Способ установки ползуна в направляющих прямолинейного перемещения и направляющие прямолинейного перемещения

 

Сущность изобретения: ползун установлен в направляющих прямолинейного перемещения и упруго перемещается вдоль оси направляющих. Усилия для упругого перемещения прикладывают к ползуну через пружиненные замыкающие элементы, поверхности ползуна и замыкающих элементов в местах их сопряжения выполнены в форме ласточкина хвоста, а фиксация положения относительно поверхности скольжения осуществляется зажимом ползуна с двух сторон в направлении оси направляющих навстречу друг к другу. В устройстве ползун установлен в призматическом пазу станины и постоянно поджат своей рабочей поверхностью к поверхности скольжения станины пружинами растяжения через замыкающие элементы. При перемещении ползуна вращают фасонный винт в упоре, при этом замыкающий элемент движется по винту и, воздействуя на ползун и противоположный замыкающий элемент, перемещает их. После достижения ползуном необходимого положения он зажимается между двумя замыкающими элементами поверхностью скольжения станины. 2 с.и4 з. п. ф-лы, 2 ил. « (Л

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (яу F 16 С 29/02

ГОСУДАРСТВЕНЮЕ .ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4945011/27 (22) 29.04.91 (46) 07.06.93. Бюл. М 21 (75) О.Н.Иванов (56) 1. Панов В.А., Kpyrep М.А., Кулагин В,В. и др. Справочник конструктора оптико-механических приборов / Под общ. ред.

В.А.Панова, — 3-е иэд. перераб. и доп. — Л»

Машиностроение, Ленинг. отд-ние, 1980, с.

458: табл. 11 1; схема 6.

2. Авторское свидетельство СССР

М 808730, кл. F 16 С 29/02. 1981. (54) СПОСОБ УСТАНОВКИ ПОЛЗУНА В НАПРАВЛЯЮЩИХ ПРЯМОЛИНЕЙНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ И НАПРАВЛЯЮЩИЕ

ПРЯМОЛИНЕЙНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ (57) Сущность изобретения: ползун установ- лен в направляющих прямолинейного перемещения и упруго перемещается вдоль оси направляющих. Усилия для упругого перемещения прикладывают к ползуну через

Изобретение относится к приборостроению, а конкрвтнее — к направляющим прямолинейного перемещения, и может быть использовано для поступательного перемещения. оптических элементов точных приборов или элементов измерительных устройств.

Целью изобретения способа является повышение точности регулировки положения ползуна;

Заявленный способ установки ползуна в направляющих прямолинейного перемещения состоит из следующей последовательности действий: поверхности сопряжения полэуна и подвижных замыкающих элементов в местах их сопряжения

„„5U „„1820059 А1 пружиненные замыкающие элементы, поверхности ползуна и замыкающих элементов s местах их сопряжения выполнены в форме ласточкина хвоста, а фиксация положения относительно поверхности скольжения осуществляется зажимом ползуна с двух сторон в направлении оси направляющих навстречу друг к другу. В устройстве ползун установлен в призматическом пазу станины и постоянно поджат своей рабочей поверхностью к поверхности скольжения станины пружинами растяжения через замыкающие элементы, При перемещении ползуна вращают фасонный винт в упоре, при этом замыкающий элемент движется по винту и, воздействуя на ползун и противоположный замыкающий элемент. перемещает их. После достижения ползуном необходимого положения он зажимается между двумя замыкающими элементами поверхностью скольжения станины. 2 см4 з. и. ф-лы, 2 ил. выполняют наклонными к оси направляющих так, что они в совокупности образуют поверхность в форме "ласточкин хвост". При приложении усилий для перемещения полэуна к замыкающим элементам, сила, действующая на полэун со стороны каждого замыкающего элемента как эа счет их подпружинивания, так и за счет приложения к одному из них усилия перемещения, делит ся на две взаимоперпендикулярные составляющие, одна из которых направлена вдоль оси направляющих, а другая перпендикулярна поверхности скольжения и направлена к ней. Составляющая силы, перпендикулярная поверхности скольжения, дополнительно

1820059 поджимает ползун в процессе его перемещения к поверхности скольжения. Составляющие силы, направленные вдоль оси направляющих со стороны каждого из замыкающих элементов, в зависимости от направления приложения усилия перемещения, частично компенсируют друг друга и опре-: деллют направление перемещения ползуна вдоль оси направляющих. Таким образом обеспечивается легкое упругое, но и устойчивое перемещение полэуна, что и повышает точность его регулировки. Для жесткой фиксации полэуна к замыкающим элементам прикладывают усилия на встречу друг другу, Составляющие этих сил, перпендикулярные поверхности скольжения, наряду с силами упругости, дополнительно поджимают ползун к поверхности скольжения. Составляющие сил, направленные вдоль оси направляющих со стороны каждого из замыкающих элементов, полностью компенсируют друг друга. Это позволяет жестко зафиксировать ползун в необходимом положении с высокой точностью.

Цель изобретения устройства — повышение точности и устранение люфта.

Сущность изобретения заключается в том, что поверхности сопряжения ползуна и замыкающих элементов наклонны к оси направляющих и в совокупности образуют поверхность в форме "ласточкин хвост", при этом упругие элементы поджимают ползун через замыкающие элементы к поверхности скольжения станины, а устройства принудительного перемещения связаны с соответствующими замыкающими элементами.

Совокупность этих признаков приводит к тому, что при перемещении ползун упруго поджат к поверхности скольжения станины, а усилия перемещения от устройств принудительного перемещения прикладываются к замыкающим элементам, В результате усилия перемещения действуют на полэун через замыкающие элементы таким образом, что их составляющая, перпендикулярная поверхности скольжения, направлена к этой поверхности, и дополнительно поджимает ползун в процессе перемещения. Это полностью исключает люфт в устройстве при перемещении и тем самым обеспечивается необходимая точность перемещения ползуна. Возможность использования той же совокупности признаков для жесткого крепления ползуна в необходимом положении также повышает точность его перемещения.

На фиг. 1 и фиг. 2 изображены устройства с различным конкретным выполнением замыкающих узлов и устройств принудительного перемещения, Направляющие прямолинейного перемещения по фиг. 1 содержат ползун 1, станину

2, имеющую призматический паз, упругие элементы 3 и 4, выполненные в виде пружин сжатия, узел замыкания, состоящий иэ двух замыкающих элементов 5 и 6; подвижно закрепленных в дополнительных направляющих станины, и двух узлов принудительного перемещения. Первый узел принудительно10 ro перемещения состоит из винта 7 и гайки 8, соединенной со станиной 2, винт 7 соединен с замыкающим элементом 5 через пружину 3.

Второй узел принудительного перемещения состоит иэ винта 9 и гайки 10, соединенной со

15 станиной 2, винт 9 соединен с замыкающим элементом 6 через пружину 4. Поверхности сопряжения ползуна 1 и замыкающих элементов 5 и 6 наклонны к оси направляющих и в совокупности образуют поверхность в форме "ласточкин хвост".

Устройство по фиг. 1 работает следующим образом.

Ползун 1 установлен в призматическом пазу станины 2 и постоянно поджат своей рабочей поверхностью к поверхности скольжения станины пружинами сжатия 3 и 4 через замыкающие элементы 5 и 6, При перемещении ползуна один из замыкающих

30 элементов, например 6, освобождается от связи с узлом принудительного перемещения выкручивания винта 9 из гайки 10. Путем закручивания винта 7 в гайку 8 противоположного узла принудительного

35 перемещения воздействуют на замыкающий элемент 5, который в свою очередь воздействует на ползун 1 перемещает его. . После достижения ползуном необходимого положения закручивается винт 9 и ползун

40 зажимается между двумя замыкающими элементами 5 и 6 и поверхностью скольжения станины 2. При перемещении ползуна 1 в противоположную сторону, замыкающий элемент 5 освобождается от связи с узлом принудительного перемещения путем выкру. чивания винта 7 иэ гайки 8. Путем закручивания винта 9 в гайку 10 противоположного узла принудительного перемещения воздействуют на замыка|ощий элемент 6, который в

50 свою очередь воздействует на палзун 1 перемещает его.

Направляющие прямолинейного перемещения по фиг. 2 содержат ползун 1, станину 2, имеющую призматический паз, 55 упругие элементы 3 и 4, выполненные в виде пружин растяжения, узел замыкания, состоящий из двух замыкающих элементов 5 и 6, подвижно закрепленных в дополнительных направляющих станины, и двух элементов для жесткой связи замыкающих элементов, 1820059 выполненных в виде винтов 7 и 8, связанных с замыкающим элементом 6 по резьбе, Узел принудительного перемещения состоит из фасонного винта 9 и упора 10, соединенного со станиной, фасонный винт 9 соединен с замыкающим элементом 5 по резьбе. Поверхности сопряжения ползуна 1 и замыкающих элементов 5 и 6 наклонны к оси направляющих и в совокупности образуют поверхность в форме "ласточкин хвост". Каждая из пружин растяжения 3 и 4 одним концом закреплена с замыкающим элементом 5, а другаим — с замыкающим элементом 6.

Устройство по фиг. 2 работает следующим образом.

Ползун 1.установлен в призматическом пазу станины 2 и постоянно поджат своей рабочей поверхностью к поверхности скольжения станины пружинами растяжения 3 и 4 через замыкающие элементы 5 и

6. При перемещении ползуна вращают фасонный винт 9 в упоре 10, при этом замыкающий элемент 5 движется по винту и воздействуя на ползун и противоположный замыкающий элемент перемещает их. После достижения ползуном необходимого положения закручиваются винты 7 и 8 и ползун зажимается между двумя замыкающими элементами 5 и 6 и поверхностью скольжения станины 2. Данное выполнение устройства предпочтительнее в случае, если доступ к устройству возможен только с одной стороны.

Заявляемые способ установки ползуна е направляющих прямолинейного перемещения и устройство для его реализации выгодно отличаются от известных технических решений, т. к. их использование позволяет существенно повысить точность перемещения ползуна и регулировки Вследствие. того, что данные параметры не изменяют своих значений непосредственно в процессе работы, т. е. в процессе перемещения ползуна. Это особенно важно, например, в случае установки на ползуне многоэлементых фотоприемников для их юстировки, когда при возникновении люфта непосредственно в процессе перемещения ползуна происходит ухудшение качества сигнала вследствие расфокусировки. Обеспечение фиксации ползуна без введения каких-либо дополнительных элементов также существенно улучшает потребительские свойства предложенных технических решений. Другими достоинствами являются автоматическая компенсация износа в процессе работы и отсутствие высоких точностных требований к отдельным деталям и узлам при высоких выходных точностных характеристиках устройства в целом, 5

Формула изобретения

1. Способ установки ползуна в направляющих прямолинейного перемещения, заключающийся в упругом перемещении ползуна вдоль оси направляющих и фиксации его в необходимом положении, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения точности регулировки положения ползуна, поверхности ползуна и подвижных замыкающих элементов в местах их сопряжения выполняют наклонными к оси направляющих так, что они в совокупности образуют поверхность в форме ласточкина хвоста, усилия для упругого перемещения прикладывают к ползуну через подпружиненные пбдвижные замыкающие элементы, а фиксацию положения относительно поверхности скольжения осуществляют зажимом ползуна с двух сторон в направлении оси направляющих навстречу друг к другу.

2. Направляющие прямолинейного перемещения, содержащие ползун, станину, имеющую призматический паз, упругий элемент, о т л и ч а ю щ и е с я тем, что, с целью повышения точности и устранения люфта, устройство содержит по меньшей мере один упругий элемент и снабжено узлом замыкания, состоящим по меньшей мере из двух замыкающих элементов, подвижно закрепленных в дополнительных направляющих станины, и по меньшей мере одним узлом принудительного перемещения. соединенным со станиной, поверхности сопряжения ползуна и замыкающих элементов наклонны к оси направляющих и в совокупности образуют поверхность в форме ласточникз хвоста, упругий элемент и узел принудительного перемещения связаны с соответствующими замыкающими злементзми.

3. Направляющие по и, 2, о т л и ч з ющ и е с я тем, что кзждый упругий элемент выполнен в виде пружины сжатия, а каждый узел принудительного перемещения — в виде винта и гайки, винт соединен с соответствующим замыкающим элементом через пружину.

4. Направляющие по и, 2. о т л и ч а ющ и е с я тем, что узел замыкания снабжен по меньше мере одним элементом для жесткой связи замыкающих элементов. выполненным например в виде винта, связанным с одним иэ замыкающих элементов по резьбе, а с другим — по отверстию, упругий элемент выполнен в виде пружины растяжения, закрепленной одним концом на одном ззмыкающем элементе, а другим — нз другом замыкающем элементе. узел принудительного перемещения выполнен в виде фэсонного

1820059

1 6 10 винта и упора, и соединен с соответствующим замыкающим элементом по резьбе.

5. Направляющие пои. 3, о тл и ч а ющ и е с я тем, что устройство содержит два упругих элемента и два узла принудительного перемещения.

6. Направляющие по и. 4, о т л и ч а ющ и е с я тем, что устройство содержит два упругих элемента и один и узел принудительного перемещения, узел замыкания со5 держит два элемента для жесткой связи замыкающих элем «т я

1820059

9 10 5 Рог,2

Составитель О. Иванов

Техред М.Моргентал Корректор А, Козориз

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2015 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Рауаская наб., 4/5

Способ установки ползуна в направляющих прямолинейного перемещения и направляющие прямолинейного перемещения Способ установки ползуна в направляющих прямолинейного перемещения и направляющие прямолинейного перемещения Способ установки ползуна в направляющих прямолинейного перемещения и направляющие прямолинейного перемещения Способ установки ползуна в направляющих прямолинейного перемещения и направляющие прямолинейного перемещения Способ установки ползуна в направляющих прямолинейного перемещения и направляющие прямолинейного перемещения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к подшипникам скольжения

Изобретение относится к станкостроению , преимущественно к устройствам для уменьшения трения в направляющих подвижных узлов путем подачи жидкости под давлением между направляющими подвижного и базового узлов

Изобретение относится к приборостроению , а именно к устройствам газовых опор скольжения, и может быть использовано в качестве направляющей магнитной ленты магнитофонов

Изобретение относится к машиностроению , например к аэростатическим направляющим для прямолинейного и кругового движений

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в металлорежущих станках и других машинах для прямолинейного перемещения узлов

Изобретение относится к конструкции направляющих скольжения, используемых для прокладки трубопроводов, для удержания пролетных строений мостов, и может быть применено в качестве конструкции в промежуточных опорах эстакад теплопроводов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к оборудованию для обработки металлов давлением и к станкостроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах и механизмах, имеющих узлы скольжения, в которых детали совершают знакопеременные движения друг относительно друга

Изобретение относится к устройствам для точной подачи заготовок при обработке резанием и может быть использовано на предприятиях машиностроения и приборостроения при окончательной обработке заготовок шлифованием

Изобретение относится к станкостроению и более конкретно к гидростатическим опорам для направляющих

Изобретение относится к машиностроению, а именно к опорам роторов высокоскоростных турбоагрегатов

Изобретение относится к опорам трубопроводов, протаскиваемых внутри защитного кожуха при строительстве переходов через автомобильные и железные дороги

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к опорам штоков регулирующей арматуры, работающей в широком диапазоне температур

Изобретение относится к подшипнику скольжения, в частности к подшипнику скольжения, применимому в качестве подвижной опоры для вала рулевой рейки в автомобиле с рулевым механизмом реечного типа

Изобретение относится к газовому подшипнику

Изобретение относится к газовому подшипнику, способу изготовления такого подшипника и линейному компрессору

Изобретение относится к машиностроению, в частности к линейным направляющим
Наверх