Ротор явнополюсный электрической машины

 

Использование: для электрических машин тепловозов. Сущность изобретения: на магнитопроводе (1) ротора закреплен полюс (2) с катушкой возбуждения (3). Опорная часть (7) стержней (6) сопряжена с лобовыми частями катушки. Выводы катушки расположены по оси полюса и сдвинуты друг относительно друга в аксиальном и радиальном направлениях. Изоляционные элементы(19) снабжены контактами (20, 21). Последние также сдвинуты друг относительно друга в аксиальном и радиальном направлениях. Внутренние выводы соединены шинами одного исполнения, наружные выводы - шинами другого исполнения. 3 ил. А-А 5 6 7 I I I ел с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 Н 02 К 3/52

ri в qq

5Е7

fP

l5

16

Л;М

" ЯФ фиМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) (21) 4900416/07 (22) 08,01.91 (46) 15.05,93. Бюл, М 18 (71) Научно-исследовательский, проектноконструкторский и технологический институт тяжелого электромашиностроения

Харьковского завода "Электротяжмаш" им, В.И,Ленина (72) В,П.Осичев, В,С.Сысоев, В,И.Вовк и А.В,Осичев (73) НПО "Электротяжмащ" (56) Авторское свидетельство СССР

N. 1363380, кл. Н 02 К 3/52, 1987.

Авторское свидетельство СССР

N. 219682, кл. Н 02 К 3/52, 1967.

„„, 0„„1816336 АЗ (54) РОТОР ЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИ4ЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Использование: для электрических машин тепловозов. Сущность изобретения: на магнитопроводе (1) ротора закреплен полюс (2) с катушкой возбуждения (3). Опорная часть (7) стержней (6) сопряжена с лобовыми частями катушки. Выводы катушки расположены по оси полюса и сдвинуты друг относительно друга в аксиальном и радиальном направлениях. Изоляционные элементы (19) снабжены контактами (20, 21). Последние также сдвинуты друг относительно друга в аксиальном и радиальном направлениях.

Внутренние выводы соединены шинами одного исполнения, наружные выводы — шинами другого исполнения. 3 ил,,4-A

1816336

Изобретение относится к электрическим машинам переменного тока. в частности к тяговым синхронным генераторам и агрегатам транспортных средств.

Целью изобретения является упрощение конструкции и повышение технологичности при изготовлении и ремонте.

На фиг.1 показан фрагмент продольного разреза ротора с явновыраженными полюсами — А-А; на фиг. 2 —. фрагмент поперечного. разреза ротора с явновыраженными полюсами — вид по стрелке Б; на фиг. 3 — схема соединения катушек, Иэ фиг.1 видно, что на магнитопроводе

1 ротора расположен и закреплен, например, посредством резьбовых соединений, полюс 2, содержащий катушку возбуждения

3 и шихтованный сердечник 4 с выступающими эа его торцы 5 стержнями 6, опорная часть 7 которых сопряжена с передними 8 и задними 9 лобовыми частями катушки воз буждения и поддерживают их.

Из фиг.1 видно также, что верхний крайний виток 10 передней лобовой части катушки соединен с внутренним выводом 11, концевая часть 12 которого снабжена гибким элементом 13 с наконечником 14, а нижний крайний виток 15 соединен с наружным выводом 16, который сразу выполнен как гибкий элемент и что лобовые части катушки отизолированы от стержней Г-образной формы прокладкой 17 с пазом 18 под расположением внутреннего вывода.

На фиг. 1 показан изоляционный элемент 19 с запрессованными контактами 20 внутреннего и 21 наружного выводов, снабженными резьбовыми соединениями 22, посредством которых осуществлено соединение наконечников гибких элементов с наконечниками 23 межкатушечных токоведущих шин, причем видно, что наконечники гибких элементов внутреннего и наружного выводов, также как и контакты, смещены в аксиальном и радиальном направлениях друг относительно друга, а изоляционный элемент закреплен на магнитоп роводе пос редством утоплен ного . в нем крепежа 24 и, предпочтительно, для увеличения пути утечки тока снабжен подкладной изоляционный шайбой 25:

Из фиг.2 видно, что оба вывода катушки и контакты расположены по оси полюса, т.е. катушка выполнена без перекрещивания при намотке, а также видно, что и межкатушечмые соединения не перекрещены на выводах. Кроме этого на фиг.1.2 показано, что наконечник токоведущей шины снабжен скобкой 26 (охватывающей наконечник вывода катушки).

Иэ фиг. 3 видно также, что межкатушечные токоведущие шины выполнены двух видов; а) первый вид 27- шины, соединяющие внутренние выводы катушек смежных полюсов; б) второй вид 28 — шины, соединяющие наружные выводы катушек смежных полюсов

Изготовление и сборка ротора с явновыраженными полюсами, Обычно при намотке катушки на намоточном приспособлении производят отреэку расчетного числа витков на лобовой части катушки.

В предлагаемом устройстве в процессе намотки расчетное число витков катушки отреэается по середине лобовой части, по оси катушки, в результате чего все катушки, соответственно и полюсы, будут взаимозаменяемы, одной конструкции и одного

20 исполнения, а технология изготовления— безотходной.

После калибровки и опрессовки.катушки производят установку межвитковых прокладок и эапечку катушки с ними, припайку внутреннего и внешнего выводов к крайним виткам катушки и изолировку группы крайних витков.

Внутренний и наружный выводы располагают по оси лобовой части катушки, друг

30 за другом в аксиально направлении, а наконечники выводов выполняют сдвинутыми друг относительно друга в радиальном направлении.

В устанавливаемых на одной стороне изоляционных элементах оба контакта расположены также по оси полюса и сдвинуты друг относительно друга в аксиальном и радиальном направлениях, Соединения выводов катушек с межкатушечными

40 токоведущими шинами, которые выполнены двух видов, производят на контактах изоляционного элемента в определенной последовательности — сначала соединяют внутренние, а затем наружные выводы кату45 шек смежных полюсов, причем скоба, которой снабжена токоведущая шина и которая охватывает наконечник вывода катушки с наружной стороны служит не только для улучшения контакта в.соединении вывод ка50 тушки — токоведущая шина, но может быть использована и в качестве стопорной шайбы болта от самоотвинчивания.

Устройство работает следующим образом, Как обычно полюса с катушками возбуждения смонтированы на магнитопроводе корпуса ротора, а выводы катушек смежных полюсов соединены друг с другом посредством токоведущих шин и присоединены к контактным кольцам таким образом, t 816336 что при протекании Ro ним тока, как это показано стрелками на фиг,З, обеспечивается необходимое чередование полюсов.

Понятно, что полюса с катушками возбуждения, изоляционные элементы с контактами и межкатушечные соединения надлежащим образом закреплены на магнитопроводе, чтобы противостоять, в частности, центробежным нагрузкам при работе.

Экономически внедрение предполагаемого изобретения будет выгодно, так как снизит трудовые и материальные затраты при изготовлении и ремонте. Действительно, по сравнению с двусторонним расположением выводов уменьшается в два раза количество изоляционных элементов с контактами, а по сравнению с прототипом существенно повышается производительность труда за счет того, что пресс-форма для изготовления изоляционных элементов может быть выполнена многогнездной и снижается расход прессматериала, не говоря уже о том, что при этом катушки и полюса в сборе будут одного исполнения, взаимозаменяемы, Формула изобретения Ротор явнополюсной электрической машины, содержащий полюса с катушками

5 возбуждения. размещенные на торцовой стороне магнитопровода ротора изоляционные элементы, каждый иэ которых включает контакт с токоведущей шиной, соединенной с выводами катушки возбуждения, о т л и10 ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения технологичности при изготовлении и ремонте, оба вывода катушки возбуждения расположены по оси полюса и сдвинуты относительно друг друга

15 в аксиальном и радиальном направлениях, изоляционный элемент снабжен вторым контактом с токоведущей шиной, а контакты изоляционного элемента также сдвинуты друг относительно друга в аксиальном и ра20 диальном направлениях и расположены по оси полюса, при этом токоведущие шины выполнены двух видов, одни из которых предназначены для соединения внутренних выводов, а другие — наружных выводов кату25 шек смежных полюсов.

1816336

Составитель С. Флоринская

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор С.Лисина

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1652 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Ротор явнополюсный электрической машины Ротор явнополюсный электрической машины Ротор явнополюсный электрической машины Ротор явнополюсный электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению , в частности к роторам явнополюсных электрических машин

Изобретение относится к электротехнике , в частности к электрическим машинам, и может быть использовано в конструкциях крупных синхронных компенсаторов и других явнополюсных электрических машин с л / ., газовым охлаждением

Изобретение относится к области электромашиностроения , в частности к синхронным явнополюсным электрическим машинам

Изобретение относится к электротехнике , а именно к электрическим машинам с явновыраженными полюсами

Изобретение относится к электромашиностроению и касается магнитных систем электрических машин постоянного тока

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к области электротехники, а именно к статорам электрических машин постоянного и переменного тока, и может найти применение в коллекторных электродвигателях

Изобретение относится к области электромашистроения, а именно к конструкции ротора, преимущественно гидрогенераторов, а более конкретно к конструкции держателя междуполюсных соединений

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения реактивных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники, в частности к особенностям конструктивного выполнения концевых дисков статоров коллекторных двигателей, в частности универсальных, и может быть использовано в бытовых приборах

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, в частности касается электрических машин для электротранспорта

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх