с входным контуром (компрессором), например турбовентиляторного двигателя, (ТВД), что повышает эффективность движителя и аэродинамическое качество аппарата в целом. 30

3. Обратный конус имеет возможность установки с положительным углом атаки, превышающим угол атаки крыла, что также увеличивает его подъемную силу, так как кроме всего прочего уменьшает отсасыва- 35 ние воздуха с задней поверхности диска. где отсасываемый поток направлен навстречу набегающему потоку.

На фиг, 1 показан винтомоторный дископлан, вид сбоку с частичным разрезом; на 40 фиг, 2 — вид дископлана сверху и треуголь- ники векторов скоростей набегающего и отсасываемого потоков; на фиг, 3 — дископлан в реактивном варианте выполнения, вид сбоку. 45

Принятые. обозначения: н.п, — набегающий поток; о,п. — отсасываемый поток;

Чн.п. — вектор скорости набегающего потока; 50

Vp.g. — вектор скорости отсасываемого потока;

Ч1;Чг...Чв — векторы геометрической суммы скоростей набегающего и отсасываемого потоков на различных участках дискового крыла;

Чп.n, — вектор путевой составляющей скорости набегающего потока при развороте ЛА;

Чп.c. -- вектоР скоРости потока скольжения (сноса) в набегающем потоке при развороте ЛА, Штрих-пунктирной линией на фиг, 2 обозначено положение аппарата под углом к набегающему потоку и векторы составляющих скоростей набегающего потока при развороте ЛА, Дископлан (см. фиг, 1) содержит дисковое крыло 1 с центральной втулкой 2, на верхнем конце которой установлен (в плоскости параллельной плоскости крыла) обратный конус 3, закрепленный при помощи пилона 4. Обратный конус 3 образует с крылом кольцевую щель воздухозаборника 5.

На нижнем конце втулки 2 укреплен L-образный воздуховод 6, соединяющий ее с кольцевым каналом 7 толкающего винта— вентилятора 8, Воздуховод составляет одно целое с фюзеляжем 9 (является продолжением фюзеляжа) аппарата, в котором размещена силовая установка (двигатель) 10 привода винта 8. На фюзеляже за винтом (на выходе кольцевого канала 7) установлен руль поворота 11, а на дисковом крыле— элевоны 12 (см. фиг. 2), У реактивного дископлана (см, фиг, 3) нижний конец втулки 2 соединен при помощи воздуховода 6 с компрессором реактивного двигателя 13.

Как в винтомоторном так и в реактивном варианте выполнения дископлана обратным конус 3 может быть установлен при монтаже или во время полета под углом атаки, превышающем угол атаки крыла таким образом, что щель воздухозаборника 5 в задней части диска полностью перекрывается, Во время полета в параллельном набегающем потоке (н.п,) воздуха предлагаемый дископлан, имеющий дисковое крыло с радиальным отсосом пограничного слоя (о,п.), расположенным в центре крыла щелевым кольцеобразным воздухозаборником, проявляет новые, присущие только ему свойства внутреннего автокрена на вираже и кабрирования увеличением тяги движителя.

В прямолинейном полете на передней верхней части крыла происходит геометрическое сложение (см, фиг, 2) скорости набегающего воздушного потока (Чн.п) со скоростью потока воздуха, отсасываемого в пограничном слое (Чо,o,), а на задней части — вычитание скоростей потоков, т,е, V>—

Ча=Чн.п.+Чо.п. (в частности Ч1=Чн.п.+Vо.п., Ч5=Чн.п. Vo.п.). В результате увеличения результирующих скоростей обтекания воздушнымым потоком верхней носовой части дискового крыла (V -Чз; Чт; Va) и уменьшений скоростей обтекания eãî хвостовой час !810?: 2 ти (V4-Ve), разрежение над носком крыла увеличивается, а над хвостовой частью уменьшается, что вызывает увеличение кабрирующего момента на крыле. Величина кабрирующего момента возрастает с увели- 5 чением тяги движителя, за счет увеличения скорости отсасываемого потока Vp.p. При этом вследствие того. что Vo.л.<Чн,п,, сохраняется обтекание крыла без срыва потока на углах атаки до 45 . 10

Разворот любого ЛА сопровождается появлением поперечной составляющей скорости набегающего потока — скорости потока скольжения (сноса) Чл.с, При этом вектор скорости набегающего потока 15

Ч,л,=Чл,л.+Чл,с, и направлен под углом к продольной оси аппарата, Для устранения бокового скольжения на крыльях известных

ЛА установлены элероны, при помощи которых осуществляется внутренний (в сторону 20 разворота) крен аппарата, При развороте предлагаемого дископлана внутренний крен закладывается автоматически, благодаря тому, что результирующие векторы скоростей перераспределяются по 25 поверхности крыла таким образом, что, например, при левом развороте (см. фиг. 2) справа по борту скорости Vl — Ч4; Чв имеют большие значения, чем скорости Vg-Vq no левому борту. Остается и преобладание 30 больших скоростей в носовой части крыла

Vt; Ч ; Vp-Чв увеличивающее угол атаки кры ла на вираже, что способствует увеличению центростремительных сил, обеспечивающих уменьшение радиуса циркуляции, Положительный эффект от предлагаемого изобретения заключается в снижении посадочной скорости и уменьшении длины разбега и пробега дископлана, упрощении управления им в полете, повышении надежности и безопасности пилотирования, Формула изобретения

1. Дископлан, содержащий крыло с центральным силовым элементом, движитель, отличающийся тем,что,сцелью повышения экономичности аппарата. силовой элемент выполнен в виде втулки, над верхним торцом которой закреплен конус, обращенный вершиной внутрь втулки и образующий с верхней поверхностью крыла кольцевую щель воздухозаборника, а нижний торец втулки посредством L-образного воздуха соединен с кольцевым каналом винтовентилятора или с компрессором, 3еактивного двигателя, 2.Дископлан по п.1, отл и ча ю щийс я тем, что конус закреплен с возможностью установки с положительным углом атаки, превышающим угол атаки крыла.

1810232

Составитель Е, Ширшов

Редактор Т. Мельникова Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Н. Милюкова

Заказ 1413 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Дископлан е.ширшова Дископлан е.ширшова Дископлан е.ширшова Дископлан е.ширшова 

 

Похожие патенты:

Самолет // 4137

Изобретение относится к тороидальному фюзеляжу беспилотного летательного аппарата, имеющему оптимизированную конструкцию

Изобретение относится к соосному подузлу трансмиссия/центральная втулка узла несущих винтов беспилотного воздушного летательного аппарата

Изобретение относится к движителям с использованием энергии течения среды

Изобретение относится к авиации и касается строительства и эксплуатации летательных аппаратов

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки

Изобретение относится к летательным аппаратам тяжелее воздуха

Изобретение относится к размещению силовых установок на летательном аппарате

Изобретение относится к авиационной технике

Изобретение относится к области летательных аппаратов и воздушного транспорта
Наверх